Прозрачность на всех стадиях проектирования

Вниманию читателей предлагается статья одного из германских специалистов в области информационных технологий применительно к строительному проектированию Михаэля Виннефельда.

"An der Sorge 9-11" - таков адрес нового торгового центра "Amthor Passage", недавно открывшегося в центральной пешеходной зоне города Гера (Германия). Пятиэтажное здание, общая площадь которого составляет 15 тыс. м 2, было возведено за 16 месяцев.

Здание проектировалось с учетом возможности сохранения внешнего вида фасадов примыкающих домов в его исторической неприкосновенности - данная зона городской застройки пользуется защитой как комплекс памятников истории и архитектуры.

9,4 тыс. м 2 площади здания сдается 25 арендаторам, осуществляющим коммерческую деятельность. В числе разместившихся на этой площади предприятий сферы обслуживания - обувной магазин и ресторан.

В качестве центральной части объекта при его проектировании рассматривалась историческая аркада Aмтор между улицами Зорге и Рудольф-Динер.

Попасть на улицу Зорге можно через исторический пассаж Амтор, вдоль оси которого разместилась торговая зона.

В составе аркады запроектированы три световые шахты, позволяющие рассматривать архитектуру торгового центра с верхних галерей.

На верхнем этаже расположен ресторан с террасой на крыше.

В подвале находятся небольшой торговый зал и складские помещения.

Все стадии строительства, включая завершающую инспекцию объекта генподрядчиком, были выполнены в соответствии со стандартами HOAI дармштадтским офисом компании "Romig". В течение строительного периода этот коллектив проектировщиков осуществлял праджект-менеджмент и мониторинг практического воплощения проекта (то есть авторский надзор).

В соответствии с поставленными местной градостроительной администрацией условиями проектировщики были обязаны разработать несколько вариантов проектного решения, поэтому в комиссию, принимающую решение о разрешении строительства, были представлены 3 варианта конструкции здания и 7 вариантов наружного дизайна.

Каждый вариант было необходимо снабдить полным комплектом проектно-сметной документации в соответствии с требованиями стандартов DIN 277. Часть проекта, относящаяся к коммерческой зоне, кроме того, должна была соответствовать стандарту MF-H. Для этого соответствующие данные были взяты из CAD-версий существующей градостроительной документации и подвергнуты обработке и табулированию с помощью программы Excel.

Полученные таблицы и послужили базой как для автоматизированного составления ПСД, так и для расчетов с будущими нанимателями. В связи с тем, что разработка ПСД была связана с весьма трудоемкой подготовкой большого объема алфавитно-цифровой информации, встал вопрос оптимизации повторяющихся процессов. Была рассмотрена возможность использования технологии машинного проектирования CAFM.

Запуску пилотного проекта реконструкции пассажа Амтор предшествовали переговоры с консультантами компании "FMA", в основе которых лежали требования прозрачности на всех стадиях проектирования и дивелопмента новой сервисной зоны города.

Идея состояла в одновременном расширении базы данных CAFM по мере проектирования и использования ее специалистами команды проектировщиков в прикладных целях. На стадии эксплуатации интегрированная база данных должна быть подспорьем в эффективном управлении арендуемыми площадями.

В числе прочих вероятных задач и путей их решения - возможность использования архива документов, относящихся к данному пятну застройки, для управления оперативной и эксплуатационной информацией, а также применения с этой целью модульной способной к расширению системы Spirit FM.

Базовый модуль Space предлагает множество разнообразных функций, обеспечивая гибкий и недорогой вход в CAFM. Обязанности по мониторингу и поддержке проекта с самого начала лежали на фирме "FMA GmbH".

CAD-проектирование предусматривает исключительно 2-мерный формат ввода данных. CAD-варианты фрагментов пятна застройки сформированы в соответствии с DIN 277, характером эксплуатации объекта и стандартом MF-H, касающимся площадей, предназначаемых для сдачи в аренду.

Когда началось осуществление проекта CAFM, ограждающие конструкции аркады - торговой зоны - уже были возведены.

Было решено, что внесение в проект дальнейших уточнений и изменений будет осуществляться по ходу его детальной проработки и реализации.

При этом не были окончательно определены ни характер дизайна интерьера, ни арендаторы помещений. Поэтому (а также исходя из первоначально намеченных целей осуществления проекта) в сотрудничестве автором статьи (сотрудником "FMA GmbH") реализовывалась арендная стратегия дивелопмента.

Первая фаза машинного проектирования требовала введения данных конструктивной части проекта. Вторая - информации о будущих съемщиках помещений, о назначении различных помещений комплекса.

Особое внимание обращалось на документизацию всех процессов и процедур. Таким образом закладывалась база, во-первых, типизации подобного проектирования (или, во всяком случае, возможности повторного применения данного проекта), во-вторых, стандартизации выполнения всех проектных стадий.

После уточнения всех нюансов назначения различных частей будущего комплекса началась работа по созданию базы данных CAFM путем анализа и обработки CAD-данных. Для этого планы первых этажей были введены в программу с соответствующим интерфейсом как двухмерные DGN-файлы.

После перевода всей графической информации, созданной в системе CAD, в систему CAFM (в масштабе 1:100) для хранения информации, объем которой раньше составлял 50 спецификаций, потребовалось всего 10 спецификаций.

Плоские и пространственные полигоны, описывающие различные помещения комплекса в соответствии с различными (DIN 277, MF-N) стандартами, были занесены в различные спецификации.

В конце концов конструктивные проектные данные, сведения о санитарных категориях помещений и адресные списки были внесены в модуль управления комплексом. После этого стало возможно введение предварительно обработанных файлов поэтажных планов в соответствующие позиции структуры проекта.

Теперь, когда был готов базовый модуль, позади была наиболее важная часть проекта - запись данных о помещениях и объемах, составивших этот модуль. Данная работа, включающая по несколько вариантов всей чертежной графики, заняла 60% всего времени работы над проектом. Дружественный по отношению к пользователю интерфейс на основе подвижного меню был разработан специально для инсталляции в персональный компьютер управляющего комплексом.

Описанный процес ни в коем случае не следует рассматривать как нечто завершенное.

База данных, полученная на проектной стадии, в будущем может быть использована в качестве основы информационной системы, необходимой для управления зданием.

В процессе проектирования осуществлялись тестирование и стандартизация проектных процедур, в том числе и такой, как уточнение графической информации. При этом опыт, накопленный специалистами "FMA" в области организации машинного проектирования, оказался поистине бесценным.

Опыт же, накопленный во время работы над пилотным проектом, делает возможным применение CAFM в самом начале проектной фазы. Это открывает новые творческие перспективы, новые сферы деятельности перед проектировщиками.

В ряде новых проектов будет использована (в форме скорректированных спецификаций) информация, приобретенная при переводе CAD-данных проекта пассажа Амтор в FM-систему.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2001 год в рубрике технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость