Строительный комплекс и жилищно-коммунальное хозяйство Беларуси в 2001–2005 годах

Президиум Совета Министров Республики Беларусь 3 апреля 2001 года рассмотрел и одобрил проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.

Новый программный документ разработан Минэкономики совместно с заинтересованными министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом при участии Национальной академии наук, Национального банка, ряда научно-исследовательских и общественных организаций. Разработка осуществлена в полном соответствии с требованиями Закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь".

Программа содержит цели, задачи и приоритеты дальнейшего социально-экономического развития страны, а также обоснование системы мероприятий по их реализации. Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей в очередном пятилетии, наряду с другими направлениями сохраняет свой приоритет и жилищное строительство.

При этом указано, что жилищное строительство должно осуществляться на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования.

Для этих целей намечается ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства - системы стройсбережений (стройнакоплений), ипотечного кредитования.

Программой предусматривается изменение в 2001-2005 годах подходов к жилищному строительству. С 2002 года предполагается перейти на финансирование строительства жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий малообеспеченных граждан за счет средств республиканского и местных бюджетов и за счет собственных средств - для остальных категорий граждан.

На предстоящее пятилетие прогнозируется ввод в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 12,75-13 млн кв. метров общей площади жилых домов. При этом средняя обеспеченность населения общей площадью должна возрасти с 21,1 кв. метра на человека в 2000 году до 22,4 кв. метра в 2005 году.

По прогнозным оценкам в ближайшие годы одним из основных направлений улучшения жилищных условий населения должно стать эффективное использование существующего жилищного фонда. Объемы его модернизации и реконструкции в предстоящем пятилетии намечается ежегодно наращивать. В 2005 году они должны превысить уровень 2000 года (16,3 тыс. кв. метров) в 3,1 раза. Наряду с этим предусмотрено активизировать использование пустующих и незаселенных жилых домов и помещений (особенно в сельской местности), развитие вторичного рынка жилья, что также будет способствовать решению жилищной проблемы в республике.

Важнейшим концептуальным положением новой Программы является развитие жилищно-коммунального хозяйства, повышение качества обслуживания жилищного сектора и уровня обеспеченности населения услугами, бесперебойная работа отрасли при снижении затрат на производство и оказание жилищно-коммунальных услуг.

Решать эти программные задачи предполагается путем совершенствования экономической, организационной и правовой основы для внедрения в отрасли прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий обслуживания и ремонта жилищного фонда, оказания жилищно-коммунальных услуг.

По мнению разработчиков Программы, совершенствование тарифной и иных форм регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства должно сочетаться с максимальной "прозрачностью" финансовой отчетности, что позволит объективно оценивать уровень реальных затрат и прибыли предприятий-монополистов и на этой основе постепенно ликвидировать перекрестное субсидирование и сократить бюджетное дотирование.

При этом среднегодовой уровень возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных услуг будет определяться складывающейся экономической ситуацией и устанавливаться в Законе о бюджете на очередной год.

В случае повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги социальная защита населения будет осуществляться адресно, путем предоставления безналичных жилищных субсидий.

Важно отметить, что программа не предусматривает на ближайшее пятилетие резкого и значительного повышения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Предусмотренные в Программе прогнозируемые показатели развития жилищной сферы являются минимальными и могут быть существенно увеличены при повышении эффективности использования производственного и научно-технического потенциала страны, ускорении структурных и институциональных преобразований.

Правительством поручено Минэкономики совместно с министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским гориспролкомом организовать разработку конкретных мероприятий по реализации одобренной Программы.Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межотраслевого совета по проведению жилищной реформы


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 19 за 2001 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость