Белорусский гипс и гипсокартон
Среди большого количества строительных материалов, производимых в Беларуси, значительное место занимает гипсокартон, который выпускается уже более 50 лет. Завод, расположенный в центре Минска, несмотря на тяжелейшее положение с сырьем, энергоресурсами, изношенным оборудованием, рентабелен и в основном удовлетворяет потребности строительства и ремонта зданий. О проблемах завода рассказал нашему корреспонденту главный инженер Владимир Володько.
Решение о строительстве Минского гипсового завода принято в 1944 году после освобождения Минска. Для строительства предприятия выделена площадка в 2-х километрах от города, она представляла собой руины рыбокоптильного комбината и гаражей.
В 1947 году завод произвел первую тонну гипсового вяжущего материала. В 1952 году введен в эксплуатацию цех по производству гипсокартонных листов ГКЛ.
В связи с тем, что город Минск расширялся, в 60-х годах встал вопрос о реконструкции завода, одновременно была проведена газификация предприятия и установлены фильтры, что в значительной степени сняло остроту экологической проблемы на предприятии. В 1987 году принято решение о реконструкции Минского гипсового завода с выносом гипсоварочного производства за черту города. На основании этого решения на заводе развернулось строительство нового производственного и административно-бытового корпусов. В 1994 году в связи с отсутствием финансирования строительство приостановлено.
В 1995 году завод возглавил нынешний его директор А. А. Бобовников, к тому времени предприятие уже почти полностью стояло. Уже в марте следующего года на заводе была запущена 2-я линия в цехе ГКЛ. В целом за период 1995-2000 годы объем производства в натуральном выражении вырос в пять раз.
Основными видами продукции на предприятии на сегодняшний день являются ГКЛ, гипсовое вяжущее, в объеме производства они занимают 98-99%.
Потребность республики в гипсовом вяжущем удовлетворяется полностью и составляет 300-450 тонн в месяц. Потребность республики в гипсокартонных листах составляет 45-80 тыс. м 2 в месяц. Примерно 50% этого объема производится на нашем предприятии. В то же время объемы экспорта в регионы России, в Молдову, на Украину, в страны Балтии достигают 150-200 тыс. м 2 в месяц. Такие объемы вызваны в первую очередь объективной необходимостью приобретать российское сырье, которым Беларусь не обладает. Предприятие работает на привозном сырье. Так, гипсовый камень для производства ввозится из России (Новомосковское месторождение, г. Новомосковск Тульской области) и из Молдовы - месторождение "Мамалыга". Картон для производства ГКЛ производится в России и завозится из Санкт-Петербурга. Лигносульфонаты технические, крахмал кукурузный, сырьевые компоненты также ввозятся в Беларусь. Минский гипсовый завод и немецко-российское совместное предприятие "Кнауф", наиболее известное в Беларуси как "Тиги Knauf" (г. Москва) и "Гипс Knauf" (г. Новомосковск Тульской области) работают на одинаковом сырье. Кроме этого, с 1999 года введен в действие международный государственный стандарт ГОСТ 6266-97, по которому работают все гипсовые предприятия бывшего СССР, в том числе и Минский гипсовый завод.
Качество ГКЛ завода отличается от продукции "Кнауф" более жесткими размерами. Вместе с тем белорусская продукция относится к группе товаров "Б", а "Кнауф" - к группе "А". Толщина белорусских листов - 12,5 мм колеблется в пределах +-0,5 мм, у иностранных листов - 12,5 +- 0,3 мм. Листы завода имеют округлую кромку, длина листа после обработки гильотиной колеблется от заданной от 0 до 5 мм, у "Кнауф" - после торцовки - в пределах +- 1 мм. Пачка листов "Кнауф" из-за торцовки имеет более привлекательный вид. По прочности и другим показателям отличия нет.
Имея неплохое качество продукции, предприятие борется не только за рынки России и стран ближнего зарубежья, но и за белорусский рынок. Значительный объем потребляемого в республике гипсокартона ввозится из России, где он производится совместными предприятиями фирмы "Kнауф". Проводя активную работу в Россиии, эта компания скупила почти всю гипсовую отрасль страны, она контролирует все доступные месторождения гипсового камня и имеет контрольные пакеты акций на Санкт-Петербургском КПК, производящем картон для ГКЛ.
Начиная с 1996 года, фирма "Кнауф" проявляет особый интерес к Минскому гипсовому заводу и предложила создать СП "БелГипсKnauf". Это было одной из первых попыток немецкой стороны вложить инвестиции в страны бывшего СССР, однако по разным причинам СП в Беларуси не создано до сих пор. Но фирма "Кнауф" не отказывается от своих намерений сотрудничать с Беларусью.
Пока решался вопрос о сотрудничестве, в 2000-ом году "Knauf" построил в России и на Украине два новых цеха по производству ГКЛ производительностью до 2-х миллионов м 2 в месяц, в то время как Минский гипсовый завод производит 2,5-2,8 миллиона м 2 в год. Такой же цех фирма "Кнауф" планировала значительно раньше строить в Минске в рамках создания СП.
Несмотря на то, что гипсокартон знаком строителям уже около 50 лет, в настоящее время этот материал переживает второе рождение. Экологически чистый (предприятие имеет соответствующий гигиенический сертификат и удостоверение о радиологической безопасности); легкий, дешевый, удобный в эксплуатации материал находит все более широкое применение в строительстве. Он идеален для мансардного строительства, для отделки стен в строящихся, ремонтируемых и реставрируемых помещениях. Применение гипсокартона позволяет оживить интерьер. Всевозможные ломаные, сводчатые потолки, арки, ниши, купола, балюстрады и многие другие архитектурные решения легко могут быть изготовлены из гипсокартона.
Применение гипсокартона при капитальном строительстве для межкомнатных перегородок позволит значительно снизить нагрузки на перекрытия, несущие стены и фундаменты, и, как следствие, удешевить строительство.
Но почему же гипсокартон не находит в Беларуси широкого применения? Ответ не однозначен. Одна из причин: проектировщики, подрядчики ориентированы на местные строительные материалы. Закладывая их в проекты, таким образом обеспечивается загруженность ЖБИ, кирпичных предприятий для производства бетонных зданий и кирпича и дают работу отделочникам, которые привыкли работать по "мокрому способу". Вторая причина в том, что подрядчик не заинтересован в удешевлении строительства. Его вознаграждение (прибыль) составляет 20-25% от проектной стоимости здания. Снижение затрат приводит к снижению прибылей.
В случае если строители будут иметь возможность строить, используя более дешевые материалы, свободно распоряжаться сэкономленными средствами, в республике резко увеличивается спрос на ГКЛ.
Если говорить о результатах работы, то в 1999 году задание выполнено на 120%, в 2000 году - на 112%. Рентабельность в среднем по предприятию упала до 7%. Она снизились в основном за счет затрат на ремонт и поддержание оборудования. Не только машины, но и здания находятся в плохом состоянии. Посетившие предприятия представители руководства Минстройархитектуры и Госимущества охарактеризовали завод как музей. Однако предприятие работает. От всего объема производства 80% ГКЛ отправляется в Россию. В том числе 10% закупают посредники. Остальной гипсокартон потребляется в Беларуси. 15% ГКЛ в республике потребляют строительные тресты и управления, среди них можно выделить предприятие МАПИД, ЗАО "Парад". В сельском строительстве потребляется до 50% ГКЛ, реализуемых на белорусском рынке. Коммерческие строительные структуры приобретают до 15% ГКЛ. В розницу продается около 1%. Гипсовяжущие реализуются в основном на внутреннем рынке и приобретаются различными строительными организациями. Отпускная цена ГКЛ на заводе составляют: толщиной 12 мм - 983 руб. с СНД за 1м 2; толщиной 9,5 мм - 879 руб. за 1м 2. Стоимость ГКЛ СП "Knauf" на белорусском рынке колеблется от 1,5 до 1,8 $/м 2.
О перспективах завода. Оборудование завода за время его существования не менялось, оно поддерживается в рабочем состоянии с 1948-1950 годов. Единственно были заменены роторные мешалки. Одной из причин наличия старого оборудования является то, что предполагалось провести реконструкцию завода и вынести производство за черту города. Кроме того, ни в Беларуси, ни в России оборудование для гипсовых заводов не производится. Завод в таком состоянии, как он находится сейчас, может проработать 3, максимум 5 лет. Такая тупиковая ситуация требует инвестиций, которые предлагает фирма "Кнауф".
Коллектив поставлен перед выбором: или постоянно сворачивать производство в течение 5 лет и завозить ГК, гипсовые изделия из России, или заняться реконструкцией за счет республиканских средств. В этом случае появляются проблемы по приобретению сырья, которым владеет фирма "Кнауф". Поэтому самый лучший вариант - создание СП "БелГипс-Кнауф", где контрольный пакет акций будет у государства. Такое предприятие будет приносить большую прибыль. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в сложных условиях сегодняшнего дня завод не имеет задолженности в бюджет, своевременно производит оплату за энергоресурсы и выплачивает зарплату. Такое экономическое положение сложилось, несмотря на очень большие непроизводственные затраты, ремонт и обслуживание устаревшего оборудования. На новом экономном оборудовании завод будет работать с высокой рентабельностью и большими доходами, что пополнит бюджет. Поэтому не стоит бояться иностранных инвестиций, в том числе фирмы "Кнауф". Другим инвесторам будет трудно на сложившемся рынке гипса и гипсовых изделий в Беларуси и России, так как сырьем на нем распоряжается фирма "Кнауф". И любой инвестор с этим положением будет считаться.Владимир КИНЧИКОВ
Решение о строительстве Минского гипсового завода принято в 1944 году после освобождения Минска. Для строительства предприятия выделена площадка в 2-х километрах от города, она представляла собой руины рыбокоптильного комбината и гаражей.
В 1947 году завод произвел первую тонну гипсового вяжущего материала. В 1952 году введен в эксплуатацию цех по производству гипсокартонных листов ГКЛ.
В связи с тем, что город Минск расширялся, в 60-х годах встал вопрос о реконструкции завода, одновременно была проведена газификация предприятия и установлены фильтры, что в значительной степени сняло остроту экологической проблемы на предприятии. В 1987 году принято решение о реконструкции Минского гипсового завода с выносом гипсоварочного производства за черту города. На основании этого решения на заводе развернулось строительство нового производственного и административно-бытового корпусов. В 1994 году в связи с отсутствием финансирования строительство приостановлено.
В 1995 году завод возглавил нынешний его директор А. А. Бобовников, к тому времени предприятие уже почти полностью стояло. Уже в марте следующего года на заводе была запущена 2-я линия в цехе ГКЛ. В целом за период 1995-2000 годы объем производства в натуральном выражении вырос в пять раз.
Основными видами продукции на предприятии на сегодняшний день являются ГКЛ, гипсовое вяжущее, в объеме производства они занимают 98-99%.
Потребность республики в гипсовом вяжущем удовлетворяется полностью и составляет 300-450 тонн в месяц. Потребность республики в гипсокартонных листах составляет 45-80 тыс. м 2 в месяц. Примерно 50% этого объема производится на нашем предприятии. В то же время объемы экспорта в регионы России, в Молдову, на Украину, в страны Балтии достигают 150-200 тыс. м 2 в месяц. Такие объемы вызваны в первую очередь объективной необходимостью приобретать российское сырье, которым Беларусь не обладает. Предприятие работает на привозном сырье. Так, гипсовый камень для производства ввозится из России (Новомосковское месторождение, г. Новомосковск Тульской области) и из Молдовы - месторождение "Мамалыга". Картон для производства ГКЛ производится в России и завозится из Санкт-Петербурга. Лигносульфонаты технические, крахмал кукурузный, сырьевые компоненты также ввозятся в Беларусь. Минский гипсовый завод и немецко-российское совместное предприятие "Кнауф", наиболее известное в Беларуси как "Тиги Knauf" (г. Москва) и "Гипс Knauf" (г. Новомосковск Тульской области) работают на одинаковом сырье. Кроме этого, с 1999 года введен в действие международный государственный стандарт ГОСТ 6266-97, по которому работают все гипсовые предприятия бывшего СССР, в том числе и Минский гипсовый завод.
Качество ГКЛ завода отличается от продукции "Кнауф" более жесткими размерами. Вместе с тем белорусская продукция относится к группе товаров "Б", а "Кнауф" - к группе "А". Толщина белорусских листов - 12,5 мм колеблется в пределах +-0,5 мм, у иностранных листов - 12,5 +- 0,3 мм. Листы завода имеют округлую кромку, длина листа после обработки гильотиной колеблется от заданной от 0 до 5 мм, у "Кнауф" - после торцовки - в пределах +- 1 мм. Пачка листов "Кнауф" из-за торцовки имеет более привлекательный вид. По прочности и другим показателям отличия нет.
Имея неплохое качество продукции, предприятие борется не только за рынки России и стран ближнего зарубежья, но и за белорусский рынок. Значительный объем потребляемого в республике гипсокартона ввозится из России, где он производится совместными предприятиями фирмы "Kнауф". Проводя активную работу в Россиии, эта компания скупила почти всю гипсовую отрасль страны, она контролирует все доступные месторождения гипсового камня и имеет контрольные пакеты акций на Санкт-Петербургском КПК, производящем картон для ГКЛ.
Начиная с 1996 года, фирма "Кнауф" проявляет особый интерес к Минскому гипсовому заводу и предложила создать СП "БелГипсKnauf". Это было одной из первых попыток немецкой стороны вложить инвестиции в страны бывшего СССР, однако по разным причинам СП в Беларуси не создано до сих пор. Но фирма "Кнауф" не отказывается от своих намерений сотрудничать с Беларусью.
Пока решался вопрос о сотрудничестве, в 2000-ом году "Knauf" построил в России и на Украине два новых цеха по производству ГКЛ производительностью до 2-х миллионов м 2 в месяц, в то время как Минский гипсовый завод производит 2,5-2,8 миллиона м 2 в год. Такой же цех фирма "Кнауф" планировала значительно раньше строить в Минске в рамках создания СП.
Несмотря на то, что гипсокартон знаком строителям уже около 50 лет, в настоящее время этот материал переживает второе рождение. Экологически чистый (предприятие имеет соответствующий гигиенический сертификат и удостоверение о радиологической безопасности); легкий, дешевый, удобный в эксплуатации материал находит все более широкое применение в строительстве. Он идеален для мансардного строительства, для отделки стен в строящихся, ремонтируемых и реставрируемых помещениях. Применение гипсокартона позволяет оживить интерьер. Всевозможные ломаные, сводчатые потолки, арки, ниши, купола, балюстрады и многие другие архитектурные решения легко могут быть изготовлены из гипсокартона.
Применение гипсокартона при капитальном строительстве для межкомнатных перегородок позволит значительно снизить нагрузки на перекрытия, несущие стены и фундаменты, и, как следствие, удешевить строительство.
Но почему же гипсокартон не находит в Беларуси широкого применения? Ответ не однозначен. Одна из причин: проектировщики, подрядчики ориентированы на местные строительные материалы. Закладывая их в проекты, таким образом обеспечивается загруженность ЖБИ, кирпичных предприятий для производства бетонных зданий и кирпича и дают работу отделочникам, которые привыкли работать по "мокрому способу". Вторая причина в том, что подрядчик не заинтересован в удешевлении строительства. Его вознаграждение (прибыль) составляет 20-25% от проектной стоимости здания. Снижение затрат приводит к снижению прибылей.
В случае если строители будут иметь возможность строить, используя более дешевые материалы, свободно распоряжаться сэкономленными средствами, в республике резко увеличивается спрос на ГКЛ.
Если говорить о результатах работы, то в 1999 году задание выполнено на 120%, в 2000 году - на 112%. Рентабельность в среднем по предприятию упала до 7%. Она снизились в основном за счет затрат на ремонт и поддержание оборудования. Не только машины, но и здания находятся в плохом состоянии. Посетившие предприятия представители руководства Минстройархитектуры и Госимущества охарактеризовали завод как музей. Однако предприятие работает. От всего объема производства 80% ГКЛ отправляется в Россию. В том числе 10% закупают посредники. Остальной гипсокартон потребляется в Беларуси. 15% ГКЛ в республике потребляют строительные тресты и управления, среди них можно выделить предприятие МАПИД, ЗАО "Парад". В сельском строительстве потребляется до 50% ГКЛ, реализуемых на белорусском рынке. Коммерческие строительные структуры приобретают до 15% ГКЛ. В розницу продается около 1%. Гипсовяжущие реализуются в основном на внутреннем рынке и приобретаются различными строительными организациями. Отпускная цена ГКЛ на заводе составляют: толщиной 12 мм - 983 руб. с СНД за 1м 2; толщиной 9,5 мм - 879 руб. за 1м 2. Стоимость ГКЛ СП "Knauf" на белорусском рынке колеблется от 1,5 до 1,8 $/м 2.
О перспективах завода. Оборудование завода за время его существования не менялось, оно поддерживается в рабочем состоянии с 1948-1950 годов. Единственно были заменены роторные мешалки. Одной из причин наличия старого оборудования является то, что предполагалось провести реконструкцию завода и вынести производство за черту города. Кроме того, ни в Беларуси, ни в России оборудование для гипсовых заводов не производится. Завод в таком состоянии, как он находится сейчас, может проработать 3, максимум 5 лет. Такая тупиковая ситуация требует инвестиций, которые предлагает фирма "Кнауф".
Коллектив поставлен перед выбором: или постоянно сворачивать производство в течение 5 лет и завозить ГК, гипсовые изделия из России, или заняться реконструкцией за счет республиканских средств. В этом случае появляются проблемы по приобретению сырья, которым владеет фирма "Кнауф". Поэтому самый лучший вариант - создание СП "БелГипс-Кнауф", где контрольный пакет акций будет у государства. Такое предприятие будет приносить большую прибыль. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в сложных условиях сегодняшнего дня завод не имеет задолженности в бюджет, своевременно производит оплату за энергоресурсы и выплачивает зарплату. Такое экономическое положение сложилось, несмотря на очень большие непроизводственные затраты, ремонт и обслуживание устаревшего оборудования. На новом экономном оборудовании завод будет работать с высокой рентабельностью и большими доходами, что пополнит бюджет. Поэтому не стоит бояться иностранных инвестиций, в том числе фирмы "Кнауф". Другим инвесторам будет трудно на сложившемся рынке гипса и гипсовых изделий в Беларуси и России, так как сырьем на нем распоряжается фирма "Кнауф". И любой инвестор с этим положением будет считаться.Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2001 год в рубрике материалы и технолгии