Ответы специалистов-геотехников на вопросы участников инвестиционного процесса

Информация санкт-петербургского сайта "Реконструкция городов и геотехническое строительство"

Вопрос: я строю завод в Киргизии, и на территории завода будет водонапорная башня. Но я до сих пор не уверен в том, правильно ли я хочу построить фундамент этой башни. Подскажите, пожалуйста, где в сети Internet я смог бы посмотреть, как строится фундамент водонапорной башни, или, если это не составит вам труда, подскажите сами.

На вопрос отвечает член РНК МГиФ, доктор технических наук, сотрудник НПФ "Геореконструкция" С. И. Алексеев.

Фундамент водонапорной башни должен отвечать требованиям, изложенным в СНиП 2.02.01-83 "Основания и фундаменты". При этом должны быть обеспечены допустимые осадки, как по абсолютной величине, так и по величине крена (что очень существенно для сооружения с высоким центром тяжести). Для ответа на вопрос о типе возможного фундамента необходимы подробные сведения об инженерно-геологической ситуации на площадке строительства. Если в пределах сжимаемой толщи не залегает слабых слоев грунта, фундамент может быть в виде сплошной плиты. В противном случае необходимо устройство свайного фундамента. И в том и в другом случае необходимо геотехническое обоснование, то есть серия расчетов осадок проектируемого фундамента.

Вопрос директора проектной конторы ГП "Карелавтодор" Владимира Маркианова: возможен ли расчет насыпи дорожного земполотна на болотах? Имеется ли опыт расчетов с помощью вашей программы при проектировании автомобильных дорог на слабом основании?

На вопрос отвечает член РНК МГиФ, доктор технических наук, технический директор НПФ "Геореконструкция" В. Н. Парамонов.

Мы имеем опыт расчета деформаций насыпей на слабых грунтах. Наиболее значимым объектом, в проектировании которого мы принимали участие, были сооружения защиты Петербурга от наводнений. Мощность толщи слабых глинистых отложений в основании дамбы достигает 20 м. Нами выполнялись наблюдения за осадками толщи слабых грунтов по глубинным деформационным маркам, исследовалось изменение напряжений и порового давления при наращивании насыпи. На основании полевых и лабораторных опытов разработаны методы расчетного прогноза развития деформаций слабых глинистых грунтов и соответствующие программы, реализующие МКЭ. Была изучена методика дренирования слабого основания геодренами.

Вопрос: Что случилось со стройкой у Московского вокзала (Санкт-Петербург)?

Ответ: В настоящее время площадка строительства Транспортно-коммерческого центра на Лиговском проспекте у Московского вокзала представляет собой котлован, огражденный шпунтом, в котором выполнены сваи и частично конструкции подземного этажа. Строительство ведет совместное предприятие "Tajlor Woodrow" (Великобритания) и "Skanska" (Швеция-Финляндия) по заказу РАО "Высокоскоростные магистрали". Технический надзор за строительством осуществляет фирма "GIBB" (Великобритания), мониторинг осадок зданий и сооружений - российская геотехническая фирма "Геореконструкция". В связи с финансовым кризисом в России с 17 сентября 1999 г. строительство комплекса приостановлено. Проведены консервационные работы, строительные же будут возобновлены после урегулирования финансовых проблем.

Вопрос: Что делают с оградой петербургского Летнего сада?

Ответ: За длительный период своего существования невская ограда Летнего сада получила неравномерные осадки. Наибольшие осадки (до 30 см) получили колонны возле краев ограды. В результате линия гранитного цоколя из прямой превратилась в ломаную, более половины колонн отклонилось от вертикали. Смещения цоколя и колонн стали видны невооруженным взглядом. Исказился внешний вид ограды - одного из символов Санкт-Петербурга. В связи с этим было принято решение о восстановлении исходного положения ограды. В настоящее время эти работы выполняет фирма "Ранд".

Вопрос: Фирма, в которой я работаю, занимается недвижимостью. Мы хотим купить пятно застройки или старое здание в центре города для строительства комфортабельного жилья. Мы знаем все юридические тонкости, но боимся "пролететь" со стоимостью строительства. Какие в связи с этим могут быть проблемы?

Ответ: С этим вопросом нам приходится встречаться очень часто. Кратко можно ответить так. Опытный инвестор и застройщик с точностью до копейки могут сосчитать стоимость строительства или реконструкции надземной части здания.

Основная проблема заключается в определении стоимости фундаментов. Можно сэкономить на привлечении квалифицированных специалистов-геотехников и потом разориться на расселении жильцов соседних зданий, разрушившихся при строительстве дома (нередко уже на стадии устройства фундаментов). Можно поручить проектирование подрядной строительной организации, специализирующейся на устройстве фундаментов. В этом случае заказчик, скорее всего, получит фундаменты, которые не так хорошо стоят (ударение на последнем слоге), как стоят (ударение на первом слоге). На самом деле следует начать с приглашения геотехника.

Он оценит технические аспекты инвестиционной привлекательности объекта, наметит программу необходимых изысканий и обследований. Для выполнения этих работ следует обратиться к услугам квалифицированной геотехнической организации. После этого - к проектировщикам, способным разработать наиболее надежный и одновременно экономически эффективный проект. Имея на руках проект, можно устраивать тендер между подрядчиками. Ход строительства также не следует пускать на самотек - целесообразно привлечение опытных специалистов для проведения мониторинга сохранности окружающих зданий и качеством строительства объекта.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2000 год в рубрике технологии

©1995-2024 Строительство и недвижимость