Охрана труда на предприятиях ЖКХ Брестской области
30 мая 2001 года состоялось совместное заседание коллегий Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, республиканского комитета Белорусского профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий и Координационного совета органов надзора и контроля при Министерстве труда Республики Беларусь, на котором рассмотрен вопрос "О состоянии работы по охране труда в организациях и на предприятиях ПУ ЖКХ Брестского облисполкома".
На заседании отмечено, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь проводится определенная работа по предупреждению несчастных случаев на производстве, улучшению условий труда работающих. Одной из составляющих этой работы является создание нормативных документов.
Так, министерством разработан и с февраля текущего года введен в действие Реестр правил, норм и других нормативных документов по охране труда, действующих в системе жилищно коммунального хозяйства.
В настоящее время в стадии согласования находятся "Правила по охране труда при эксплуатации систем водоснабжения и водоотводения".
В апреле месяце текущего года была проведена очередная аттестация руководящих работников и специалистов организаций жилищно-коммунального хозяйства по вопросам охраны труда.
В прошлом году вопросы охраны труда рассматривались дважды на заседаниях коллегии министерства, а также на заседании отраслевой комиссии по охране труда.
Министерством письменно доводится на места, а также публикуются в ежемесячном Информационном бюллетене сообщения о несчастных случаях на производстве и соответствующая информация государственных органов по этим вопросам.
В результате проведенной работы в 2000 году в целом в системе жилищно-коммунального хозяйства снизился травматизм на производстве с 272 случаев в 1999 году до 235 в 2000 году.
Также уменьшилось количество случаев травматизма со смертельным исходом с 13 в 1999 году до 11 в 2000 году.
Во всех областных управлениях жилищно-коммунального хозяйства, за исключением Минской области, произошло по одному несчастному случаю со смертельным исходом.
Из-за производственного травматизма в организациях жилищно-коммунального хозяйства за 2000 год 9113 человеко-дней и около 99,0 млн рублей соответственно составили потери рабочего времени и материальные издержки.
За нарушение правил техники безопасности в прошлом году к 133 инженерно-техническим работникам были применены штрафные санкции на общую сумму 1 млн 14 тысяч рублей.
Кроме того, государственными органами надзора были наложены штрафы на предприятия за нарушение правил техники безопасности в сумме 2 млн 390 тысяч рублей.
На мероприятия по охране труда было использовано 1922422,39 тыс. рублей, или в среднем на одного работающего приходится 12,7 тыс. рублей.
В организациях жилищно-коммунального хозяйства Брестской области затраты по охране труда на одного работающего составили 9,25 тыс. рублей, в то время как в организациях Гродненской области эта сумма равна 22,4 тыс. рублей, а УП ЖКХ Минского облисполкома - 3,1 тыс. рублей.
Однако несмотря на то, что расходы на реализацию мероприятий по охране труда ежегодно увеличиваются, травматизм на производстве все еще имеет место.
В этом сказывается приниженное отношение со стороны руководителей к укреплению производственной и трудовой дисциплины в рабочих коллективах.
На коллегии отмечалось, что работа по охране труда на предприятиях, подведомственных ПУ ЖКХ Брестской области, организована в соответствии с разработанными нормативными документами.
Численность работников предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства области составляет 15 756 человек, или более 10 % общей численности работников отрасли, из которых 4964 женщины.
Количество пострадавших на производстве в организациях жилищно-коммунального хозяйства увеличилось с 22 в 1999 году до 28 в 2000 году, из которых было смертельно травмировано 3 работника, в том числе в Брестском ГПО ЖКХ - 1, Малоритском РПО ЖКХ 2 при отсутствии таковых в 1999 году. В других организациях число пострадавших составляет от 11 до 19.
Наибольшее количество пострадавших на производстве было в Брестском ГПО ЖКХ (6 человек), Малоритском РПО ЖКХ(5),Брестском РПО ЖКХ (4),Пинском ГПО ЖКХ (3). Материальные последствия от несчастных случаев на производстве составили сумму 14 306 тыс. руб.
Проведенные проверки состояния работы по охране труда на местах показали, что во многих организациях жилищно-коммунального хозяйства Брестского облисполкома имеют место нарушения правил охраны труда, не везде выполняются требования статьи 227 Трудового кодекса по созданию служб охраны труда численностью, установленной Министерством труда. Так, на предприятиях Ивацевичиремжилстрой, Косовского ЖКХ, Телеханского ЖКХ Ивацевичского РПО ЖКХ при численности работающих соответственно 102, 121,165 человек не введены должности специалистов по охране труда.
На некоторых предприятиях не были оборудованы стенды по охране труда, не разработаны программы для ежегодного курсового обучения по безопасности труда с рабочими, занятыми на участках повышенной опасности, руководители и специалисты не прошли проверку знаний по охране труда в вышестоящей организации и не создали комиссию по проверке знаний рабочих.
Не везде соблюдаются сроки замеров сопротивления изоляции электропроводок и контуров заземления.
Проверками было установлено, что и другое электрооборудование не везде отвечает требованиям безопасности.
Имеют место случаи неудовлетворительного обеспечения спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты, отсутствуют аккумуляторные фонари, лямочные предохранительные пояса.
Не на всех предприятиях ведутся журналы выдачи нарядов-допусков на производство огневых работ.
Проверками установлено, что еще имеются нарушения действующих правил при эксплуатации котельных.
Так, при проверке коммунального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Пинска Брестского предприятия котельного хозяйства установлено, что не были разработаны и утверждены производственные инструкции для персонала котельных, работающих на твердом топливе, с учетом особенностей установленных типов котлов. Лампы накаливания, применяемые для общего освещения, не заключены в специальную арматуру. Помещения не полностью укомплектованы первичными средствами пожаротушения, требуется ремонт электропроводки и электрооборудования.
Сварочные посты не оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
Выявлены также другие нарушения.
На заседании отмечено, что состояния работы по охране труда в организациях, подведомственных производственному управлению жилищно-коммунального хозяйства Брестского облисполкома, свидетельствуют о необходимости повышения эффективности функционирования системы управления охраной труда с целью улучшения условий труда и быта работающих на производстве.
В своем решении коллегия потребовала установить более строгий контроль со стороны администрации, общественных формирований за соблюдением норм охраны труда для работающих на производстве.
Определены также меры по устранению вскрытых недостатков.
Руководителям объединений, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства предписано, с учетом рассмотрения вопроса на прошедшей коллегии, проанализировать состояние охраны труда на подведомственных предприятиях и результаты рассмотреть на очередных заседаниях коллегий, технико-экономических советов с целью принятия соответствующих мер по повышению эффективности функционирования системы управления охраной труда на производстве.Павел ШУЛЬЧЕК, начальник отдела главного управленияКомитета по охране труда
На заседании отмечено, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь проводится определенная работа по предупреждению несчастных случаев на производстве, улучшению условий труда работающих. Одной из составляющих этой работы является создание нормативных документов.
Так, министерством разработан и с февраля текущего года введен в действие Реестр правил, норм и других нормативных документов по охране труда, действующих в системе жилищно коммунального хозяйства.
В настоящее время в стадии согласования находятся "Правила по охране труда при эксплуатации систем водоснабжения и водоотводения".
В апреле месяце текущего года была проведена очередная аттестация руководящих работников и специалистов организаций жилищно-коммунального хозяйства по вопросам охраны труда.
В прошлом году вопросы охраны труда рассматривались дважды на заседаниях коллегии министерства, а также на заседании отраслевой комиссии по охране труда.
Министерством письменно доводится на места, а также публикуются в ежемесячном Информационном бюллетене сообщения о несчастных случаях на производстве и соответствующая информация государственных органов по этим вопросам.
В результате проведенной работы в 2000 году в целом в системе жилищно-коммунального хозяйства снизился травматизм на производстве с 272 случаев в 1999 году до 235 в 2000 году.
Также уменьшилось количество случаев травматизма со смертельным исходом с 13 в 1999 году до 11 в 2000 году.
Во всех областных управлениях жилищно-коммунального хозяйства, за исключением Минской области, произошло по одному несчастному случаю со смертельным исходом.
Из-за производственного травматизма в организациях жилищно-коммунального хозяйства за 2000 год 9113 человеко-дней и около 99,0 млн рублей соответственно составили потери рабочего времени и материальные издержки.
За нарушение правил техники безопасности в прошлом году к 133 инженерно-техническим работникам были применены штрафные санкции на общую сумму 1 млн 14 тысяч рублей.
Кроме того, государственными органами надзора были наложены штрафы на предприятия за нарушение правил техники безопасности в сумме 2 млн 390 тысяч рублей.
На мероприятия по охране труда было использовано 1922422,39 тыс. рублей, или в среднем на одного работающего приходится 12,7 тыс. рублей.
В организациях жилищно-коммунального хозяйства Брестской области затраты по охране труда на одного работающего составили 9,25 тыс. рублей, в то время как в организациях Гродненской области эта сумма равна 22,4 тыс. рублей, а УП ЖКХ Минского облисполкома - 3,1 тыс. рублей.
Однако несмотря на то, что расходы на реализацию мероприятий по охране труда ежегодно увеличиваются, травматизм на производстве все еще имеет место.
В этом сказывается приниженное отношение со стороны руководителей к укреплению производственной и трудовой дисциплины в рабочих коллективах.
На коллегии отмечалось, что работа по охране труда на предприятиях, подведомственных ПУ ЖКХ Брестской области, организована в соответствии с разработанными нормативными документами.
Численность работников предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства области составляет 15 756 человек, или более 10 % общей численности работников отрасли, из которых 4964 женщины.
Количество пострадавших на производстве в организациях жилищно-коммунального хозяйства увеличилось с 22 в 1999 году до 28 в 2000 году, из которых было смертельно травмировано 3 работника, в том числе в Брестском ГПО ЖКХ - 1, Малоритском РПО ЖКХ 2 при отсутствии таковых в 1999 году. В других организациях число пострадавших составляет от 11 до 19.
Наибольшее количество пострадавших на производстве было в Брестском ГПО ЖКХ (6 человек), Малоритском РПО ЖКХ(5),Брестском РПО ЖКХ (4),Пинском ГПО ЖКХ (3). Материальные последствия от несчастных случаев на производстве составили сумму 14 306 тыс. руб.
Проведенные проверки состояния работы по охране труда на местах показали, что во многих организациях жилищно-коммунального хозяйства Брестского облисполкома имеют место нарушения правил охраны труда, не везде выполняются требования статьи 227 Трудового кодекса по созданию служб охраны труда численностью, установленной Министерством труда. Так, на предприятиях Ивацевичиремжилстрой, Косовского ЖКХ, Телеханского ЖКХ Ивацевичского РПО ЖКХ при численности работающих соответственно 102, 121,165 человек не введены должности специалистов по охране труда.
На некоторых предприятиях не были оборудованы стенды по охране труда, не разработаны программы для ежегодного курсового обучения по безопасности труда с рабочими, занятыми на участках повышенной опасности, руководители и специалисты не прошли проверку знаний по охране труда в вышестоящей организации и не создали комиссию по проверке знаний рабочих.
Не везде соблюдаются сроки замеров сопротивления изоляции электропроводок и контуров заземления.
Проверками было установлено, что и другое электрооборудование не везде отвечает требованиям безопасности.
Имеют место случаи неудовлетворительного обеспечения спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты, отсутствуют аккумуляторные фонари, лямочные предохранительные пояса.
Не на всех предприятиях ведутся журналы выдачи нарядов-допусков на производство огневых работ.
Проверками установлено, что еще имеются нарушения действующих правил при эксплуатации котельных.
Так, при проверке коммунального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Пинска Брестского предприятия котельного хозяйства установлено, что не были разработаны и утверждены производственные инструкции для персонала котельных, работающих на твердом топливе, с учетом особенностей установленных типов котлов. Лампы накаливания, применяемые для общего освещения, не заключены в специальную арматуру. Помещения не полностью укомплектованы первичными средствами пожаротушения, требуется ремонт электропроводки и электрооборудования.
Сварочные посты не оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
Выявлены также другие нарушения.
На заседании отмечено, что состояния работы по охране труда в организациях, подведомственных производственному управлению жилищно-коммунального хозяйства Брестского облисполкома, свидетельствуют о необходимости повышения эффективности функционирования системы управления охраной труда с целью улучшения условий труда и быта работающих на производстве.
В своем решении коллегия потребовала установить более строгий контроль со стороны администрации, общественных формирований за соблюдением норм охраны труда для работающих на производстве.
Определены также меры по устранению вскрытых недостатков.
Руководителям объединений, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства предписано, с учетом рассмотрения вопроса на прошедшей коллегии, проанализировать состояние охраны труда на подведомственных предприятиях и результаты рассмотреть на очередных заседаниях коллегий, технико-экономических советов с целью принятия соответствующих мер по повышению эффективности функционирования системы управления охраной труда на производстве.Павел ШУЛЬЧЕК, начальник отдела главного управленияКомитета по охране труда
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2001 год в рубрике жкх