Нормы должны быть надежным инструментом в руках специалистов

В редакцию СиН поступил отклик на один из опубликованных в газете материалов. Письмо главного специалиста-электрика АП "Институт "Белпроект" А. Левина публикуется вместе с редакционным комментарием.

В №5 газеты "Строительство и недвижимость" за 6 февраля 2001 г. опубликовано сообщение о проблемах внедрения в практику проектирования новых нормативно-технических документов, с которым выступил на семинаре "Инженерные системы и оборудование" в рамках выставки "Стройинвест-2001" главный специалист технического отдела УП "Белжилпроект" Л. Штейнман. Данное сообщение, по крайней мере в изложении автора статьи С. Золотова, содержит многочисленные технические ошибки, неверные толкования и искажения отдельных положений нормативных документов, а также само по себе является сумбурным и неконструктивным.

Все это, вольно или невольно, может ввести в заблуждение проектировщиков-электриков, а потому обязывает нас высказаться по существу затронутых вопросов.

1. Изменившиеся условия эксплуатации электроустановок, появление в последние годы нового электрооборудования, резкий рост энергонасыщенности жилых и общественных зданий и вытекающая из этого необходимость повысить пожаро- и электробезопасность электроустановок, необходимость согласования требований национальных норм и стандартов с межгосударственными - все это обусловило разработку и ввод в действие в Республике Беларусь как нового пособия "Электроустановки жилых и общественных зданий", так и межгосударственных стандартов ГОСТ 30331 (ранее действовавшие ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования" были введены более 11 лет назад).

Первая серия межгосударственных стандартов "Электроустановки зданий" (ГОСТ 30331.1... ГОСТ 30331.9) была принята Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, а затем введена в действие постановлением Госстандарта Беларуси с 1 июля 1999 г. Что касается Пособия, то его разработка осуществлена в установленном порядке в соответствии с программой технического нормирования и стандартизации Министерства архитектуры и строительства Беларуси.

2. Поскольку основные положения Пособия относятся как к жилым, так и к общественным зданиям, было признано целесообразным создать общее пособие, регламентирующее требования к жилым и общественным зданиям. Такое построение пособия соответствует построению ранее действовавших ВСН 59-88 "Электрооборудование жилых и общественных зданий" и более привычно проектировщикам при пользовании. Так как согласно СНБ 1.01.01-97 "Система технического нормирования и стандартизации в строительстве. Национальный комплекс нормативно-технических документов. Основные положения" пособия должны разрабатываться только к одним СНиП (СНБ), Министерство архитектуры и строительства приняло решение о "привязке" пособия П-2 "Электроустановки жилых и общественных зданий" к СНиП 20801-89 "Жилые здания" с распространением его действия и на общественные здания. Об этом четко сказано как в пункте 1.1 пособия, так и в его названии.

3. Неверен ряд утверждений автора.

Во-первых, "€стандарт МЭК-364 был принят в каждой стране СНГ "под своим наименованием".

Стандарты серии МЭК-364 "Электроустановки зданий" приняты Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации, за его принятие проголосовали 11 стран СНГ, в каждой из них эти стандарты содержат аутентичный текст международного стандарта.

Во-вторых, "...авторы МЭК-364 сочли, что намного невыгоднее один раз проложить трехпроводную сеть к каждой розетке и сэкономить на степени защиты..."

В соответствии с современной концепцией электро- и пожаробезопасности стандарты МЭК 364 исходят из необходимости обеспечения гарантированной защиты людей от поражения электрическим током. В вопросах жизни и здоровья людей электро- и пожаробезопасность приоритетны, a вопросы экономии - вторичны.

В-третьих, "...все распределительные сети, включая и подстанции, от которых питаются здания, ...будут подлежать реконструкции". Новые нормативные документы не содержат требования об обязательной реконструкции подстанций и питающих линий от них.

В-четвертых, Госэнергонадзор "...еще до издания пособия стал требовать от проектировщиков выполнения его положений". Госэнергонадзор требует выполнения своих технических указаний, а не положений еще не изданного пособия.

4. Технически неграмотны и просто бессмысленны утверждения типа:

"...в системе есть фазные провода, то же, что раньше именовалось просто нулевым проводом, в соответствии с новым стандартом носит наименование совмещенных нулевого рабочего и защитного проводников и маркируется аббревиатурой РЕМ" (кстати, аббревиатура "РЕМ" в стандартах вообще отсутствует);

"...функции защитного нулевого провода и рабочего нулевого провода могут совмещаться одним и тем же изделием..." (непонятно, как могут "функции ...совмещаться ...изделием" и что это за изделие);

"...провода же с одинарной изоляцией (ПВ, АПВ, АППВ) должны прокладываться исключительно в не проводящей ток";

"...в соответствии с требованиями пункта 7.2.2 соответствующих СНБ допускается..." (каких таких "соответствующих СНБ"?)

5. Ошибочно утверждение о том; что "тот, кто покупает целый этаж, должен сам... выполнить всю электроразводку в соответствии с современными требованиями". В соответствии с пунктом 1.1 СНБ 1.03.02-96 "Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве" любая реконструкция должна быть выполнена на основании проектной документации, разработанной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Никакая самодеятельность при этом недопустима.

И в заключение следует отметить следующее.

Удивляет отношение проектировщиков института "Белжилпроект" к вопросам обеспечения электробезопасности в жилом фонде республики. Ведь им, как никому другому, должны быть известны допустимые сроки технической эксплуатации внутренних электропроводок зданий и их фактическое, зачастую аварийное состояние. И если при разработке проектов капитального ремонта зданий замену трубопроводов водопровода и канализации они считают обязательной, а мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и уменьшению электротравматизма менее необходимыми, то такая концепция вряд ли может быть признана положительной.

Удивляет и вызывает сожаление тот факт, что для сообщения о новом пособии "Электроустановки жилых и общественных зданий" устроители семинара не пригласили разработчиков этого пособия. Тогда участники семинара - проектировщики и работники эксплуатирующих организаций Минжилкомхоза имели бы правильное представление о современных нормативно-технических требованиях к электроустановкам жилых и общественных зданий, не искаженное предположениями людей, которые познакомились с этими документами весьма поверхностно, не поняли ни области их применения, ни отдельных требований.

От редакции. Редакция СиН (в том числе и подготовивший сообщение Л. Штейнмана к печати С. Золотов) отдает себе отчет в том, что отзыв специалистов "Белпроекта", которые разработали Пособие П2-2000 к СНиП 2.08.01-89 "Электроустановки жилых и общественных зданий", мог быть и более резким. Поспешность публикации текста сообщения (которую можно объяснить стремлением довести до как можно более широкого сведения срок подачи заявок на участие в упомянутом Л. Штейнманом семинаре) привела к появлению в тех местах текста, где упоминаются электротехнические нюансы, грубых ошибок. В этом смысле правота разработчиков названных норм не подлежит сомнению.

К сожалению, сам по себе данный факт не делает проблему неудобства пользования Пособием П2-2000, поставленную Л. Штейнманом, несуществующей. Многие специалисты-электрики сходятся во мнении: нет единого порядка доведения вновь разработанных норм, а также изменений и дополнений к ним до тех, кому адресуются эти документы, до тех, кто постоянно использует их в своей работе (идет ли речь о проектировании нового строительства, ремонта или реконструкции, монтаже либо технадзоре). Поэтому всем им приходится постоянно обращаться к разработчикам за разъяснениями.

Остается надеяться, что семинар, который Управление Госэнергонадзора концерна "Белэнерго" планирует провести совместно с АП "Белпроект" и Минстройархитектуры Беларуси в период с 12 по 16 марта, поможет хотя бы частично решить возникшие в последнее время проблемы нормопользования.

А еще остаются два вопроса.

Вопрос первый: отчего в самом деле на семинаре, прошедшем в "Белжилпроекте" 1 февраля, не было никого из разработчиков Пособия П2-2000, ни одного представителя электроотдела "Белпроекта"? Мероприятие анонсировалось СиН, и специалисты института, несомненно, знали о нем. Грамотное, с правильной расстановкой акцентов оппонирование - это скорее всего действительно то, что должно было уравновесить выступление Л. Штейнмана. Актовый зал "Белжилпроекта" был заполнен электриками - как проектировщиками, так и производственниками. Никто из них не возразил докладчику подобно тому, как это сделал А. Левин в своем письме в редакцию СиН.

Второй вопрос глубже и болезненнее. Авторитет специалистов "Белпроекта" в масштабах Беларуси, разумеется, непререкаем, но отчего они полагают, что это дает им право не советоваться в процессе подготовки нормативных и руководящих документов с теми специалистами смежных отраслей, министерств, ведомств, которые могли бы предложить конструктивные уточнения? Подобный коллегиальный подход если не исключил, то наверняка свел бы к минимуму возможные недоразумения.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 09 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость