Надзор в строительстве

Либерализация экономики, развитие рыночных отношений, усиление конкуренции как среди отечественных, так и зарубежных партнеров вызывают необходимость ужесточения требований к качеству строительства.

В октябре 1999 г. указом Президента РБ был создан Комитет по надзору за ведением работ в строительстве при Министерстве архитектуры, который имеет функции директивно-координационного центра и обеспечивает единство форм и методов работы при осуществлении надзора.

В течение 2000 г. 300 инспекторов проверили более 10 тысяч объектов. В результате выяснилось, что примерно на 80% строек есть те или иные нарушения: от неправильной организации строительной площадки до нарушения технологий. Случалось и применение несертифицированных материалов. В каждом случае строительные работы приостанавливались до полного устранения брака. Если имели место критические нарушения (их за истекший год установлено 680), прекращалось действие лицензий. Ведь некачественное жилье угрожает безопасности людей.

В последнее время начала широко применяться система штрафов и административных наказаний нарушителей. Так, за 2000 г. 1022 строителя уплатили в казну 15,3 млн рублей штрафов. Сумма экономических санкций за год составила более 55 млн руб.

Однако качество строительства прежде всего зависит не от работы надзорных органов и не от количества контролеров. Их задача - обнаружить нарушения на ранней стадии, провести анализ и выявить причины их возникновения. Нужно создать условия, в которых строители сами будут стремиться улучшать свою работу, строить добротно.

Надзорными органами совершенствуется порядок лицензирования. Так, за 2000г. "Белстройлицензией" было выдано более 2500 лицензий. За прошедший год за допущенные нарушения приостановили действие лицензии на строительную деятельность 34 субъектам хозяйствования. Всего же на строительном рынке Беларуси сегодня имеют право работать 12 000 организаций.

Ужесточаются требования и к нормативным документам (всего в Беларуси действует 1200 строительных нормативов). Мировая практика показывает, что изменение норм может послужить серьезной предпосылкой для дальнейшего развития многих видов производства. Белорусские специалисты к введению новых стандартов относятся очень осторожно - слишком изношена строительная база, однако изменения в государственные строительные нормы РБ все же вносятся.

В 2000 г. специальным постановлением Совета Министров было разрешено сдавать объекты без некоторых видов отделочных работ. В настоящее время Комитетом по надзору подготовлены изменения в это постановление. Теперь этот список короче, а частичное невыполнение может касаться лишь отдельных работ, таких, как наклейка обоев и настил дощатых полов.

Было подсчитано, что около 60% средств, выделяемых на капитальный ремонт, тратится на кровлю. В 2000 г. был введен СНИП "Технические требования и правила приемки кровли". Этот документ ограничил применение рубероида на бумажной основе (срок его службы всего 5-7 лет) и нацелил проектировщиков к тому, чтобы они закладывали в проекты гидроизоляционные материалы с большим сроком службы - в 25-30 лет.

Новыми нормативами была прекращена практика сварки труб в помещениях. Сегодня в новых домах вся сантехника должна соединяться с помощью специальной резьбы (нарушенная при сварке поверхность трубы может дать течь, а также ухудшить качество воды).

Впервые благодаря введению новых норм было разрешено вывести проводку из конструкции стены на поверхность. Это позволило жильцам свободно перемещать розетку, не заставляя страдать от того, что она намертво прикреплена "в хорошем месте" - за шкафом или ковром на высоте 1 м 20 см от пола. Теперь розетки размещаются у пола согласно европейским стандартам.

Необходимо упомянуть и об использовании строителями новых легких утепленных конструкций, которые могут сэкономить до 50% энергоресурсов. (Эксплуатационные энергетические затраты в старом жилье равны 200-260 кВт/ч на м 2 в год. В новых же домах - всего 80-100.)

Однако наличие нормативно-технических документов, какими бы совершенными они ни были, еще не гарантирует качество строительства. Необходим единый подход к системе управления качеством для всех участников строительства без исключения. Этому способствует сертификация. Сертификация - своеобразный пропуск на рынок, подтверждение высокого качества выполняемых работ. С 1997 года начата работа по введению обязательной сертификации на отдельные виды строительных материалов. Это существенно улучшит потребительские свойства строительной продукции. Внедряются системы качества на основе международных стандартов ISO 9000. В РБ четыре компании уже имеют такие сертификаты. Это ОАО "Керамин", ОАО "Минскгражданпроект", ОАО "Гомельпроект" и "Центрэнергомонтаж". Около 30 компаний, в основном те, которые работают на экспорт, готовятся его получить.

В нынешних условиях заказчик готов платить лишь за качественно выполненные работы. Создание же конкуренции на строительном рынке позволит выбрать ту организацию, которая удовлетворит все его требования.Вероника КОШЕЛЕВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 2001 год в рубрике технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость