2001 год: бюджетные возможности

С 1 января 2001 года вступает в силу Закон Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год". Специалистам строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства напоминаем некоторые положения документа.

• Важнейшим положением Закона, которое беспокоит отраслевиков и граждан, является возмещение расходов за коммунальные услуги. В статье 9 Закона по этому поводу определено, что областные и Минский городской исполнительные комитеты по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь по мере необходимости, но не более одного раза в квартал пересматривают цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги для населения с учетом предусмотренных в местных бюджетах средств на возмещение затрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению. Оплата гражданами в 2001 году услуг жилищно-коммунального хозяйства должна обеспечивать возмещение не менее 20 процентов от стоимости оказываемых им услуг.

• В финансировании строительства и содержании жилья все большее значение имеют местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и целевые сборы на содержание и ремонт жилищного фонда. В статье 11 Закона сказано, что областные и Минский городской Советы депутатов образовывают местные целевые бюджетные фонды, местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды, устанавливают целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Средства целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, направляются на расходы по содержанию и ремонту жилищного фонда, включая жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников, а также на субсидии юридическим лицам по возмещению части затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению.

Юридические лица Республики Беларусь, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) или иной счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел либо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают единым платежом в соответствующие местные бюджеты целевые сборы на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в размере 2,5 процента выручки от реализации товаров, работ, услуг (банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, за исключением Национального банка Республики Беларусь, - от дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющими торговую заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, от валового дохода; страховыми и перестраховочными организациями - от балансовой прибыли).

Эти поступившие платежи областными и Минским горсоветом будут направляться на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов - 20 процентов, целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда - 40 процентов.

Областные и Минский городской Совет депутатов будут направлять средства местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на: предоставление займов (кредитов) и ссуд гражданам, юридическим лицам и их обособленным подразделениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, осуществляющим строительство (реконструкцию) жилых домов, а также на строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки в соответствии с законодательством Республики Беларусь; строительство жилых домов в колхозах и совхозах в размере не менее 30 процентов.

Минский городской Совет депутатов будет направлять 70 процентов средств данного фонда на жилищное строительство в городе, а 30 процентов - в фонды областных Советов депутатов (по 5 процентов в каждый) для строительства жилых домов в сельской местности.

В Законе указаны объекты хозяйствования, освобожденные от уплаты целевых сборов, а также об ответственности за необоснованное получение либо нецелевое использование средств фонда и сборов.

• В Законе утверждены расходы республиканского бюджета на 2001 год функциональной бюджетной классификации в следующих суммах (тыс. рублей):

- строительство, архитектура и градостроительство - 1860 700;

- жилищно-коммунальное хозяйство - 900988,

в том числе:

- жилищное хозяйство - 40200;

- коммунальное хозяйство - 191 000;

- благоустройство городов, райцентров, поселков городского типа и других населенных пунктов - 217 350;

- прочие расходы в области жилищно-коммунального хозяйства - 452 438.

• В 2001 году передается из республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска (статья №22): субвенции на содержание передаваемых местным Советам депутатов объектов социально-культурной сферы в сумме 6 997 817 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 784656 тыс. рублей, Витебской - 933 313 тыс. рублей, Гомельской - 1594732 тыс. рублей, Гродненской - 792 095 тыс. рублей, Минской - 1 133 220 тыс. рублей, Могилевской - 1211236 тыс. рублей, г. Минску - 548 565 тыс. рублей; субвенции на строительство объектов коммунальной собственности в сумме 32000000 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 4 848 800 тыс. рублей, Витебской - 3 893 200 тыс. рублей, Гомельской - 5561600 тыс. рублей, Гродненской - 3 840 400 тыс. рублей, Минской - 4 305 600 тыс. рублей, Могилевской - 5657600 тыс. рублей, г. Минску - 3 892 800 тыс. рублей; субвенции на финансирование расходов, связанных с осуществлением г. Минском функций столицы, - в сумме 50000000 тыс. рублей; субвенции на строительство метрополитена в г. Минске - в сумме 5100 000 тыс. рублей; субсидии на жилищное строительство, включая субсидии (дотации) военнослужащим, уволенным в запас (отставку), на строительство (покупку) жилья в сумме 14 000 000 тыс. рублей, в том числе Брестской области - 2 282 000 тыс. рублей, Витебской - 1 738 800 тыс. рублей, Гомельской - 1 961 400 тыс. рублей, Гродненской - 1401 400 тыс. рублей, Минской - 1 286 600 тыс. рублей, Могилевской - 1 586 200 тыс. рублей, г. Минску - 3 743 600 тыс. рублей. Областные и Минский городской Советы депутатов направят до 30 процентов этих средств на строительство инженерных сетей.

• В целях финансирования мероприятий по энергосбережению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, будет продолжено формирование в 2001 году республиканского фонда "Энергосбережение" (статья 28).

Указанный фонд формируется в сумме 155000 тыс. рублей. Средства республиканского фонда "Энергосбережение" будут направлены на текущие расходы, субсидии и текущие трансферты, финансирование энергосберегающих мероприятий в отраслях народного хозяйства.

В 2001 году будет продолжено формирование фонда развития строительной науки за счет средств, относимых юридическими лицами на себестоимость строительно-монтажных работ.

Порядок формирования и использования указанного фонда будет установлено Советом Министров Республики Беларусь.

• Перечни строек и объектов, финансируемых в 2001 году за счет средств республиканского бюджета, в том числе субвенций на строительство объектов коммунальной собственности, передаваемых из республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска, и Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2001-2005 годы и на период до 2010 года, определяются в Государственной инвестиционной программе на 2001 год, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь.

В статье 41 Закона предусматривается первоочередное финансирование объектов, подлежащих в соответствии с Государственной инвестиционной программой на 2001 год вводу в действие в 2001 году.

Республиканским бюджетом выделается не менее 10% объема государственных капитальных вложений, за исключением средств на кредитование жилищного строительства, осуществляемых в 2001 году, включая субвенции, передаваемые из республиканского бюджета в бюджеты областей и г. Минска, на строительство объектов коммунальной собственности, на финансирование инвестиционных проектов производственных отраслей экономики на конкурсной основе.

• Законом "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" устанавливается следующая очередность включения в отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) сумм налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, из выручки от реализации товаров (работ, услуг): акцизы (для подакцизных товаров); целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, уплачиваемые в соответствии со статьей 11 Закона; отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог, уплачиваемые в соответствии со статьей 23 Закона; налог с продаж автомобильного топлива; налог на добавленную стоимость.Подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 50 за 2000 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость