Симпозиум по туннельному строительству на выставке «Bauma-2001»
Со 2 по 8 апреля текущего года в Мюнхене (Германия) проходила 26-я международная выставка "Bauma-2001", посвященная, в частности, строительным машинам и оборудованию. В ее рамках прошли такие специализированные мероприятия, как Немецкий конгресс строительного оборудования, Шестой международный симпозиум по туннельному строительству, Пятый международный симпозиум по микротуннельному строительству и другие. Вашему вниманию представлены тезисы наиболее, на наш взгляд, интересных докладов, прозвучавших в ходе Шестого международного симпозиума по туннельному строительству.
Туннельное строительство в местах с минимальной осадкой грунта на примере проекта в Дюссельдорфе
Вольфганг Фритцше из франкфуртской компании "Wayss & Freytag Ingenierbau AG" отметил в своем докладе, что впервые за всю историю туннельного строительства Германии в Дюссельдорфе была применена буровая машина с диаметром бура 9,45 метра. Она была использована в проекте по сооружению двухколейного туннеля. Из-за специфических черт местности единственно возможным вариантом было применение совместно с буровой машиной проходческого щита с тиксотропическим суппортом. Общая длина дюссельдорфского туннеля около 1100 метров. Он находится под полотном автомобильной дороги. Докладчик отметил, что проходящие по нему железнодорожные пути не оборудованы дополнительной стабилизацией, однако на скорость движения поездов по туннелю пока не наложено никаких ограничений. Одной из отличительных черт туннеля в Дюссельдорфе является его почти полная незаметность на местности. Этому способствовали тщательнейшие процедуры по выравниванию грунта. Причем земельное покрытие туннеля составляет 0,6-1,0 от его диаметра.
Господин Фритцше сделал акцент на том, что в туннельном строительстве для продолжения его прогрессивного развития минимальная осадка грунта при реализации проектов имеет наибольшее значение.
Решение проблем при строительстве туннеля Цюрих-Тальвил
Авторы доклада Джозеф Боллигер и Готтлиб Кюнцли из швейцарской компании "ARGE Tunnel Zurich" основной упор сделали на тот факт, что проект по строительству туннеля "Zimmerberg base" является центральным в развитии швейцарской системы железных дорог. Данный туннель является частью Европейской транзитной магистрали Франкфурт-Цюрих-Милан.
Авторы отметили, что при строительстве туннеля возникли две проблемы. Во-первых, северный участок туннеля протяженностью 2,7 километра проходил под водной артерией. От воды туннель отделяли 20-30 метров грунта. Поскольку работа в таких условиях крайне затруднительна, строители были вынуждены применить буровые машины (tunnel boring machine - TBM) средней степени защиты. Машины такого класса могут быть использованы как экскаваторы для работы с горной породой и с камнями. Буровые машины были опущены в туннель для выемки породы с высоким содержанием воды.
Что же касается южной части туннеля длиной 6,4 километра, то она, наоборот, пролегала через горы. Здесь специалисты сочли необходимым применение буровых машин с высоким классом защиты. Выбор был сделан в пользу машин компании "Herrenknecht" с диаметром бура 12,28 метра.
Проект "Herrentunnel Luebeck" - прорыв в области перехода транспортных коммуникаций в частную собственность
В 1994 году Закон "О частном строительстве и финансировании шоссейных дорог" заложил в Германии правовую базу для передачи автомобильных дорог частным компаниям. Закон выделяет несколько первостепенных задач, таких как их строительство, содержание и финансирование, а также регулирует процедуру аннулирования передачи дорог в частные руки. Такой подход, по мнению немецкого законодателя, является необходимым условием рефинансирования дорог с использованием инвестиций из частного сектора экономики.
Автор доклада Ганс Вильгельм Альфен из Веймарского "Bauhaus-Universitaet" отмечает, что, несмотря на существование такого, казалось бы, прогрессивного закона, с 1994 года было подписано всего два соглашения о передаче дорог частным компаниям. Одним из этих проектов является "Herrentunnel" в Любеке, называемый среди узких специалистов прорывом в области перехода транспортных коммуникаций в собственность частного сектора. В противоположность применяемой ранее схеме предварительного финансирования приватизация туннеля в Любеке позволит снизить расходы местного бюджета на его содержание, однако не сразу, а в ближайшей перспективе.
Кроме того, в Германии активно развивается и международное сотрудничество в рассматриваемой нами области. Немецкое правительство как на общегосударственном, так и на местном уровнях способствует вложению международными инвестиционными фондами средств в немецкую транспортную инфраструктуру. Это выливается в уменьшение дорожных налогов и сборов с населения и предприятий в соответствующих районах.
Прогресс в развитии частной транспортной инфраструктуры Германии за счет иностранных инвесторов приводит к неблагоприятным последствиям для немецких инвестиционных компаний. Дело в том, что последние больше ориентированы на работу за рубежом и не обращают должного внимания на возможность реализации инвестиционных проектов в своей стране. И специалисты придерживаются того мнения, что когда немецкие инвесторы поймут все преимущества работы на своем рынке, они уже станут на нем неконкурентоспособными. Их вытеснят иностранные инвестиционные компании, которые начинают работать в Германии уже сегодня.
Метод защиты и монтажа при помощи сжатого воздуха на примере туннеля "Audi Nord"
Автор доклада Х. Кондманн из мюнхенской компании "Dyckerhoff & Widmann AG" рассказал участникам симпозиума на примере туннеля "Audi Nord" про метод защиты и монтажа при помощи сжатого воздуха. Туннель "Audi Nord" является одной из частей новой транспортной магистрали Нюрнберг-Ингольштадт. Его поперечное сечение составляет 110 квадратных метров, а длина - 1077 метров. Туннель был проложен при помощи сжатого воздуха. Данный метод заключается в следующем: после возведения диафрагмы, стен и потолочной плиты в туннеле начинаются работы при помощи сжатого воздуха. Впоследствии плиты ложатся также и на дно, а стены дополнительно укрепляются. Сжатый воздух подавался в туннель при помощи четырех электрических компрессоров мощностью 200 кВт, каждый из которых вырабатывал 60 кубометров воздуха в минуту. Следует отметить, что один компрессор постоянно находился в резерве, что полностью соответствует немецким "Правилам работы со сжатым воздухом".
Выемка гравия и песка проводилась двумя электрическими экскаваторами грузоподъемностью по 20 тонн каждый. Затем порода дробилась и при помощи навесного конвейера подавалась на две электровагонетки емкостью по 20 кубометров. На них отходы вывозились из туннеля.
Подробности - у Марии Сикла ("Messe Muenchen GmbH"):
Тел. (+49 89) 9 49-2 06 60
Факс (+49 89) 9 49-2 06 69
e-mail: sikla@messe-muenchen.deИлья ЛАТЫШЕВ
Туннельное строительство в местах с минимальной осадкой грунта на примере проекта в Дюссельдорфе
Вольфганг Фритцше из франкфуртской компании "Wayss & Freytag Ingenierbau AG" отметил в своем докладе, что впервые за всю историю туннельного строительства Германии в Дюссельдорфе была применена буровая машина с диаметром бура 9,45 метра. Она была использована в проекте по сооружению двухколейного туннеля. Из-за специфических черт местности единственно возможным вариантом было применение совместно с буровой машиной проходческого щита с тиксотропическим суппортом. Общая длина дюссельдорфского туннеля около 1100 метров. Он находится под полотном автомобильной дороги. Докладчик отметил, что проходящие по нему железнодорожные пути не оборудованы дополнительной стабилизацией, однако на скорость движения поездов по туннелю пока не наложено никаких ограничений. Одной из отличительных черт туннеля в Дюссельдорфе является его почти полная незаметность на местности. Этому способствовали тщательнейшие процедуры по выравниванию грунта. Причем земельное покрытие туннеля составляет 0,6-1,0 от его диаметра.
Господин Фритцше сделал акцент на том, что в туннельном строительстве для продолжения его прогрессивного развития минимальная осадка грунта при реализации проектов имеет наибольшее значение.
Решение проблем при строительстве туннеля Цюрих-Тальвил
Авторы доклада Джозеф Боллигер и Готтлиб Кюнцли из швейцарской компании "ARGE Tunnel Zurich" основной упор сделали на тот факт, что проект по строительству туннеля "Zimmerberg base" является центральным в развитии швейцарской системы железных дорог. Данный туннель является частью Европейской транзитной магистрали Франкфурт-Цюрих-Милан.
Авторы отметили, что при строительстве туннеля возникли две проблемы. Во-первых, северный участок туннеля протяженностью 2,7 километра проходил под водной артерией. От воды туннель отделяли 20-30 метров грунта. Поскольку работа в таких условиях крайне затруднительна, строители были вынуждены применить буровые машины (tunnel boring machine - TBM) средней степени защиты. Машины такого класса могут быть использованы как экскаваторы для работы с горной породой и с камнями. Буровые машины были опущены в туннель для выемки породы с высоким содержанием воды.
Что же касается южной части туннеля длиной 6,4 километра, то она, наоборот, пролегала через горы. Здесь специалисты сочли необходимым применение буровых машин с высоким классом защиты. Выбор был сделан в пользу машин компании "Herrenknecht" с диаметром бура 12,28 метра.
Проект "Herrentunnel Luebeck" - прорыв в области перехода транспортных коммуникаций в частную собственность
В 1994 году Закон "О частном строительстве и финансировании шоссейных дорог" заложил в Германии правовую базу для передачи автомобильных дорог частным компаниям. Закон выделяет несколько первостепенных задач, таких как их строительство, содержание и финансирование, а также регулирует процедуру аннулирования передачи дорог в частные руки. Такой подход, по мнению немецкого законодателя, является необходимым условием рефинансирования дорог с использованием инвестиций из частного сектора экономики.
Автор доклада Ганс Вильгельм Альфен из Веймарского "Bauhaus-Universitaet" отмечает, что, несмотря на существование такого, казалось бы, прогрессивного закона, с 1994 года было подписано всего два соглашения о передаче дорог частным компаниям. Одним из этих проектов является "Herrentunnel" в Любеке, называемый среди узких специалистов прорывом в области перехода транспортных коммуникаций в собственность частного сектора. В противоположность применяемой ранее схеме предварительного финансирования приватизация туннеля в Любеке позволит снизить расходы местного бюджета на его содержание, однако не сразу, а в ближайшей перспективе.
Кроме того, в Германии активно развивается и международное сотрудничество в рассматриваемой нами области. Немецкое правительство как на общегосударственном, так и на местном уровнях способствует вложению международными инвестиционными фондами средств в немецкую транспортную инфраструктуру. Это выливается в уменьшение дорожных налогов и сборов с населения и предприятий в соответствующих районах.
Прогресс в развитии частной транспортной инфраструктуры Германии за счет иностранных инвесторов приводит к неблагоприятным последствиям для немецких инвестиционных компаний. Дело в том, что последние больше ориентированы на работу за рубежом и не обращают должного внимания на возможность реализации инвестиционных проектов в своей стране. И специалисты придерживаются того мнения, что когда немецкие инвесторы поймут все преимущества работы на своем рынке, они уже станут на нем неконкурентоспособными. Их вытеснят иностранные инвестиционные компании, которые начинают работать в Германии уже сегодня.
Метод защиты и монтажа при помощи сжатого воздуха на примере туннеля "Audi Nord"
Автор доклада Х. Кондманн из мюнхенской компании "Dyckerhoff & Widmann AG" рассказал участникам симпозиума на примере туннеля "Audi Nord" про метод защиты и монтажа при помощи сжатого воздуха. Туннель "Audi Nord" является одной из частей новой транспортной магистрали Нюрнберг-Ингольштадт. Его поперечное сечение составляет 110 квадратных метров, а длина - 1077 метров. Туннель был проложен при помощи сжатого воздуха. Данный метод заключается в следующем: после возведения диафрагмы, стен и потолочной плиты в туннеле начинаются работы при помощи сжатого воздуха. Впоследствии плиты ложатся также и на дно, а стены дополнительно укрепляются. Сжатый воздух подавался в туннель при помощи четырех электрических компрессоров мощностью 200 кВт, каждый из которых вырабатывал 60 кубометров воздуха в минуту. Следует отметить, что один компрессор постоянно находился в резерве, что полностью соответствует немецким "Правилам работы со сжатым воздухом".
Выемка гравия и песка проводилась двумя электрическими экскаваторами грузоподъемностью по 20 тонн каждый. Затем порода дробилась и при помощи навесного конвейера подавалась на две электровагонетки емкостью по 20 кубометров. На них отходы вывозились из туннеля.
Подробности - у Марии Сикла ("Messe Muenchen GmbH"):
Тел. (+49 89) 9 49-2 06 60
Факс (+49 89) 9 49-2 06 69
e-mail: sikla@messe-muenchen.deИлья ЛАТЫШЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 14 за 2001 год в рубрике выставки