Чтобы не замерзнуть
Продолжаем тему энергосбережения публикацией материалов заседания коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, посвященного подведению итогов прошедшего отопительного сезона и подготовке жилья и коммунального хозяйства республики к эксплуатации в осенне-зимнем периоде 2001-2002 годов.
Заседание коллегии прошло в конце апреля и это было завершающим этапом, после которого на предприятиях отрасли начались практические работы по подготовке к зиме. Ко времени проведения коллегии в областях и городе Минске были спланированы и утверждены объемы работ в межсезонный период, которые выполняются с текущего месяца.
На заседании коллегии было отмечено, что в 2000 году подготовка жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях позволила обеспечить в основном устойчивое функционирование жилфонда, теплового и водопроводно-канализационного хозяйства и других объектов ЖКХ. В отопительном периоде основное внимание уделялось безотказной работе источников тепло-, водоснабжения и водоотведения, содержанию и обеспечению теплом жилфонда, восполнению запасов топлива, снижению расхода топливно-энергетических ресурсов, расчетам за потребленный газ, тепловую, электрическую энергию, снижению себестоимости оказываемых услуг. Продолжалась работа по приемке на баланс предприятий ЖКХ ведомственного жилищного фонда, котельных, систем водоснабжения и канализации, приведению их в надлежащее техническое состояние.
В прошлом году во исполнение соответствующих постановлений правительства принято в целом по системе на баланс предприятий ЖКХ 110 котельных, 143 км тепловых сетей, 330 км водопроводных и 237 км канализационных сетей. На их подготовку к зиме были отвлечены значительные финансовые, материальные и людские ресурсы. В ходе этой работы имелись случаи несогласованных действий передающей и принимающей сторон по вопросам приема-передачи котельных и других объектов.
В ходе подготовки к отопительному сезону особое внимание уделялось созданию запасов топлива. Эксплуатационные запасы топочного мазута в целом по отрасли к началу отопительного сезона жилищно-коммунального хозяйства составляли 138,2 тыс. тонн (86%), при плане на 1.10.2000 г. - 159,9 тыс. тонн, а по состоянию на 1 января 2001г. запас составил 69,9 тыс. тонн, или 71% от задания на эту дату. В январе текущего года закупка топочного мазута практически прекратилась. Учитывая создавшееся положение, министерством было подготовлено постановление Совета Министров Республики Беларусь "О выделении Министерству жилищно-коммунального хозяйства финансовых средств для централизованной закупки топлива".
Слаженная работа СПО "Коммунальник" с концерном "Белнефтехим" позволили снять напряжение в ряде районов по обеспечению котельных топливом и в феврале - марте направить за счет выделенных средств коммунальным организациям 69,9 тыс. тонн топочного мазута и 1,7 тыс. тонн печного бытового топлива.
В начале отопительного периода и в ходе его поступали жалобы в министерство, РДС и другие республиканские органы на неудовлетворительное тепло-, водоснабжение жилфонда, содержание жилых домов. Большинство жалоб поступало от населения городов Минска, Гомеля, Толочина, Старых Дорог, Гродно, Осипович, Кричева, Кировска. При разборе заявлений граждан подтверждались упущения и бесконтрольность руководителей предприятий ЖКХ при выполнении предзимних работ. Принятыми мерами просьбы граждан были удовлетворены.
Из-за аварийных ситуаций были случаи остановки котельных, перебои в работе ведомственных систем водоснабжения, порывы тепловых сетей. Причинами повреждений на теплосетях является ежегодный их недоремонт, а также прием на баланс коммунальных служб изношенных тепловых сетей от министерств и ведомств, особенно в сельской местности. За прошедший зимний период имели место упущения в эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Возникали аварии на канализационных коллекторах в г. Витебске, имелись повреждения на водопроводных сетях Могилева, Шклова.
На коллегии было обращено внимание на то, что не все жилищно-эксплуатационные организации должным образом подготовили жилищный фонд, инженерные системы к эксплуатации в зимних условиях. Допускались нарушения правил и норм содержания жилых домов.
Проведенными проверками установлено, что водоповысительные установки, находящиеся в жилых домах, эксплуатировались зачастую неэффективно с нарушением нормативных требований. В связи с этим в часы максимального водоразбора на верхних этажах отсутствовала вода, в то же время жители нижних этажей испытывают неудобства от шума и вибрации насосов.
Вопросу капитального ремонта домов при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период было уделено внимание на заседании как одному из важнейших. В 2000 году после капитального ремонта введено 324,3 тыс. кв. метров общей площади, что соответствует заданиям, установленных облисполкомами и Мингорисполкомом. За первый квартал текущего года ввод общей после капитального ремонта составил не более 6,8% от годового задания, что является следствием недостаточного финансирования - 6,2% от годового финансирования в Гомельской области, до 13,7% в Могилевской. Такое финансирование на может обеспечить необходимые темпы работ по вводу жилья после капитального ремонта.
Как и в прошлые годы, объем работ по замене изношенных участков тепловых сетей был ниже нормативного. Предложения областных управлений ЖКХ в программу предзимних работ 2001 года объем работ по замене тепловых сетей несколько выше уровня прошлого года и составляет 123,7 км в двухтрубном исчислении, а требуют замены 570 км сетей и 1150 км тепловых сетей, которые уже отработали свой амортизационный период (25 лет).
Продолжает оставаться низкой замена тепловых сетей предварительно изолированными трубами в пенополиуретановой изоляции. На предстоящий межотопительный период областные управления ЖКХ и ГУЛ Минсккоммунтеплосеть планируют проложить только 16,2 км тепловых сетей такими трубами, или 13% от всей планируемой к замене протяженности тепловых сетей. Всего за пять лет предварительно изолированными трубами в пенополиуретановой изоляции в коммунальных сетях проложено 42,8 км (по трассе), или 8% от всех замененных тепловых сетей за этот период. Медленно внедряются эти трубы в Брестской области, в Гродненской и в Могилевской областях.
До настоящего времени не обеспечивается надлежащая работа на местах по переводу котельных (котлов) на использование местных видов топлива (дрова, древесные отходы). Так, дрова и другие виды местного топлива в топливном балансе МОУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" составляют 1,9%, ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома - 0,56%, УЖКХ Гомельского облисполкома - 2,0%, тогда как в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома - 7,9%, УЖКХ Витебского облисполкома - 6,2%.
Несмотря на неоднократные указания министерства, не все предприятия жилищно-коммунального хозяйства Минской, Гродненской, Гомельской областей при благоприятных температурах наружного воздуха перешли на экономный режим работы котельных, подаче горячей воды населению по графикам, особенно от котельных с использованием природного газа при большой задолженности за его потребление. На коллегии подверглись критике те жилищно-коммунальные организации, которые не добились качественных сдвигов в работе по снижению просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Также не снизилась сумма просроченной дебиторской задолженности потребителей за предоставленные коммунальные услуги. Не принимаются действенные меры в ограничении водоснабжения предприятий-должников. В результате кредиторская задолженность по состоянию на 10.04.2001 г. составила 104 603,4 млн руб., в том числе за природный газ - 37 294,1 млн руб. Наибольшую задолженность за потребленные энергоресурсы имеют жилищно-коммунальные организации Минской, Могилевской областей, а за природный газ - Минской, Гродненской и Могилевской областей.
Вместе с тем на предприятиях отрасли продолжается работа по реализации организационных и технических мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, высвобождению из топливного баланса предприятий системы дорогостоящих жидких видов топлива, оборудованию жилфонда местных Советов приборами учета и регулирования энергоносителей. За 2000 год целевой показатель по энергосбережению по отрасли выполнен и составил 7,2%. Внедрение мероприятий по энергосбережению позволило сэкономить 185 тыс. т у.т. Задание на 2001 год - 5,5%, или 115 тыс. т у.т.
В целом по отрасли оборудовано приборами учета тепла на 943 ЦТП, или 97% от находящихся в эксплуатации и имеющих техническую возможность установки таких приборов. С отставанием эти работы ведутся в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома, МОУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
Недостаточно внимания уделяют предприятия замене неэкономичных котлов. Областные организации ЖКХ и Минсккоммунтеплосеть планируют в текущем году заменить 135 котлов, в то время как несколько лет назад в отрасли менялось их 250 в год, а в связи с ежегодным приемом объектов теплоснабжения количество неэффективных котлов не уменьшается и в настоящее время составляет 2300. Меньше всего планируют заменить неэкономичных котлов в Минской и Гомельской областях - всего по 12.
На коллегии отмечено, что в связи с увеличением случаев пожаров в жилых домах уничтожаются кабели электроснабжения, линии связи, другие системы инженерного обеспечения. Поэтому при подготовке к отопительному сезону на это необходимо обратить особое внимание и привести в кратчайшие сроки в надлежащее техническое состояние средства пожаротушения в жилфонде и на коммунальных объектах, административных и производственных зданиях. Необходимо совместно с пожарными службами проверить исправность систем противопожарного водоснабжения.
На заседании коллегии была утверждена программа основных видов работ по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем периоде 2001-2002 годов. К предстоящему отопительному сезону подлежит выполнить запланированные объемы работ по подготовке жилфонда, объектов коммунального назначения, производственных баз ремонтно-строительных и других предприятий и организаций отраслевой промышленности, без чего невозможно обеспечить устойчивое функционирование в экстремальных условиях. Особое внимание обращено на рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение приборного учета систем регулирования, реконструкцию котельных, создание запасов топлива, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов не менее тем на 5,5% к уровню 2000 года в сопоставимых условиях. Для повышения надежности систем теплоснабжения требуется выйти на нормативные объемы по замене тепловых сетей, предусмотрев преимущественное применение при их перекладке предварительно изолированных труб. По результатам работы заседания коллегии в министерстве издан приказ "Об итогах работы объединений, предприятий и организаций в прошедшем отопительном периоде и задачах по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в отопительном периоде 2001-2002 годов".Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Заседание коллегии прошло в конце апреля и это было завершающим этапом, после которого на предприятиях отрасли начались практические работы по подготовке к зиме. Ко времени проведения коллегии в областях и городе Минске были спланированы и утверждены объемы работ в межсезонный период, которые выполняются с текущего месяца.
На заседании коллегии было отмечено, что в 2000 году подготовка жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях позволила обеспечить в основном устойчивое функционирование жилфонда, теплового и водопроводно-канализационного хозяйства и других объектов ЖКХ. В отопительном периоде основное внимание уделялось безотказной работе источников тепло-, водоснабжения и водоотведения, содержанию и обеспечению теплом жилфонда, восполнению запасов топлива, снижению расхода топливно-энергетических ресурсов, расчетам за потребленный газ, тепловую, электрическую энергию, снижению себестоимости оказываемых услуг. Продолжалась работа по приемке на баланс предприятий ЖКХ ведомственного жилищного фонда, котельных, систем водоснабжения и канализации, приведению их в надлежащее техническое состояние.
В прошлом году во исполнение соответствующих постановлений правительства принято в целом по системе на баланс предприятий ЖКХ 110 котельных, 143 км тепловых сетей, 330 км водопроводных и 237 км канализационных сетей. На их подготовку к зиме были отвлечены значительные финансовые, материальные и людские ресурсы. В ходе этой работы имелись случаи несогласованных действий передающей и принимающей сторон по вопросам приема-передачи котельных и других объектов.
В ходе подготовки к отопительному сезону особое внимание уделялось созданию запасов топлива. Эксплуатационные запасы топочного мазута в целом по отрасли к началу отопительного сезона жилищно-коммунального хозяйства составляли 138,2 тыс. тонн (86%), при плане на 1.10.2000 г. - 159,9 тыс. тонн, а по состоянию на 1 января 2001г. запас составил 69,9 тыс. тонн, или 71% от задания на эту дату. В январе текущего года закупка топочного мазута практически прекратилась. Учитывая создавшееся положение, министерством было подготовлено постановление Совета Министров Республики Беларусь "О выделении Министерству жилищно-коммунального хозяйства финансовых средств для централизованной закупки топлива".
Слаженная работа СПО "Коммунальник" с концерном "Белнефтехим" позволили снять напряжение в ряде районов по обеспечению котельных топливом и в феврале - марте направить за счет выделенных средств коммунальным организациям 69,9 тыс. тонн топочного мазута и 1,7 тыс. тонн печного бытового топлива.
В начале отопительного периода и в ходе его поступали жалобы в министерство, РДС и другие республиканские органы на неудовлетворительное тепло-, водоснабжение жилфонда, содержание жилых домов. Большинство жалоб поступало от населения городов Минска, Гомеля, Толочина, Старых Дорог, Гродно, Осипович, Кричева, Кировска. При разборе заявлений граждан подтверждались упущения и бесконтрольность руководителей предприятий ЖКХ при выполнении предзимних работ. Принятыми мерами просьбы граждан были удовлетворены.
Из-за аварийных ситуаций были случаи остановки котельных, перебои в работе ведомственных систем водоснабжения, порывы тепловых сетей. Причинами повреждений на теплосетях является ежегодный их недоремонт, а также прием на баланс коммунальных служб изношенных тепловых сетей от министерств и ведомств, особенно в сельской местности. За прошедший зимний период имели место упущения в эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Возникали аварии на канализационных коллекторах в г. Витебске, имелись повреждения на водопроводных сетях Могилева, Шклова.
На коллегии было обращено внимание на то, что не все жилищно-эксплуатационные организации должным образом подготовили жилищный фонд, инженерные системы к эксплуатации в зимних условиях. Допускались нарушения правил и норм содержания жилых домов.
Проведенными проверками установлено, что водоповысительные установки, находящиеся в жилых домах, эксплуатировались зачастую неэффективно с нарушением нормативных требований. В связи с этим в часы максимального водоразбора на верхних этажах отсутствовала вода, в то же время жители нижних этажей испытывают неудобства от шума и вибрации насосов.
Вопросу капитального ремонта домов при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период было уделено внимание на заседании как одному из важнейших. В 2000 году после капитального ремонта введено 324,3 тыс. кв. метров общей площади, что соответствует заданиям, установленных облисполкомами и Мингорисполкомом. За первый квартал текущего года ввод общей после капитального ремонта составил не более 6,8% от годового задания, что является следствием недостаточного финансирования - 6,2% от годового финансирования в Гомельской области, до 13,7% в Могилевской. Такое финансирование на может обеспечить необходимые темпы работ по вводу жилья после капитального ремонта.
Как и в прошлые годы, объем работ по замене изношенных участков тепловых сетей был ниже нормативного. Предложения областных управлений ЖКХ в программу предзимних работ 2001 года объем работ по замене тепловых сетей несколько выше уровня прошлого года и составляет 123,7 км в двухтрубном исчислении, а требуют замены 570 км сетей и 1150 км тепловых сетей, которые уже отработали свой амортизационный период (25 лет).
Продолжает оставаться низкой замена тепловых сетей предварительно изолированными трубами в пенополиуретановой изоляции. На предстоящий межотопительный период областные управления ЖКХ и ГУЛ Минсккоммунтеплосеть планируют проложить только 16,2 км тепловых сетей такими трубами, или 13% от всей планируемой к замене протяженности тепловых сетей. Всего за пять лет предварительно изолированными трубами в пенополиуретановой изоляции в коммунальных сетях проложено 42,8 км (по трассе), или 8% от всех замененных тепловых сетей за этот период. Медленно внедряются эти трубы в Брестской области, в Гродненской и в Могилевской областях.
До настоящего времени не обеспечивается надлежащая работа на местах по переводу котельных (котлов) на использование местных видов топлива (дрова, древесные отходы). Так, дрова и другие виды местного топлива в топливном балансе МОУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства" составляют 1,9%, ПУ ЖКХ Гродненского облисполкома - 0,56%, УЖКХ Гомельского облисполкома - 2,0%, тогда как в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома - 7,9%, УЖКХ Витебского облисполкома - 6,2%.
Несмотря на неоднократные указания министерства, не все предприятия жилищно-коммунального хозяйства Минской, Гродненской, Гомельской областей при благоприятных температурах наружного воздуха перешли на экономный режим работы котельных, подаче горячей воды населению по графикам, особенно от котельных с использованием природного газа при большой задолженности за его потребление. На коллегии подверглись критике те жилищно-коммунальные организации, которые не добились качественных сдвигов в работе по снижению просроченной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Также не снизилась сумма просроченной дебиторской задолженности потребителей за предоставленные коммунальные услуги. Не принимаются действенные меры в ограничении водоснабжения предприятий-должников. В результате кредиторская задолженность по состоянию на 10.04.2001 г. составила 104 603,4 млн руб., в том числе за природный газ - 37 294,1 млн руб. Наибольшую задолженность за потребленные энергоресурсы имеют жилищно-коммунальные организации Минской, Могилевской областей, а за природный газ - Минской, Гродненской и Могилевской областей.
Вместе с тем на предприятиях отрасли продолжается работа по реализации организационных и технических мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, высвобождению из топливного баланса предприятий системы дорогостоящих жидких видов топлива, оборудованию жилфонда местных Советов приборами учета и регулирования энергоносителей. За 2000 год целевой показатель по энергосбережению по отрасли выполнен и составил 7,2%. Внедрение мероприятий по энергосбережению позволило сэкономить 185 тыс. т у.т. Задание на 2001 год - 5,5%, или 115 тыс. т у.т.
В целом по отрасли оборудовано приборами учета тепла на 943 ЦТП, или 97% от находящихся в эксплуатации и имеющих техническую возможность установки таких приборов. С отставанием эти работы ведутся в ПУ ЖКХ Могилевского облисполкома, МОУП "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
Недостаточно внимания уделяют предприятия замене неэкономичных котлов. Областные организации ЖКХ и Минсккоммунтеплосеть планируют в текущем году заменить 135 котлов, в то время как несколько лет назад в отрасли менялось их 250 в год, а в связи с ежегодным приемом объектов теплоснабжения количество неэффективных котлов не уменьшается и в настоящее время составляет 2300. Меньше всего планируют заменить неэкономичных котлов в Минской и Гомельской областях - всего по 12.
На коллегии отмечено, что в связи с увеличением случаев пожаров в жилых домах уничтожаются кабели электроснабжения, линии связи, другие системы инженерного обеспечения. Поэтому при подготовке к отопительному сезону на это необходимо обратить особое внимание и привести в кратчайшие сроки в надлежащее техническое состояние средства пожаротушения в жилфонде и на коммунальных объектах, административных и производственных зданиях. Необходимо совместно с пожарными службами проверить исправность систем противопожарного водоснабжения.
На заседании коллегии была утверждена программа основных видов работ по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимнем периоде 2001-2002 годов. К предстоящему отопительному сезону подлежит выполнить запланированные объемы работ по подготовке жилфонда, объектов коммунального назначения, производственных баз ремонтно-строительных и других предприятий и организаций отраслевой промышленности, без чего невозможно обеспечить устойчивое функционирование в экстремальных условиях. Особое внимание обращено на рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение приборного учета систем регулирования, реконструкцию котельных, создание запасов топлива, снижение потребления топливно-энергетических ресурсов не менее тем на 5,5% к уровню 2000 года в сопоставимых условиях. Для повышения надежности систем теплоснабжения требуется выйти на нормативные объемы по замене тепловых сетей, предусмотрев преимущественное применение при их перекладке предварительно изолированных труб. По результатам работы заседания коллегии в министерстве издан приказ "Об итогах работы объединений, предприятий и организаций в прошедшем отопительном периоде и задачах по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в отопительном периоде 2001-2002 годов".Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 18 за 2001 год в рубрике энергетика