Винтовая арматура для строительства

В 70-80 гг. НИИЖБ в сотрудничестве с институтами и предприятиями черной металлургии разрабатывал и внедрял в строительство винтовую арматурную сталь. В отличие от обычной арматуры периодический профиль винтовых стержней служит не только для сцепления с бетоном, но и играет роль трапецеидальной резьбы.

Такую арматуру можно состыковывать по длине и анкеровать с использованием муфт, гаек, контргаек, анкерных гаек.

С одной стороны, возможность использования для стыковки стержней винтовых соединений вместо сварки и повышенная цена винтовой стали по сравнению с обычной, с другой, определили следующие основные области ее возможного применения.

Во-первых, в монолитных конструкциях спецсооружений в виде ненапрягаемой арматуры класса А500С, где по ряду причин сварка не применяется (промышленные газодымовые трубы, градирни, конструкции АЭС).

Во-вторых, в качестве высокопрочной арматуры в связи с возможностью ее стыковки без разупрочнения при сварке (грунтовые анкеры, арматура защитных оболочек АЭС, напрягаемая арматура длинномерных - больше 11 м - сборных конструкций, большепролетные фермы, плиты).

В-третьих, в качестве тяжей для крепежа опалубки при производстве монолитных конструкций.

В-четвертых, в качестве грунтовых и скальных анкеров в шахто- и тоннелестроении.

В-пятых, в качестве тяжей при разного рода восстановительных и ремонтных работах.

Производство винтовой арматуры диаметром 18-36 мм разных классов (A-III, Aт-V, A-V) осваивали такие металлургические предприятия, как Макеевский и Криворожский комбинаты (Украина), "Северсталь" и "ЗапСиб" (Россия). Винтовую арматуру предполагалось поставлять в комплекте с гайками и муфтами, в связи с чем было предпринято несколько попыток создания оригинальной технологии производства недорогих крепежных элементов (с изготовлением внутренней резьбы методом горячего деформирования).

Такая технология была внедрена совместно с Днепропетровским металлургическим институтом, а опытно-промышленная партия гаек и муфт в 1989 г. использовалась совместно с винтовой арматурой диаметром 36 мм класса A-V производства ОАО "Северсталь" для грунтовых анкеров при строительстве второй очереди здания МИД СССР на Смоленской площади в Москве.

Использование метода "стена в грунте" с анкерным креплением в соответствии с технологией фирмы "Bauer" (ФРГ) с применением вантовой арматуры сделало возможным сооружение грандиозного котлована под здание МИД в условиях плотной городской застройки.

В настоящее время из всех перечисленных предприятий только Западносибирский металлургический комбинат сохранил производство винтовой арматуры. Комбинат в состоянии поставлять эту арматуру диаметром 16-32 мм нового класса А500С и диаметром 16-25 мм классов Ат800 (Ат-V) и Ат1000 (Ат-VI) по ТУ 14-1-5254.

В последние годы комбинат отгружал небольшие партии арматуры диаметром 16, 18, 20, 25 и 32 мм для следующих целей.

При строительстве в Москве комплекса "Москва-Сити" и объектов третьего транспортного кольца в качестве грунтовых анкеров использовалась арматура диаметром 25 мм классов Ат800 и Ат1000. Соединительные муфты и анкерные гайки изготавливались на серийном металлообрабатывающем оборудовании, при этом учитывались особенности винтового профиля конкретных партий арматуры. Испытания винтовых соединений показали, что при правильном выборе параметров внутренней резьбы можно обеспечить прочность стыков и анкеров, равную стержням арматуры классов Ат800 и Ат1000, при длине гаек не менее 3,2d, а муфт - 6,4d, где d - номинальный диаметр арматуры. Гайки и муфты были сделаны из стали марок 20-45.

Такая область применения винтовой арматуры, как изготовление тяжей для крепежа опалубки, предполагает использование арматуры классов А500С и Ат800 диаметром 16 и 18 мм. Это стало возможным в связи с широким внедрением российскими подрядными предприятиями зарубежного опыта применения инвентарной опалубки для монолитного домостроения. Фирмы-производители инвентарной опалубки (ООО "Техноком-СМ", НТЦ "Стройопалубка") используют в качестве несущих ее элементов тяжи из винтовой арматуры в комплекте со специальными стальными литыми гайками. Резьбу на гайках можно нарезать на токарных станках по стандартной технологии или с использованием специально изготавливаемых метчиков-протяжек (например, разработанных в 80-х гг. институтом ВНИИинструмент). При высоте гайки 3d гарантируется восприятие тяжем из винтовой арматуры класса Ат800 диаметром 16 мм усилия, равного 160 кН.

При внедрении зарубежной технологии обустройства шахтных тоннелей новокузнецкое предприятие "Кузбасспромсервис-М" использует винтовую арматуру класса А500С диаметром 20 мм в комплекте со специальными анкерными гайками, отливаемыми вместе с внутренней резьбой.

Наконец, фирмой УП "Инкомстрой" была выполнена реконструкция ветхого здания в историческом центре Москвы. В качестве тяжей для стягивания коробки здания была использована винтовая арматура класса А500С диаметром 32 мм с анкерными гайками. Этот опыт может быть воспроизведен на любом восстанавливаемом объекте.

Сейчас производство винтовой арматуры на ЗСМК носит эпизодический характер.

В 2001 г. Белорусским металлургическим заводом в сотрудничестве с НИИЖБ начато освоение производства винтовой арматуры классов от А500С до Ат800 и Ат1000 в расширенном ассортименте - диаметром от 12 до 36 мм. Характеристики арматуры отвечают требованиям нормативных документов Германии и Франции. Впервые ставится задача ее комплектной поставки по желанию заказчика вместе с гайками и соединительными муфтами разных видов - как относительно дешевых из стандартного шестигранника и круга, так и более дорогих литых гаек специальной формы.

В настоящее время завод собирает сведения о потенциальных потребителях и возможных объемах поставок новой продукции.

Появление стабильного и значительного спроса на этот эффективный вид стальной продукции позволило бы снизить ее цену, расширить ассортимент и улучшить качество.Б. ФРИДЛЯНОВ, НИИЖБ Госстроя России


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2001 год в рубрике материалы и технолгии

©1995-2024 Строительство и недвижимость