Строительный комплекс: программа энергосбережения
В строительном комплексе работа по снижению расходов топливно-энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с утвержденной "Программой по энергосбережению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на 2001 год". Документ разработан государственным предприятием "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт строительной индустрии" при участии специалистов министерства. Знакомим читателей с основными положениями документа.
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь является многоотраслевым потребителем энергоресурсов. Непосредственно строительство потребляет до 15% энергоресурсов страны. Кроме того, около 30% расходуемого топлива идет на нужды отопления зданий и сооружений, теплотехнические качества которых определяются строительной отраслью. Наиболее энергоемкими видами продукции являются цемент, глиняный кирпич, известь, листовое стекло, сортовая посуда и стеклотара, сборный железобетон и бетон, пористые заполнители.
В себестоимости продукции отрасли энергозатраты составляют в среднем 30%, а по отдельным видом энергоемкой продукции их доля значитeльнo выше. Так, например, в 1999 затраты ТЭР в себестоимости цемента составили 60-65%, глиняного кирпича - 38-53%, извести - 80-85. В последнее время правительством республики принято ряд постановлений по энергосбережению, в которых предусмотрены меры по усилению контроля за рациональным использованием ТЭР, обеспечению государственной финансовой, экономической и правовой поддержки при осуществлении мероприятий по энергосбережению. Также определены меры, применяемые к предприятиям, неэффективно использующих энергоресурсы, в виде экономических санкций.
Для решения указанных задач и определения основных направлений энергосбережения в строительном комплексе была разработана концепция энергосбережения Минстройархитектуры до 2005 года.
В концепции изложены основные принципы энергосбережения, дана оценка состояния энергоемкости продукции министерства с выявлением потенциала энергосбережения в процессе строительного промышленного производства.
В сентябре 2000 года разработана долгосрочная отраслевая "Программа по энергосбережению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на период 2001 - 2005 гг."
В долгосрочную программу включены наиболее энергоэффективные мероприятия, имеющие приоритетное значение для строительной отрасли и требующие значительных финансовых средств для их внедрения.
В программе определены основные направления экономии энергоресурсов, в том числе:
- совершенствование технологических процессов при производстве извести, цемента, керамических и силикатных материалов, стекла и изделий из него, сборного железобетона и бетона, строительно-монтажных работ;
- внедрение приборного учета и контроля энергоресурсов;
- повышение эффективности работы котельных, использование малой энергетики, увеличение использования вторичных энергоресурсов и отходов производств;
- автоматизация технологических процессов и модернизация электроприводов;
- организационно-экономические механизмы энергсбережения;
- финансирование энергосберегающих мероприятий;
- демонстрационные зоны энергоэффективности на предприятиях министерства;
- механизмы реализации и контроля хода выполнения программы.
Основными целями программы являются:
- создание условий по обеспечению устойчивого и надежного энергообеспечения предприятий отрасли в 2001 году;
- снижение энергозатрат в производстве строительных материалов, изделий и строительно-монтажных работ;
- обеспечение увеличения объемов строительной продукции без увеличения потребления ТЭР;
- снижение энергоемкости товарного внутреннего продукта;
- совершенствование нормативно-правовой базы энергосбережения;
- обеспечение выполнения целевых показателей по энергосбережению предприятиями и Минстройархитектуры в целом;
- реализация комплекса мер по снижению расхода ТЭР при производстве строительных материалов и конструкций за счет внедрения более эффективных технологий их изготовления, совершенствования существующего технологического оборудования и внедрения нового;
- автоматизация производственных процессов;
- использование и утилизация вторичных энергетических ресурсов с применением эффективных систем их утилизации;
- увеличение использования отходов деревообработки и местных видов топлива;
- проведение энергетического обследования предприятий отрасли;
- разработка и внедрение конкретных мероприятий по экономии ТЭР на предприятиях министерства;
- совершенствование системы разработки норм расхода ТЭР на производство единицы продукции, работ, услуг на базе внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта;
- обеспечение финансирования энергосберегающих мероприятий.
Предприятия Министерства архитектуры и строительства являются многоотраслевой структурой с большим потенциалом производства строительных материалов и объемом строительно-монтажных работ. Однако имеющиеся производственные мощности используются недостаточно, что увеличивает расход ТЭР на единицу продукции.
Так, в 1998 году цемента производилось 65,2% от установленной мощности, извести - 57,7%, кирпича глиняного - 68,8%, кирпича силикатного - 48,5%, стекла листового - 27,7%, сборного железобетона и бетона - 40,9%.
Основная доля расхода энергоресурсов в отрасли приходится на производство строительных материалов и конструкций - около 56,6%, особенно на такие энергоемкие виды продукции, как цемент - 23,3%, глиняный кирпич - 7,7%, известь и силикатные изделия - 14,6%, стекло и изделия из него - 11,0%. Потребление ТЭР по видам энергоресурсов за 2000 год можно оценить на основании данных, приведенных в таблице №1.Таблица 1
За последние годы из-за роста стоимости энергоресурсов систематически увеличивается удельный вес энергозатрат в структуре себестоимости строительной продукции. Так, в 1999 году по сравнению с 1989 годом удельный вес энергозатрат в себестоимости строительных материалов увеличился в 2-4 раза. (Таблица 2).
Таблица 2. Удельный вес топлива и энергии в себестоимости некоторых видов строительных материалов приведен в%.
Как видно из таблицы, доля энергоресурсов в себестоимости продукции министерства постоянно растет, что значительно повышает ее стоимость. Снижение удельных расходов ТЭР может значительно улучшить ее технико-экономические показатели.
Учитывая энергоемкость продукции и производства отрасли, на основании разработанных "Основных направлений развития материально-технической базы строительного комплекса республики на 1998-2015 годы", в министерстве разработаны прогнозные показатели выпуска продукции и потребления ТЭР, которые приведены в таблице 3.
Таблица 3
При разработке программы на 2001 год включены мероприятия, обеспечивающие выполнение основного показателя по энегосбережению на текущий год.
В программе определен основной показатель по энергосбережению на 2001 год. Основным критерием оценки эффективности энергосбережения предприятий и министерства в целом является целевой показатель: отставание темпов потребления ТЭР относительно увеличения выпуска товарной продукции.
Расчет годовой экономии ТЭР в абсолютном выражении (тыс. т у. т.), которую должно обеспечивать Минстройархитектуры в 2001 году, рассчитан в соответствии с "Методическим пособием о порядке расчета показателей по энергосбережению", разработанным информационно-методическим отделом Госкомэнергосбережения. Основной показатель по энергосбережению Министерства архитектуры и строительства в 2001 году составит 7-8% к уровню предыдущего года.
В программе разъяснен порядок нормирования расхода энергоресурсов. Одним из главных инструментов механизма экономии энергоресурсов являются технически и экономически обоснованные нормы расхода ТЭР на производство единицы продукции, работ, услуг.
Нормирование расхода энергоресурсов осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 г. №1582 "О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии" и приказом Минстройархитектуры от 18 ноября 1998 года №387 "О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов".
Ежегодно в срок до 30 декабря предшествующего года нормы расхода топлива и энергии представляются в Минстройархитектуры для утверждения.
При этом для объектов хозяйствования с годовым суммарным потреблением энергоресурсов 1 тыс. т у. т. и более и для котельных производительностью 0,5 Г кал/ час и выше нормы согласовываются с Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору. (При переводе энергоносителей в условное топливо в 2000 году приняты следующие показатели: по электроэнергии 280 г/кВтч; по тепловой энергии - 175 кг/Г кал).
Пересмотр норм расхода топлива и энергии производится ежегодно в установленном порядке.
Разработка единых методических и организационных принципов нормирования расхода ТЭР осуществляется Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь.
Расчет технически обоснованных норм расхода ТЭР на виды продукции для предприятий Минстройархитектуры производится под методическим руководствам государственного предприятия "Инженерно-технический центр "Стройэнергосбережение" или другими предприятиями по согласованию с отделом энергосбережения Главного управления строительной науки и нормативов.
Некоторые виды работ и продукций, нормирование которых затруднено в натуральных единицах измерения или нецелесообразно (например, электромонтажные и сантехнические изделия, ремонт оборудования, механизмов и т.п.) приводятся к условным единицам, выраженных в трудозатратах с помощью соответствующего коэффициента. Нормирование строительно-монтажных работ осуществляется в условных единицах (у.е. СМР), при этом 1 у.е. СМР равна 1000 руб. СМР в ценах 1991 г.
Большая часть программы посвящена перечню мероприятий по реализации основных направлений энергосбережения. В перечне мероприятий по реализации основных направлений энергосбережения представлены энергосберегающие мероприятия, которые должны выполнить предприятия Минстройархитектуры для обеспечения указанной экономии, а также необходимые объемы и источники финансирования для их внедрения.
Основными объектами для внедрения энергосберегающих мероприятий согласно программ являются: предприятия по производству строительных материалов и конструкций, предприятия по производству стекла и изделий из него, строительно-монтажные тресты в городах и областные объединения по строительству на селе.
Для предприятий определены направления организационно-технических мероприятий, к которым относятся: внедрение новых энергоэкономичных технологий и оборудования, утилизация вторичных энергетических ресурсов, использование отходов деревообработки и местных видов топлива, автоматизация технологических процессов, замена котлов устаревших конструкций на более энергоэкономичные, оснащение приборами учета и контроля расхода энергоресурсов. Всего на предприятиях отрасли будет проведено 165 организационно-технических мероприятий по энергосбережению, что позволит значительно снизить потребление ТЭР в 2001 году.
По материалам Министерства архитектуры и строительства подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь является многоотраслевым потребителем энергоресурсов. Непосредственно строительство потребляет до 15% энергоресурсов страны. Кроме того, около 30% расходуемого топлива идет на нужды отопления зданий и сооружений, теплотехнические качества которых определяются строительной отраслью. Наиболее энергоемкими видами продукции являются цемент, глиняный кирпич, известь, листовое стекло, сортовая посуда и стеклотара, сборный железобетон и бетон, пористые заполнители.
В себестоимости продукции отрасли энергозатраты составляют в среднем 30%, а по отдельным видом энергоемкой продукции их доля значитeльнo выше. Так, например, в 1999 затраты ТЭР в себестоимости цемента составили 60-65%, глиняного кирпича - 38-53%, извести - 80-85. В последнее время правительством республики принято ряд постановлений по энергосбережению, в которых предусмотрены меры по усилению контроля за рациональным использованием ТЭР, обеспечению государственной финансовой, экономической и правовой поддержки при осуществлении мероприятий по энергосбережению. Также определены меры, применяемые к предприятиям, неэффективно использующих энергоресурсы, в виде экономических санкций.
Для решения указанных задач и определения основных направлений энергосбережения в строительном комплексе была разработана концепция энергосбережения Минстройархитектуры до 2005 года.
В концепции изложены основные принципы энергосбережения, дана оценка состояния энергоемкости продукции министерства с выявлением потенциала энергосбережения в процессе строительного промышленного производства.
В сентябре 2000 года разработана долгосрочная отраслевая "Программа по энергосбережению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь на период 2001 - 2005 гг."
В долгосрочную программу включены наиболее энергоэффективные мероприятия, имеющие приоритетное значение для строительной отрасли и требующие значительных финансовых средств для их внедрения.
В программе определены основные направления экономии энергоресурсов, в том числе:
- совершенствование технологических процессов при производстве извести, цемента, керамических и силикатных материалов, стекла и изделий из него, сборного железобетона и бетона, строительно-монтажных работ;
- внедрение приборного учета и контроля энергоресурсов;
- повышение эффективности работы котельных, использование малой энергетики, увеличение использования вторичных энергоресурсов и отходов производств;
- автоматизация технологических процессов и модернизация электроприводов;
- организационно-экономические механизмы энергсбережения;
- финансирование энергосберегающих мероприятий;
- демонстрационные зоны энергоэффективности на предприятиях министерства;
- механизмы реализации и контроля хода выполнения программы.
Основными целями программы являются:
- создание условий по обеспечению устойчивого и надежного энергообеспечения предприятий отрасли в 2001 году;
- снижение энергозатрат в производстве строительных материалов, изделий и строительно-монтажных работ;
- обеспечение увеличения объемов строительной продукции без увеличения потребления ТЭР;
- снижение энергоемкости товарного внутреннего продукта;
- совершенствование нормативно-правовой базы энергосбережения;
- обеспечение выполнения целевых показателей по энергосбережению предприятиями и Минстройархитектуры в целом;
- реализация комплекса мер по снижению расхода ТЭР при производстве строительных материалов и конструкций за счет внедрения более эффективных технологий их изготовления, совершенствования существующего технологического оборудования и внедрения нового;
- автоматизация производственных процессов;
- использование и утилизация вторичных энергетических ресурсов с применением эффективных систем их утилизации;
- увеличение использования отходов деревообработки и местных видов топлива;
- проведение энергетического обследования предприятий отрасли;
- разработка и внедрение конкретных мероприятий по экономии ТЭР на предприятиях министерства;
- совершенствование системы разработки норм расхода ТЭР на производство единицы продукции, работ, услуг на базе внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта;
- обеспечение финансирования энергосберегающих мероприятий.
Предприятия Министерства архитектуры и строительства являются многоотраслевой структурой с большим потенциалом производства строительных материалов и объемом строительно-монтажных работ. Однако имеющиеся производственные мощности используются недостаточно, что увеличивает расход ТЭР на единицу продукции.
Так, в 1998 году цемента производилось 65,2% от установленной мощности, извести - 57,7%, кирпича глиняного - 68,8%, кирпича силикатного - 48,5%, стекла листового - 27,7%, сборного железобетона и бетона - 40,9%.
Основная доля расхода энергоресурсов в отрасли приходится на производство строительных материалов и конструкций - около 56,6%, особенно на такие энергоемкие виды продукции, как цемент - 23,3%, глиняный кирпич - 7,7%, известь и силикатные изделия - 14,6%, стекло и изделия из него - 11,0%. Потребление ТЭР по видам энергоресурсов за 2000 год можно оценить на основании данных, приведенных в таблице №1.Таблица 1
№п/п | Вид ТЭР | Ед. изм. | Кол-во | В переводе на усл. топливо | % |
1. | Котельно-печное топливо | тыс. т у. т. | 1065,0 | 1065 | 65,9 |
2. | Тепловая энергия | тыс. Гкал. | 1490,0 | 260,7 | 16,1 |
3. | Электроэнергия | млн кВт. ч. | 1041,0 | 291,3 | 18,0 |
Всего ТЭР | 1617 | 100 |
Таблица 2. Удельный вес топлива и энергии в себестоимости некоторых видов строительных материалов приведен в%.
№п/п | Вид продукции | 1989 | 1997 | 1998 | 1999 |
1 | Цемент | 25 | 56 | 66—70 | 68—72 |
2 | Известь | 29 | 56 | 66 | 69 |
3 | Кирпич глиняный | 14,5—31 | 28—31 | 38—53 | 42 |
5 | Заполнители для бетонов (гранит, песок) | 2,6 | 17,5 | 17,5 | 18 |
6 | Мягкая кровля | 3,5 | 13,2 | 13,2 | 13,4 |
7 | Стекло | 27,2 | 42 | ||
8 | Сборный железобетон | 22(1994 г.) | 10,5 | 10,5 |
Учитывая энергоемкость продукции и производства отрасли, на основании разработанных "Основных направлений развития материально-технической базы строительного комплекса республики на 1998-2015 годы", в министерстве разработаны прогнозные показатели выпуска продукции и потребления ТЭР, которые приведены в таблице 3.
Таблица 3
Период | Потребление энергоресурсов, тыс.т у.т. | Абсолютная экономия ТЭР, тыс. т у.т. | Темп роста потребления ТЭР,% | Объем промышленного производства в сопоставимых ценах, млн руб. | Темп роста промышленной продукции,% | Энергоемкость, т у.т./1000 руб. | Снижение уровня энергоемкости,% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1999г. | 1709 | 79 | 122 800 | 101,5 | 0,0069 | -11,8 | |
2000 г. | 1617 | 62 | 94,6 | 124 000 | 101 | 0,0128 | -7,6 |
2001 г. | 1552 | 65 | 96,0 | 130 200 | 106 | 0,0119 | 7,9 |
2002 г. | 1504 | 48 | 96,9 | 136 200 | 105 | 0,0111 | -7,2 |
2003 г. | 1466 | 38 | 97,5 | 141 800 | 104,5 | 0,0103 | -6,2 |
2004 г. | 1430 | 36 | 97,6 | 146 900 | 104 | 0,0097 | -5,2 |
2005 г. | 1395 | 35 | 97,5 | 151 300 | 103,1 | 0,0091 | -4,0 |
В программе определен основной показатель по энергосбережению на 2001 год. Основным критерием оценки эффективности энергосбережения предприятий и министерства в целом является целевой показатель: отставание темпов потребления ТЭР относительно увеличения выпуска товарной продукции.
Расчет годовой экономии ТЭР в абсолютном выражении (тыс. т у. т.), которую должно обеспечивать Минстройархитектуры в 2001 году, рассчитан в соответствии с "Методическим пособием о порядке расчета показателей по энергосбережению", разработанным информационно-методическим отделом Госкомэнергосбережения. Основной показатель по энергосбережению Министерства архитектуры и строительства в 2001 году составит 7-8% к уровню предыдущего года.
В программе разъяснен порядок нормирования расхода энергоресурсов. Одним из главных инструментов механизма экономии энергоресурсов являются технически и экономически обоснованные нормы расхода ТЭР на производство единицы продукции, работ, услуг.
Нормирование расхода энергоресурсов осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.10.1998 г. №1582 "О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии" и приказом Минстройархитектуры от 18 ноября 1998 года №387 "О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов".
Ежегодно в срок до 30 декабря предшествующего года нормы расхода топлива и энергии представляются в Минстройархитектуры для утверждения.
При этом для объектов хозяйствования с годовым суммарным потреблением энергоресурсов 1 тыс. т у. т. и более и для котельных производительностью 0,5 Г кал/ час и выше нормы согласовываются с Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору. (При переводе энергоносителей в условное топливо в 2000 году приняты следующие показатели: по электроэнергии 280 г/кВтч; по тепловой энергии - 175 кг/Г кал).
Пересмотр норм расхода топлива и энергии производится ежегодно в установленном порядке.
Разработка единых методических и организационных принципов нормирования расхода ТЭР осуществляется Государственным комитетом по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь.
Расчет технически обоснованных норм расхода ТЭР на виды продукции для предприятий Минстройархитектуры производится под методическим руководствам государственного предприятия "Инженерно-технический центр "Стройэнергосбережение" или другими предприятиями по согласованию с отделом энергосбережения Главного управления строительной науки и нормативов.
Некоторые виды работ и продукций, нормирование которых затруднено в натуральных единицах измерения или нецелесообразно (например, электромонтажные и сантехнические изделия, ремонт оборудования, механизмов и т.п.) приводятся к условным единицам, выраженных в трудозатратах с помощью соответствующего коэффициента. Нормирование строительно-монтажных работ осуществляется в условных единицах (у.е. СМР), при этом 1 у.е. СМР равна 1000 руб. СМР в ценах 1991 г.
Большая часть программы посвящена перечню мероприятий по реализации основных направлений энергосбережения. В перечне мероприятий по реализации основных направлений энергосбережения представлены энергосберегающие мероприятия, которые должны выполнить предприятия Минстройархитектуры для обеспечения указанной экономии, а также необходимые объемы и источники финансирования для их внедрения.
Основными объектами для внедрения энергосберегающих мероприятий согласно программ являются: предприятия по производству строительных материалов и конструкций, предприятия по производству стекла и изделий из него, строительно-монтажные тресты в городах и областные объединения по строительству на селе.
Для предприятий определены направления организационно-технических мероприятий, к которым относятся: внедрение новых энергоэкономичных технологий и оборудования, утилизация вторичных энергетических ресурсов, использование отходов деревообработки и местных видов топлива, автоматизация технологических процессов, замена котлов устаревших конструкций на более энергоэкономичные, оснащение приборами учета и контроля расхода энергоресурсов. Всего на предприятиях отрасли будет проведено 165 организационно-технических мероприятий по энергосбережению, что позволит значительно снизить потребление ТЭР в 2001 году.
По материалам Министерства архитектуры и строительства подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 07 за 2001 год в рубрике экономика