О путях удешевления строительства

Сегодня строительная отрасль республики, призванная сыграть роль экономического локомотива, находится далеко не в лучшем своем состоянии. Налицо тенденция снижения инвестиционной активности (и возможностей!), покупательского спроса на продукцию отрасли внутри республики. Падает экспорт строительных материалов и услуг.

Одной из важнейших мер для изменения сложившейся ситуации президент страны считает снижение стоимости строительной продукции, как в промышленности стройматериалов, так и в строительном производстве. Это обеспечит доступность строительной продукции для широких слоев населения. Речь прежде всего о строительстве жилья.

Анализ существующих проблем показывает, что решать их необходимо совместными действиями центральных органов управления, различных министерств и ведомств Республики Беларусь, а также местных распорядительных и исполнительных органов, заказчиков и руководителей проектных, строительных организаций и предприятий.

Однако главная ответственность ложится на плечи Министерства строительства и архитектуры.

27 апреля в конференц-зале министерства состоялось республиканское совещание "О путях снижения затрат и удешевления строительства". В совещании приняли участие 360 человек, среди них - представители Администрации Президента, Совета Министров, Комитета государственного контроля, министерств и ведомств Республики Беларусь, заместители председателей облисполкомов, руководители областных управлений капитального строительства, служб Госстройнадзора, государственной экспертизы и региональных центров по ценообразованию в строительстве, заместители председателей горисполкомов, руководители научно-исследовательских и проектных институтов, объединений, предприятий и организаций строительного комплекса.

Состав участников совещания и количество приглашенных свидетельствовали о масштабности обсуждаемых проблем.

Большинство проблем строительной отрасли имеют внешние по отношению к ней источники - как объективные, так и субъективные. Однако, как было высказано в выступлениях, резервы снижения стоимости строительства есть на каждой стадии, начиная с предпроектных работ и выбора участка и заканчивая введением объекта в эксплуатацию, обслуживанием его в эксплуатационный период.

Проблема в том, как сделать использование этих резервов выгодным строителям, заказчикам. Да и всему обществу в целом.

Тематика представленных докладов свидетельствовала о глубоком понимании существующей ситуации, сути проблем. Первым прозвучал доклад г-на Е. И. Драчука, начальника главного управления экономики Минстройархитектуры: "Проблемы повышения эффективности инвестиционной деятельности в строительстве и снижения стоимости строительной продукции".

Одним из способов решения инвестиционных проблем г-н Драчук справедливо считает принятие мер для повышения привлекательности области инвестирования для инвестора и заказчика. Инвестиционная стоимость любого объекта во многом определяется генеральным планом развития региона.

Причем инвестиционная стоимость объекта значительно отличается от собственно стоимости строительства (затраты на обустройство инженерных сетей, развитие инфраструктуры в некоторых случаях повышают стоимость дома в полтора раза). Не менее дорого и время.

Длительность инвестиционного цикла в наших условиях часто затягивается за счет бюрократических проволочек еще на подготовительном этапе, что на практике влечет за собой финансовые затраты и просто деморализует инвестора. Было предложено создание единой службы при исполкомах, где бы все вопросы по согласованию, решениям и проч. решались комплексно и без дополнительных поборов.

Докладчик подробно остановился на резервах экономии каждого этапа инвестиционного цикла. Полностью доклад будет опубликован в нашей газете.

О повышении эффективности градостроительных и архитектурных решений как основе снижения инвестиционных затрат и о путях сокращения удельных затрат на инфраструктуру в жилищном строительстве рассказал г-н В. П. Ивличев, директор БелНИИП градостроительства. Докладчик отметил, что в последние годы при обустройстве белорусских городов, реализации жилищной политики был упущен фактор территориального развития, который сегодня является первостепенным для привлекательности территорий с социально-экономической точки зрения, в том числе в оценке потребителем качества жилья. Это привело к проблемам в сфере жилищного строительства. Размещение значительных объемов усадебного жилищного строительства по всем основным транспортным осям вопреки градостроительной документации без соответствующего обоснования блокирует развитие больших городов. Неполноценное социальное и инженерное обустройство вновь освоенных районов усадебного строительства привело к тому, что огромные средства, затраченные на строительство жилья, практически не работают (в лучшем случае коттеджи используются как временное летнее жилище). Отсутствие современной градостроительной документации приводит к конфликту городских и районных властей по поводу прилежащих к городу территорий.

Острой проблемой является отсутствие практики разработки детальных планов развития отдельных городских районов, поселений. Новый вид проектной документации должен стать определяющим в вопросе защиты строительных прав конкретных собственников на территории города. Это позволит резко сократить сроки отведения земельных участков, а также уменьшить финансовые затраты на строительство.

Вопросы уменьшения материалоемкости и стоимости строительства на основе проектирования и применения новых, ресурсосберегающих архитектурно-конструктивных систем осветил в своем выступлении г-н А. И. Мордич, директор НИЭПГП "Институт БЕЛНИИС". Его выступление дополнил доклад директора ГП НИИСМ г-на В. Н. Гончарика: "Разработка и внедрение новых эффективных строительных материалов и конструкций. Перспективы снижения энерго- и материалоемкости строительства".

С большим вниманием выслушали присутствовавшие в зале выступление начальника УКС Гомельского горисполкома г-на Н. П. Сенюты. Докладчик высказал свои предложения о путях и возможностях снижения стоимости строительства жилья, остановился на роли заказчика в организации строительства, обеспечении сбалансированности финансовых, материальных и трудовых ресурсов, сокращении сроков строительства. Г-н Сенюта рассказал о практике проведения подрядных торгов в жилищном строительстве.

Роль проектного института в решении задач снижения сметной стоимости на этапе проектирования представил в своем выступлении г-н С. С. Абрамович, директор АП "Институт "Белпроект". С анализом экономической обоснованности архитектурных, проектных, конструкторских, технологических решений и их влияния на снижение сметной стоимости строительства выступил заместитель начальника Главного управления вневедомственной экспертизы г-н Н. Н. Ястремский.

Слово для доклада было предоставлено и производственникам. Технический директор ОАО "Трест №27" г-н А. А. Кравец рассказал о практике внедрения, экономической эффективности новых конструктивных систем и технологий. В начале выступления докладчик остановился на своем опыте сотрудничества с частными инвесторами в России. Главным требованием частных инвесторов было экономное строительство в короткие сроки. Выгода подрядчика состояла в том, что инвестор впоследствии делился с ним своей прибылью, полученной от своевременной продажи построенного объекта. Именно эта задача - сэкономить в целях совместного получения прибыли - подвигала строителей на применение прогрессивных технологий и конструктивных систем.

Большую экономию дают применяемые предприятием конструкции фундаментов. Каркасное строительство делает дом в два (а иногда в 3-4) раза легче, а это означает экономию на транспорте тоже в два раза. Транспортные же расходы составляют 9-10% от объема СМР. Иногда экономия зависит от "мелочей": например, стоимость аналогичных по качеству добавок для бетона может различаться в 28(!) раз.

Докладчик отметил, что стоимость объекта в значительной мере зависит от позиции проектировщика. По мнению г-на Кравца, сегодня надстройка мансард обходится дороже, чем возведение еще одного дополнительного этажа и плоской кровли над ним.

В заключение докладчик привел экономическое доказательство невыгодности в современных условиях рационализации технологий строительства: 50% экономии от рационализаторских усилий сегодня получает заказчик, а подрядчик из оставшейся ему половины должен еще уплатить налоги. Если подсчитать выплату поощрения рационализатору, стоимость экспертизы и согласования проектировщиками, то сумма всех выплат приближается к 120%. Во всех постановлениях говорится о важной роли рационализаторства как пути снижения стоимости строительства. А на практике выгоднее затратный способ.

Г-н В. Я. Глухов, генеральный директор ОАО "Гродножилстрой", рассказал об опыте совершенствования структуры, модернизации производства и снижения стоимости строительства на своем предприятии. Докладчик отметил, что, по его мнению, отсутствие экономических реформ - основная причина всех неудач строителей.

Докладчик поднял важный вопрос об удорожании строительства из-за нормативных требований. Особенно требований пожарного надзора. В пример была приведена ситуация с материалами Изовер. Решение задачи энергосбережения сегодня невозможно без тепловой санации значительной части жилищного фонда. В Польше, Германии пенополистирол применяется для этих целей без ограничений. А у нас, в одной из самых бедных европейских стран, только материалы Изовер. Докладчик расценил такую ситуацию как небескорыстное лоббирование.

С докладом об экономической необходимости перехода на новую ресурсно-сметную базу в ценообразовании выступил директор АП "РНТЦ по ценообразованию в строительстве" г-н В. М. Столпнер. Он подробно остановился на механизме формирования средневзвешенных цен и роли местных органов управления в снижении их уровня.

Докладчик отметил, что система ценообразования должна соответствовать той экономической формации, в которой живет наше общество. Еще в 1990 году в рамках СССР была разработана концепция ценообразования в переходный период, в 1996 году она была скорректирована. В 1998 году была поставлена задача перейти на новые нормативы. Согласно существующей концепции не допускается расхождений между нормированными затратами (исчисленными исходя из средних фактических) и теми, которые указываются в смете. Нормы определяются по среднему уровню производительности передовых строительных организаций. На сегодняшний день практически раскрыт "состав" всех нормативов по общеотраслевому строительству. То есть детально подсчитаны все затраты - материалов, человеческого труда, работы машин и механизмов - при выполнении того или иного вида строительных работ. Ранее расходы определяли по СНиП, а стоимостные показатели рассчитывали по ЕРЕР. Сейчас эти два документа объединены в один.

Докладчик отметил, что нельзя сегодня при проведении торгов и определении договорной цены ставить во главу угла только сметную стоимость. Из практики белорусских торгов известно, что наименьшую цену предлагают те предприятия, которые, как правило, не могут предоставить ни финансовых, ни имущественных гарантий, так как зачастую не имеют даже достаточной производственной базы. На Западе для участия в торгах каждая строительная фирма демонстрирует наличие системы внутрифирменных производственных норм. Исходной базой для разработки таких норм у нас в республике могут успешно стать документы РНТЦ.

Совещание выработало проект рекомендаций, который мы публикуем для ознакомления. Возможно, у специалистов будут замечания и предложения по данному документу, которые в ближайшие дни можно направлять в управление внешних связей и информации Министерства строительства и архитектуры нашей республики. Газета "Строительство и недвижимость" готова предоставить свои страницы для дискуссий по поднятым проблемам.

Рекомендации республиканского семинара-совещания "О путях снижения затрат и удешевления строительства"

Единственный путь к выживанию для всех предприятий и организаций строительного комплекса республики в сложившейся ситуации - это снижение затрат на всех этапах инвестиционного цикла. Необходимо не допустить спада производства и обеспечить не только объемные показатели роста, но и эффективность путем увеличения рентабельности, прироста прибыли, улучшения финансового состояния и при этом сбалансировать потребности спроса и инвестиционные возможности потенциальных потребителей с ценами на продукцию промышленности стройматериалов и готовой строительной продукции.

Требуется повысить роль заказчика в организации строительства, обеспечении сбалансированности финансовых и материальных ресурсов, сокращении сроков и стоимости строительства.

Основной экономической задачей на ближайший период, до 2005 года, является снижение в строительстве и промышленности строительных материалов затрат производственных ресурсов в среднем на 25-30%.

Реализация этой задачи должна осуществляться за счет широкого внедрения новых ресурсосберегающих конструктивных систем зданий, эффективных строительных материалов и технологий, которые позволят снизить инвестиционные затраты как в период строительства, так и в период эксплуатации построенных зданий и сооружений. Стоимость самого строительства, его ресурсоемкость в конечном счете зависят от качества проектных решений, технико-экономического обоснования. В этом вопросе нужно ужесточить нормативные требования, повысить роль и ответственность разработчиков, научно-исследовательских и проектных институтов.

Критерием экономической эффективности проектов должно стать снижение стоимости потребительской единицы строительной продукции (1 кв. метра жилья, 1 рабочего или учебного места, 1 кубического метра здания).

Острейшая проблема, требующая немедленного решения, - это необходимость организации непрерывного финансирования и обеспечение своевременных расчетов за выполненные СМР, готовую строительную продукцию. В свою очередь, задолженность заказчиков перед предприятиями и организациями за изготовленную и отгруженную продукцию, выполненные работы влечет за собой задержки платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, а также за энергоресурсы, сырье и несвоевременную выдачу заработной платы.

Основной путь решения этой проблемы - более эффективное, на региональном уровне, решение вопросов рационального использования трудовых ресурсов, сбалансированности программ загрузки мощностей с имеющимися финансовыми средствами, а также совершенствование структуры управления в строительстве.

Президентом Республики Беларусь дано поручение Минстройархитектуры, облисполкомам и Мингорисполкому в первом полугодии 2001 года активизировать работу по реструктуризации подведомственных предприятий. Протоколом поручений Президента от 15 февраля 2001 признано необходимым продолжить работу по передаче мелких и средних строительных предприятий в коммунальную собственность.

В соответствии с решением Правительства в феврале 2001 года уже осуществлена передача предприятий и организаций объединения "Минскоблсельстрой" в коммунальную собственность Минской области. Соответствующая подготовка ведется в Брестской, Витебской, Гродненской и Могилевской областях.

Необходимо осуществить меры по повышению загрузки предприятий и снижению издержек производства.

В связи с этим руководителям предприятий и организаций строительного комплекса Республики Беларусь необходимо активизировать разработку и осуществление программ реструктуризации производственных подразделений с целью повышения эффективности их деятельности и уменьшения издержек производства. Следует разработать и осуществить мероприятия по совершенствованию организационной и управленческой структуры, принять комплекс мер по совершенствованию технологии и организации производства в промышленности стройматериалов и в строительстве.

Базируясь на положительном опыте работы строительного комплекса в прошлые годы, на нормативно-законодательных актах, принятых по его развитию, а также на результатах научных исследований и ставя перед собой задачу снижения затрат и удешевления строительства, Минстройархитектуры совместно с министерствами и ведомствами, органами центрального и местного управления Республики Беларусь необходимо сконцентрировать свою деятельность на реализации следующих мер:

- продолжение поиска новых прогрессивных технических и экономических решений в области строительства и внедрение их в производство;

- совершенствование проектных решений;

- совершенствование финансового механизма воспроизводства жилищного фонда в направлении переориентации на внебюджетные источники финансирования;

- совершенствование нормативно-технической и правовой базы строительства;

- реализация долгосрочных программ, обеспечивающих снижение ресурсопотребления и соответственно снижение стоимости строительства;

- повышение эффективности использования основного капитала и обновление производственной базы строительства;

- определение рациональных темпов, пропорций и объемов реформирования государственной собственности предприятий отрасли;

- улучшение экономического и финансового состояния предприятий, выработка и принятие мер, обеспечивающих финансовую устойчивость стратегических для отрасли предприятий;

- увеличение объемов экспорта строительных материалов, изделий и услуг;

- снижение количества незавершенного строительства жилья и доведение его объемов до уровня, обеспечивающего оптимальную загрузку производственных мощностей;

- обеспечение сбалансированности планируемых объемов строительного производства с финансовыми ресурсами, предусмотренными на эти цели.

В целях реализации поставленных задач предлагаются следующие решения:

1. Считать приоритетным направлением в деятельности строительного комплекса Республики Беларусь снижение стоимости строительства.

2. Рекомендовать областным, городским и районным исполнительным комитетам при выборе территорий под строительство жилых домов следующее:

- предусматривать их размещение в основном на площадках, обеспеченных инженерными сетями;

- увеличить количество жилья, возводимого в существующей застройке (уплотнение застройки), а также за счет надстройки мансардных этажей, возведения объемов, соединяющих существующие здания, пристроек, преобразования застройки усадебного типа в блокированную и высокоплотную застройки.

3. Минэкономики совместно с Минстройархитектуры, РНТЦ по ценообразованию в строительстве, облисполкомами и Мингорисполкомом рассмотреть и обосновать нормы отчислений физических и юридических лиц для формирования фондов финансирования строительства объектов инфраструктуры. РНТЦ по ценообразованию в строительстве разработать методику определения норм отчислений на инфраструктуру.

4. Проектным организациям при разработке проектов жилых домов применять, как правило, ресурсо- и энергосберегающие конструктивные схемы.

5. Проектным организациям, Главэкспертизе при разработке и экспертизе проектно-сметной документации учитывать необходимость максимального применения импортозамещающих материалов.

6. Главному управлению территориального развития, градостроительства и архитектуры Минстройархитектуры (В. В. Египко) при разработке проектной документации постоянно предусматривать применение строительных материалов отечественного производства с повышенными потребительскими свойствами (огнестойкие и влагостойкие гипсокартонные листы, конструкционно-теплоизоляционный ячеистый бетон пониженной плотности).

7. Главному управлению вневедомственной экспертизы, управлениям государственной вневедомственной экспертизы при облисполкомах и Мингорисполкоме активизировать работу по отслеживанию применяемых проектных решений с позиции их экономической эффективности. Особое внимание обратить на качество выпускаемой проектно-сметной документации.

8. Минстройархитектуры при формировании планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусматривать выделение средств на разработки, направленные на снижение стоимости строительства, не менее 30% от планируемой сметы расходов.

9. Руководителям предприятий и организаций обеспечить безусловное выполнение отраслевых программ по ресурсо- и энергосбережению в 2001 году.

10. Основным направлением снижения стоимости строительных материалов на данном этапе считать вовлечение в технологические процессы их производства местного сырья, техногенных (в том числе и горючих) отходов взамен импортируемых.

11. Главному управлению промышленности строительных материалов и конструкций Минстройархитектуры (М. Ф. Гринько) поручить подведомственным предприятиям при разработке ежегодных программ качества использовать законченные научные разработки по созданию новых строительных материалов с улучшенными свойствами.

12. Главному управлению строительной науки и нормативов Минстройархитектуры (Л. В. Соколовскому) обеспечить своевременную разработку и введение нормативных документов на новые строительные материалы, изделия и технологии.

13. Руководителям организаций и предприятий строительного комплекса республики продолжить работу по подготовке к введению обязательной сертификации выпускаемой продукции в соответствии с "Программой введения обязательной сертификации строительных материалов и изделий в 2001-2005 годах", а также по внедрению и сертификации на предприятиях и организациях систем качества на базе стандартов ISO серии 9000.

14. Минстройархитектуры совместно с облисполкомами в исполнение п. 13 "Протокола поручений Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко по отчету Совета Министров Республики Беларусь о социально-экономическом развитии в 2000 году и задачах на 2001 год" от 15.02.2001 №3 активизировать и в основном завершить работу по передаче мелких и средних предприятий и организаций, входящих в структуру облсельстроев, в коммунальную собственность областей.

15. Руководителям предприятий и организаций строительного комплекса республики следует:

- разработать и осуществить программы имущественной, производственной и финансовой реструктуризации с целью повышения эффективности деятельности и уменьшения издержек производства;

- разработать и осуществить мероприятия по совершенствованию организационной структуры и диверсификации производства;

- принять комплекс мер по совершенствованию технологии и организации строительного производства.

16. Минстройархитектуры разработать и осуществить в 2001 году ряд мероприятий, направленных на повышение квалификационного уровня руководителей промышленных, строительных организаций и объединений в области управления экономикой предприятия.

17. РНТЦ по ценообразованию в строительстве до 1 июля 2001 г. закончить разработку нормативных, методологических и инструктивных документов по переходу на новую ресурсно-сметную базу.

18. Минстройархитектуры совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Беларусь осуществить поэтапный переход в проектировании и строительном производстве на новые ресурсно-сметные нормы, начиная с 1 июля 2001 г., с полным завершением процесса перехода к январю 2002 г.

19. Управлениям капитального строительства при облисполкомах, Мингорисполкоме, гор- и райисполкомах повсеместно внедрить практику проведения подрядных торгов при размещении заказов на проектные работы и капитальное строительство.

20. Главным и самостоятельным управлениям Минстройархитектуры, научно-исследовательским институтам подготовить и провести республиканский конкурс по разработке "Экономичного проекта в области жилищного строительства". Основным критерием оценки конкурсных проектов обозначить их соответствие инвестиционным возможностям потенциального потребителя.Подготовила Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2001 год в рубрике экономика

©1995-2022 Строительство и недвижимость