Грамотный эксперт плохого не посоветует
Решение Минского столичного союза предпринимателей и работодателей создать при союзе экспертный совет по вопросам инвестиций отражает направление работы, которое и ранее присутствовало в его планах. Сегодня оно приобретает четко очерченный организационный и предметный характер. Об этом на пресс-конференции президента МССПиР Владимира Карягина, состоявшейся 11 января, рассказал его советник Константин Коломиец.
Вопрос работы с инвестиционными проектами является вопросом номер один программы работы МССПиР на 2001 г. Как известно, работа с инвестициями представляет собой длительный процесс, и ощутить реальный результат инвестирования можно лишь через год, а чаще даже позже. Планируется создание при МССПиР фонда инвестиционных проектов. Точнее, попытки создания такого фонда предпринимались и раньше, теперь настала пора их систематизировать.
Инвестиционная деятельность является результатом совместного применения таких составляющих, как инвестиционный проект и финансы (или другие материальные ресурсы).
Обычно работа, связанная с реализацией того или иного инвестиционного проекта, сродни работе по индивидуальному заказу. Сегодня перед МССПиР стоит задача поставить эту работу на поток, превратив ее в серийное производство.
Решение задачи требует стандартизации ряда этапов осуществления инвестиционного проекта. В первую очередь необходимо создать электронную базу данных. Использование электронной почты ускоряет процессы, относящиеся ко многим отраслям, в том числе и к инвестированию.
Выявлена определенная заинтересованность ряда белорусских банков в участии в инвестиционных проектах. Налицо единодушие этих структур по поводу максимальной подготовленности проектов.
При этом важно знать, что правильное финансирование проекта - это не только нахождение источника финансирования инвестиционного проекта, но и грамотное распределение рисков между различными инвесторами. Предполагается, что помимо банков в работе, о которой идет речь, должны участвовать лизинговые, страховые и аудиторские компании, а также НИИ.
Пока что реализуется организационная фаза поставленной задачи. Идет изучение опыта, накопленного не только в Беларуси, но и в России, а также в Швейцарии. Налаживаются отношения МССПиР с таким российским фондом, как "Институт прямых инвестиций". Фонд предлагает совместно работать в области методологии и информационного обмена.
Следует видеть возросший интерес российских инвесторов к белорусскому рынку, связанный с тем, что за последние годы стоимость основных фондов Беларуси была насильно вздута. Поэтому сегодня белорусские предприятия можно скупить за бесценок. Налицо и поток встречных предложений, суть которых в том, что белорусские предприятия стремятся стать филиалами российских. В настоящее время МССПиР интенсивно приглашают к участию во всех структурах России.
Большее внимание МССПиР планирует уделить проектам прямых инвестиций. Вторичный рынок ценных бумаг Беларуси (если вообще можно говорить о его существовании) пребывает в зачаточном состоянии. Рынок же прямых инвестиций можно развивать уже сегодня.
Возможна организация работы с такими собственными ресурсами предприятий, как складские запасы, дебиторская задолженность. Должны реализовываться схемы работы с векселями и зачетами. Действительно, для конкретного предприятия инвестиция представляет собой возможность приобретения конкретной единицы оборудования, технологической линии. Все помнят, что марксова схема "деньги-товар-деньги'" заключается в том, чтобы оборотные ресурсы перешли из одной стадии в другую. Продукция производителя должна обернуться его инструментом. Именно названные ресурсы представляются наименее дорогостоящими для предприятий.
Поскольку очень часто для раскрутки конкретных проектов внутренних ресурсов предприятий бывает недостаточно, необходимо участие банков и крупных компаний.
Правильная организация используемых современными информационными технологиями коммуникаций (Интернет, электронная почта) могла бы повлиять на стоимость этих ресурсов. Дело в том, что и банки ищут приемлемые для себя проекты, хотя бы и по линии ЕБРР. Предпринимателя же в первую очередь и интересует стоимость упомянутых ресурсов. Поэтому возможна организация между банками тендеров на снижение данной стоимости.
Государство заинтересовано в инвестициях. Но одно дело, когда некие государственные программы располагаются на государственном интерсайте. И другое - когда союз предпринимателей заявляет о том, что его силами была проведена определенная экспертиза, что проект рассмотрен корпорацией профессионалов, которая дает гарантию его жизненности. Возможно, это - всего лишь дополнительный повод к рассмотрению проекта, но значимость и таких факторов в условиях недоверия к Беларуси сегодня достаточно велика. Поэтому формирование базы данных требует создания экспертного совета. В свете изложенного первоочередной задачей является создание при МССПиР совета экспертов по инвестиционным проектам. Отрадно, что войти в состав совета немедленно выразил желание ряд банков, в том числе и ЕБРР. В него войдут представители страховых, лизинговых компаний, некоторых финансово-инвестиционных групп. Ожидается поступление в МССПиР потока проектов, которые будут выноситься на обсуждение совета. Каждый проект будет рассмотрен на возможность его реализации. Возникающее по ходу обсуждения дискуссионное поле неизбежно будет содержать советы предпринимателю в области улучшения проекта. А главное, проекты должны подаваться в определенном формате, в соответствии с определенным стандартом. Они должны быть читаемыми!
Нота бене: собрать $2 млрд значительно легче, чем $100 млн! В свою очередь, собрать $100 млн в десятки раз легче, чем $1 000 000! Это - проблема так называемых мелких и сверхмелких проектов, с которыми мало кто любит работать.
Ни один банк не хочет иметь дело с мелкими проектами, так как затраты, связанные, скажем, с командировками специалистов или экспертизой, соизмеримы с таковыми, соответствующими более масштабным проектам, выход же...
Поэтому банки вообще не кредитуют мелких предпринимателей. Однако международные правила работы таковы: час чтения проекта стоит, например, 350 швейцарских франков. При этом часовое временное поле делится на четыре пятнадцатиминутных. Принцип же выставления счета - железный: если проект читался 20 минут, платить следует за полчаса. Специалисты высочайшей квалификации в состоянии выполнить заказ, связаный с поиском необходимой суммы, за 2% от этой суммы. Денег в мире много, и они находятся там, где они есть.
По итогам 2000 г. было найдено около $400 млрд для осуществления инвестиций в разных странах. Какая страна получила большую часть этих средств? США! К примеру, проектный потенциал Индонезии сегодня составляет $200 млрд. Однако наилучшие условия для инвестора в настоящее время гарантирует законодательство (а также налоговая политика и политика невмешательства государства в бизнес) США. Поэтому туда-то и идут средства.
С одной стороны, сегодня часто предприниматель из Тайваня или США идет на какой-то другой рынок с целью распределения рисков - он не хочет класть все яйца в одну корзину. Наиболее богатые предприниматели (по итогам 2000 г.) - как раз те, кто старается не работать на каком-то одном рынке.
Поэтому в тех или иных случаях инвестиции в экономику Беларуси могут поступить именно из подобных соображений. В результате желания инвестора поставить свою ногу в экономике той или иной страны, участвуя в том или ином бизнес-проекте. Тем более, что некоторые ресурсы все же есть.
Проект из любой белорусской провинции будет рассмотрен банкирами, специалистами по лизингу, моделированию экономики. Только такие проекты, безопасность которых признана бесспорной, рекомендуются к реализации и размещаются на веб-сайте МССПиР как рассмотренные и поддержанные экспертами союза.
Как известно, инвестиционный проект представляет собой документ, в основе которого - в несколько раз более подробная проработка, нежели в основе бизнес-плана. Поэтому одной из задач экспертного совета будет доработка бизнес-плана до уровня инвестиционного проекта, буде таковой план пройдет предварительную экспертизу. Данная процедура предполагает такой элемент серьезной проработки, как маркетинговое исследование с исследованием конъюнктуры рынка. Возможно, отдельные виды бизнеса требуют определенной конфиденциальности. Тем не менее сегодня сведения о примерно 300 инвестирующих организаций будут разосланы в 196 стран мира. (В том числе в три непризнанные государства - Турецкую республику Кипр, Тайвань и Приднестровскую молдавскую республику.)
Следует помнить, что политики приходят и уходят, а бизнес постоянен. Хотелось бы, чтобы запоминающиеся названия корпораций (ряд их известен в Беларуси более ста лет) с помощью МССПиР составили такой массив информации о деловой деятельности страны, который пережил бы 20 президентов страны.
В создаваемом совете найдется дело и консалтинговым, и лизинговым компаниям, и тем, кто занимается подготовкой бизнес-планов для предприятий, и банкам.
При этом не хотелось бы воздвигать никаких барьеров между государственными и негосударственными структурами. Если некое госпредприятие имеет небезынтересный проект, какой смысл скрывать его от предпринимателей, участие которых в нем представляется целесообразным? Вполне вероятно, что в конце концов в стране сложатся деловые отношения вроде тендера, в результате деятельности которого выявятся предприятия, оказывающие наиболее эффективные услуги в любой из отраслей, представляющих государственную важность.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Вопрос работы с инвестиционными проектами является вопросом номер один программы работы МССПиР на 2001 г. Как известно, работа с инвестициями представляет собой длительный процесс, и ощутить реальный результат инвестирования можно лишь через год, а чаще даже позже. Планируется создание при МССПиР фонда инвестиционных проектов. Точнее, попытки создания такого фонда предпринимались и раньше, теперь настала пора их систематизировать.
Инвестиционная деятельность является результатом совместного применения таких составляющих, как инвестиционный проект и финансы (или другие материальные ресурсы).
Обычно работа, связанная с реализацией того или иного инвестиционного проекта, сродни работе по индивидуальному заказу. Сегодня перед МССПиР стоит задача поставить эту работу на поток, превратив ее в серийное производство.
Решение задачи требует стандартизации ряда этапов осуществления инвестиционного проекта. В первую очередь необходимо создать электронную базу данных. Использование электронной почты ускоряет процессы, относящиеся ко многим отраслям, в том числе и к инвестированию.
Выявлена определенная заинтересованность ряда белорусских банков в участии в инвестиционных проектах. Налицо единодушие этих структур по поводу максимальной подготовленности проектов.
При этом важно знать, что правильное финансирование проекта - это не только нахождение источника финансирования инвестиционного проекта, но и грамотное распределение рисков между различными инвесторами. Предполагается, что помимо банков в работе, о которой идет речь, должны участвовать лизинговые, страховые и аудиторские компании, а также НИИ.
Пока что реализуется организационная фаза поставленной задачи. Идет изучение опыта, накопленного не только в Беларуси, но и в России, а также в Швейцарии. Налаживаются отношения МССПиР с таким российским фондом, как "Институт прямых инвестиций". Фонд предлагает совместно работать в области методологии и информационного обмена.
Следует видеть возросший интерес российских инвесторов к белорусскому рынку, связанный с тем, что за последние годы стоимость основных фондов Беларуси была насильно вздута. Поэтому сегодня белорусские предприятия можно скупить за бесценок. Налицо и поток встречных предложений, суть которых в том, что белорусские предприятия стремятся стать филиалами российских. В настоящее время МССПиР интенсивно приглашают к участию во всех структурах России.
Большее внимание МССПиР планирует уделить проектам прямых инвестиций. Вторичный рынок ценных бумаг Беларуси (если вообще можно говорить о его существовании) пребывает в зачаточном состоянии. Рынок же прямых инвестиций можно развивать уже сегодня.
Возможна организация работы с такими собственными ресурсами предприятий, как складские запасы, дебиторская задолженность. Должны реализовываться схемы работы с векселями и зачетами. Действительно, для конкретного предприятия инвестиция представляет собой возможность приобретения конкретной единицы оборудования, технологической линии. Все помнят, что марксова схема "деньги-товар-деньги'" заключается в том, чтобы оборотные ресурсы перешли из одной стадии в другую. Продукция производителя должна обернуться его инструментом. Именно названные ресурсы представляются наименее дорогостоящими для предприятий.
Поскольку очень часто для раскрутки конкретных проектов внутренних ресурсов предприятий бывает недостаточно, необходимо участие банков и крупных компаний.
Правильная организация используемых современными информационными технологиями коммуникаций (Интернет, электронная почта) могла бы повлиять на стоимость этих ресурсов. Дело в том, что и банки ищут приемлемые для себя проекты, хотя бы и по линии ЕБРР. Предпринимателя же в первую очередь и интересует стоимость упомянутых ресурсов. Поэтому возможна организация между банками тендеров на снижение данной стоимости.
Государство заинтересовано в инвестициях. Но одно дело, когда некие государственные программы располагаются на государственном интерсайте. И другое - когда союз предпринимателей заявляет о том, что его силами была проведена определенная экспертиза, что проект рассмотрен корпорацией профессионалов, которая дает гарантию его жизненности. Возможно, это - всего лишь дополнительный повод к рассмотрению проекта, но значимость и таких факторов в условиях недоверия к Беларуси сегодня достаточно велика. Поэтому формирование базы данных требует создания экспертного совета. В свете изложенного первоочередной задачей является создание при МССПиР совета экспертов по инвестиционным проектам. Отрадно, что войти в состав совета немедленно выразил желание ряд банков, в том числе и ЕБРР. В него войдут представители страховых, лизинговых компаний, некоторых финансово-инвестиционных групп. Ожидается поступление в МССПиР потока проектов, которые будут выноситься на обсуждение совета. Каждый проект будет рассмотрен на возможность его реализации. Возникающее по ходу обсуждения дискуссионное поле неизбежно будет содержать советы предпринимателю в области улучшения проекта. А главное, проекты должны подаваться в определенном формате, в соответствии с определенным стандартом. Они должны быть читаемыми!
Нота бене: собрать $2 млрд значительно легче, чем $100 млн! В свою очередь, собрать $100 млн в десятки раз легче, чем $1 000 000! Это - проблема так называемых мелких и сверхмелких проектов, с которыми мало кто любит работать.
Ни один банк не хочет иметь дело с мелкими проектами, так как затраты, связанные, скажем, с командировками специалистов или экспертизой, соизмеримы с таковыми, соответствующими более масштабным проектам, выход же...
Поэтому банки вообще не кредитуют мелких предпринимателей. Однако международные правила работы таковы: час чтения проекта стоит, например, 350 швейцарских франков. При этом часовое временное поле делится на четыре пятнадцатиминутных. Принцип же выставления счета - железный: если проект читался 20 минут, платить следует за полчаса. Специалисты высочайшей квалификации в состоянии выполнить заказ, связаный с поиском необходимой суммы, за 2% от этой суммы. Денег в мире много, и они находятся там, где они есть.
По итогам 2000 г. было найдено около $400 млрд для осуществления инвестиций в разных странах. Какая страна получила большую часть этих средств? США! К примеру, проектный потенциал Индонезии сегодня составляет $200 млрд. Однако наилучшие условия для инвестора в настоящее время гарантирует законодательство (а также налоговая политика и политика невмешательства государства в бизнес) США. Поэтому туда-то и идут средства.
С одной стороны, сегодня часто предприниматель из Тайваня или США идет на какой-то другой рынок с целью распределения рисков - он не хочет класть все яйца в одну корзину. Наиболее богатые предприниматели (по итогам 2000 г.) - как раз те, кто старается не работать на каком-то одном рынке.
Поэтому в тех или иных случаях инвестиции в экономику Беларуси могут поступить именно из подобных соображений. В результате желания инвестора поставить свою ногу в экономике той или иной страны, участвуя в том или ином бизнес-проекте. Тем более, что некоторые ресурсы все же есть.
Проект из любой белорусской провинции будет рассмотрен банкирами, специалистами по лизингу, моделированию экономики. Только такие проекты, безопасность которых признана бесспорной, рекомендуются к реализации и размещаются на веб-сайте МССПиР как рассмотренные и поддержанные экспертами союза.
Как известно, инвестиционный проект представляет собой документ, в основе которого - в несколько раз более подробная проработка, нежели в основе бизнес-плана. Поэтому одной из задач экспертного совета будет доработка бизнес-плана до уровня инвестиционного проекта, буде таковой план пройдет предварительную экспертизу. Данная процедура предполагает такой элемент серьезной проработки, как маркетинговое исследование с исследованием конъюнктуры рынка. Возможно, отдельные виды бизнеса требуют определенной конфиденциальности. Тем не менее сегодня сведения о примерно 300 инвестирующих организаций будут разосланы в 196 стран мира. (В том числе в три непризнанные государства - Турецкую республику Кипр, Тайвань и Приднестровскую молдавскую республику.)
Следует помнить, что политики приходят и уходят, а бизнес постоянен. Хотелось бы, чтобы запоминающиеся названия корпораций (ряд их известен в Беларуси более ста лет) с помощью МССПиР составили такой массив информации о деловой деятельности страны, который пережил бы 20 президентов страны.
В создаваемом совете найдется дело и консалтинговым, и лизинговым компаниям, и тем, кто занимается подготовкой бизнес-планов для предприятий, и банкам.
При этом не хотелось бы воздвигать никаких барьеров между государственными и негосударственными структурами. Если некое госпредприятие имеет небезынтересный проект, какой смысл скрывать его от предпринимателей, участие которых в нем представляется целесообразным? Вполне вероятно, что в конце концов в стране сложатся деловые отношения вроде тендера, в результате деятельности которого выявятся предприятия, оказывающие наиболее эффективные услуги в любой из отраслей, представляющих государственную важность.Подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2001 год в рубрике новости