Где-то мерзнут, а как у нас?

Работа республиканского семинара по проблемам теплоэнергосбережения, проведенного в Минске в конце февраля, была построена на опыте функционирования УП "Минсккоммунтеплосеть", поэтому выступление на нем заместителя председателя Мингорисполкома В.М. Белохвостова было выслушано с большим вниманием.

В своем докладе он сообщил, что, несмотря на определенное положительные изменения в энергосбережении, нерешенных проблем в городе еще много. Одной их них является состояние расчетов за энергоресурсы.

Далее докладчик рассказал о двух этапах работы, которые проводятся в городе по программе энергосбережения. Первый этап завершится в 2001 году установкой на 100% объектов теплоснабжения групповых приборов учета тепла. Второй этап уже начался. В результате выполнения запланированных работ будут решены проблемы регулирования подачи тепла, тепловой реабилитации зданий и другие.

Внимание участников семинара было также обращено на структуру теплоснабжения столицы. Минск обеспечивается теплом, вырабатываемым 3-мя ТЭЦ, 7-ю районными котельными, 5 из которых работают в пиковом режиме, а также 35-ю коммунальными котельными. Потребители расходуют 6,5 тыс. Гкал в час. Минск отличается от других городов Беларуси зоной ответственности между республиканской и коммунальной собственностью в теплоснабжении. Так, 1100 км теплотрасс в двухтрубном исчислении находятся в ведении "Минскэнерго" - это республиканская собственность, - а разветлительная сеть и ЦТП разделены между "Минскэнерго" и "Минсккоммунтеплосеть".

Ранее у специалистов были предложения о передаче всех ЦТП на баланс "Минскэнерго", но Мингорисполком считает, что, несмотря на изношенность коммунальных объектов, передавать их нет необходимости. 5-10 лет назад вопрос о регулировании подачи тепла не поднимался, приборы учета и регулирования не применялись. Оплата за тепловую энергию велась по нормативам.

Из всего подаваемого тепла 65% потребляет бытовой сектор, 35% - промышленный и социальный секторы. Начать работу по регулированию температуры теплоносителя было сложно. Поэтому энергосбережение достигалось путем директивного снижения ее до определенных величин без учета возможностей низовых предприятий.

"Сверху" стали присылаться графики температуры теплоносителя на определенный период. Такое решение было принято для уменьшения расходов топлива, которое закупается за валюту. Для того чтобы качество услуг по теплоснабжению не было снижено, в системе энергораспределения в сложившихся условиях начался поиск способов обеспечения потребителей теплом.

Первый этап работы по экономии тепла в Минске продолжается уже несколько лет. В результате в 2001 году завершится установка групповых приборов учета тепла на всех объектах теплоснабжения. Работа по установке приборов была быстрее выполнена на промышленных предприятиях и объектах соцкультбыта, где они окупались в течение отопительного сезона.

Сейчас завершается установка приборов на объектах бытового сектора. В системе Минскэнерго внедрение приборов учета сдерживалось недостаточной заинтересованностью предприятий, которые не получали доходов в связи с уменьшением поданной тепловой энергии. Кроме того, средства от экономии не доходили до тех предприятий Минскэнерго, которые снижали потребление топлива.

Предприятия Минсккоммунтеплосети оказались более заинтересованными, что способствовало энергичным действиям по установке приборов. Применение приборов учета на всех объектах в корне изменит условия взаиморасчетов между производителями тепла, предприятиями, транспортирующими тепло и потребителями. Предложения о финансовых отношениях этих звеньев будут рассмотрены в Мингорисполкоме.

Второй этап сбережения энергии - внедрение системы регулирования теплопотребления - находится в начальной стадии. Одной из форм этой работы является тепловая реабилитация домов. В городе 6,5 тыс. домов, находящихся в коммунальной собственности, из них более чем в 400 проведены работы по тепловой реабилитации. Для этого использовались средства фонда энергосбережения и бюджета. Произведенные работы позволили снизить температуру теплоносителя на 2-3°. Это очень большая экономия ресурсов по городу. Кроме того, в городе определены районы и вычислены уровни, до которых можно снижать температуру теплоносителей в магистральных трубопроводах, источниках тепла и котельных. Выявлены особенности теплоснабжения в различных районах города, что позволяет снижать температуру теплоносителя примерно до 60', а где-то до 63-65°C. Эти данные имеются у энергетиков и у специалистов коммунальных теплосетей, что благоприятно сказывается на организации работ по теплоснабжению и экономии ресурсов.

Следующим этапом работы по энергосбережению является продолжение установки приборов регулирования в системах снабжения потребителей горячей водой.

Это важно в связи с тем, что на снабжение города требуется до 30% производимой тепловой энергии. Расход горячей воды в течение суток меняется. Днем потребляется воды больше, ночью - меньше, причем много расходуется воды в утренние часы, однако пик наступает в вечернее время.

Усложняются условия подготовки горячей воды, когда температура воздуха колеблется от минусовой ночью до плюсовой днем. Без учета этих особенностей расход энергии на ее подготовку в зависимости от потребления в течение суток может увеличиваться. Эта проблема хорошо решается в котельной по ул. Жодинской. Здесь с помощью компьютера ведется постоянный контроль за потреблением горячей воды. Компьютер позволяет определить расход воды, когда люди приходят с работы, когда заканчивают домашние дела и т.д. Эти данные используются для регулирования подачи воды в необходимых количествах и нужной температуры, чем достигается экономия энергоресурсов. Этот опыт необходимо распространять на коммунальных и энергетических предприятиях города. Сейчас нет возможностей внедрить этот опыт везде в полном объеме из-за его дороговизны, но кое-какие приемы можно применять при регулировании подачи горячей воды путем отслеживания ее потребления через диспетчерские службы.

В настоящее время ведется работа по установке систем регулирования по зонам действия тепломагистрали от источника теплоснабжения до крайнего потребителя. Здесь многое зависит от Минскэнерго, специалисты которого считают, что правильное перераспределение излишков тепловой энергии можно произвести только при установке ограничивающих устройств максимального расхода практически на каждом объекте. В зависимости от условий теплоснабжения ограничивающие устройства можно устанавливать как в начале теплотрассы, так и в конце.

В текущем году в межотопительный период коммунальным службам совместно с теплоэнергетиками необходимо обследовать все объекты теплоснабжения, сделать соответствующие расчеты. Это позволит установить устройства регулирования с максимальной отдачей.

Потребители энергии - коммунальники - не могут справиться с работами по обследованию тепловых объектов, так как среди них нет специалистов. Поэтому предстоящие работы должны провести теплоэнергетики.

В результате мероприятий по перераспределению тепла будут определены конкретные возможности экономии при условии качественного обеспечения теплом квартир горожан. Вместе с тем в межотопительный период должны быть проведены энергосберегающие работы в каждой котельной, тепловом пункте, доме, в чем главную роль обязаны сыграть специалисты предприятий Минсккоммунтеплосеть.

Далее В. М. Белохвостов остановился на источниках финансирования работ по энергосбережению. В частности, он сообщил, что по сравнению с другими странами СНГ, представители которых часто посещают Беларусь, в нашей стране теплоэнергетика подкрепляется сбалансированной финансовой поддержкой, хотя этих денег обычно не хватает. Известно, что в городах Жлобине, Новополоцке уже давно ввели регулирование подачи тепла на пути от источника до потребителя. В Минске этого еще не сделано, так как эта работа требует больших средств. В текущем году для выполнения работ за счет средств фонда энергосбережения город получит более $3 млн.

Эти средства позволят сделать большую часть работ. Главное, чтобы деньги использовались там, где работы принесут наибольшую отдачу и в ближайшее время окупятся. Кроме того, на тепловую реабилитацию домов и установку приборов учета выделены средства из бюджета. Для установки приборов группового учета имеются деньги фонда ведомственного жилья. Других источников финансирования для выполнения работ по теплосбережению не будет. Но и эти средства должны быть использованы с наибольшей эффективностью. Поэтому докладчик обратил внимание руководителей предприятий на ответственность за использование выделяемых на энергосбережение средств по назначению.Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2001 год в рубрике энергетика

©1995-2024 Строительство и недвижимость