Разработка и внедрение систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000 в строительной отрасли
Основная цель государственной политики в области качества, элементом которой является создание условий для разработки и производства качественной и конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках продукции и услуг, соответствующих требованиям международных стандартов и стандартов развитых стран мира и удовлетворяющих требованиям потребителей, была определена указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг)", а также государственной программой "Качество" (Госстандарт, 1998 г.).
Нужно отметить, что Минстройархитектуры РБ была разработана и утверждена программа, предусматривающая поэтапное внедрение на предприятиях и в организациях строительного комплекса систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000, и подготовлен ряд приказов министерства, стимулирующих внедрение названной системы качества. Разработана и утверждена программа и в производственном концерне "Минскстрой".
В настоящей статье мы не ставим целью проанализировать, как велась разработка комплекса правовых, нормативных документов, реализация мероприятий министерствами и ведомствами республики по совершенствованию форм и методов управления качеством, по научно-техническому и информационному обеспечению в области качества, хотя известно, что сделано не все. Мы же считаем необходимым поделиться опытом разработки документированных процедур систем качества и предстоящей их привязкой и внедрением строительными организациями и промышленными предприятиями.
Учитывая, что государственной программой "Качество" (программами Минстройархитектуры РБ и концерна "Минскстрой") предусматривалось внедрение систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000 в 2000 году, работы по реализации программы концерна "Минскстрой" научно-техническое коммунальное унитарное предприятие "Оргстрой" начало в 1998 г.
Наши специалисты изучили имеющийся опыт разработки и внедрения систем качества промышленными предприятиями республики, ознакомились с практикой внедрения стандартов предприятия, изучили опыт внедрения систем качества за рубежом. Установили, что опыта разработки и внедрения документированных процедур систем качества в строительстве стран СНГ не существует. И все же удалось разобраться и понять, что нужно для того, чтобы грамотно разработать, своевременно внедрить, а затем сертифицировать систему качества, соответствующую международным стандартам ИСО серии 9000.
Учитывая сложность проблемы и ограниченность в сроках, руководством производственного концерна "Минскстрой" было принято решение о разработке УП "Оргстрой" типовых систем управления качеством для строительных организаций и промышленных предприятий, с тем чтобы с их помощью предприятия и организации смогли бы выполнить привязку самостоятельно (или при помощи УП "Оргстрой"), в соответствии с их структурой, видом выполняемых работ и т.д.
Изучив опыт создания документированных процедур систем качества, мы начали с малого: разработали модели управления качеством в строительстве и промышленности концерна "Минскстрой" на базе стандартов ИСО серии 9000, выполнили технологические схемы операционного контроля качества работ для ОАО "Трест №15 "Спецстрой" и АП МАПИД "Минскжилстрой", документированные процедуры системы качества по видам лицензируемых строительно-монтажных работ для ОАО "Трест №15 "Спецстрой", создали и утвердили у себя стандарты по разработке технологических карт, проектов производства работ по требованиям стандартов ИСО 9001 и на условиях обязательного выполнения указанных требований разработали значительное количество технологических документов. Наработанная таким образом база позволила нам приступить в 1999 г. к разработке основных документированных процедур, которые, как известно, состоят из трех уровней: руководство по качеству, документированные процедуры (стандарты предприятия) и рабочие документы по качеству (инструкции, положения, методики, технологические карты, карты трудовых процессов, результаты контроля испытаний, карты операционного контроля, проверок, а также отчеты по качеству).
Типовые системы управления качеством для строительных организаций и промышленных предприятий концерна "Минскстрой", по нашему замыслу, должны были обеспечить разработку в полном объеме двух уровней (руководство по качеству и документированные процедуры-стандарты предприятия), наиболее трудоемких. Что же касается третьего уровня, то из перечисления документов видно, что мы не обеспечиваем предприятия отдельными документами: инструкциями, положениями, методиками, отчетами и т.п., которые в большинстве своем являются специфическими и могут быть разработаны или самостоятельно, или при помощи нашего предприятия.
Разработка стандартов предприятия (СТП) предусмотрена для всех элементов системы качества, за исключением "Обслуживания", которое в строительной отрасли не применяется. Требования к разработке документированных процедур элементов системы качества достаточно доступно раскрыты в СТБ ИСО 9001 - 96, который и является основой для разработки. Типовая система управления качеством предприятия (завода) промышленности строительной индустрии будет состоять из руководства по качеству, документированной процедуры "Ответственность руководства" и 88 стандартов предприятия, а для строительной организации (треста) - набор документов тот же и 80 стандартов предприятия.
Типовые системы управления качеством могут быть применены (привязаны) организациями и предприятиями строительного комплекса республики, независимо от форм собственности. При этом не исключается разработка дополнительных стандартов для предприятий промышленности стройматериалов, организаций, выполняющих спецработы. Таким образом, работы по привязке систем качества начались в этом году. В настоящее время мы уже сотрудничаем с ЗАО "Стройтрест №7" и ОАО "Строительно-монтажный трест №16" г. Новополоцка".
Разработка документированных процедур является одним из важнейших элементов системы качества. Сложность разработки в том, что для этого требуется полный набор нормативной документации, применяемый в строительной отрасли, а в организациях и на предприятиях не всегда она есть. Вторая причина сложности в том, что разработанные и внедренные документы системы качества по международным стандартам отдельными передовыми предприятиями республики носят конфиденциальный характер и недоступны для пользования и даже приобретения. Мы считаем, что разработанные документы будут необходимы организациям и предприятиям строительного комплекса и они смогут направить усилия на привязку и поэтапное внедрение систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000.
Еще большую сложность мы видим во внедрении систем качества. Мы уже "проходили" разработку систем качества и стандартов предприятия в строительной отрасли. Оценивать результаты внедрения - не наша задача, но известно, что системы качества в большинстве строительных организаций и промышленных предприятий просто не работают. Низок уровень разработанных стандартов предприятия.
Изучая состояние дел с функционированием систем качества на предприятиях, мы убедились, что в последние годы резко сокращены отдельные службы, а некоторые (например, ООТиЗ, отделы инженерной подготовки производства, строительные лаборатории и др.) просто ликвидированы.
Очень настораживает то, что многие руководители понимают систему качества предельно упрощенно (входной, операционный, приемочный контроль) и не представляют, что эта система по требованиям международных стандартов делает ответственными всех без исключения руководителей, специалистов, служащих, рабочих.
Мы считаем, что есть необходимость перед разработкой (привязкой) систем качества провести семинары для всех организаций и предприятий, вовлеченных в этот процесс, доказать, что работа эта не для "галочки", а если система качества не будет внедрена в полном объеме, сертифицирована в установленном порядке, то не будет у такой организации или предприятия заказчиков. Кроме семинаров для руководителей, должна быть проведена учеба на всех уровнях: руководителей отделов, служб, подразделений, бригадиров, рабочих. Обучение следует вести, привлекая не системотехников, а специалистов строительного профиля, технологов по изготовлению конструкций, изделий, представителей органов государственного надзора за стандартами и средствами измерений, государственного строительного надзора, ведомственного контроля качества.
Кроме очевидных сложностей во внедрении систем качества - улучшения организации производства, соблюдения технологии и технологических процессов, замены устаревшего и физически изношенного оборудования, обеспечения нормативной документацией, обязательной разработки технологической документации (на уровне не ниже требований нормативной документации и СТБ), - во внедрении документированных процедур очень важное значение имеет психологический фактор. Уверен, что тот руководитель, который сможет решить проблему психологического фактора, более успешно проведет процесс внедрения.
Мы считаем, что на этапе разработки и особенно внедрения первый руководитель, отвечающий по СТБ ИСО 9001 за политику в области качества, должен определить сотрудника, отвечающего за эту работу. Причем, взаимодействуя со всеми заместителями руководителя и службами, этот сотрудник должен иметь не только значительные обязанности, но и права.
Как на стадии внедрения, так и при функционировании системы качества потребуется постоянный учет, анализ несоответствий, а также разработка корректирующих и предупреждающих действий. Здесь не должно быть места попыткам максимального выполнения работ или выпуска продукции любыми средствами, так как известно, что делается это, в первую очередь, за счет снижения качества.
Руководством предприятий и организаций должна быть создана обстановка нетерпимости к замалчиванию или попыткам скрыть выявленные дефекты и отклонения, потому что повторение их неизбежно, если не будут разработаны и реализованы мероприятия по исключению этих дефектов.
Очевидно, что внедрение системы качества на предприятиях стройиндустрии и в строительных организациях не должно носить огульный характер. На наш взгляд, Минстройархитектуры РБ и ПК "Минскстрой" должны оказать максимальную помощь ОАО "Строительно-монтажный трест №16 г. Новополоцка", ЗАО "Стройтрест №7" и другим строительным организациям в вопросах разработки и внедрения аналогичных систем на предприятиях-поставщиках и предприятиях-изготовителях продукции, с которыми заключают договора строительные организации. Только в этом случае система качества строительной организации будет эффективно работать и позволит чаще искать собственные недоработки, чем "показывать" на поставщика. Системы качества должны быть внедрены и в проектных организациях, тем более, что есть положительный пример института "Гомельпроект". Только при выполнении этих условий строительная отрасль республики сможет возводить (изготавливать) продукцию на уровне требований международных стандартов.Виктор СУПРУН, заместитель директора по науке УП "Оргстрой"
Нужно отметить, что Минстройархитектуры РБ была разработана и утверждена программа, предусматривающая поэтапное внедрение на предприятиях и в организациях строительного комплекса систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000, и подготовлен ряд приказов министерства, стимулирующих внедрение названной системы качества. Разработана и утверждена программа и в производственном концерне "Минскстрой".
В настоящей статье мы не ставим целью проанализировать, как велась разработка комплекса правовых, нормативных документов, реализация мероприятий министерствами и ведомствами республики по совершенствованию форм и методов управления качеством, по научно-техническому и информационному обеспечению в области качества, хотя известно, что сделано не все. Мы же считаем необходимым поделиться опытом разработки документированных процедур систем качества и предстоящей их привязкой и внедрением строительными организациями и промышленными предприятиями.
Учитывая, что государственной программой "Качество" (программами Минстройархитектуры РБ и концерна "Минскстрой") предусматривалось внедрение систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000 в 2000 году, работы по реализации программы концерна "Минскстрой" научно-техническое коммунальное унитарное предприятие "Оргстрой" начало в 1998 г.
Наши специалисты изучили имеющийся опыт разработки и внедрения систем качества промышленными предприятиями республики, ознакомились с практикой внедрения стандартов предприятия, изучили опыт внедрения систем качества за рубежом. Установили, что опыта разработки и внедрения документированных процедур систем качества в строительстве стран СНГ не существует. И все же удалось разобраться и понять, что нужно для того, чтобы грамотно разработать, своевременно внедрить, а затем сертифицировать систему качества, соответствующую международным стандартам ИСО серии 9000.
Учитывая сложность проблемы и ограниченность в сроках, руководством производственного концерна "Минскстрой" было принято решение о разработке УП "Оргстрой" типовых систем управления качеством для строительных организаций и промышленных предприятий, с тем чтобы с их помощью предприятия и организации смогли бы выполнить привязку самостоятельно (или при помощи УП "Оргстрой"), в соответствии с их структурой, видом выполняемых работ и т.д.
Изучив опыт создания документированных процедур систем качества, мы начали с малого: разработали модели управления качеством в строительстве и промышленности концерна "Минскстрой" на базе стандартов ИСО серии 9000, выполнили технологические схемы операционного контроля качества работ для ОАО "Трест №15 "Спецстрой" и АП МАПИД "Минскжилстрой", документированные процедуры системы качества по видам лицензируемых строительно-монтажных работ для ОАО "Трест №15 "Спецстрой", создали и утвердили у себя стандарты по разработке технологических карт, проектов производства работ по требованиям стандартов ИСО 9001 и на условиях обязательного выполнения указанных требований разработали значительное количество технологических документов. Наработанная таким образом база позволила нам приступить в 1999 г. к разработке основных документированных процедур, которые, как известно, состоят из трех уровней: руководство по качеству, документированные процедуры (стандарты предприятия) и рабочие документы по качеству (инструкции, положения, методики, технологические карты, карты трудовых процессов, результаты контроля испытаний, карты операционного контроля, проверок, а также отчеты по качеству).
Типовые системы управления качеством для строительных организаций и промышленных предприятий концерна "Минскстрой", по нашему замыслу, должны были обеспечить разработку в полном объеме двух уровней (руководство по качеству и документированные процедуры-стандарты предприятия), наиболее трудоемких. Что же касается третьего уровня, то из перечисления документов видно, что мы не обеспечиваем предприятия отдельными документами: инструкциями, положениями, методиками, отчетами и т.п., которые в большинстве своем являются специфическими и могут быть разработаны или самостоятельно, или при помощи нашего предприятия.
Разработка стандартов предприятия (СТП) предусмотрена для всех элементов системы качества, за исключением "Обслуживания", которое в строительной отрасли не применяется. Требования к разработке документированных процедур элементов системы качества достаточно доступно раскрыты в СТБ ИСО 9001 - 96, который и является основой для разработки. Типовая система управления качеством предприятия (завода) промышленности строительной индустрии будет состоять из руководства по качеству, документированной процедуры "Ответственность руководства" и 88 стандартов предприятия, а для строительной организации (треста) - набор документов тот же и 80 стандартов предприятия.
Типовые системы управления качеством могут быть применены (привязаны) организациями и предприятиями строительного комплекса республики, независимо от форм собственности. При этом не исключается разработка дополнительных стандартов для предприятий промышленности стройматериалов, организаций, выполняющих спецработы. Таким образом, работы по привязке систем качества начались в этом году. В настоящее время мы уже сотрудничаем с ЗАО "Стройтрест №7" и ОАО "Строительно-монтажный трест №16" г. Новополоцка".
Разработка документированных процедур является одним из важнейших элементов системы качества. Сложность разработки в том, что для этого требуется полный набор нормативной документации, применяемый в строительной отрасли, а в организациях и на предприятиях не всегда она есть. Вторая причина сложности в том, что разработанные и внедренные документы системы качества по международным стандартам отдельными передовыми предприятиями республики носят конфиденциальный характер и недоступны для пользования и даже приобретения. Мы считаем, что разработанные документы будут необходимы организациям и предприятиям строительного комплекса и они смогут направить усилия на привязку и поэтапное внедрение систем качества на базе стандартов ИСО серии 9000.
Еще большую сложность мы видим во внедрении систем качества. Мы уже "проходили" разработку систем качества и стандартов предприятия в строительной отрасли. Оценивать результаты внедрения - не наша задача, но известно, что системы качества в большинстве строительных организаций и промышленных предприятий просто не работают. Низок уровень разработанных стандартов предприятия.
Изучая состояние дел с функционированием систем качества на предприятиях, мы убедились, что в последние годы резко сокращены отдельные службы, а некоторые (например, ООТиЗ, отделы инженерной подготовки производства, строительные лаборатории и др.) просто ликвидированы.
Очень настораживает то, что многие руководители понимают систему качества предельно упрощенно (входной, операционный, приемочный контроль) и не представляют, что эта система по требованиям международных стандартов делает ответственными всех без исключения руководителей, специалистов, служащих, рабочих.
Мы считаем, что есть необходимость перед разработкой (привязкой) систем качества провести семинары для всех организаций и предприятий, вовлеченных в этот процесс, доказать, что работа эта не для "галочки", а если система качества не будет внедрена в полном объеме, сертифицирована в установленном порядке, то не будет у такой организации или предприятия заказчиков. Кроме семинаров для руководителей, должна быть проведена учеба на всех уровнях: руководителей отделов, служб, подразделений, бригадиров, рабочих. Обучение следует вести, привлекая не системотехников, а специалистов строительного профиля, технологов по изготовлению конструкций, изделий, представителей органов государственного надзора за стандартами и средствами измерений, государственного строительного надзора, ведомственного контроля качества.
Кроме очевидных сложностей во внедрении систем качества - улучшения организации производства, соблюдения технологии и технологических процессов, замены устаревшего и физически изношенного оборудования, обеспечения нормативной документацией, обязательной разработки технологической документации (на уровне не ниже требований нормативной документации и СТБ), - во внедрении документированных процедур очень важное значение имеет психологический фактор. Уверен, что тот руководитель, который сможет решить проблему психологического фактора, более успешно проведет процесс внедрения.
Мы считаем, что на этапе разработки и особенно внедрения первый руководитель, отвечающий по СТБ ИСО 9001 за политику в области качества, должен определить сотрудника, отвечающего за эту работу. Причем, взаимодействуя со всеми заместителями руководителя и службами, этот сотрудник должен иметь не только значительные обязанности, но и права.
Как на стадии внедрения, так и при функционировании системы качества потребуется постоянный учет, анализ несоответствий, а также разработка корректирующих и предупреждающих действий. Здесь не должно быть места попыткам максимального выполнения работ или выпуска продукции любыми средствами, так как известно, что делается это, в первую очередь, за счет снижения качества.
Руководством предприятий и организаций должна быть создана обстановка нетерпимости к замалчиванию или попыткам скрыть выявленные дефекты и отклонения, потому что повторение их неизбежно, если не будут разработаны и реализованы мероприятия по исключению этих дефектов.
Очевидно, что внедрение системы качества на предприятиях стройиндустрии и в строительных организациях не должно носить огульный характер. На наш взгляд, Минстройархитектуры РБ и ПК "Минскстрой" должны оказать максимальную помощь ОАО "Строительно-монтажный трест №16 г. Новополоцка", ЗАО "Стройтрест №7" и другим строительным организациям в вопросах разработки и внедрения аналогичных систем на предприятиях-поставщиках и предприятиях-изготовителях продукции, с которыми заключают договора строительные организации. Только в этом случае система качества строительной организации будет эффективно работать и позволит чаще искать собственные недоработки, чем "показывать" на поставщика. Системы качества должны быть внедрены и в проектных организациях, тем более, что есть положительный пример института "Гомельпроект". Только при выполнении этих условий строительная отрасль республики сможет возводить (изготавливать) продукцию на уровне требований международных стандартов.Виктор СУПРУН, заместитель директора по науке УП "Оргстрой"
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2000 год в рубрике экономика