Эмали для окраски металлов

Небезосновательно считается, что ремонтные материалы для окраски металлических поверхностей - это своего рода высший пилотаж лакокрасочной технологии, а их производство по силам только профессионалам. За последние лет десять отечественный рынок наполнился едва ли не сотнями наименований самых разнообразных эмалей для металлических поверхностей.

Еще десять лет назад у простых обывателей голова раскалывалась от мыслей, где раздобыть заветную баночку эмали, подходящей для окраски холодильника, поцарапанной кухонной плиты или автомоибля.

Отечественная промышленность практически не выпускала специальных ЛКМ для бытового использования, а импорт практически отсутствовал.

Сегодня все та же головная боль, но трудности иного характера. К сожалению, не всегда разноцветные баночки, стоящие на полках авто магазинов, содержат в себе действительно высококачественный продукт.

Широчайший ассортимент породил дилемму выбора. Действительно, как же разобраться в огромном количестве предлагаемых эмалей? Для начала несколько прописных истин. Как бы банально не звучало, практически всегда за себя говорит соотношение цена-качество. В природе не существует исключительно замечательного товара, который стоил бы гроши. То что по-настоящему хорошие материалы всегда стоят несколько дороже полукустарных смесей, - аксиома.

Не лишним будет добавить: такое положение дел более чем оправдывает себя в конечном итоге. Конечно, если вы не хотите, чтобы свежеокрашенная поверхность через несколько дней напоминала лохматую папаху горца.

Кроме того, полезно знать и некоторых производителей, отлично зарекомендовавших себя на этом рынке.

Такие названия, как Глазурит, Садолин (Финляндия), Сиккенс (Голландия), Тикуррила, Хелиос (Словения), Хербертс (Германия), Хромос (Хорватия), заслуженно должны вызывать доверие. Но даже таким образом сузив рамки рассматриваемых материалов, определиться по-прежнему трудно.

На заводском конвейере металлические детали окрашивают примерно следующим образом. В электростатическом поле на чистый и обезжиренный корпус наносится антикоррозийный грунт, который отверждается (сушится) в термокамере при температуре до 200 градусов Цельсия.

После этого накладывается так называемый промежуточный слой, задача которого обеспечить надежное сцепление последующего эмалевого покрытия с первым слоем. От него зависит прочность всего покрытия. Этот слой сушат при температуре около 150 градусов Цельсия. В довершение накладывается декоративный слой эмали, который твердеет уже при 100 градусах. В этом процессе для получения высокой прочности покрытия очень важна температура сушки.

Все составляющие подбираются с таким расчетом, чтобы при нагреве сформировалась структура, способная с максимальной стойкостью противостоять любому внешнему воздействию: ударам, изгибам и т. п. Однако, говоря о высокотемпературной сушке, нельзя забывать, что перед применением такого способа окрашивания автомобиль или тот же холодильник необходимо "раздеть", то есть снять все боящиеся нагревания детали.

Это не всегда целесообразно, да и слишком утомительно.

И хотя полноценной замены качеству материалов для высокотемпературного окрашивания нет, при домашнем ремонте или в небольшой мастерской их не используют.

Из эмалей этого класса наиболее широко распространены меламино-алкидные эмали российских производителей МЛ-197, МЛ-12, а так же МЛ-1110.

Помимо всего прочего, такие эмали относительно недороги по стоимости. Но они наряду с высокой прочностью покрытия имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, из-за более чем умеренной цветовой палитры необходимо заниматься подбором цвета (подколеровкой), если нужно окрасить отдельный участок, а не автомобиль целиком.

Во-вторых, эти эмали имеют иной химический состав, чем заводское покрытие иномарок, иначе говоря, кузовам импортных автомашин противопоказаны.

Модифицировать МЛ-12 матирующими добавками невозможно (блеск модификации МЛ-12 защитного цвета - 35-45%, остальных модификаций - около 60%).

Следующий класс - эмали с пониженной температурой отверждения. Например, МЛ-1226 (Россия) или Мобихел (Хелиос, Словения). Технология их применения основана на сушке при помощи рефлектора и позволяет обходиться без демонтажа пластмассовых и резиновых деталей автомобиля, поскольку необходимая температура сушки - 80 градусов Цельсия - для них не представляет опасности.

Но тут выясняется, что у низкотемпературных и эмалей воздушной сушки, при очевидной простоте применения, образующиеся покрытия обладают в незначительной степени более скромными характеристиками, при разнице в цене, для импортных материалов, около 30%.

Такие эмали как Мирраремонт (Тиккурила, Финляндия) и Садолюн (Садолин, Финляндия) имеют сопоставимые или даже идентичные по некоторым параметрам показатели прочности пленки при растяжении и ударе и в целом обладают более чем удовлетворительными характеристиками. При этом сохнут при температуре 20 градусов.

При использовании любых специализированных ЛКМ наилучший результат достигается при оптимальном подборе всех составляющих покрытия, каждого из слоев. Недостаточно одной хорошей краски для проведения полноценного ремонта.

Ни в коем случае нельзя экономить, используя некачественные грунты и шпатлевки. Это позволит избежать таких неприятных последствий, как оконтуривание, усадка и самое главное - отслаивания эмалевого покрытия. Процесс окрашивания предъявляет высокие требования как к материалам, так и к оборудованию для подготовки поверхности, окраски и сушки. Лишь комплексный продуманный подход принесет желаемый результат.

По материалам Interior Design & HouseПодготовил Дмитрий ЛУГОВОЙ sn@nestor.minsk.by


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 05 за 2001 год в рубрике лкм

©1995-2024 Строительство и недвижимость