Строим дом, не руша соседние: что делать с вибрацией?

Даже прогресс в технологиях строительства не позволяет избежать вибрации при забивке свай либо при использовании вибрационных катков для уплотнения почвы. Когда уровень вибрации при строительных работах превосходит установленные границы, такие работы могут нанести ущерб окружающим зданиям. А это, в свою очередь, станет причиной многочисленных исков против строительной компании о компенсации ущерба.

На международной выставке "Bauma-2001", посвященной, в частности, строительным машинам и оборудованию, которая будет проведена со 2-го по 8-е апреля 2001 года в выставочном центре "New Munich Trade Fair Centre" (Мюнхен), производители техники для забивки свай, проходки штреков и утрамбовки почвы продемонстрируют самые последние свои разработки. Благодаря их применению строители смогут достичь максимальных показателей производительности, не превышая при этом установленных нормативов почвенной вибрации.

Проходка штреков и забивка свай

В данной отрасли строительства в настоящее время используются самые передовые системы контроля, что позволяет избежать превышения нормативов по вибрации и дополнительного ущерба для окружающей среды. Но все же процесс забивки свай таит в себе опасность для зданий, находящихся вокруг строительной площадки.

Стандарт DIN 4150 "Почвенная вибрация в строительной индустрии" устанавливает ограничения на максимально возможные частоты вибрации. Считается, что если при строительстве эти лимиты не будут превышены - окружающим зданиям не будет нанесено абсолютно никакого ущерба.

До сегодняшнего дня максимальный уровень вибрации для каждого конкретного строительного объекта устанавливался при помощи предварительных тестов. Это делалось следующим образом. До начала строительства выбиралось несколько зданий, находящихся вокруг строительной площадки, и замерялись предельно допустимые вибрации, которые они могли выдержать. Затем эти показатели экстраполировались на всю строительную площадку и превышать их запрещалось. Периодически во время строительных работ специальные эксперты замеряли уровень почвенной вибрации на стройплощадке и сравнивали его с ранее полученными предельными результатами.

Сегодня на Западе внедряется новая концепция применения стандарта DIN 4150. Она предусматривает как предварительные тесты, так и постоянный контроль почвенной вибрации во время забивки свай. Он должен осуществляться посредством системного мониторинга на строительной площадке. Сейчас в кабинах машин, забивающих сваи, находятся специальные мониторы, на которые транслируется уровень вибрации, вызываемой забивкой свай. К примеру, там может использоваться стандартная схема: красный, желтый и зеленый индикаторы. Это позволяет оператору машины мгновенно реагировать на превышение уровня вибрации, установленного стандартом. Когда уровень вибрации от забивки свай подходит к критическому, система начинает подавать предупреждающие сигналы. И оператор, руководствуясь информацией с монитора, выбирает наиболее оптимальный режим работы, чтобы КПД у машины был максимальным, но установленный стандартом уровень вибрации при этом не превышался.

Трамбовка почвы

Почву на строительной площадке могут составлять разноообразные компоненты - от песка до камней. Поэтому при ее трамбовке оператору трамбовочной машины достаточно тяжело выбрать оптимальный режим работы и необходимую создаваемую машиной утрамбовочную нагрузку, чтобы избежать избыточной почвенной вибрации. Кроме того, операторы традиционных трамбовочных машин имеют выбор только между несколькими режимами работы: подвижным и неподвижным, с низкой или с высокой амплитудой.

Работая в режиме с высокой амплитудой, оператор машины должен в буквальном смысле слова чувствовать, когда глубинная утрамбовка уже завершена, чтобы переключиться на режим с низкой амплитудой. Это позволяет избежать "прыжков" машины, которые крайне негативно сказываются как на самой машине, так и на окружающей среде. Чтобы перестраховаться от превышения уровня вибрации, многие не очень опытные операторы работают только в режиме с низкой амплитудой либо используют неподвижный режим работы. Результатом такого подхода является полная неутрамбованность почвы либо необходимость сделать больше проходов по трамбуемой территории, что отражается на времени работы и на количестве потребляемого трамбующими машинами горючего. С экономической точки зрения данный подход совсем не целесообразен.

Оптимальным решением, по мнению специалистов, является трамбующая машина, которая автоматически регулирует трамбовочную нагрузку, ограничивая ее максимальное значение в зависимости от заложенного предельного уровня вибрации. Во время утрамбовки специальная система определяет плотность почвы и автоматически адаптирует под нее трамбовочную нагрузку. Таким образом, механизм генерирует ровно столько энергии, сколько сможет абсорбировать почва. И максимальный уровень утрамбованности почвы может быть достигнут при: минимальном потреблении горючего, минимальной почвенной вибрации вокруг строительной площадки, без опасных "прыжков" трамбующей машины и без утрамбовки впустую. При этом полностью используется заложенный в машину потенциал и она работает наиболее эффективно.

Напомним, что последние разработки в сферах строительства, связанных с почвенной вибрацией, будут представлены на международной выставке "Bauma-2001", которая пройдет со 2-го по 8-е апреля 2001 года в выставочном центре "New Munich Trade Fair Centre" (Мюнхен). Организатором данного мероприятия выступает выставочная компания Messe Muenchen GmbH.

Более подробно о выставке "Bauma-2001" вы можете узнать на сайтеwww.bauma.de.Илья ЛАТЫШЕВilya_latyshev@tut.by


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 08 за 2001 год в рубрике выставки

©1995-2022 Строительство и недвижимость