Рынок кровельных материалов: станут ли Биполикрин и Кровляэласт столь же популярны, как РКП-350 в свое время?

Ряд публикаций нашего издания по поводу нового стандарта СНБ 5.08.01-2000 (СиН № 4) и весеннего ремонта кровли (СиН № 7,8 за 2001 ) вызвали читательские отклики и вопросы. Одним из них стал вопрос о том, какие отечественные материалы для мягкой кровли соответствуют требованиям стандарта, где они производятся и можно ли их купить.

Согласно экспертным оценкам, из трех известных сегодня белорусских производителей битумосодержащих рулонных материалов для кровли наиболее соответствующим современным требованиям является продукция совместного белорусско-британского предприятия ОАО "Кровля" (г. Осиповичи).

Материалы, выпускаемые предприятием, по своим техническим характеристикам полностью соответствуют требованиям стандарта к материалам для двухслойных покрытий плоских кровель с уклонами до 25%.

По мнению эксперта в вопросах кровли г-на Подобеда, при качественной работе с надлежащим соблюдением технологии, кровля из современных осиповичских материалов может сохранить свои свойства и до 25 лет.

Мы решили обратиться на предприятие с уточнением, о каких материалах идет речь. И вот что нам удалось выяснить.

Чем живет завод

Белорусский картонно-рубероидный завод, который был сдан в эксплуатацию в 1972 году, входил в систему Министерства промышленности строительных материалов БССР. Долгое время это было единственное предприятие в республике по производству кровельного картона и битумных рулонных материалов на его основе. До последнего времени рубероид на основе картона был наиболее массовым материалом для плоской кровли. Но времена меняются, на рынке республики появились гораздо более надежные импортные материалы.

Давление рыночной конкуренции, угроза потери рынков сбыта, смена формы собственности на предприятии, уход на "собственные хлеба" - все эти объективные процессы оказали влияние на решение о реорганизации предприятия. В 1999 году было создано совместное белорусско-британское предприятие ОАО "Кровля".

Хотя сегодня пока еще ходовым видом продукции предприятия остаются рулонные материалы на окисленных битумах на основе картона, для поддержания конкурентоспособности необходимо отвечать запросам рынка к долговечности материалов, технологичности их обработки, эстетичности внешнего вида будущей кровли. Поэтому на предприятии было принято решение внедрить технологическую линию по производству битумно-полимерных гидроизоляционных и кровельных материалов на негниющей основе, в качестве которой используются полиэфирный холст, стеклоткань, либо стеклохолст.

Для улучшения качества и увеличения объемов выпускаемых кровельных материалов была закуплена и установлена технологическая линия фирмы "Polyglass" (Италия).

Знакомьтесь: Кровляэласт и Биполикрин

В конце прошлого года на выставке "Будпрагрэс" на суд потребителей были представлены новые материалы предприятия, которые конкурируют сегодня в одном классе с известными на нашем рынке российскими материалами - изоэластом (техноэластом) и унифлексом. Новинки были представлены под торговыми названиями Кровляэласт и Биполикрин соответственно.

Обе новинки представляют собой битумно-полимерные наплавляемые (при массе битумно-полимерного вяжущего свыше 3 кг/м 2) материалы для кровельных и гидроизоляционных работ. Компоненты, использованные при их производстве, аналогичны тем, которые применяют европейские производители: стекло- или полиэфирная основа, СБС-полимеры для модификации покровной массы. Согласно гигиеническому удостоверению и сертификату соответствия Биполикрин имеет теплостойкость не ниже 80°С и гибкость на брусе -15°С; разрывная сила при растяжении составляет не менее 500 Н. Температура хрупкости не выше -20°С. Это означает, что Биполикрин обладает хорошей эластичностью и высокой прочностью. Его можно укладывать при отрицательных температурах воздуха (до -15°С). Кровляэласт обладает большей теплостойкостью (не ниже 90°С) и лучшей гибкостью на брусе (-25°С).

Оба материала либо укладываются на мастики (при массе покровного слоя до 3 кг/м 2), либо соединяются путем подплавления нижнего слоя газовой горелкой. Для удобства и качества выполнения работ материалы с крупнозернистой посыпкой имеют с лицевой стороны вдоль всего полотна кромку шириной 70-100 мм, свободную от посыпки.

Где могут применяться новые материалы? Спектр применения новинок очень широк. Это и водоизоляционные слои кровель различных конфигураций, и гидроизоляция фундаментов зданий, подземных структур (гаражи, туннели, галереи), бассейнов и т.д. Кровляэласт особенно подходит для целей транспортного, дорожного, гидротехнического строительства.

На всякий случай, запомните названия: возможно, это новые марки.

Нужно отметить, что некоторыми предприятиями выпускаются кровельные рулонные материалы на негниющих основах (стеклохолст, например), но без применения полимерных связующих. Относительная дешевизна этих материалов вводит в заблуждение потребителей, так как эти покрытия весьма недолговечны. Работать с ними при минусовых температурах рискованно. Помните, скупой платит дважды.

Кровля должна быть не только надежна, но и красива

Во всем мире сегодня наиболее прогрессивными считаются однослойные кровли. Именно они, по мнению специалистов, обеспечивают оптимальную надежность.

Разработка отечественного аналога стратегически важна для Беларуси, имеющей собственный завод. Поэтому, согласно указанию Министерства строительства и архитектуры республики, ОАО "Стройкомплекс" ведет разработку конструкций однослойных кровель с применением Кровляэласта.

В воображении большинства белорусов кровельные материалы ассоциируются со скучным серым или черным цветом. Да и то правда, большинство наших кровель эстетическим разнообразием не отличается. Наши производители решили исправить эту оплошность. "Кровля" приобрела французскую крупнозернистую посыпку для верхнего слоя своих рулонных материалов. Теперь мягкая кровля может быть и кирпично-красной, и малахитово-зеленой, и серебристо-серой. Кроме того, новая посыпка придает материалу и полезные свойства - большую устойчивость к ультрафиолетовому излучению.

Но настоящий бум в скором времени ожидает на нашем строительном рынке совсем другую группу мягких кровельных материалов. Это битумная черепица шинглз. Продажи этого строительного материала в России увеличиваются от сезона к сезону в геометрической прогрессии. У этого материала не только превосходные эстетические свойства, он технологичнее в укладке, чем все остальные материалы, используемые для скатной кровли. Его цветовая гамма делает крышу исключительно нарядной.

СП ОАО "Кровля" не дожидаясь, когда на нашем рынке обоснуется "Катепал" со своей битумной черепицей, в 2001 году сама начинает производство шинглз.

Маркетинг для удобства потребителя

Однако сегодня для успеха предприятия на рынке далеко не достаточно просто иметь хороший продукт и даже целую ассортиментную группу* (кроме упомянутых рулонных материалов СП ОАО "Кровля" предлагает дополняющую их битумно-полимерную мастику, пергамин кровельный П-300, П-350 и бумагу битумированная БУБ-120 для упаковки). Необходимы современные инструменты маркетинга.

Не последнюю роль играет имидж предприятия. Несмотря на заметный спад в промышленности стройматериалов республики, наблюдаемый на начало 2001 года, "Кровля" своих объемов производства не снижает. Экспорт материалов для мягкой кровли составляет 20-30% от всего объема производства предприятия. В настоящее время предприятие является одним из крупнейших производителей материалов для устройства мягкой кровли в странах СНГ. "Кровля" экспортирует свою продукцию в Россию, на Украину, в Молдавию, страны Балтики и другие.

О том, что экспорт предприятия носит устойчивый характер, говорит тот факт, что "Кровля" активно открывает свои представительства. В 2001 году создана сеть представительств СП ОАО "Кровля " в странах Балтики. На Украине определены региональные представители по областным центрам: в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Чернигове.

Впрочем, не оставлена без внимания и сама Беларусь. В прошлом у "Кровли" были проблемы со сбытом на отечественном рынке: предприятие не справлялось с выполнением всех заказов. Желающие приобрести осиповичский материал в 1999-2000 годах вынуждены были выстраиваться в очередь у завода. Особенно в строительный сезон. Опасаясь штрафов от заказчика из-за срыва сроков выполнения работ, клиенты стали отыскивать себе других поставщиков. Поэтому главной задачей маркетинга на предприятии стало обеспечение спроса, выравнивание его покрытия. Сегодня покупатель может получить материал сразу после того, как деньги за него поступили на счет предприятия. Наличие материала в количестве, достаточном для покрытия спроса в любой момент, - важнейший инструмент маркетинга, о котором в силу его очевидности часто забывают. Но чаще всего именно таким путем завоевываются новые клиенты на строительном рынке. И руководство "Кровли" хорошо это понимает.

Крупным клиентам (таким как подрядные организации Минскметрострой, Гомельпромстрой) предприятие предоставляет отсрочку платежа. Существует и хорошая система скидок.

Для удобства мелкооптовых покупателей в областных центрах республики начали работу первые дилеры. В Минске планируется открытие собственного торгового дома СП ОАО "Кровля".

Возможно, читателям будет интересно узнать, что "Кровля" не только производит и реализует свои материалы, она еще имеет возможность из первых рук судить о том, как ее материалы "работают". Ценный опыт приходит из структурного подразделения предприятия - участка производства кровельных работ. Причем услугу кровельщиков "от "Кровли" можно получить во всех областях республики.

Если говорить о стратегии маркетинга "КРОВЛИ", то это ориентация на качество. Скоро увидит свет новый технологический регламент на применение продукции завода согласно СНБ 5.08.01-2000. Предпринимаются шаги к внедрению системы качества на предприятии в соответствии с ИСО 9000.

Гидроизоляционные и кровельные материалы сегодня не единственная продукция предприятия. В стремлении максимально использовать возможности рынка, на котором предприятие давно известно, оно диверсифицировало свое производство. Огнеупорный кирпич, керамзитобетонные стеновые камни, тротуарные бетонные плиты и бортовые дорожные и тротуарные камни все шире предлагаются на продажу.

Если вас заинтересовали новости и новинки старейшего производителя рулонных материалов для кровли в Беларуси, представители СП ОАО "КРОВЛЯ" ждут всех заинтересованных 13-16 марта в Минске на своем стенде во время выставки "Стройэкспо". Номер стенда - В2.Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 10 за 2001 год в рубрике кровля

©1995-2022 Строительство и недвижимость