Возведение плотин глазами «Doka»
Один из недавно возведенных крупных объектов австрийской фирмы "Doka" - плотина в Анатолии (Юго-Восточная часть Турции), принадлежавшей ранее к числу слаборазвитых областей Османского государства.
В Турции благодаря помощи иностранных инвесторов начали реализацию проекта развития энергетики в Юго-Восточной Анатолии, в рамках которого предполагается построить каскад гидроэлектростанций на реках Тигр и Евфрат. Водохранилища гидроэлектростанций, в свою очередь, должны орошать территории, где в силу засушливого климата земледелие пришло в упадок.
В 30 километрах к северу от сирийской границы, в окрестностях города Бирекика, на реке Евфрат сейчас возведена плотина, которая к концу 2001 года будет обеспечивать энергией находящуюся здесь силовую станцию. Гидроэлектростанция в Бирекике - это крупнейшее из гидросооружений, на строительстве которого используются преимущественно литые бетонные формы от "Doka".
Проектная мощность Бирекикской гидроэлектростанции - 2,5 миллиарда киловатт-часов в год. Общая мощность системы Francise из шести турбин равна 672 МВт.
На строительство электростанции и водохранилища различные инвесторы выделили 263 миллиарда немецких марок.
Плотину на Евфрате строит совместное немецко-турецко-австрийское предприятие ("Philipp Holzmann AG" (Германия), "GAMA Industrie" (Турция) и "Strabag Austria AG").
Плановый срок строительства гидроэлектростанции - пять с половиной лет, из них на бетонные работы отведено 24 месяца. Затраты на строительство окупятся за 15 лет, затем электростанция окончательно будет передана турецкому государству.
Плотина гидроэлектростанции возводится между двумя дамбами, строящимися на берегах Евфрата, каждая из которых имеет длину 2,5 км. К бетонной плотине высотой 62,5 м относятся как водослив, так и водоканал здания машинного зала.
В ходе первого этапа строительства русло реки не менялось: правобережная дамба, прилегающее к ней бетонное здание машинного зала и водослив строились с использованием коффердама. На втором этапе (при строительстве левобережной дамбы) воды реки были направлены через водослив.
80% общей длины плотины приходится на возведенные на берегах земляные дамбы. Чтобы обеспечить водонепроницаемость, в песчаную сердцевину уложен высокий процент глины. В левобережной дамбе на случай наводнения предусмотрена узкая протока, которая пролегает вдоль пропускающих воду почвенных пластов.
Земля, необходимая для строительства дамб, привозилась с левого берега из долины, расположенной в 3,5 км. Водостойкий материал - с правого берега за 1,7 км. В разгар работ в день осваивалось 28 000 кубометров земли.
Литые формы от "Doka" использовались прежде всего для строительства опорных элементов бетонной плотины, что позволило вести строительство высокими темпами и значительно сократить расходы. На опорных элементах использовалась консольная опалубка Doka D22, позволяющая отливать детали высотой до 4 м. Это позволило уменьшить расходы, большие секции сократили число стыков.
При строительстве плотины пришлось решать множество довольно сложных проблем, касающихся отливки блоков напорного канала, водослива и здания машинного зала. Их решил отдел планирования "Doka", при проектировании исходивший из возможностей фирмы.
В машинном зале находятся шесть турбинных блоков, диаметр шлюза каждого - 8,4 м. Бетонные блоки отливались формами типа D22. Массивные несущие балки протоки, достигающие входа в напорный канал, отливались при помощи форм типа Doka d2. Для строительства здания машинного зала использовались специальные самоходные опалубки.
Здание машинного зала и правобережную земляную дамбу соединяет 140-метровая бетонная плотина. Ее высота 62,5 м, ширина в основании - 45 м, ширина по верхнему краю - 10 метров. Сама плотина и ее вертикальные опоры построены при помощи литых форм Doka D22.
Эти формы использовались и на строительстве водосливного канала, через который в будущем будет проходить 17 000 кубометров воды в час. Вода будет вытекать через 4 нижних канала, которые оборудованы круглыми стальными люками, регулирующими поток воды. Самый сложный элемент водослива - 6 выходов напорного канала, также круглых в сечении, плавно спускающихся сверху вниз. Специалисты "Doka" при помощи компьютера разработали для их отливки систему, цель которой - обеспечить как можно более простой монтаж форм, их перемещение и демонтаж. Формы монтировались при помощи укрепленных брусом опалубок типа Doka d2, причем для отливки всех шести выходов использовалось всего два комплекта.
С использованием форм от "Doka" строились и туннели обслуживания бетонной плотины, вход напорного канала, блок соединения, здание машинного зала, внутренняя часть водослива. С этой целью применялись специальные складные или со съемной крышей опалубки.
Контакт:
"Оеsterreichische Doka Schalungstechnik GmbH"
Reichsstrasse 23, A-3300 Amstetten
Telefon: +43 (0)7472 / 605-0
Telefax: +43 (0)7472 / 64430
По материалам EhitajaПодготовил Дмитрий ПОДГАЙСКИЙ
В Турции благодаря помощи иностранных инвесторов начали реализацию проекта развития энергетики в Юго-Восточной Анатолии, в рамках которого предполагается построить каскад гидроэлектростанций на реках Тигр и Евфрат. Водохранилища гидроэлектростанций, в свою очередь, должны орошать территории, где в силу засушливого климата земледелие пришло в упадок.
В 30 километрах к северу от сирийской границы, в окрестностях города Бирекика, на реке Евфрат сейчас возведена плотина, которая к концу 2001 года будет обеспечивать энергией находящуюся здесь силовую станцию. Гидроэлектростанция в Бирекике - это крупнейшее из гидросооружений, на строительстве которого используются преимущественно литые бетонные формы от "Doka".
Проектная мощность Бирекикской гидроэлектростанции - 2,5 миллиарда киловатт-часов в год. Общая мощность системы Francise из шести турбин равна 672 МВт.
На строительство электростанции и водохранилища различные инвесторы выделили 263 миллиарда немецких марок.
Плотину на Евфрате строит совместное немецко-турецко-австрийское предприятие ("Philipp Holzmann AG" (Германия), "GAMA Industrie" (Турция) и "Strabag Austria AG").
Плановый срок строительства гидроэлектростанции - пять с половиной лет, из них на бетонные работы отведено 24 месяца. Затраты на строительство окупятся за 15 лет, затем электростанция окончательно будет передана турецкому государству.
Плотина гидроэлектростанции возводится между двумя дамбами, строящимися на берегах Евфрата, каждая из которых имеет длину 2,5 км. К бетонной плотине высотой 62,5 м относятся как водослив, так и водоканал здания машинного зала.
В ходе первого этапа строительства русло реки не менялось: правобережная дамба, прилегающее к ней бетонное здание машинного зала и водослив строились с использованием коффердама. На втором этапе (при строительстве левобережной дамбы) воды реки были направлены через водослив.
80% общей длины плотины приходится на возведенные на берегах земляные дамбы. Чтобы обеспечить водонепроницаемость, в песчаную сердцевину уложен высокий процент глины. В левобережной дамбе на случай наводнения предусмотрена узкая протока, которая пролегает вдоль пропускающих воду почвенных пластов.
Земля, необходимая для строительства дамб, привозилась с левого берега из долины, расположенной в 3,5 км. Водостойкий материал - с правого берега за 1,7 км. В разгар работ в день осваивалось 28 000 кубометров земли.
Литые формы от "Doka" использовались прежде всего для строительства опорных элементов бетонной плотины, что позволило вести строительство высокими темпами и значительно сократить расходы. На опорных элементах использовалась консольная опалубка Doka D22, позволяющая отливать детали высотой до 4 м. Это позволило уменьшить расходы, большие секции сократили число стыков.
При строительстве плотины пришлось решать множество довольно сложных проблем, касающихся отливки блоков напорного канала, водослива и здания машинного зала. Их решил отдел планирования "Doka", при проектировании исходивший из возможностей фирмы.
В машинном зале находятся шесть турбинных блоков, диаметр шлюза каждого - 8,4 м. Бетонные блоки отливались формами типа D22. Массивные несущие балки протоки, достигающие входа в напорный канал, отливались при помощи форм типа Doka d2. Для строительства здания машинного зала использовались специальные самоходные опалубки.
Здание машинного зала и правобережную земляную дамбу соединяет 140-метровая бетонная плотина. Ее высота 62,5 м, ширина в основании - 45 м, ширина по верхнему краю - 10 метров. Сама плотина и ее вертикальные опоры построены при помощи литых форм Doka D22.
Эти формы использовались и на строительстве водосливного канала, через который в будущем будет проходить 17 000 кубометров воды в час. Вода будет вытекать через 4 нижних канала, которые оборудованы круглыми стальными люками, регулирующими поток воды. Самый сложный элемент водослива - 6 выходов напорного канала, также круглых в сечении, плавно спускающихся сверху вниз. Специалисты "Doka" при помощи компьютера разработали для их отливки систему, цель которой - обеспечить как можно более простой монтаж форм, их перемещение и демонтаж. Формы монтировались при помощи укрепленных брусом опалубок типа Doka d2, причем для отливки всех шести выходов использовалось всего два комплекта.
С использованием форм от "Doka" строились и туннели обслуживания бетонной плотины, вход напорного канала, блок соединения, здание машинного зала, внутренняя часть водослива. С этой целью применялись специальные складные или со съемной крышей опалубки.
Контакт:
"Оеsterreichische Doka Schalungstechnik GmbH"
Reichsstrasse 23, A-3300 Amstetten
Telefon: +43 (0)7472 / 605-0
Telefax: +43 (0)7472 / 64430
По материалам EhitajaПодготовил Дмитрий ПОДГАЙСКИЙ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 2001 год в рубрике материалы и технолгии