О компьютерной обработке результатов раскопок

В этом году древняя Троя станет темой выставки в Штутгарте, на которой профессором Тюбингенского университета Корфманном будут продемонстрированы результаты последних раскопок. Далее находки будут экспонироваться в Брауншвейге и Бонне, а затем вернутся на постоянное хранение в Трою.

Дань самой последней моде эта посвященная Трое передвижная выставка отдает благодаря команде, возглавляемой доктором Вольфгангом Целлером, который преподает CAD студентам Штутгартского университета, а также консультирует в данной сфере архитекторов и дивелоперов.

Именно доктору Целлеру принадлежит замысел создания группы археологов и будущих архитекторов для совместного изучения ими приемов пользования компьютером. Как правило, археологам во время производства раскопок приходится пользоваться очень ценными документами. Это обстоятельство является идеальной предпосылкой для реализации идеи компьютерной реконструкции раскапываемых поселений.

Идея была поддержана профессором Корфманном, который участвовал в раскопках Трои с 1988 г. (До этого они были запрещены в течение 50 лет.) Профессор направил одного из своих ассистентов на курс Целлера для того, чтобы этот ассистент, с одной стороны, получил базовую подготовку в области CAD, а с другой - помогал студентам-архитекторам справляться с вопросами, возникающими у них в процессе компьютерного восстановления истинного облика древнетроянской застройки.

В конце концов, даже располагая уникальными документами, археологи могут не знать многих деталей, касающихся раскапываемых ими строений, - например, их высоты. Здесь-то и начинается интересная работа за компьютером. Как вы представите себе крепостную стену, не зная, какой высоты она была?

Если верить доктору Целлеру, этот пример является одним из наиболее ярких примеров полезности компьютера как необходимого для археолога инструмента. Допустим, высота стены предположительно может достигать 20, или 25, или 30 футов. В этом случае делается просто три электронных изображения стены с тремя вариантами высоты - каждое своего цвета. Они демонстрируются поочередно, а затем накладываются друг на друга.

Каждое из изображений видно в течение 2-3 секунд, пока не появляется следующее. Это дает смотрящему на монитор компьютера возможность видеть изображение одновременно в его фиксированной и меняющейся ипостасях.

Реализация данного технического приема возможна на экране компьютера, но не в рабочей тетради и не в книге. Именно таким образом можно получить максимум информации в кратчайший срок. Кроме того, это удерживает исследователя от домысливания (и соответственно дорисовывания) нераскопанных или, тем более, несуществующих деталей.

Двадцать студентов прошли двухнедельный курс интенсивного обучения. Разбившись на две группы, они приступили к визуализации раскопочных горизонтов (пластов, относящихся к определенному времени) - от Трои-I до Трои-IX. Вначале были созданы тонколинейные каркасы графических моделей, затем появились и пространственные поверхности. Около трети студентов были абсолютными новичками во всем, что касается CAD, остальные уже имели некоторый опыт. Все они набирались навыков в пользовании программой простого приближения.

Тонколинейная модель, так называемый проволочный каркас, - лишь первый шаг при реконструкции такого объекта, как застройка Трои. Следующий шаг - сообщение поверхностям текстур и оттенков. После этого на компьютерных моделях выполняются светотени, как на традиционных пространственных изображениях.

Имели ли троянские постройки окна? Никто этого в точности не знает. Точнее, раскопки этого пока не показали. Во всяком случае, ни в Каменном, ни в Бронзовом веке Трои. И уж, конечно, нигде в мире раскопки, относящиеся к этому периоду, не дали ни осколка стекла. Оно еще не было изобретено тогда, тем более оконное стекло, хотя бы и самое примитивное.

Мегарон, самый большой храм Трои-II, имел размеры в плане 42х95 футов и состоял из единственного помещения без окон. Студентам удалось восстановить систему освещения храма, исходя из предположения, что в центре помещения находился алтарь, на котором поддерживался огонь (при раскопках оснований стен был найден древесный уголь). Входящие в храм с дневного света могли лишь догадываться об истинных размерах помещения, так как стены, противоположной входу, не было видно из-за света пламени и дыма.

Теперь студенты, участвовавшие в компьютерном восстановлении истинного облика древней Трои, будут помогать посетителям выставки представить себе, как в действительности выглядел город.

Если экстраполировать найденную идею освещения на все античные храмовые постройки, то получается, что на самом деле темно было внутри всех классических греческих и римских храмов.По материалам Build IT Newsletter Team


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2001 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость