Проект реконструкции площади Независимости должен предусматривать возможность дальнейшего развития

1 февраля на заседании архитектурно-градостроительного совета при главном архитекторе Минска были обсуждены концептуальные направления реконструкции минской площади Независимости и обнародованы итоги закрытого конкурса на разработку эскизного решения по ее реконструкции. Заседание совета сопровождалось демонстрацией в актовом зале ГП "Минск-проект" представленных на конкурс работ (экспозиция была открыта в октябре 2000 г. для изучения общественного мнения, которое фиксировалось записями в книге посетителей).

В разработке идей конкурса приняли участие авторские коллективы ГП "Минскпроект", ГП "Минскградо", АО "Белпроект" и ОАО "Минск-гражданпроект", которыми было представлено 5 проектов под девизами 727948, 100412, 171819, 101010 и 123456.

В отличие от традиционных конкурсов на участников данного не накладывалось конкретных ограничений в форме заданий или программ, благодаря чему разработка эскизных проектов осуществлялась под знаком поиска оптимального планировочного и архитектурного решения площади Независимости и предложения собственных программ ее развития. Дело в том, что Мингорисполкомом принято решение о комплексной реконструкции площади в увязке с наличием и перспективой транспортных потоков, с ранее разработанными проектами и ведущимся строительством Привокзальной площади и площади Мясникова, с существующей станцией метрополитена и, что весьма немаловажно, с потребностью в местах для парковки легкового автотранспорта.

Площадь должна более полно соответствовать архитектурной организации главной площади столицы страны, выполнять представительские и общественные функции, стать открытой и привлекательной для пешеходов.

Одной из сложнейших задач является разрешение проблемы организации движения транспорта и пешеходов на пл. Независимости и прилегающих городских территориях.

Проект 727948 был представлен ОАО "Минскгражданпроект" в 2 вариантах.

Вариант 1 предусматривал максимальное освобождение проспекта Скорины на участке от площади Независимости до Октябрьской площади, организацию административно-деловой площади как пешеходной зоны, движение автотранспорта только для обслуживания территории и объектов, расположенных на площади, для чего были запланированы 2 трехполосные проезжие части. Для транзитного движения были предусмотрены два уровня. Движение верхнего уровня должно было осуществляться по транспортному тоннелю с шестиполосным движением в направлении проспекта Скорины и улицы Московской на отметке -5,8 м с габаритом по высоте 4,3 м. Въездные порталы предусматривались на улице Московской от переулка Рабкоровского и на проспекте Скорины от улицы Городской вал. На этом же уровне планировалось устройство автостоянок на 450 машиномест и остановок общественного транспорта.

Для движения нижнего уровня предусматривался транспортный тоннель с четырехполосным движением для транзитного движения по направлению улицы Советской на отметке -9,8 м над стволом метрополитена с ограничением габарита тоннеля по высоте до 3,0 м. На этом же уровне должна была быть расположена автостоянка на 900 машиномест.

Общая площадь автостоянок верхнего уровня - 18 050 м2, или 41 м2 на машиноместо, нижнего уровня - 35 400 м2, или 39 м2 на машиноместо.

Вариант 2 предусматривал возможность организации на пешеходной площади официальных мероприятий, праздников, отдыха и торговли. Кроме того, предполагалось разделение площади на 3 зоны - тихую с газонами фонтанов и малыми формами, торговую в подземном уровне вдоль существующей пешеходной связи метро-улица Берсона в увязке с уровнем метро и подземных автостоянок, а также зону официальных и праздничных мероприятий, которые предлагалось проводить на свободной от застройки площади 150х150 м.

Движение транспорта должно было быть ограничено только для официального подъезда к Дому правительства, Белгосуниверситету, Педагогическому университету. Реконструкция существующего путепровода с его удлинением позволила бы организовать левый поворот под путепроводом, а транзит - по нижнему уровню.

Размещение автостоянок задумывалось рассредоточенным - на 150 и 50 мест под путепроводом и на 100 мест по улице Советской.

Вот некоторые технико-экономические показатели: площадь крытой автостоянки на 150 машиномест - 3000 м2, площадь подземных пешеходных связей - 800 м2, длина путепровода на 4 полосы движения - 300 м.

Этапность осуществления реконструкции площади следующая. Вначале - перенос движения транспортных потоков в южную часть площади с освобождением северной части площади для пешеходов, далее - устройство отнесенных левых поворотов для направлений проспект Скорины - улица Свердлова - площадь Независимости, наконец, устройство подземных переходов на месте существующих надземных регулируемых (у выхода из метро и у Педагогического университета).

По мнению экспертной комиссии, авторами достаточно подробно проанализированы материалы о современной интенсивности движения автотранспорта в самом узле площади Независимости и на подходах к нему, из чего можно сделать вывод о том, что рассматриваемая площадь является транспортным узлом города, перерабатывающим не только транспортные потоки, связанные с самим ядром общегородского центра, но и значительную долю транзитного движения (45-55% от общего объема).

Настоящим проектом предусматривается улучшение условий транзитного движения в направлении проспект Скорины - улица Московская.

Предпринята попытка определения экономической эффективности варианта реконструкции площади Независимости при устройстве транспортного тоннеля в направлении проспект Скорины - улица Московская.

Авторы надеются резко снизить экономические издержки на эксплуатацию площади Независимости и повысить безопасность движения по ней, а также создать магистраль с непрерывным движением транспорта на участке от улицы Чкалова до улицы Свердлова.

В соответствии с проектом 100412 (ГП "Минскпроект") реконструкцию площади предлагается провести в 2 этапа, предусматривающих создание многофункционального современного столичного комплекса вместо сегодняшней транспортной развязки при въезде в центр города со стороны Бреста.

Первый этап включает перенос транспортной оси, продолжающей проспект Скорины, в сторону Мингорисполкома (по три полосы движения в каждом направлении), сооружение подземных переходов по оси главного корпуса Белгосуниверситета с выходом в центре площади и по оси прохода на улицу Ленинградскую и выхода из метро к пешеходному центру площади и на улицу Берсона, сооружение подъездов для парковки автотранспорта возле гостиницы Минск, зданий УКС, КАГиЗ, Дома правительства, Мингорисполкома и в центре площади, организацию автостоянок у здания министерств с учетом уменьшения габарита проезжей части улицы Советской, а также благоустройство и озеленение центральной части площади.

Второй этап реконструкции площади предусматривает следующие работы: создание единого многоуровневого культурно-зрелищного и торгового центра с многоярусными подземными автостоянками под всей территорией площади, объединение существующего и двух проектируемых подземных пешеходных переходов, а также предприятий многоуровневого культурно-зрелищного и торгового центра подземными пешеходными улицами в единый подземный уровень (отметка

-4,0), с которого можно выйти во все помещения торговли, общественного питания и развлечений, а также на открытое пространство пониженной части площади, устройство на нижнем подземном уровне (отметка -8,0) сооружений обслуживания предприятий, расположенных на первом уровне, и въездов на первые этажи двух автоматизированных автостоянок, сооружение четырех въездов-выездов на этот уровень с улиц и проездов, ведущих на площадь, а также сооружение отдельных подземных автостоянок возле Дома правительства и в квартале гостиницы Минск.

Таким образом, транспортной схемой площади образуется два Т-образных перекрестка со светофорным регулированием на направлении Брест-Москва.

Авторами также предложено создать пешеходную связь по подземному уровню между площадью Независимости и Привокзальной площадью параллельно существующим сооружениям станции метрополитена.

Общая площадь пешеходного подземного уровня (на отметке

-4,0 м) - 41,3 тыс. м2, транспортного подземного уровня (на отметке -8,0 м) - 31,400 тыс. м2, в том числе проездов - 9,1 тыс. м2; служебных помещений - 12,8 тыс. м2; подземных автостоянок у Дома правительства на 300 машиномест - 7,5 тыс. м2.

Общая площадь двух подземных паркингов по 400 машиномест - 20 тыс. м2 .

В соответствии с проектом 171819 (ГП "Минскпроект") для пропуска транзитных потоков транспорта через площадь Независимости предусматривается ликвидация существующего кольцевого движения устройством продления проезжей части проспекта Скорины до створа костела св. Симона и Елены ("Красный костел").

Проезжая часть шириной 30 м (по четыре полосы в каждом направлении) дополняется двумя подземными переходами. На пересечении с улицей Свердлова размещается светофорный объект. Транспортное движение по улице Советской подчиняется главному направлению. Транспортное движение упорядочено, но сохранено по поверхности площади. Сеть массового пассажирского транспорта изменениям не подлежит. На уровне существующей площади размещены по ее периметру автостоянки общей вместимостью около 400 машиномест.

Сохраняется возможность перспективы размещения 2-3 подземных уровней.

Реконструкция площади по данному варианту осуществляется без перекрытия движения транспорта.

Представленный вариант реконструкции площади Независимости может являться как бы завершенным этапом, предшествующим генеральной реконструкции с использованием подземного транспорта.

Достоинством данного варианта, по мнению специалистов, является простота его реализации, обеспечивающая возможность перспективного развития.

Проект 101010 был представлен ГП "Минскградо" в двух вариантах.

Вариант 1 предусматривает замену кольцевого движения транспорта по площади на прямое со смещением на 10 м борта существующей проезжей части, регулирование движения транспорта светофорами на пересечениях продления проспекта Скорины с улицами Свердлова и Советской, организацию подъезда к объектам административного и культурного назначения с размещением по периферии площади автостоянок временного хранения автотранспорта общей вместимостью до 450 машиномест, размещение подземного пятиуровнего гаража-стоянки на 1015 автомашин перед Домом правительства, а также устройство 2 подземных пешеходных переходов через продолжение проспекта Скорины близ Педагогического университета и существующей арки прохода на улицу Ленинградскую.

Строительство предполагалось осуществить в 2 этапа: вначале построить информационно-общественный центр с подземной автостоянкой на 390 машиномест с сохранением существующей структуры улиц на площади Независимости за исключением реконструируемого участка, затем завершить строительство второй половины арки Мингорисполкома с подземной стоянкой на 390 машиномест, а также реконструкцию уличной сети площади с осевой ориентацией проспекта и благоустройство площади. Первый этап рассчитан на 2, второй - на 3 года. Всего автостоянок наземных на 318-450 машиномест (существует 500), подземных на - 1015 машиномест.

Вариант 2 предусматривает вынос трассы продолжения пр. Скорины на ось площади Независимости, а также соединение площади Мэрии (название условное) и проспекта Скорины с площадью Независимости домом-аркой. Подземная часть арки включает торговый комплекс и два сблокированных трехуровневых гаража-стоянки, которые могут функционировать независимо. Площадь Мэрии является преимущественно транспортной, площадь Независимости - многофункциональной. Движение на двух перекрестках проспекта Скорины регулируется светофорами.

Движение на треугольном перекрестке в направлении ул. Советской решено сделать односторонним. Вместимкость наземных автостоянок по периферии площади может колебаться от 200 до 600 машиномест, подземных автостоянок - от 780 до 2000 машиномест. Для связи северной и южной частей площади предусмотрены два подземных пешеходных перехода.

Строительство предполагается осуществить в 4 этапа: реконструкция уличной сети (проездов) на площади с благоустройством южной и центральной частей и временным сохранением светофоров (1 год), насыщение новыми функциями зоны транспортно-пересадочного узла у здания метрополитена (1 год), строительство подземной автостоянки на 1015 автомашин (2 года) и строительство общественного многофункционального комплекса (3 года). Вместимость наземных автостоянок - 372 машиноместf, подземных - 780 машиномест.

Наконец, проект 123456 (АО "Белпроект") также представлен в двух вариантах.

В соответствии с вариантом "А" проектом предусматривается размещение транспортных магистралей и проездов в нижнем уровне (примерно на отметке -6,0 м). Основную (транзитную) магистраль по оси проспект Скорины - улица Московская предлагается понижать от одного из перекрестков проспекта Скорины. В данном случае проспект превращается на этом участке в пешеходную улицу.

Второй портал транспортного тоннеля предлагается разместить перед существующим путепроводом, у здания Педагогического университета, сохранив возможность проезда общественного и индивидуального транспорта.

Таким образом весь верхний уровень площади будет полностью свободен от транспорта.

В соответствии с вариантом "Б" основная транспортная магистраль сохраняется в существующих отметках площади. Автостоянки бытового типа размещаются в подземных уровнях с отметки 210 м и ниже. Над стоянками предлагается расположить помещения для обслуживания посетителей.

Главная магистраль решена в виде эстакады со светопрозрачным покрытием, изолирующим шумовой фон, а также защищающей от выхлопных газов автотранспорта.

Съезды с ул. Свердлова и ул. Советской на нижние уровни площади решены разноуровневыми рампами.

Размещение автостоянок для легкового автотранспорта в обоих вариантах предлагается одинаковым.

На одном уровне размещается 6 блоков по 100 автомашин в каждом, или по 600 единиц на ярусе. На трех уровнях можно разместить 1800 единиц транспорта. Для каждого яруса предусмотрены въездная и выездная рампы. На уровне существующей площади автостоянки отсутствуют.

Заслуживают внимания предложения по изоляции транзитного движения транспорта и развитию подземного пространства для размещения как объектов массовых посещений, так и многоярусных автостоянок.

Тем не менее эксплуатация подземного паркинга с большим количеством автомобилей, сосредоточенных в одном месте, весьма проблематична (особенно на случай эвакуации).

Кроме того, намеченные пути следования транспорта в подземном уровне (рампы) носят весьма схематичный характер, а при конкретном проектировании въездных и особенно выездных рамп возникают большие сложности, связанные с требованиями действующих норм (уклоны, радиусы кривых в плане). Необходимо определить количество въездов-выездов.

Обсуждение показало, что устройство автотранспортной эстакады со светопрозрачным покрытием является проблематичным и вряд ли целесообразным в условиях общегородского центра, а предложение о создании под площадью Независимости саморегулируемой кольцевой транспортной развязки нельзя признать удачным из-за сложности осуществления слияния поворотного и главного направлений движения транспорта. Требуется дополнительная полоса движения до выхода из тоннеля.

Было отмечено определенное сходство проекта 171819 и одного из вариантов проекта 101010 (версия примыкания проезжей части к зданию Мингорисполкома). А поскольку данные предложения показались наиболее реально выполнимыми в сжатые сроки (дело в том, что в соответствии с вышеупомянутым решением Мингорисполкома площадь должна иметь иной вид уже в 2002 г.), то было предложено объединить авторские коллективы "Минскградо" (руководитель Александр Колонтай) и "Минскпроекта" (руководитель Ярослав Линевич) для дальнейшей работы над конкурсным проектом.

В любом случае при разработке этого проекта должны быть учтены определенные рекомендации, касающиеся транспортного обслуживания площади Независимости.

Во-первых, схему организации движения транспорта и пешеходов на площади Независимости следует компоновать в увязке с общей схемой транспортного обслуживания района в целом, включая улицы Свердлова, Бобруйскую, Ульяновскую и площади Привокзальную, Мясникова, а также узел "Западный мост". Это поможет определить транзитное движение автотранспорта на перспективу на направлении улица Московская - проспект Скорины, по изоляции которого от площади Независимости необходимо дать предложение в проекте.

Местное транзитное движение на площади не исключено.

Во-вторых, необходимо предусмотреть требуемое количество автостоянок (преимущественно в нижних уровнях) на контингент служащих в организациях и учреждениях, расположенных на площади Независимости и вблизи ее.

В-третьих, для посетителей учреждений и организаций, расположенных на площади Независимости, автостоянки следует разместить преимущественно на поверхности площади.

В-четвертых, расчет количества автостоянок следует произвести, исходя из уровня автомобилизации, составляющего 350 автомашин на 1000 жителей.

В-пятых, подземные автостоянки (одно-двухуровневые) следует размещать рассредоточено. Вместимость каждой не должна превышать 300-400 машиномест.

В-шестых, подземные автостоянки следует обеспечить максимально возможным количеством въездов-выездов с разных направлений ближайших улиц - Свердлова, Городской вал, Берсона, Советской.

В-седьмых, уровень земли должен быть преимущественно пешеходным.

В-восьмых, необходимо обеспечить транспортную связь на направлении проспект Скорины - улица Свердлова (перекресток).

В-девятых, организация подземной урбанизации должна быть увязана с существующими подземными инженерными сооружениями.

Резюмируя работу по подведению итогов обсуждения проектов, председатель Комитета архитектуры, градостроительства и землеустройства Мингорисполкома, главный архитектор Минска Александр Чадович выразил пожелание, чтобы обсуждение наиболее приемлемых проектов было продолжено с привлечением более широких слоев общественности, а также представителей СМИ. В любом случае должен быть сохранен масштаб площади, с другой стороны, должна быть возможность ее перспективного развития. При этом одним из основных вопросов выбора варианта остается выбор трассы движения транспорта.

Было отмечено, что проведение данного конкурса играет значительную положительную роль в генерации идей градостроительно-архитектурного и транспортно-инженерного направления, позволяет расширить сферу приложения творческого интеллекта и инженерного потенциала в решении важнейших градостроительных вопросов, обеспечить участие общественности и руководства в обсуждении перспектив реализации развития важнейших узлов генерального плана столицы страны.

Запрограммированные неконкретность цели и задач конкурса, сформулированные в условиях закрытого конкурса, позволили авторским коллективам разработать самостоятельные программы архитектурно-градостроительного и инженерно-транспортного влияния на образ и функцию площади Независимости. Поэтому инициатору конкурса рекомендуется сформировать банк предложенных решений по развитию пл. Независимости.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ, фото Сергея ШАРУБЫ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 06 за 2001 год в рубрике реконструкция

©1995-2024 Строительство и недвижимость