Ставка на машины, бывшие в употреблении

Европейский рынок оборудования переживает один из периодов своего подъема. Продажи нового оборудования достигли высочайшей отметки за последнее десятилетие. Благоприятные экономические условия плюс активизация арендной деятельности способствовали тому, чтобы соответствующий годовой показатель превысил 130 тыс. единиц. Одновременно оживился рынок подержанной техники, на котором появилось множество восстановленных машин.

Каковы "за" и "против" приобретения оборудования, бывшего в употреблении?

У таких отраслей машиностроения, как производство строительных машин и производство автомобилей, есть много общего. Одна из таких общих черт как раз и связана с темой подержанной техники. Покупая автомобиль, его будущий владелец стремится приобрести последнюю модель, ведь в данном случае ему гарантируются наиболее актуальные достижения в области технологического комфорта, шумоподавления и экономии топлива. При условии надлежащего ухода такой автомобиль служит своему хозяину долгие годы. С другой стороны, среди подержанных всегда можно найти добротные машины, дешевизна которых почти не состоит в зависимости от их характеристик.

Почти то же самое может быть сказано о новом и подержанном оборудовании. Купив новую строительную машину, клиент получает экономичный и производительный двигатель, низкий уровень шума, простоту обслуживания и комфорт для оператора. С другой стороны, большое разнообразие бывшей в употреблении техники, хотя и не в полной мере отвечающей высоким стандартным требованиям, все же позволяет подобрать относительно новую машину с небольшим количеством моточасов пробега, вполне годящуюся в дело.

Правда, на этом сходство между рынками подержанной авто- и строительной техники заканчивается. То обстоятельство, что последняя приобретается не для потребления, а для производства, означает, что условия эксплуатации этих разновидностей техники совершенно несравнимы.

Рынок подержанной строительной техники представляется крепким и стабильным. Развитая дилерская сеть плюс тонкий расчет на то, что клиент непременно клюнет на знаменитую марку, - неплохая бизнес-формула.

Сегодня подержанное оборудование приносит надежный заработок соответствующим дилерам. Большинство строительных машин продается в месячный срок со дня поступления на склад. Большинство же операций совершается с участием постоянных клиентов, которые основной резон подобных покупок видят в надежности дилеров, которым вполне можно доверять.

Многие из лидеров описываемого бизнеса уделяют достаточно внимания поставкам бывшего в употреблении строительного оборудования в развивающиеся страны - центральноевропейские и восточноевропейские, а также некоторые страны европейского юга. Предложения, конкурирующие в ценах с продукцией местных производителей, позволяют им укреплять свои позиции на новых рынках. При этом не только происходит продвижение известных марок, но создается устойчивая база для развития такой неотъемлемой части данного бизнеса, как поставка запчастей - одного из наиболее прибыльных видов сервиса строительных машин.

Не у всех торговля подержанными строительными машинами вызывает положительные эмоции. Например, многие производители строительной техники, особенно те из них, которые сотрудничают с компаниями, предлагающими эту технику в аренду, с тревогой взирают на обширные парки машин, коими владеют последние. Есть опасение, что когда вся эта техника будет настолько изношена, что перестанет приносить своим владельцам такие же деньги, как новая, она тут же появится на рынке бывшего в употреблении оборудования. Разумеется, это не замедлит сказаться на ценах и спросе, в том числе и на новое оборудование.

Поэтому сегодня рынок ищет (и, нужно сказать, находит) пути решения возникающих проблем. Один из подходов - создание территориальными арендными компаниями альянсов с целью продажи оборудования, бывшего в употреблении, на арендном рынке таких развитых стран, как Великобритания или Франция, компаниям, работающим на развивающихся рынках аренды.

Немало возможностей купли-продажи подержанной техники и за пределами дилерской сети.

Независимая торговля подержанным оборудованием имеет свою достаточно длинную историю. В последние годы значительно возросла роль аукционных домов. В прошлом эти институты подвергались критике как каналы так называемого серого импорта, по которым сбывались машины, произведенные без соблюдения евростандартов. Тем не менее сегодня вероятность подобной угрозы, бывшей одним из существенных факторов кризиса азиатских экономик в конце 90-х гг., ощутимо снизилась.

Как утверждают специалисты центрального подразделения подержанного оборудования компании "O&K", сегодня волна импорта из-за пределов Европы, гонимая ветрами крупных аукционных продаж, спадает. Европейские пользователи пришли к выводу, что покупать недорогую технику с последующим доведением ее до ума в соответствии с евростандартами - себе дороже.

Нет сомнения в том, что подержанное оборудование есть предмет большого бизнеса. В прошлом году объем продаж "Ritchie Bros", крупнейшего в мире аукционного дома, специализирующегося на оборудовании, достиг 885 млн евро. Это больше, чем соответствующий показатель многих производителей строительных машин. Появление сети Интернет превратило этот бизнес, который уже был глобальным, в значительно более быстрый рынок. Интернет-аукционы, появление ряда сайтов и порталов, посвященных торговле бывшим в употреблении оборудованием, несомненно, обладают потенциалом, способным трансформировать рынок. Сопоставив это обстоятельство с ожидаемым ростом рыночного присутствия подержанной техники из быстроразвивающихся арендных парков Европы, легко увидеть, что данный сектор экономики переживает один из самых интересных для себя периодов.По материалам журнала "Construction Europe" (Великобритания) подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость