Малый и средний бизнес: итоги года

18 января подведены итоги работы в 2000 году проекта "Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси" Международной финансовой корпорации.

Прошедший год был богат событиями для проектов технического содействия Международной финансовой корпорации (МФК) в Беларуси. Завершился проект "Малая приватизация в Беларуси", был дан старт новому проекту: "Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси". Этот проект, как и предыдущий, финансируется Агентством США по международному развитию (USAID). Новый проект работает в республике в течение семи месяцев и за этот короткий срок успел добиться значительных результатов. Успех проекта в большой степени обусловлен тесным контактом с организациями-партнерами и реализацией новых инициатив.

Партнеры проекта - это 19 республиканских и региональных организаций, призванных оказывать поддержку предпринимателям: союзы, ассоциации, объединения и профсоюзы предпринимателей, центры поддержки предпринимателей (ЦПП) и бизнес-инкубаторы.

Среди партнеров проекта - Белорусский союз предпринимателей, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, Комплекс малого предпринимательства и инвестиций, Союз предпринимателей Брестской области, Брестский союз предпринимателей "Содействие". Гродненский городской "Бизнес-центр", ЦПП "Бонтон-факс", "Клуб предпринимателей" города Гродно, Витебский центр поддержки предпринимательства, Белорусское общество трудящихся женщин, Совет предпринимателей Центрального рынка города Гомеля, ЦПП "Деловая инициатива". Сотрудничество и совместная работа позволяли достичь значительного повышения эффективности проводимых мероприятий и одновременно оказали благотворное влияние на укрепление самой инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах. Так, за время совместной работы у организаций-партнеров проекта МФК число клиентов выросло на две тысячи, или на 19%, и на три тысячи, или почти на 30%, - число членов этих организаций.

Из новых инициатив, которые нашли воплощение в прошедшем году и продолжают реализовываться сейчас, в первую очередь нужно отметить открытие "горячей линии" для предпринимателей по регистрации (перерегистрации) и другим актуальным вопросам ведения бизнеса во всех областных центрах республики. За время работы "горячей линии" по ней обратились за консультациями почти три с половиной тысячи человек. После анализа тематики обращений была обновлена брошюра "Как стать предпринимателем", выпущена брошюра "Лицензирование предпринимательской деятельности в Беларуси". Эти брошюры, как и целый ряд разработанных ранее, также поступили для свободного распространения в пункты "горячей линии". Чтобы обратить внимание общества на сложную ситуацию с ходом перерегистрации субъектов хозяйствования, были проведены четыре пресс-конференции, в центральной и местной прессе вышло около 50 публикаций. Можно сказать, что работа "горячей линии" оказала свое влияние на ускорение решения проблем с перерегистрацией белорусских субъектов хозяйствования, которые были сняты с принятием Декрета Президента от 16 ноября прошлого года №22.

Хотя задумывалась "горячая линия" как инструмент, который поможет белорусским предпринимателям пройти перерегистрацию, постепенно сфера ее деятельности расширилась, и сейчас, позвонив по "горячей линии", можно получить консультацию по широкому кругу вопросов из области права и экономики.

Необходимо также отметить, что проект открывал пункты "горячей линии" совместно с белорусскими организациями по поддержке предпринимательства, союзами и объединениями предпринимателей. Совместная работа была полезна всем участникам "горячей линии". Начинание проекта МФК оказалось настолько популярным, что в работу в рамках "горячей линии" продолжают включаться новые участники. Сегодня партнерами проекта по "горячей линии" являются 9 объединений предпринимателей, 7 юридических фирм и 8 юристов-индивидуальных предпринимателей. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проект создал жизнеспособный инструмент помощи частному бизнесу.

Проектом проводилась и проводится большая аналитическая работа. Начат выпуск информационно-аналитического бюллетеня, и в 2000 году вышли три его первых номера. На страницах этого издания, которое сразу получило много позитивных откликов, читателям были предложены обзоры известных юристов и экономистов по актуальным вопросам из области развития частного бизнеса в республике, собран большой статистический и фактический материал. Например, третий номер бюллетеня содержит материалы по следующему спектру вопросов: предпринимательство и негосударственные организации, ценообразование в Беларуси, развитие фермерства и реформы АПК, лизинг в Беларуси, мониторинг процесса перерегистрации.

В прошедшем году был разработан веб-сайт проекта, на котором нашли свое отражение все аспекты деятельности проекта в республике. Любой пользователь Интернета теперь может ознакомиться с целями и задачами проекта, его текущей деятельностью, информационными, учебными и аналитическими материалами, разработанными в рамках проекта, ближайшими планами. Адрес сайта: http://www.ifc.org/europe/belarus.

Новый проект МФК активно продолжает обучение предпринимателей. В рамках проекта разработан курс-тренинг "Основы предпринимательства в Республике Беларусь", который адресован всем тем, кто только начинает заниматься предпринимательством. Продолжалось обучение по курсам "Управление затратами на предприятии" и "Основы управления бизнесом. Бизнес-планирование", проводилось большое количество семинаров по правовым и экономическим аспектам хозяйственной деятельности в Беларуси. Обучение предпринимателей проводится в максимально удобном для них режиме.

Семинары и курсы проходят даже в выходные дни и вечернее время. В конце года была начата работа по разработке нового курса "Public Relations в Вашем бизнесе". Всего за семь месяцев состоялось 100 различных обучающих мероприятий с общим числом слушателей около 4000 человек. Кроме того, была успешно опробована и получила широкое распространение специальная форма семинаров - "радиосеминары" - для предпринимателей, торгующих на вещевых рынках: для них обучение проводилось по радиовещательной сети рынков. Всего за 2000 год состоялось 24 таких семинара. Прошедший год стал годом зарождения еще одной инициативы проекта - пресс-клубов во всех областных городах республики. Пресс-клубы практически сразу завоевали популярность среди журналистов местных средств массовой информации, так как на заседания приглашаются известные экономисты, государственные чиновники, предприниматели, с которыми в процессе открытой дискуссии обсуждаются различные актуальные вопросы, касающиеся экономической ситуации в Беларуси. Первые заседания пресс-клубов, которые были посвящены вопросам регулирования ценообразования в республике, ходу регистрации и перерегистрации юридических лиц, результатам малой приватизации, показали, что это действительно нужное и полезное начинание. И даже темы, которые на первый взгляд кажутся сложными, при ближайшем рассмотрении становятся предметом живой дискуссии, так как на самом деле непосредственно касаются каждого жителя республики. Таким образом, пресс-клубы помогают сделать экономику близкой и понятной всем: и журналистам, и их аудитории. За прошедший год состоялось уже 14 заседаний пресс-клуба.

Все эти результаты позволяют надеяться, что проект успешно продолжит свою работу в новом году и к моменту его завершения в июне текущего года полностью выполнит поставленные перед ним задачи.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2001 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость