Бездействующие основные фонды должны выводиться из производства

На состоявшемся 18 января расширенном заседании коллегии Минстройархитектуры Республики Беларусь, посвященном итогам работы в 2000 г., с отчетным докладом выступил министр архитектуры и строительства Геннадий Курочкин. Вниманию читателей предлагается краткое содержание доклада.

В 2000 году Минстройархитектуры продолжало реализацию мероприятий, направленных на совершенствование работы строительного комплекса и обеспечение выполнения заданий прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь. Основное внимание коллегия министерства уделила стратегическим вопросам развития отрасли. Среди них - комплекс проблем научно-технического обеспечения, реализация жилищной программы, включая нормативно-правовую и методологическую базу. Правительству республики были внесены предложения, обеспечивающие наращивание мощностей по выпуску цемента, извести и других строительных материалов, по поддержанию производства стекла. Принятые решения уже реализуются на Белорусском цементном заводе, в объединениях "Кричевцементношифер", "Гранит", в акционерных обществах "Красносельскцемент", "Гомельстекло" и других.

В целях инвестиционной поддержки отрасли в 2000 году Совмином принято решение об увеличении отчислений в централизованный инновационный фонд министерства с 0,25% до 5%, что помогло осуществить ряд крупных проектов. В истекшем году завершена работа над Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров от 23 февраля 2000 г. утверждены основные положения Схемы и меры по ее реализации. Подготовлена долгосрочная программа разработки планов зонирования территорий населенных пунктов.

Подготовлена долгосрочная программа разработки планов зонирования территорий населенных пунктов.

Продолжается реализация программ мансардного и экспериментального усадебного строительства на селе. Большой вклад в развитие жилищного строительства, в проектирование объектов здравоохранения, образования, спорта в областях республики, в том числе Национального олимпийского комплекса в г. Минске, внесли институты "Минскпроект", "Минскинжпроект", "Белпромпроект", "БелНИИПградостроитепьства" и другие. Продолжается работа по созданию Государственного градостроительного кадастра.

Основные средства фонда строительной науки и другие привлеченные ресурсы были направлены на решение важнейших задач отрасли. Среди них - разработка новых ресурсосберегающих конструктивных систем жилых зданий, создание высокоэффективных строительных материалов и энергосберегающих технологий строительного производства, повышение качества, конкурентоспособности продукции, развитие экспортного потенциала отрасли. В среднем экономический эффект на 1 рубль затрат на строительную науку в 2000 году составил более 5 рублей.

По предварительной оценке в 2000 году предприятиями и организациями министерства от всех видов деятельности получена балансовая прибыль в сумме 53 млрд рублей, в том числе в строительстве - 39 и в промышленности - 12 млрд рублей.

Промышленность министерства произвела товарной продукции на 289 млрд рублей (темп роста в сопоставимых ценах к уровню 1999 года составил 105,5% при задании прогноза 102%). Положительная динамика роста объемов производства достигнута в основном за счет производительности труда. В промышленности стройматериалов производительность труда возросла до 109,5% при прогнозном задании 102%.

Выполнены также значимые для отрасли показатели по энергосбережению (15,6% при задании 7,9%) и по снижению материалоемкости (1,3%).

Общий объем экспорта строительных материалов и изделий по сравнению с 1999 годом возрос почти на треть, в том числе цемента и стеновых материалов - в 1,5 раза, керамической плитки и сортовой посуды - в 1,4 раза, мягких кровельных и нерудных материалов - в 1,7 раза.

За минувший год в республике за счет всех источников финансирования построено и сдано в эксплуатацию 3 млн 536 тыс. кв. метров общей площади жилья, что на 21,2% больше, чем в 1999 году Установленные Советом Министров задания по жилищной программе выполнили все области и г. Минск.

Позитивные перемены произошли в строительстве жилья на селе. Впервые за последние 10 лет темп роста ввода жилья в сельской местности достиг 121%, a объем введенного жилья превысил 1 млн кв. метров общей площади, что составляет 30,6% от общего ввода по республике.

Министерство осуществляет постоянный контроль за ходом строительства важнейших социально значимых объектов, сооружаемых по указам и распоряжениям президента Республики Беларусь, в том числе государственной программы укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, а также программ "Дети Беларуси", "Детское питание", социально экономического развития регионов республики и других.

Принятые меры, организация слаженной работы заказчиков и подрядчиков обеспечили в 2000 году досрочный ввод в эксплуатацию дворцов спорта в городах Бресте, Гомеле и Могилеве, центра "Олимп" спортивно-оздоровительного комплекса "Олимпийский" и Республиканского реабилитационного центра для детей инвалидов в г. Минске, первых пусковых комплексов горнолыжной трассы и гребного канала республиканского спортивного комплекса "Раубичи", ряда объектов программы развития Дрибинского района Могилевской области.

Подрядными организациями концерна "Минскстрой" введены в действие полный комплекс Дворца Республики и главный корпус железнодорожного вокзала в г. Минске.

Вместе с тем более 80% строительных организаций снизили производительность труда, что не позволило министерству выполнить задание прогноза по росту этого показателя, который ожидается на уровне 93% вместо планируемых 101%. По ряду причин в минувшем году почти наполовину по сравнению с 1999 годом снизился экспорт строительных работ и услуг.

Допущено также снижение выпуска потребительских товаров.

Несмотря на то, что республика не испытывает недостатка производственных мощностей, производящих строительные материалы, в результате падения платежеспособного покупательского спроса снизилось производство цемента, стеновых и других материалов.

Снижение загрузки производственных мощностей наряду с резким ростом цен на топливно-энергетические ресурсы повлекло увеличение затрат на производство продукции и снижение его рентабельности. До 48 единиц возросло количество убыточных предприятии промышленности стройматериалов и стройиндустрии. Практически каждое второе предприятие имеет задолженность по платежам в бюджет, целевые внебюджетные фонды и за энергоносители.

По итогам работы за год более трети предприятий не выполнили прогнозные показатели, допустили падение объемов производства, а отдельные, не выдержав конкурентной борьбы, вошли в министерство с ходатайством об экономической несостоятельности или банкротстве.

Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) по министерству снизилась по сравнению с 1999 годом на 2,5 процентных пункта и составила 8,7% при прогнозном задании 12%. Уровень рентабельности, достаточный для саморазвития в условиях высокой инфляции, имеют только 20% строительных организаций и 5% промышленных предприятий.

В целях обеспечения более эффективной работы низкорентабельных и маломощных предприятий намечено провести их реструктуризацию, включая реорганизацию, передачу другому собственнику, перепрофилирование и ликвидацию. В министерстве сформирована рабочая группа для выработки концепции реструктуризации убыточных предприятий. Эта работа будет проводиться совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом.

Проводимая в отрасли работа по совершенствованию системы ценообразования, основанной на нормируемом расходе трудовых, материальных и иных ресурсов, в комплексе с мерами по ресурсосбережению, снижению производственных затрат и издержек дает позитивные результаты.

Министерством принято решение по корректировке нормативной базы ценообразования в промышленности строительных материалов в части ужесточения порядка формирования цен на строительные материалы, изделия и конструкции, исходя из нормы использования производственных мощностей не ниже 70%. Эта мера заставит предприятия более эффективно использовать действующие мощности и выводить из производства бездействующие основные фонды.

На это направлен и механизм государственного регулирования и формирования цен в строительстве, включая применение предельного индекса стоимости строительства.

В этих целях по каждому региону утверждены укрупненные показатели стоимости 1 кв. метра общей площади в жилых домах типовых потребительских качеств, строящихся с государственной поддержкой.

В настоящее время завершается подготовка к переходу на новые ресурсно-сметные нормы.

На нынешнем этапе основной задачей для отрасли является обеспечение выполнения целевых показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 год, утвержденных постановлением Совета Министров 18 октября 2000 г. Строителям республики предстоит сдать в эксплуатацию 3 млн кв. метров жилья.

В целях координации действий по обеспечению приоритетных задач министерством разработана и утверждена Генеральная схема деятельности строительного комплекса Республики Беларусь на 2001 год.

Постоянной задачей на период до 2005 года остается реализация долгосрочных программ по снижению в среднем на 25-30% затрат производственных ресурсов в строительстве и промышленности стройматериалов, а также отраслевых программ качества, энергосбережения, развития экспорта строительной продукции и других научно-технических программ.Управление внешних связей и информации Минстройархитектуры Республики Беларусь.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2001 год в рубрике экономика

©1995-2022 Строительство и недвижимость