Выгодно только то, что является массовым

В этом году 21-й конкурс "Лучшая продукция года" (в качестве организаторов которого традиционно выступают "Белорусское общество защиты потребителей" и ООО "Экобрейн"), посвященный строительным материалам и изделиям, будет включать такие номинации, как "Кровельные гидро- и теплоизоляционные материалы", "Лакокрасочная продукция", "Отделочные материалы. Окна. Двери". Пресс-конференция, в ходе которой были представлены участники конкурса, состоялась 8 июня под девизом "Использование качественно новых материалов в строительстве".

Председатель Белорусского общества защиты потребителей (и председатель жюри конкурса) Вячеслав Лиев напомнил, что хоть конкурс и 21-й, но вышеназванной тематики он касается лишь вторично. Вся номинируемая в конкурсе продукция проходит испытания в соответствующим образом аккредитованных организациях страны, имеющих право осуществлять техническую экспертизу в системе национальных и международных нормативов. Результаты тестирования сравниваются, наилучшие показатели удостаиваются тех или иных наградных степеней, то есть процедурная часть конкурса осталась неизменной. Разумеется, по-прежнему будут учитываться и так называемые потребительские свойства, то есть не только то, что предусмотрено нормами и стандартами, но и такие факторы, как удобство пользования и экологическая приемлемость.

Один из членов жюри - главный инженер проектного института "Белкомплекспроект" Давид Либерман. Основная часть выполняемых институтом проектных работ касается модернизации зданий (общественных и особенно жилых), что влечет за собой достаточно обширное применение как теплоизоляционных, так и кровельных материалов. Гамма этих материалов достаточно широка. Белорусские предприятия не достигают европейского уровня сегодня и не достигнут его в ближайшие годы по ряду объективных причин. Сегодня проектировщик, принимая решение, связанное с крупными затратами, лежит ли оно в области теплоизоляции либо кровли, опирается в основном на свой опыт. Совокупности объективных показателей (физико-механические характеристики, цена материала, расстояние доставки) сегодня не существует. Или же природа данного показателя настолько сложна, что он практически не применяется в мировой практике. Наиболее насущной задачей сегодняшнего дня является снижение стоимости строительства. Качество работы белорусских проектировщиков и подрядчиков не хуже, чем любых их постсоветских коллег. Однако остается проблема неконкурентоспособных цен. Небольшая прослойка населения, способная покупать жилье по предлагаемым ценам, не определяет уровня развития данной отрасли. Выгодно только то, что является массовым. То же, что делается в виде отдельных экземпляров, никогда не влияет на окончательное решение. Поэтому выбор материала в значительной степени зависит от его стоимости. Иногда при проектировании приходится идти на заведомое ухудшение показателей материалов для того, чтобы выиграть в цене. Понятно, что проектные институты - не научно-исследовательские, в своей работе они часто опираются на опыт. К сожалению, сегодня нет всеобъемлющей комплексной системы оценки показателей материалов. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Остается сравнивать их стоимость.

Лишь в случае, если производитель задастся целью существенного (не на 2-3%!) снижения цены на свою продукцию, изготавливаемый им материал сможет претендовать на победу и в данном конкурсе, и в любом из тендеров.

В свое время похожая дилемма стояла перед Фордом. Будет массовый автомобиль - значит производитель его будет богат. В противном случае отрасль просто не будет существовать.

Следует сказать, что производство как теплоизоляционных, так и кровельных материалов является чрезвычайно энергоемким. (Во всяком случае, составляющих конечных продуктов.)

То есть все компоненты всех обсуждаемых продуктов приобретаются за рубежом, в том числе и энергоносители.

К сожалению, экономика требует быстрых результатов. То, что сегодня выполняется за $300, завтра должно выполняться за $200.

Отечественный материал может потеснить на рынке импортный (особенно теплоизоляцию) только ценой.

При росте качественных показателей цена, бесспорно, также должна расти. Но не в такое же количество раз, в противном случае в стране не будет эффективной экономики. При двукратном росте качества цена может возрасти не более, чем в полтора раза.

В проекты должны закладываться действительно отечественные материалы. То, что тот или иной конечный продукт производится в Беларуси, еще ни о чем не говорит. Отечественными должны быть все исходные составляющие.

Участниками номинации "Кровельные гидро- и теплоизоляционые материалы" являются ОАО "Завод керамзитового гравия" (Новолукомль), ОАО "Изоляция" (Береза), СП ОАО "Кровля" (Осиповичи), НП ООО "Алкид" (Минск), ПРУП "Березастройматериалы". Участниками номинации "Лакокрасочная продукция" - СП "Колор" (Кобрин), СП "Диском", ООО "Автосиб", СП "Рем-Колор", СП "Оли-Бело", ОАО "Минский лакокрасочный завод" (все - Минск). Участниками номинации "Отделочные материалы. Окна. Двери" - ОАО "Гомельобои", "ГОРО-трейдинг" (Минск), ДПК "Лясковичи", ООО "Евроокна" (Минск), ЗАО "Анпласт" (Гвоздово Полоцкого района Витебской области).

Г-ну Либерману пришлось побывать почти на всех заводах Беларуси, продукция которых относится к первой номинации. Он свидетельствует: качество этой продукции не ниже качества той, что поступает на рынок страны не только с Востока, но и с Запада. По данной номинации жюри конкурса, можно сказать, уже вполне определилось.

Однако конкурс еще продолжается. Ведутся переговоры с рядом фирм - производителей строительных материалов и изделий. Итоги же будут подведены в конце июня - начале июля 2001 г.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 22 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость