Минжилкомхоз: подведены итоги, определена программа действий

17 января в Минске прошло заседание коллегии Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, на котором рассмотрен вопрос "Об итогах хозяйственно-финансовой деятельности в 2000 году и программа действий отрасли на 2001 год".

В работе коллегии принял участие заместитель премьер-министра Г.В. Новицкий, депутат Национального собрания, который вновь курирует отрасль в правительстве, заместители председателей облисполкомов и Мингорисполкома, руководители министерств и госкомитетов, руководители предприятий и учреждений жилищно-коммунального хозяйства.

С докладом выступил министр жилищно-коммунального хозяйства республики А.А. Милькота. В докладе он отметил, что намеченные мероприятия программы действий отрасли на 2000 год в основном выполнены.

В 2000 году коммунальная теплоэнергетика без серьезных сбоев завершила предыдущий отопительный сезон и в основном справилась с программой подготовки к нынешней зиме. Важную проблему в подотрасли составляла приемка объектов от организаций других министерств и ведомств, за счет которой установленная мощность котельных увеличилась почти на 10% процентов. Несмотря на неудовлетворительное техническое состояние большинства принятых объектов, к началу отопительного сезона все они были подготовлены к работе в зимних условиях.

В прошлом году отрасль сэкономила 179 тыс. тонн условного топлива, что составляет 7% процентов от общего объема его потребления и соответствует установленному заданию.

В наступившем году предприятия отрасли должны снизить потребление топливно-энергетических ресурсов на 5,5% процента, или на 137 тыс. тонн условного топлива. Одним из основных условий его выполнения является внедрение прогрессивного оборудования и технологий. В частности, необходимо наращивать темпы работ: по переводу котельных на газообразное топливо в соответствии с программой газификации населенных пунктов республики; по переводу котлов на сжигание местных видов топлива; по замене не менее 250 неэкономичных котлов на котлы с высоким КПД; по применению при замене тепловых сетей предварительно изолированных труб в пенополиуретановой изоляции; по оснащению жилых домов приборами учета и системами регулирования потребления тепловой энергии; по оснащению котельных мощностью от 0,5 до 3 Гкал/час приборами учета отпуска тепловой энергии; по внедрению систем управления осветительными устройствами на улицах и в подъездах домов; по внедрению в жилых домах современных индивидуальных тепловых пунктов; по модернизации и совершенствованию технологий в водопроводно-канализационном хозяйстве.

В истекшем году производственная деятельность предприятий водоснабжения и водоотведення была направлена на обеспечение качественного и бесперебойного обслуживания потребителей с учетом требований по прекращению сбросов в водоемы недостаточно очищенных сточных вод.

Решение основной задачи подотрасли происходило совместно с выполнением Программы первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой, по заданиям которой выполнен комплекс работ по строительству, расширению и реконструкции коммунальных систем водоснабжения более чем в 100 населенных пунктах республики. Достаточно активно велась приемка объектов ВКХ на селе. Принято 185 км водопроводных и 105 км канализационных сетей, более 50 водозаборных скважин и 20 очистных сооружений. Разработана программа по приемке коммунальных объектов на селе в 2001-2005 гг.

В связи с окончанием срока действия Республиканской программы первоочередных мер по улучшению снабжения населения питьевой водой, вышеперечисленные проблемы нашли отражение в проекте Государственной программы по водоснабжению и водоотведению "Чистая вода". В ближайшие пять лет всем предприятиям ВКХ необходимо сосредоточить усилия на выполнении заданий программы.

Важной задачей подотрасли на ближайшее пятилетие является сокращение, вплоть до полного прекращения, сброса в водоемы недостаточно очищенных сточных вод, решение проблемы снижения объемов осадков сточных вод. Решение ее состоит в завершении строительства городских очистных сооружений как за счет собственных средств, так и с привлечением инвесторов и банковских кредитов.

Больше года прошло с тех пор, как действует новый Жилищный кодекс Республики Беларусь, который установил новые формы взаимоотношений отраслевых субъектов хозяйствования с населением по обеспечению сохранности жилищного фонда, привлечению денежных средств и самих граждан к вопросам содержания жилья. В настоящее время приватизировано более 70% квартир в жилых домах, находящихся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов. Отказ государства от монополии на собственность в жилищном секторе создает условия для конкуренции по обслуживанию и ремонту жилья со стороны негосударственных жилищно-эксплуатационных организаций. Сейчас успешно работают около 20 негосударственных жилищно-эксплуатационных предприятий в Минске, Гомеле, Могилеве, Гродно, Лиде.

В этих условиях важнейшим направлением работы управлений жилищно-коммунального хозяйства является расширение самостоятельности и повышение ответственности низовых жилищно-эксплуатационных организаций посредством придания им статуса юридического лица. Однако организационный этап этой работы чрезмерно затянулся. Из 364 действующих в системе министерства жилищно-эксплуатационных организаций с правом юридического лица зарегистрировано 180, или почти 50% от общего числа.

В 2000 году в коммунальную собственность принято свыше 2,1 млн кв. метров ведомственного жилищного фонда, или 84 процента от планируемого. Больше всего принято жилья в Витебской области - 780 тыс. кв. метров. Недостаточно проводилась работа в этом направлении в Могилевской и Минской областях, где принято соответственно 174 и 130 тыс. кв. метров жилья.

Тормозит приемку проблема финансирования последующего содержания и ремонта передаваемого жилья. Экономическая ситуация диктует необходимость концентрации государственного жилищного фонда у одного владельца, обладающего необходимыми производственными мощностями по ремонту и эксплуатации жилых домов. Это позволит улучшить обслуживание населения и содержание жилфонда с минимальными затратами.

Устойчивая работа жилищного хозяйства во многом зависит от исправного технического состояния жилищного фонда и его инженерного оборудования, которое обеспечивается своевременным проведением капитального ремонта.

В 2000 г после капитального ремонта введено 314,3 тыс. кв метров жилья. Основной причиной снижения ввода жилья после капитального ремонта является недостаточное финансирование работ за счет средств местных бюджетов. Это снижение сопровождается увеличением объемов ремонта аварийного характера (ремонт кровель, стыков стеновых панелей и т д.), вызванного нарушением нормативных сроков постановки домов на капитальный ремонт.

В текущем году объем финансирования капитального ремонта жилья за счет средств местных бюджетов уменьшится, что потребует от руководителей областных управлений ЖКХ и от центрального аппарата министерства обеспечить привлечение нетрадиционных источников финансирования. В первую очередь это относится к средствам целевого бюджетного сбора, средствам инновационного фонда концерна Белэнерго, отчислениям нанимателей и собственников жилых помещений на капитальный ремонт вспомогательных помещений.

Коллегия одобрила минимальные задания по вводу жилья после капитального ремонта на 2001 год. Всего планируется отремонтировать 330 тысяч м 2 жилой площади. Из них: в Брестской области - 25 тыс. м 2, в Витебской - 25, в Гродненской - 24, в Гомельской - 25, в Минской - 16, в Могилевской - 20 тыс. м 2. Больше всего будет отремонтировано жилья в Минске - 195 тыс. м 2.

Основными направлениями совершенствования работы ремонтно-строительных организаций в наступившем году должны стать: жесткая экономия выделяемых средств и контроль за их целевым использованием, усиление контроля за качеством выполняемых работ и техническим состоянием жилищного фонда.

В выступлении заместителя председателя комитета по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации парламента К.В. Холопика прозвучало предложение об увеличении внимания к капитальному ремонту жилья в республике. Депутат заявил о необходимости переноса приоритета от строительства жилья к капитальному ремонту. Из 212 млн м 2 существующего в Беларуси жилья 40% находится в ветхом состоянии, 4 тысячи квартир - в аварийном состоянии. Только в Минске 1800 домов требуют капитального ремонта. Часть жилья находится в аварийном состоянии.

Это предложение было поддержано участниками заседания. Поддержал эту идею и Г.В. Новицкий, который предложил включить в постановление коллегии пункт о ходатайстве министерства перед правительством о выделении до 10-15% средств жилищно-инвестиционного фонда для нужд мероприятий по капитальному ремонту жилья.

Важнейшей задачей органов регистрации и технической инвентаризации является определение состава и состояния жилых домов, представление сведений об основных фондах городского хозяйства. Достоверное отражение данных о физическом износе, сроках службы зданий, степени их благоустройства дает возможность более качественно решать вопросы как строительства, так и реконструкции и капитального ремонта жилых домов.

Разработка методологических документов и координация всей деятельности органов регистрации и технической инвентаризации возложены на Республиканский центр учета и регистрации недвижимости. За время его деятельности разработаны и утверждены в установленном порядке более 50 правовых и инструктивных актов. В минувшем году разработан и направлен на рассмотрение в Палату представителей проект Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Обеспечение комфортного проживания граждан в населенных пунктах требует последовательного повышения уровня их благоустройства и санитарного содержания. Однако недостаточное выделение финансовых средств на эти цели сдерживает выполнение необходимых объемов работ, особенно в малых городах. Так, в настоящее время в республике 60% городских дорог имеют усовершенствованное покрытие, а в малых городах этот показатель не превышает 25-30%.

В целях повышения уровня благоустройства, озеленения и санитарного состояния населенных пунктов в минувшем году проведен республиканский смотр санитарного состояния и благоустройства населенных пунктов, проведен ряд республиканских и региональных семинаров.

Наилучших результатов в республиканском смотре добилась Гомельская область, представившая высокие показатели работы по всем четырем группам населенных пунктов. Хороших результатов добились Брестская и Минская области. Значительный объем работ по благоустройству выполнен в прошлом году в г. Могилеве, что позволило ему переместиться по сумме баллов на второе место в своей категории городов.

Основной задачей отрасли по благоустройству на этот год должно стать вовлечение в республиканский смотр всех без исключения населенных пунктов республики, реализация заданий Республиканской и региональных программ обращения с коммунальными отходами.

Изменилось к лучшему отношение как предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и исполкомов к вопросам организации раздельного сбора ТБО и охвата сектора индивидуальной застройки регулярной санитарной очисткой. К концу минувшего года раздельным сбором ТБО было охвачено более 80 тысяч человек, что в 10 раз больше, чем в 1999 году. Однако успокаиваться преждевременно, поскольку это составляет только 1,25% от всего городского населения.

В результате принятых в истекшем году мер значительно увеличился удельный вес охвата регулярной санитарной очисткой сектора индивидуальной застройки, который составил 58% по сравнению с 45% в 1999 году.

Учитывая, что Республиканская программа обращения с коммунальными отходами не вошла в перечень программ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, основной задачей является привлечение областными и Минскими городскими отраслевыми управлениями ЖКХ всех источников финансирования для ее реализации, в частности, фондов охраны природы, введения дифференцированных тарифов для производителей (поставщиков) отходов, следуя финансово-экономическому принципу "загрязнитель платит", открытие целевых субсчетов "саночистка" для аккумуляции этих платежей, что позволит в предстоящий пятилетний период сделать предприятия подотрасли самоокупаемыми.

Протяженность маршрутов городского электрического транспорта республики в прошлом году возросла на 9,6 км за счет ввода новых троллейбусных линий в городах Бобруйске и Минске. Число перевезенных пассажиров по сравнению с прошлым годом увеличилось на 2,1%. Парк подвижного состава пополнен более экономичными и комфортабельными отечественными троллейбусами и трамваями.

В минувшем году в отрасли продолжалась целенаправленная работа по экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов при производстве жилищно-коммунальных услуг. Выполнение организационно-технических мероприятий по снижению расхода, в первую очередь топливно-энергетических pecypсов, позволило большинству объединений и предприятий отрасли обеспечить соблюдение установленных стоимостных нормативов себестоимости жилищно-коммунальных услуг.

В 2000 году руководством министерства был предпринят рад мер по усилению контроля за ликвидацией кредиторской задолженности подведомственными предприятиями. Основными факторами ее образования по-прежнему являлись несвоевременные расчеты потребителей коммунальных услуг, а также недостаточное и несвоевременное выделение бюджетных средств на покрытие убытков ЖКХ. Однако, несмотря на предпринятые меры, коренным образом изменить ситуацию в части ликвидации просроченной задолженности не удалось.

В течение года дебиторская задолженность потребителей за предоставленные коммунальные услуги возросла до 51,2 млрд рублей, или в 5 раз, в том числе задолженность бюджетных организаций - до 21,0 млрд рублей, или в 6,2 раза. Это не позволило полностью ликвидировать кредиторскую задолженность за потребленные энергоресурсы.

Основные трудности в функционировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства в 2000 году были вызваны недостаточным финансированием ее предприятий. Высокие темпы инфляции и недостаточно гибкий механизм ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве привели к тому, что практически на протяжении всего 2000 года отрасль не имела возможности полностью возмещать производственные затраты. Кроме того, высокая энергоемкость жилищно-коммунальных услуг и действующий порядок расчетов за энергоресурсы с начислением курсовой разницы привели к лавинообразному нарастанию просроченной задолженности за потребленную тепловую, электрическую энергию и газ.

В результате проведенной работы по сокращению просроченной задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг около 14% граждан оплачивают их в месяц начисления. При этом просроченная задолженность населения по данным платежам на конец года составила 1409,5 млн рублей, или 13,2% от суммы начислений, что на 1,1 пункта больше, чем в 1999 году.

В 2000 году был предпринят ряд мер по переходу к оплате пользования (технического обслуживания) жилыми помещениями и отопления исходя из общей площади квартир, по повышению и индексации тарифов на жилищно-коммунальные услуги, расширению перечня оплачиваемых населением жилищно-коммунальных услуг. Однако эти меры оказались недостаточными для того, чтобы обеспечить планируемый уровень возмещения населением затрат на их производство и сократить перекрестное субсидирование.

Недостаточно обоснованное сдерживание тарифов для населения является одной из основных причин сложного финансового состояния предприятий отрасли. Темпы роста тарифов отстают как от темпов роста затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, так и от темпов роста денежных доходов населения. Поэтому в 2001 году для решения данной проблемы министерством будет продолжена работа по обеспечению предусмотренного в законе о бюджете уровня возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, а также по совершенствованию действующего порядка формирования цен и тарифов для юридических лиц.

В 2000 году отраслевая промышленность перевыполнила государственное задание по росту объемов производства. Выпущено продукции на сумму 8,79 млрд руб., что по отношению к соответствующему периоду прошлого года составляет 110,7 процента. Реализовано продукции на сумму 8,99 млрд руб. Остатки готовой продукции составили 769 млн руб., что меньше месячного объема производства. Наиболее весомый вклад в развитие промышленного комплекса отрасли внесли производственное объединение промышленных предприятий "Белкоммунмаш" и гомельский завод "Коммунальник".

Одним из важных критериев оценки эффективной работы промышленных предприятий являются результаты внешнеэкономической деятельности. Так, три положительном сальдо (более 800 тыс. долл. США) объем экспортных поставок промышленных предприятий в истекшем году остался на уровне 1999 года и составил 2,8 млн долларов США, или 25% от общего объема реализованной продукции. Из них 95% приходится на изделия, выпускаемые ПО "Белкоммунмаш". Поставки на экспорт осуществлялись в основном в Россию, в меньших объемах в Латвию и Казахстан. По номенклатуре на экспорт поставлялись: троллейбусы и запасные части к ним, смесители сантехнические, гидранты пожарные, приборы регулирования, мусоровоз М3-5, мебель и столярные изделия.

В текущем году главной задачей промышленных предприятий должно cтать обеспечение роста объемов производства по сравнению с прошедшим годом на 4,5%, а также увеличение экспортных поставок продукции.

В своем выступлении на заседании коллегии заместитель премьер-министра Г.В. Новицкий отметил, что при всех трудностях отрасль работает достаточно устойчиво. В новых экономических условиях с появлением новых материалов и технологий кадры в основном справляются с поставленными задачами. Главной задачей остается обеспечение граждан республики необходимыми и качественными коммунальными услугами, высокой культурой работы с людьми.

Особое внимание выступающий обратил на значение капитального ремонта жилья. Сейчас, если не перенести центр тяжести от строительства к капитальному ремонту жилья, государство может оказаться в тяжелом положении. В республике строится 3-3,5 млн м2 нового жилья в год, в то время как 45-50 млн м2 существующего жилья требует ремонта. Заместитель премьер-министра заверил, что все инициативы, направленные на увеличение капитального ремонта, будут всячески поддерживаться. В правительстве рассматриваются предложения об урегулировании цен за проезд на общественном транспорте. Решение этого вопроса зависит также от законодательной инициативы министерства и других органов. Введение единого курса валюты положительно может повлиять на решение вопроса о ликвидации перекрестного субсидирования услуг. Над этой проблемой будет работать правительство в 2001 году. Выступающий коснулся также проблем предоставления самостоятельности ЖЭС и приемки ведомственного жилищного фонда.

На заседании принято постановление, которое будет опубликовано в ближайших номерах газеты.Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 03 за 2001 год в рубрике жкх

©1995-2024 Строительство и недвижимость