Вчера информация поддерживала бизнес, сегодня она сама — бизнес

В настоящее время, когда возможно получение нужной информации в нужном месте и в нужное время, по-прежнему немаловажными представляются сведения о состоянии рынка. При этом можно говорить о том, как чувствует себя на рынке та или иная компания. С другой стороны, можно говорить о видении рынка специалистами этой компании. В своей статье Клаус Хоеинг высказывается на тему, которой непременно коснутся участники конгресса, запланированного в рамках выставки "Build IT Berlin-2001" (отраслевая выставка, посвященная использованию информационных и коммутативных технологий в строительстве, Берлин, 7- февраля 2001 г.). Речь идет о корпоративных механизмах работы с базами данных.

Совершенно понятно, что присутствующая на расширяющемся рынке компания имеет возможность наращивания своего потенциала. Понятно и то, что рост этот сопровождается ростом объема ценной информации. Именно информация как наиболее ценный актив любой компании приобретает все большее значение.

Вчера информация поддерживала бизнес. Сегодня она сама является бизнесом. Поэтому ею необходимо управлять. Кроме того, ее необходимо защищать.

Такие приложения, имеющие отношение к сфере бизнеса, как передача данных в режиме online, электронная коммерция, планирование ресурсов предприятия, а также хранение и защита данных, являются важными аспектами современных корпоративных стратегий. Однако для успешной их реализации требуются экономичные, управляемые и доступные системы, обеспечивающие устойчивое качество сервиса независимо от способа хранения данных.

Наиболее актуальной задачей является представление этих данных в виде, удобном для использования различными специалистами. Нужно сказать, что, несмотря на то, что постоянно собирается, хранится, анализируется и используется все больше данных, развитие лежащей в основе информационных технологий триады (обработка, передача и хранение данных) позволяет избегать части трудностей, связанных с решением этой задачи.

Достаточно отчетливо прослеживается такая тенденция, как развитие корпоративных инвестиций в информационные технологии. В 2001 г. более 50% этих средств будет израсходовано на хранение данных. Усилия целой индустрии сосредоточены на создании эффективных систем хранения и поиска данных.

Характеристики среды хранилищ данных должны удовлетворять запросам пользователей и соответствовать требованиям, предъявляемым к центрам хранения данных, вообще требованиям коммерческого менеджмента. Главные критерии, с которыми подходят к оценке баз данных пользователи, - это высокая степень надежности и доступности, а также быстрый обмен. Центр хранения данных должен обеспечивать предоставление ресурсов высокой степени доступности в виде гибкой среды, растущей вместе с бизнесом.

Корпоративный менеджмент должен осуществляться круглосуточно, семь дней в неделю. Он подразумевает объединение данных и приложений в средство принятия решений, используемое в целях планирования. При этом оперативная активность опирается на надежный электронный сервис системного провайдера.

Основным требованием, предъявляемым к информационно-технологической инфраструктуре, является требование максимальной полезности. Международная корпорация данных (IDC) определяет систему как продукт высокой пригодности, если не имеет места потеря данных в результате системных ошибок, сама же система может быть регенерирована в течение периода времени разумной длительности. Но что в данном случае означает "разумная"?

Предельно допустимые значения длительности простоев очень сильно разнятся в зависимости от сферы бизнеса. Система признается надежной, если возможные сбои влекут за собой минимальные финансовые потери и простои. Для большинства компаний приемлемой является 6-часовая пауза (включая время регенерации базы данных). Сети и системы считаются достаточно живучими, если это время для них не превышает 30 минут. Существуют и такие высоконадежные системы, которым достаточно всего 5 минут для полного восстановления, в том числе и базы данных. Более того, в противном случае возможны серьезные финансовые потери.

Простои дорогостоящи - IDC определяет средний уровень потерь в течение часа простоя как $84 тыс. На самом деле в зависимости от отрасли промышленности и вида бизнеса цифра эта может колебаться от $28 тыс. в почтовом либо транспортном секторе до $6,4 млн в биржевом.

Не в меньшей степени, чем размеры финансовых потерь, могут разниться причины простоев. Плановые простои могут быть вызваны необходимостью обновления баз данных, реконфигурации систем. Внеплановые - выходом из строя периферийных устройств, плохой кодировкой программного обеспечения систем или приложений, а также поломками, вызванными авариями (например, бросками по питанию при отсутствии UPS), неопытностью персонала или злоумышленными действиями, а также такими стихийными бедствиями, как пожар, наводнение или землетрясение.

Теоретически все крупные компании должны иметь планы ликвидации последствий аварий. На деле же в соответствии с последними результатами изучения индексов уязвимости 82% компаний не располагают адекватной защитой от таких проблем, как случайное уничтожение или искажение данных, системные аварии, компьютерные вирусы или природные катастрофы. Всегда должна существовать тесная связь между разработкой решений в области восстановления пострадавшей в результате аварии системы и дальнейшим развитием информационно-технологической инфраструктуры высокого качества. Первый процесс не должен отставать от второго.

Компания обязательно должна планировать для себя такое мероприятие, как бэкап - копирование баз данных на случай порчи первоначальных их вариантов. В данной области должны использоваться новейшие стратегии охраны данных. Вообще-то бэкап традиционно считался относительно простой операцией, однако сегодня управление ресурсами должно предполагать единый подход к работе с сетевыми и персональными ресурсами, к операциям, характеризуемым временными категориями.

В свое время большинство компаний имело так называемые временные окна для осуществления бэкапа. Сегодня же в условиях необходимости наличия непрерывного доступа к данным концепции временных окон практически не существует. Поэтому существует устойчивый спрос на стратегии бэкапа, связанные с минимальным негативным воздействием на рабочую среду.

Об эффективности решения, используемого предприятием при организации бэкапа, можно говорить тогда, когда это решение предусматривает наличие более одного дополнительного уровня и более одной среды хранения. На самом деле "защита данных" означает существование множества копий используемых файлов на различных коммуникативных носителях, в различных областях системы.

Накопители на магнитных лентах, предназначенные для хранения файлов последовательного доступа, представляют собой надежные технические средства, но достаточна ли обеспечиваемая ими скорость доступа к различным разделам баз данных для удовлетворения требований современных компаний? Какие файлы могут архивироваться на магнитных лентах? Хранение каких файлов предусматривает исключительно прямой доступ? Обязательно ли оснащение бэкап-систем дополнительными связями, ссылками? Необходима ли для этих систем способность к непрерывному расширению? Или достаточно нескольких не связанных между собой систем? Как всем этим следует управлять?

К непременным условиям если не совершенства, то хотя бы приемлемости решений в области организации корпоративного бэкапа относятся оптимальность использования устройств последовательного доступа, дублирование файлов на пакетах дисков, множественность путей получения доступа к данным, а также множественность мест их хранения и копирования плюс централизованный менеджмент.

Работа с многими из хранимых и управляемых таким образом продуктов осуществляется централизованно - с помощью серверов. Кроме того, часто тот или иной программный продукт разрабатывается для решения специфической задачи (например, для копирования полной физической памяти, связанной со специальным сервером). Доскональный менеджмент онлайн- и оффлайн-ресурсов компании предполагает использование множества средств от различных производителей.

Персонал, имеющий дело с отсутствием в масштабах всей системы интерфейса управления хранением, должен быть особенно квалифицированным. С другой стороны, подобное отсутствие делает системное администрирование менее эффективным. Компания должна быть способна быстро наращивать "складской" потенциал своей информационно-технологической среды, не прерывая процессов, связанных с осуществлением своего бизнеса. В то же время эффективное управление этим потенциалом необходимо для того, чтобы все время быть уверенным в рациональном использовании имеющегося объема памяти. Поэтому так важна возможность прозрачного наращивания потенциала существующей среды хранения данных. Также важно быть в состоянии быстро перемещать незадействованные зоны хранения на другие серверы компании.

Существует ряд подходов к управлению массивами данных. Однако большинство системных провайдеров и сетевых компаний ограничиваются разработкой нескольких изолированных продуктов, каждый из которых рассчитан лишь на конкретную разновидность работы с данными. В данной связи можно говорить о системах хранения данных прямого доступа, централизованных системах хранения данных, сетевых системах хранения данных (NAS) и сетях областей хранения (SAN).

Решения, связанные с прямым доступом к данным, обеспечивают защиту данных в системах, работающих на основе SCSI (Small computer system interface) или оптоволоконных каналов, связывающих сервер и ресурсы хранения данных (жесткие диски, массивы, накопители на магнитных лентах и библиотеки).

Следует быть готовым к следующим ситуациям.

В случае выхода из строя системы хранения прикладной сервер не в состоянии принимать данные. Последствия данной аварии ликвидируются путем использования магнитных бэкап-лент, которые должны храниться в защищенном месте вне основного хранилища.

Корпоративный бэкап подразумевает копирование и восстановление данных в локальном масштабе. Аналогичный процесс для сложных систем затруднен.

Прямое обращение системы хранения к специальному серверу делает данные потенциально недоступными для других серверов и приложений. Успех разделения данных с помощью LAN (Local area network) существенным образом зависит от конфигурации этой сети.

Каждая среда требует использования различных, свойственных исключительно для нее устройств и программных средств. Реконфигурация и наращивание жесткодискового потенциала, системный мониторинг и наладка неэффективны и дороги.

Решения некоторых проблем, встречающихся при работе с конфигурациями прямого доступа, неприложимы к случаям централизованного хранения.

В данном случае системы защищены большей степенью избыточности зон хранения, что сводит к минимуму риск деструктивного воздействия выхода из строя системы хранения.

Бэкап и восстановление данных упрощены до единственной эффективной процедуры, но библиотеки на магнитных лентах, связанные между собой LAN, могут явиться причиной возникновения узких мест.

Следует сказать, что централизованная система хранения данных облегчает совместное их использование.

Так как требуется единственная система управления, менеджмент, наладка и мониторинг упрощены. Потенциал жесткого диска более эффективно используется и может легко наращиваться и преобразовываться. Но это накладывает определенные ограничения связевого и топологического характера. Ограничиваются возможности в сфере отбора данных, более дорогостоящей становится их оценка.

NAS дает клиентам возможность прямого доступа к данным через сеть. Это достигается путем использования так называемой Thin server technology c применением в рамках хранилища сервера со специально "подрезанными" под эти рамки параметрами.

Доступа к данным нет в случае выхода из строя подсистемы хранения.

Что же касается возможности осуществления бэкапа, то она также исчезает в домене клиента или сервера, что влияет на функционирование коммуникативных ресурсов клиента или сервера.

Хранилище не привязано к конкретной области системы и не зависит от файл-сервера. Разделение данных между большим количеством клиентов возможно на уровне файлов.

Управление хранилищем напрямую связано с соответствующей областью NAS. NAS легко устанавливается и поддерживается и представляет собой экономичный метод расширения хранилища.

Сети областей хранения (SAN) представляют собой новую парадигму. Речь идет о высоконадежной высокотехнологичной сети хранения массивов, сочетающей сервер и систему хранения в одной безопасной, гибкой и оцениваемой архитектуре (определение Storage Networking Industry Association, она же SNIA).

Данное решение позволяет использовать различные системы хранения и лежит в основе стратегий консолидации хранилищ. Создание SAN стало возможным благодаря недавним усовершенствованиям, внесенным в технологии хранения - оптоволоконным каналам.

SAN представляет собой наиболее многообещающий подход к

созданию моделей информационных систем на основе центров хранения данных.

Технология позволяет создавать узловые области хранения путем допуска существования универсальных соединений неограниченного количества серверов и хранилищ, что увеличивает ее полезность.

Процедуры бэкапа упрощены и предусматривают совместное использование ленточных подсистем большим количеством серверов.

Приложения SAN, относящиеся к разделению данных, позволяют разъединенным серверам иметь доступ к централизованным системам хранения.

Механизмы SAN могут существовать за пределами того или иного кампуса (информационно-технологического узла), и тем не менее управляться из центральной области с помощью единого устройства.

Оценка формируемых SAN также несложна, поскольку есть возможность прозрачного наращивания или преобразования потенциала каждой из областей.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2000 год в рубрике технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость