О фонде строительной науки
На вопросы читателей о месте и роли фонда развития строительной науки, имеющихся особенностях отвечает начальник отдела технической политики и научно-технических программ Минстройархитектуры Беларуси Виктор БОРВОНОВ.
- Какими решениями органов государственного управления создан фонд развития строительной науки?
- Фонд развития строительной науки создан в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "Об основах государственной научно-технической политики", Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1993г. № 194 "О мерах по совершенствованию финансирования строительной науки", от 22.01.2001 г. № 77 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь в 2001 году", от 23 июня 2000 г. № 932 "О порядке формирования и использования средств фонда развития строительной науки в 2000 году".
Порядок формирования и использования средств фондов развития строительной науки всех уровней регулируется Инструкцией о порядке формирования и использования средств фонда развития строительной науки, утвержденной по согласованию с Минфином постановлением Минстройархитектуры от 19 июля 2000 г. № 10 (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 16 августа 2000 г. № 8/3904), срок действия которой в соответствии с решением правительства продлен на 2001г. постановлением Минстройархитектуры от 28.02.2001 г. № 6 (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 27 марта 2001 г. № 8/5437).
- Что является источником формирования фондов развития строительной науки?
- В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1993 г. №194 "О мерах по совершенствованию финансирования строительной науки" инвесторы-заказчики объектов строительства на развитие строительной науки перечисляют средства в размере 1 процента от стоимости строительно-монтажных работ по всем объектам (кроме объектов, сооружаемых за счет средств жилищно-строительных кооперативов, фермерских хозяйств и жилья, возводимого индивидуальными застройщиками, а также средств юридических лиц, производящих сельскохозяйственную продукцию) независимо от форм собственности, источников финансирования работ и видов их оплаты (национальной или иностранной валютой).
При этом 30 процентов перечисленных инвесторами-заказчиками средств остается у подрядчика для выполнения прикладных исследований и внедрения эффективных разработок на своем производстве, 20 процентов централизуется в республиканских органах государственного управления для выполнения научно-исследовательских работ, относящихся к группе предприятий отрасли, остальные средства концентрируются в Минстройархитектуры для решения общеотраслевых научно-технических проблем строительного комплекса.
- Цели создания инновационного фонда и фонда развития строительной науки во многом совпадают. Чем все же была вызвана необходимость принятия специальных нормативных актов по фонду развития строительной науки?
- В капитальном строительстве имеется ряд существенных особенностей по сравнению с другими отраслями.
И тот порядок формирования фондов, который срабатывает в промышленности, практически не работает в строительном комплексе.
Основные особенности следующие:
- с момента начала работ по созданию строительного объекта (изделия) и до их завершения проходит, как правило, более года и на каждый объект индивидуально разрабатывается своя проектно-сметная документация. В промышленности же на выпуск изделия уходит значительно меньше времени, оно выпускается в основном серийно и по ГОСТ;
- стоимость строительной продукции формирует не производитель работ (подрядчик), а разработчик проектно-сметной документации (проектировщик), выполняющий эту работу по договору с заказчиком объекта (потребителем продукции), который в силу этого обязан в рамках действующих нормативных актов принимать к исполнению требования заказчика по составу технических и иных решений, влияющих на стоимость объекта.
Во многих случаях министерства-заказчики имеют в своем подчинении проектные институты, через которые разрабатывается для подрядчика проектно-сметная документация, что дает дополнительную возможность административно влиять на формирование стоимости объекта.
Кроме этого стоимость объекта (смета) в соответствии с действующим законодательством утверждается заказчиком.
Таким образом, заказчик (потребитель строительной продукции) не только знает, из чего слагается стоимость строительной продукции, но и активно влияет на ее формирование. В промышленности же смету (цену) на изделие формирует производитель.
Потребитель же покупает изделие и не знает, на основе чего сформирована цена.
В силу этих особенностей заказчик строительства предлагает разработчику проектно-сметной документации использовать, как правило, только ранее созданные научно-технические достижения, экономический эффект от внедрения которых в этом случае получает он, а не подрядчик.
Таким образом, у заказчика имеется большая, чем у подрядчика, заинтересованность направлять средства на создание новшеств в строительстве. Однако из-за технологических и временных особенностей в проектировании и строительстве объектов в случае выделения заказчиком средств на создание новшеств в строительстве они, как правило, могут быть применены лишь на других объектах, проектирование которых будет вестись в будущем.
Следовательно, заказчик имеет потенциальную возможность не выделять средства на науку, а лишь использовать ее результаты.
Вместе с тем, с целью постоянного снижения стоимости и повышения качества строительно-монтажных работ имеется острая необходимость опережающего создания новшеств.
В связи с этим потенциальные заказчики должны принимать участие в создании эффективных научно-технических разработок путем направления средств в фонд развития строительной науки и использовать их при возведении объектов с целью снижения сметной стоимости строительства.
- Оказывает ли влияние фонд развития строительной науки на стабилизацию и развитие строительного комплекса?
- Мы все понимаем, что внедрение научно-технических достижений - это одно из основных условий для стабилизации и развития строительного комплекса.
Не будь фонда развития строительной науки, развалился бы научный потенциал строительного комплекса, как это произошло в других странах СНГ. А ведь наша республика всегда славилась своим интеллектуальным потенциалом в бывшем СССР.
И сегодня этот потенциал, при существенном его сокращении по объективным причинам, работает на строителей с еще большей отдачей.
Можно было бы привести много конкретных примеров эффективного влияния отечественной науки на стабилизацию производства, повышение конкурентоспособности ее продукции, снижение стоимости и энергоемкости.
Но я остановлюсь лишь на проблеме жилищного строительства, выведенного Президентом в разряд приоритетных направлений.
Так, БелНИИС на основе обобщения опыта проектирования и строительства разработана типовая серия на унифицированную открытую архитектурно-конструктивную строительную систему с плоскими перекрытиями с использованием конструкций и изделий существующей индустриальной базы.
Авторы этой системы в 2000 году удостоены Государственной премии Республики Беларусь. Этим же институтом, НИПТИС, Белпроектом, БГПА и другими организациями создан ряд других проектов жилых домов нового поколения, в том числе в сборно-монолитном и монолитном исполнении, а также с применением металлического каркаса и максимальным использованием изделий и оборудования ДСК.
Все эти проекты предусматривают снижение ресурсо- и энергопотребления в 1,5-2 раза и гибкие планировочные решения.
В проектах использованы в основном отечественные материалы (железобетон, ячеистый бетон, минераловатные плиты).
За основу здания принят каркас (железобетонный, железобетонно-металлический) со скрытыми в плоскости перекрытия ригелями. Стены выполняются, как правило, из ячеистобетонных блоков, с поэтажной опорой или многослойные. В таком здании реализуется принцип разделения функций материалов, а основные свойства каждого из них используются максимально. За счет этого достигается снижение ресурсо- и энергоемкости.
Такие подходы позволяют в одних и тех же конструкциях строить как муниципальное жилье, так и квартиры под заказ, что положительно влияет на снижение стоимости строительства. По единовременным затратам в сопоставимых условиях здания нового поколения при лучших потребительских качествах сопоставимы с самой экономичной серией крупнопанельного домостроения М-464-9.
По приведенным затратам с учетом эксплуатационных расходов они экономичнее аналогов на 10-15%. При этом следует учесть, что в будущем такое жилье будет легко поддаваться модернизации и трансформации без существенных капитальных вложений.
Правительством принято решение о расширении объемов применения новых конструктивных систем с доведением их удельного веса в новом строительстве в 2001 году до 35% и к 2005 году до 70%.
Для возведения зданий нового поколения в монолитном и сборно-монолитном исполнении каркаса БелНИИС созданы конкурентоспособные опалубочные системы типа Модостр и всепогодные скоростные технологии строительства.
Опалубочная система включает более 10 типов различных опалубок, таких как мелкощитовая металлическая опалубка, мелкощитовая Модостр-Комби, опалубка-стол для монолитных перекрытий, блочно-стоечная опалубка перекрытий, опалубка колонн и лифтовых шахт, опалубка для сборно-монолитных каркасных зданий и другие.
В кратчайшие сроки разработано и освоено промышленное производство опалубочной системы, по функциональным и техническим параметрам не уступающей зарубежным аналогам, но в 2-3 раза ниже их стоимости, что обеспечивает ее доступность и белорусским строителям.
Основу всепогодной, скоростной технологии строительства сборно-монолитных и монолитных каркасов составляет опалубочная система типа Модостр, технологические карты и регламенты производства опалубочных и бетонных работ с применением комплексных добавок в бетон на основе отечественных компонентов.
Применение этой технологии обеспечивает ведение бетонных работ без обогрева при отрицательных температурах до -10 оС, при положительных температурах темпы строительства равны перекрытию площадью 1 тыс. м 2 за неделю. Каркасные системы и новые технологии их возведения позволили белорусским строителям выигрывать тендерные торги на объектах г. Москвы, Подмосковья и других регионов России (трест №27, ЗАО "Белросстрой", трест №35 и другие).
Они успешно внедрены в ряде других строительных организаций Республики Беларусь (КПП "Минскпромстрой", трест №4, 7, 27 и другие).
Важным направлением в обеспечении населения Республики Беларусь жильем является надстройка верхних этажей и мансард в существующих зданиях.
Дело в том, что центры городов, как правило, застроены 4-5-этажными зданиями. Здесь имеется вся инфраструктура - дороги, школы, детские сады, больницы, магазины и другие объекты социального обслуживания населения, на развитие которой в новых микрорайонах требуется увеличение капитальных вложений на 50%.
Определенная экономия капвложений достигается также и за счет того, что так называемый "ноль" в здании уже имеется. Кроме этого, снижаются расходы на транспортные потоки. В связи с этим подготовлен и утвержден полный комплект нормативно-технической документации, регулирующий эти вопросы.
Так, институтом БелНИИС разработаны архитектурно-конструктивные решения мансард, надстраиваемых над существующими зданиями всех ранее применявшихся серий и альбомы типовых узлов, рекомендации по проектированию и технологии возведения мансард. НИПТИС разработано пособие к СНБ по проектированию мансардных надстроек. Учитывая особенности условий функционирования отопительно-вентиляционных систем в мансардных надстройках, БелНИИС подготовлены рекомендации по проектированию этих систем. НИИ "Стройэкономика" подготовлены нормативные документы, регламентирующие строительство мансардных этажей без отселения жильцов.
Для сельского и коттеджного строительства БелНИИС создана система быстровозводимых домов из плоских конструктивных элементов и объемных модулей Дятловского завода инвентарных зданий.
Стоимость 1м 2 общей площади в таких зданиях составляет 100 долларов США. Конструктивно-планировочные решения домов позволяют в процессе эксплуатации пристраивать и надстраивать помещения, что важно при отсутствии необходимых инвестиций в начальный этап строительства.
Дома в таком исполнении строятся в Дятловском, Столинском и Лидском районах. Институт разработал типовую серию.
- Какие экономические санкции применяются к тем субъектам инвестиционной деятельности, которые нарушают законодательство, регулирующее формирование и использование средств фондов развития строительной науки?
- Имеются три стандартные ситуации.
Первая ситуация. Заказчик-инвестор не перечисляет подрядчику средства на формирование фондов развития строительной науки.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 04.06.1996 г. №362 "Об утверждении положения о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительных проектов и положения о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения архитектурных и строительных проектов" заказчик, а не подрядчик, утверждает смету на строительный объект (цену на строительную продукцию).
Учитывая, что смета на строительный объект формируется в соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и методическими указаниями, утверждаемыми Минстройархитектуры, в которых предусмотрено включение средств на развитие строительной науки в смету, заказчики, не выделяя средства на развитие строительной науки, нарушают установленный порядок определения регулируемых государственными органами цен и этим самым занижают цену.
В связи с этим отказ инвесторов-заказчиков от включения в цену на строительную продукцию средств на формирование фонда развития строительной науки является занижением цен на работы (услуги), и к ним применяются меры, установленные статьей 14 Закона Республики Беларусь "О ценообразовании". А именно: в доход бюджета взыскиваются средства, которые не перечислены на образование фонда развития строительной науки, и налагается штраф в таком же размере. При повторном нарушении в течение года в доход бюджета взыскиваются неперечисленные на образование фонда суммы и налагается штраф в двукратном размере.
Вторая ситуация. Подрядчик не перечисляет средства в фонд развития строительной науки более высокого уровня (Минстройархитектуры или других органов государственного управления).
В этом случае в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1993 г. №194 средства, переданные инвесторами-заказчиками на образование фонда развития строительной науки (1% от объема строительно-монтажных работ), в полном объеме в бесспорном порядке взыскиваются налоговыми органами в доход республиканского бюджета.
Третья ситуация. Средства фонда развития строительной науки используются не по целевому назначению.
В этом случае за нецелевое использование средств в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1997 г. №14 "О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений" в установленном порядке налагается штраф в двукратном размере использованных не по целевому назначению средств.
Кроме этого, использованные не по назначению средства подлежат возврату.
Таким образом, ко всем субъектам хозяйствования (заказчик, подрядчик, органы государственного управления), которые нарушают действующее законодательство по формированию и использованию средств фонда развития строительной науки, предусмотрены экономические санкции.
Хотелось бы отметить и то, что Указом Президента от 29 июня 2000 г. №359 "Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь" к первой группе очередности платежей отнесены внебюджетные фонды, каким является и фонд развития строительной науки.Виктор БОРВОНОВ
- Какими решениями органов государственного управления создан фонд развития строительной науки?
- Фонд развития строительной науки создан в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "Об основах государственной научно-технической политики", Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1993г. № 194 "О мерах по совершенствованию финансирования строительной науки", от 22.01.2001 г. № 77 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь в 2001 году", от 23 июня 2000 г. № 932 "О порядке формирования и использования средств фонда развития строительной науки в 2000 году".
Порядок формирования и использования средств фондов развития строительной науки всех уровней регулируется Инструкцией о порядке формирования и использования средств фонда развития строительной науки, утвержденной по согласованию с Минфином постановлением Минстройархитектуры от 19 июля 2000 г. № 10 (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь от 16 августа 2000 г. № 8/3904), срок действия которой в соответствии с решением правительства продлен на 2001г. постановлением Минстройархитектуры от 28.02.2001 г. № 6 (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 27 марта 2001 г. № 8/5437).
- Что является источником формирования фондов развития строительной науки?
- В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1993 г. №194 "О мерах по совершенствованию финансирования строительной науки" инвесторы-заказчики объектов строительства на развитие строительной науки перечисляют средства в размере 1 процента от стоимости строительно-монтажных работ по всем объектам (кроме объектов, сооружаемых за счет средств жилищно-строительных кооперативов, фермерских хозяйств и жилья, возводимого индивидуальными застройщиками, а также средств юридических лиц, производящих сельскохозяйственную продукцию) независимо от форм собственности, источников финансирования работ и видов их оплаты (национальной или иностранной валютой).
При этом 30 процентов перечисленных инвесторами-заказчиками средств остается у подрядчика для выполнения прикладных исследований и внедрения эффективных разработок на своем производстве, 20 процентов централизуется в республиканских органах государственного управления для выполнения научно-исследовательских работ, относящихся к группе предприятий отрасли, остальные средства концентрируются в Минстройархитектуры для решения общеотраслевых научно-технических проблем строительного комплекса.
- Цели создания инновационного фонда и фонда развития строительной науки во многом совпадают. Чем все же была вызвана необходимость принятия специальных нормативных актов по фонду развития строительной науки?
- В капитальном строительстве имеется ряд существенных особенностей по сравнению с другими отраслями.
И тот порядок формирования фондов, который срабатывает в промышленности, практически не работает в строительном комплексе.
Основные особенности следующие:
- с момента начала работ по созданию строительного объекта (изделия) и до их завершения проходит, как правило, более года и на каждый объект индивидуально разрабатывается своя проектно-сметная документация. В промышленности же на выпуск изделия уходит значительно меньше времени, оно выпускается в основном серийно и по ГОСТ;
- стоимость строительной продукции формирует не производитель работ (подрядчик), а разработчик проектно-сметной документации (проектировщик), выполняющий эту работу по договору с заказчиком объекта (потребителем продукции), который в силу этого обязан в рамках действующих нормативных актов принимать к исполнению требования заказчика по составу технических и иных решений, влияющих на стоимость объекта.
Во многих случаях министерства-заказчики имеют в своем подчинении проектные институты, через которые разрабатывается для подрядчика проектно-сметная документация, что дает дополнительную возможность административно влиять на формирование стоимости объекта.
Кроме этого стоимость объекта (смета) в соответствии с действующим законодательством утверждается заказчиком.
Таким образом, заказчик (потребитель строительной продукции) не только знает, из чего слагается стоимость строительной продукции, но и активно влияет на ее формирование. В промышленности же смету (цену) на изделие формирует производитель.
Потребитель же покупает изделие и не знает, на основе чего сформирована цена.
В силу этих особенностей заказчик строительства предлагает разработчику проектно-сметной документации использовать, как правило, только ранее созданные научно-технические достижения, экономический эффект от внедрения которых в этом случае получает он, а не подрядчик.
Таким образом, у заказчика имеется большая, чем у подрядчика, заинтересованность направлять средства на создание новшеств в строительстве. Однако из-за технологических и временных особенностей в проектировании и строительстве объектов в случае выделения заказчиком средств на создание новшеств в строительстве они, как правило, могут быть применены лишь на других объектах, проектирование которых будет вестись в будущем.
Следовательно, заказчик имеет потенциальную возможность не выделять средства на науку, а лишь использовать ее результаты.
Вместе с тем, с целью постоянного снижения стоимости и повышения качества строительно-монтажных работ имеется острая необходимость опережающего создания новшеств.
В связи с этим потенциальные заказчики должны принимать участие в создании эффективных научно-технических разработок путем направления средств в фонд развития строительной науки и использовать их при возведении объектов с целью снижения сметной стоимости строительства.
- Оказывает ли влияние фонд развития строительной науки на стабилизацию и развитие строительного комплекса?
- Мы все понимаем, что внедрение научно-технических достижений - это одно из основных условий для стабилизации и развития строительного комплекса.
Не будь фонда развития строительной науки, развалился бы научный потенциал строительного комплекса, как это произошло в других странах СНГ. А ведь наша республика всегда славилась своим интеллектуальным потенциалом в бывшем СССР.
И сегодня этот потенциал, при существенном его сокращении по объективным причинам, работает на строителей с еще большей отдачей.
Можно было бы привести много конкретных примеров эффективного влияния отечественной науки на стабилизацию производства, повышение конкурентоспособности ее продукции, снижение стоимости и энергоемкости.
Но я остановлюсь лишь на проблеме жилищного строительства, выведенного Президентом в разряд приоритетных направлений.
Так, БелНИИС на основе обобщения опыта проектирования и строительства разработана типовая серия на унифицированную открытую архитектурно-конструктивную строительную систему с плоскими перекрытиями с использованием конструкций и изделий существующей индустриальной базы.
Авторы этой системы в 2000 году удостоены Государственной премии Республики Беларусь. Этим же институтом, НИПТИС, Белпроектом, БГПА и другими организациями создан ряд других проектов жилых домов нового поколения, в том числе в сборно-монолитном и монолитном исполнении, а также с применением металлического каркаса и максимальным использованием изделий и оборудования ДСК.
Все эти проекты предусматривают снижение ресурсо- и энергопотребления в 1,5-2 раза и гибкие планировочные решения.
В проектах использованы в основном отечественные материалы (железобетон, ячеистый бетон, минераловатные плиты).
За основу здания принят каркас (железобетонный, железобетонно-металлический) со скрытыми в плоскости перекрытия ригелями. Стены выполняются, как правило, из ячеистобетонных блоков, с поэтажной опорой или многослойные. В таком здании реализуется принцип разделения функций материалов, а основные свойства каждого из них используются максимально. За счет этого достигается снижение ресурсо- и энергоемкости.
Такие подходы позволяют в одних и тех же конструкциях строить как муниципальное жилье, так и квартиры под заказ, что положительно влияет на снижение стоимости строительства. По единовременным затратам в сопоставимых условиях здания нового поколения при лучших потребительских качествах сопоставимы с самой экономичной серией крупнопанельного домостроения М-464-9.
По приведенным затратам с учетом эксплуатационных расходов они экономичнее аналогов на 10-15%. При этом следует учесть, что в будущем такое жилье будет легко поддаваться модернизации и трансформации без существенных капитальных вложений.
Правительством принято решение о расширении объемов применения новых конструктивных систем с доведением их удельного веса в новом строительстве в 2001 году до 35% и к 2005 году до 70%.
Для возведения зданий нового поколения в монолитном и сборно-монолитном исполнении каркаса БелНИИС созданы конкурентоспособные опалубочные системы типа Модостр и всепогодные скоростные технологии строительства.
Опалубочная система включает более 10 типов различных опалубок, таких как мелкощитовая металлическая опалубка, мелкощитовая Модостр-Комби, опалубка-стол для монолитных перекрытий, блочно-стоечная опалубка перекрытий, опалубка колонн и лифтовых шахт, опалубка для сборно-монолитных каркасных зданий и другие.
В кратчайшие сроки разработано и освоено промышленное производство опалубочной системы, по функциональным и техническим параметрам не уступающей зарубежным аналогам, но в 2-3 раза ниже их стоимости, что обеспечивает ее доступность и белорусским строителям.
Основу всепогодной, скоростной технологии строительства сборно-монолитных и монолитных каркасов составляет опалубочная система типа Модостр, технологические карты и регламенты производства опалубочных и бетонных работ с применением комплексных добавок в бетон на основе отечественных компонентов.
Применение этой технологии обеспечивает ведение бетонных работ без обогрева при отрицательных температурах до -10 оС, при положительных температурах темпы строительства равны перекрытию площадью 1 тыс. м 2 за неделю. Каркасные системы и новые технологии их возведения позволили белорусским строителям выигрывать тендерные торги на объектах г. Москвы, Подмосковья и других регионов России (трест №27, ЗАО "Белросстрой", трест №35 и другие).
Они успешно внедрены в ряде других строительных организаций Республики Беларусь (КПП "Минскпромстрой", трест №4, 7, 27 и другие).
Важным направлением в обеспечении населения Республики Беларусь жильем является надстройка верхних этажей и мансард в существующих зданиях.
Дело в том, что центры городов, как правило, застроены 4-5-этажными зданиями. Здесь имеется вся инфраструктура - дороги, школы, детские сады, больницы, магазины и другие объекты социального обслуживания населения, на развитие которой в новых микрорайонах требуется увеличение капитальных вложений на 50%.
Определенная экономия капвложений достигается также и за счет того, что так называемый "ноль" в здании уже имеется. Кроме этого, снижаются расходы на транспортные потоки. В связи с этим подготовлен и утвержден полный комплект нормативно-технической документации, регулирующий эти вопросы.
Так, институтом БелНИИС разработаны архитектурно-конструктивные решения мансард, надстраиваемых над существующими зданиями всех ранее применявшихся серий и альбомы типовых узлов, рекомендации по проектированию и технологии возведения мансард. НИПТИС разработано пособие к СНБ по проектированию мансардных надстроек. Учитывая особенности условий функционирования отопительно-вентиляционных систем в мансардных надстройках, БелНИИС подготовлены рекомендации по проектированию этих систем. НИИ "Стройэкономика" подготовлены нормативные документы, регламентирующие строительство мансардных этажей без отселения жильцов.
Для сельского и коттеджного строительства БелНИИС создана система быстровозводимых домов из плоских конструктивных элементов и объемных модулей Дятловского завода инвентарных зданий.
Стоимость 1м 2 общей площади в таких зданиях составляет 100 долларов США. Конструктивно-планировочные решения домов позволяют в процессе эксплуатации пристраивать и надстраивать помещения, что важно при отсутствии необходимых инвестиций в начальный этап строительства.
Дома в таком исполнении строятся в Дятловском, Столинском и Лидском районах. Институт разработал типовую серию.
- Какие экономические санкции применяются к тем субъектам инвестиционной деятельности, которые нарушают законодательство, регулирующее формирование и использование средств фондов развития строительной науки?
- Имеются три стандартные ситуации.
Первая ситуация. Заказчик-инвестор не перечисляет подрядчику средства на формирование фондов развития строительной науки.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 04.06.1996 г. №362 "Об утверждении положения о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительных проектов и положения о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения архитектурных и строительных проектов" заказчик, а не подрядчик, утверждает смету на строительный объект (цену на строительную продукцию).
Учитывая, что смета на строительный объект формируется в соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и методическими указаниями, утверждаемыми Минстройархитектуры, в которых предусмотрено включение средств на развитие строительной науки в смету, заказчики, не выделяя средства на развитие строительной науки, нарушают установленный порядок определения регулируемых государственными органами цен и этим самым занижают цену.
В связи с этим отказ инвесторов-заказчиков от включения в цену на строительную продукцию средств на формирование фонда развития строительной науки является занижением цен на работы (услуги), и к ним применяются меры, установленные статьей 14 Закона Республики Беларусь "О ценообразовании". А именно: в доход бюджета взыскиваются средства, которые не перечислены на образование фонда развития строительной науки, и налагается штраф в таком же размере. При повторном нарушении в течение года в доход бюджета взыскиваются неперечисленные на образование фонда суммы и налагается штраф в двукратном размере.
Вторая ситуация. Подрядчик не перечисляет средства в фонд развития строительной науки более высокого уровня (Минстройархитектуры или других органов государственного управления).
В этом случае в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 1993 г. №194 средства, переданные инвесторами-заказчиками на образование фонда развития строительной науки (1% от объема строительно-монтажных работ), в полном объеме в бесспорном порядке взыскиваются налоговыми органами в доход республиканского бюджета.
Третья ситуация. Средства фонда развития строительной науки используются не по целевому назначению.
В этом случае за нецелевое использование средств в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1997 г. №14 "О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений" в установленном порядке налагается штраф в двукратном размере использованных не по целевому назначению средств.
Кроме этого, использованные не по назначению средства подлежат возврату.
Таким образом, ко всем субъектам хозяйствования (заказчик, подрядчик, органы государственного управления), которые нарушают действующее законодательство по формированию и использованию средств фонда развития строительной науки, предусмотрены экономические санкции.
Хотелось бы отметить и то, что Указом Президента от 29 июня 2000 г. №359 "Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь" к первой группе очередности платежей отнесены внебюджетные фонды, каким является и фонд развития строительной науки.Виктор БОРВОНОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2001 год в рубрике наука