«Гомельпроект» нацелен на качество
Институт "Гомельпроект" (ныне ОАО "Институт "Гомельпроект") создан в 1988 г. В 1998 г. приступил к созданию системы управления качеством на основе международных стандартов серии 9000. В октябре 1999 г. получил первый в строительной отрасли Республики Беларусь сертификат соответствия на систему управления качеством.
В институте не стоит больше вопрос - а нужно ли заниматься качеством? Сегодня на повестке дня - как заниматься качеством? Ибо сертификация системы качества (СК) в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, по нашему мнению, лишь первый шаг на пути к устойчивому развитию организации.
После сертификации, проанализировав все замечания экспертов, мы составили план дальнейших действий, основные направления которого следующие: роль руководства, подготовка кадров, расширение числа приверженцев идей менеджмента качества, ответственность специалистов, постоянное совершенствование системы.
По нашему убеждению, не только создание и внедрение, но и функционирование системы качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 без лидирующей роли первого руководителя организации просто невозможно. Создать команду единомышленников может только руководитель, понимающий, что реальная команда должна работать по определенным правилам, с высоким уровнем ответственности.
Как известно, качество создается людьми на конкретных рабочих местах. Архитекторы и инженеры разрабатывают проектную документацию. Специалисты других категорий создают условия для возможности их нормальной работы. И если труд любого работника не нацелен, в конечном итоге, на обеспечение качества продукции, то с полной уверенностью можно заявить, что такой работник организации не нужен. Вот почему в очередной раз были внесены изменения в положения о подразделениях и должностные инструкции специалистов, в которых не были четко отражены полномочия, компетентность и ответственность.
Кроме того, чтобы система качества стала саморазвивающейся, необходимо обеспечить высокую эффективность и качество труда каждого работающего (от директора до исполнителя). Мы твердо усвоили - качество начинается с обучения, которое должно гарантировать одинаковое понимание и грамотное, безошибочное выполнение всех видов работ, регламентированных документацией СК. Поэтому наряду с дальнейшим повышением технического уровня специалистов, включая техническую учебу, участие в семинарах, конференциях и т.д., продолжается обучение персонала проблемам менеджмента качества. Для высшего руководства института, руководителей подразделений проводятся специальные занятия по управленческим вопросам. Несколько человек из команды аудиторов прошли повышение квалификации на курсах в Белорусском институте стандартизации и сертификации.
ОАО институт "Гомельпроект" приказом Министерства архитектуры и строительства определен базовой организацией по внедрению системы управления качеством проектирования на основе стандартов СТБ ИСО 9000. Поэтому продолжением работы по подготовке кадров стало создание учебно-методического центра, услугами которого могут пользоваться не только работники института, но и другие заинтересованные специалисты строительного комплекса республики.
В настоящее время успех в работе с людьми становится определяющим для обеспечения качества продукции, для судьбы самого института. Нами поставлена цель: формирование новой производственной культуры. Для этого собираются специалисты разного уровня, которые обучены эффективным методам анализа ситуации, постановки и решения задач. Они рассматривают конкретные проблемы производства по устранению узких мест в процессе проектирования, снижению себестоимости продукции, выявлению неиспользуемых ресурсов и выработке рекомендаций по их использованию.
Решение вопросов качества лежит не только в области техники, но и в области организации и психологии. Рынок предъявляет требования, для которых необходимы не только кардинальная организационно-управленческая перестройка, но и глубокая ломка в сознании и психологии руководителей всех рангов, изменения образа мышления, поведения и характера действий целых коллективов.
Сегодня отношение руководителей всех уровней к процессам принятия решений, выполняемых ими функций, вовлечению рядовых работников в работу по внедрению документов СК, медленно, но все же заметно изменяется. Разработанные процедуры становятся побуждающими для всего коллектива к непрерывному самосовершенствованию в области качества. Естественно, многое еще не получается. Часто сталкиваемся с проблемами определения последовательности, реализации принятых решений, так как самым сложным делом остается разработка механизмов воплощения мероприятий в жизнь и изменение отношения сотрудников к вводимым новшествам. И здесь единственный выход видим в создании критической массы "людей качества", которые способны завершить психологическую перестройку коллектива. Сегодня это задача номер один!
В настоящее время проверки функционирования системы качества - обычное явление. Они осуществляются в соответствии с утвержденными планами аудита. Один раз в полугодие уполномоченным по качеству составляются отчеты о функционировании системы качества в институте.
Понятно, что работа по совершенствованию СК определяется прежде всего острейшей необходимостью создания в организации такого производственного процесса, в котором налажено выявление, сокращение, и, что наиболее важно, предупреждение выпуска некачественной продукции. А это возможно после проведения объективного и регулярного анализа положения дел на предприятии.
Система качества требует постоянного учета, анализа несоответствий и выработки корректирующих и предупреждающих действий. Чего греха таить, в постоянном желании сделать больше и быстрее было не до систематизации и анализа ошибок. Стремление потихоньку исправить их, скрыть создавало мнение, что это никак не испортит качество нашего проекта. Убедились, что это ошибочное мнение, так как влечет за собой повторение старых ошибок, совершение новых. И здесь нам помогла философия системы качества. Оказывается, за ошибки не следует наказывать, их нужно анализировать с целью выявления причин и предотвращения появления в дальнейшем. Для этого составили перечень вопросов по проверке проектно-сметной документации. В его основе лежит анализ допущенных ошибок по замечаниям заказчика, органов экспертизы госнадзора, подрядных организаций. Теперь, прежде чем документация будет передана заказчику, на каждом уровне ее разработки она должна быть проверена исполнителем или проверяющим в соответствии с указанным перечнем. И только в том случае, когда будет замечено, что на определенном уровне допущена ошибка, зафиксированная перечнем, к допустившему ее применяются санкции.
Важным механизмом, обеспечивающим необходимое и возможное совершенствование системы качества, является процесс реализации принятых решений по предложенным изменениям. Практика показывает, что рядовые работники лучше, чем руководители, видят управленческие ошибки, поскольку им приходится исправлять ситуацию.
Благодаря проводимым анализам функционирования системы качества мы пришли к выводу о необходимости выполнения институтом принципиально новых видов деятельности, связанных с проведением маркетинговых исследований, организацией систематического учета и оценки затрат на качество, проведением целенаправленной работы по повышению квалификации заказчиков, применением статистических методов и т.д.
Производственная и оперативная нагрузка по управлению подразделениями не всегда дает возможность руководителям изучить требования стандартов и по достоинству оценить преимущества системы качества, получаемые подразделениями при обеспечении требований действующих документов. Поэтому в институте созданы вспомогательные материалы "Руководителю подразделений для работы в системе качества". В них отражается вся последовательность действий руководителя в технологических процессах в разрезе требований всего комплекса документов системы качества. Аналогичный документ подготовлен и для остальных специалистов.
Мы понимаем, что для существенного улучшения качества проектной продукции, для того, чтобы по-настоящему стать конкурентоспособной организацией, необходимо получать достоверную информацию о фактическом качестве проектной документации, процессов и самой системы качества. Для этого в институте организована систематическая регистрация данных о качестве на различных уровнях, что позволяет анализировать функционирующую систему качества, оценивать реализацию политики руководства в области качества и своевременно принимать соответствующие корректирующие и предупреждающие действия на любом уровне производства.
С целью формирования у сотрудников нового мышления, повышения ответственности за качество и взаимопонимания в совместной деятельности, а также для расширения числа приверженцев идей менеджмента качества создан "Клуб качества".
Во многом благодаря созданию системы качества на основе международных стандартов институту удалось в непростой рыночной ситуации достичь определенных позитивных результатов, в частности:
- обеспечить постоянный рост объемов проектных работ;
- сформировать состав высококвалифицированных специалистов;
- повысить качество разрабатываемой документации (только за период внедрения системы на 24% снизилось количество ошибок в проектах);
- подойти к непрерывной технологии компьютерного проектирования и довести уровень оснащенности специалистов ПЭВМ до 77%;
- первыми в строительном комплексе Республики Беларусь приступить к созданию системы электронного документооборота;
- участвовать в конкурсе на соискание премии Совета Министров Республики Беларусь за достижения в области качества.
Кстати, участие института в конкурсе на соискание премии позволило выявить сильные и слабые стороны производственной деятельности и сопоставить их с уровнем победителей. Реализация принципов самооценки, заложенных в основе конкурса, явилась стимулом к совершенствованию работы института. Постоянное повышение эффективности всех процессов стало принципом деятельности нашей проектной организации.Александр КОПИЛОВСКИЙ, руководитель разработки системы управления качеством, начальник технического отдела ОАО "Институт "Гомельпроект"
В институте не стоит больше вопрос - а нужно ли заниматься качеством? Сегодня на повестке дня - как заниматься качеством? Ибо сертификация системы качества (СК) в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, по нашему мнению, лишь первый шаг на пути к устойчивому развитию организации.
После сертификации, проанализировав все замечания экспертов, мы составили план дальнейших действий, основные направления которого следующие: роль руководства, подготовка кадров, расширение числа приверженцев идей менеджмента качества, ответственность специалистов, постоянное совершенствование системы.
По нашему убеждению, не только создание и внедрение, но и функционирование системы качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000 без лидирующей роли первого руководителя организации просто невозможно. Создать команду единомышленников может только руководитель, понимающий, что реальная команда должна работать по определенным правилам, с высоким уровнем ответственности.
Как известно, качество создается людьми на конкретных рабочих местах. Архитекторы и инженеры разрабатывают проектную документацию. Специалисты других категорий создают условия для возможности их нормальной работы. И если труд любого работника не нацелен, в конечном итоге, на обеспечение качества продукции, то с полной уверенностью можно заявить, что такой работник организации не нужен. Вот почему в очередной раз были внесены изменения в положения о подразделениях и должностные инструкции специалистов, в которых не были четко отражены полномочия, компетентность и ответственность.
Кроме того, чтобы система качества стала саморазвивающейся, необходимо обеспечить высокую эффективность и качество труда каждого работающего (от директора до исполнителя). Мы твердо усвоили - качество начинается с обучения, которое должно гарантировать одинаковое понимание и грамотное, безошибочное выполнение всех видов работ, регламентированных документацией СК. Поэтому наряду с дальнейшим повышением технического уровня специалистов, включая техническую учебу, участие в семинарах, конференциях и т.д., продолжается обучение персонала проблемам менеджмента качества. Для высшего руководства института, руководителей подразделений проводятся специальные занятия по управленческим вопросам. Несколько человек из команды аудиторов прошли повышение квалификации на курсах в Белорусском институте стандартизации и сертификации.
ОАО институт "Гомельпроект" приказом Министерства архитектуры и строительства определен базовой организацией по внедрению системы управления качеством проектирования на основе стандартов СТБ ИСО 9000. Поэтому продолжением работы по подготовке кадров стало создание учебно-методического центра, услугами которого могут пользоваться не только работники института, но и другие заинтересованные специалисты строительного комплекса республики.
В настоящее время успех в работе с людьми становится определяющим для обеспечения качества продукции, для судьбы самого института. Нами поставлена цель: формирование новой производственной культуры. Для этого собираются специалисты разного уровня, которые обучены эффективным методам анализа ситуации, постановки и решения задач. Они рассматривают конкретные проблемы производства по устранению узких мест в процессе проектирования, снижению себестоимости продукции, выявлению неиспользуемых ресурсов и выработке рекомендаций по их использованию.
Решение вопросов качества лежит не только в области техники, но и в области организации и психологии. Рынок предъявляет требования, для которых необходимы не только кардинальная организационно-управленческая перестройка, но и глубокая ломка в сознании и психологии руководителей всех рангов, изменения образа мышления, поведения и характера действий целых коллективов.
Сегодня отношение руководителей всех уровней к процессам принятия решений, выполняемых ими функций, вовлечению рядовых работников в работу по внедрению документов СК, медленно, но все же заметно изменяется. Разработанные процедуры становятся побуждающими для всего коллектива к непрерывному самосовершенствованию в области качества. Естественно, многое еще не получается. Часто сталкиваемся с проблемами определения последовательности, реализации принятых решений, так как самым сложным делом остается разработка механизмов воплощения мероприятий в жизнь и изменение отношения сотрудников к вводимым новшествам. И здесь единственный выход видим в создании критической массы "людей качества", которые способны завершить психологическую перестройку коллектива. Сегодня это задача номер один!
В настоящее время проверки функционирования системы качества - обычное явление. Они осуществляются в соответствии с утвержденными планами аудита. Один раз в полугодие уполномоченным по качеству составляются отчеты о функционировании системы качества в институте.
Понятно, что работа по совершенствованию СК определяется прежде всего острейшей необходимостью создания в организации такого производственного процесса, в котором налажено выявление, сокращение, и, что наиболее важно, предупреждение выпуска некачественной продукции. А это возможно после проведения объективного и регулярного анализа положения дел на предприятии.
Система качества требует постоянного учета, анализа несоответствий и выработки корректирующих и предупреждающих действий. Чего греха таить, в постоянном желании сделать больше и быстрее было не до систематизации и анализа ошибок. Стремление потихоньку исправить их, скрыть создавало мнение, что это никак не испортит качество нашего проекта. Убедились, что это ошибочное мнение, так как влечет за собой повторение старых ошибок, совершение новых. И здесь нам помогла философия системы качества. Оказывается, за ошибки не следует наказывать, их нужно анализировать с целью выявления причин и предотвращения появления в дальнейшем. Для этого составили перечень вопросов по проверке проектно-сметной документации. В его основе лежит анализ допущенных ошибок по замечаниям заказчика, органов экспертизы госнадзора, подрядных организаций. Теперь, прежде чем документация будет передана заказчику, на каждом уровне ее разработки она должна быть проверена исполнителем или проверяющим в соответствии с указанным перечнем. И только в том случае, когда будет замечено, что на определенном уровне допущена ошибка, зафиксированная перечнем, к допустившему ее применяются санкции.
Важным механизмом, обеспечивающим необходимое и возможное совершенствование системы качества, является процесс реализации принятых решений по предложенным изменениям. Практика показывает, что рядовые работники лучше, чем руководители, видят управленческие ошибки, поскольку им приходится исправлять ситуацию.
Благодаря проводимым анализам функционирования системы качества мы пришли к выводу о необходимости выполнения институтом принципиально новых видов деятельности, связанных с проведением маркетинговых исследований, организацией систематического учета и оценки затрат на качество, проведением целенаправленной работы по повышению квалификации заказчиков, применением статистических методов и т.д.
Производственная и оперативная нагрузка по управлению подразделениями не всегда дает возможность руководителям изучить требования стандартов и по достоинству оценить преимущества системы качества, получаемые подразделениями при обеспечении требований действующих документов. Поэтому в институте созданы вспомогательные материалы "Руководителю подразделений для работы в системе качества". В них отражается вся последовательность действий руководителя в технологических процессах в разрезе требований всего комплекса документов системы качества. Аналогичный документ подготовлен и для остальных специалистов.
Мы понимаем, что для существенного улучшения качества проектной продукции, для того, чтобы по-настоящему стать конкурентоспособной организацией, необходимо получать достоверную информацию о фактическом качестве проектной документации, процессов и самой системы качества. Для этого в институте организована систематическая регистрация данных о качестве на различных уровнях, что позволяет анализировать функционирующую систему качества, оценивать реализацию политики руководства в области качества и своевременно принимать соответствующие корректирующие и предупреждающие действия на любом уровне производства.
С целью формирования у сотрудников нового мышления, повышения ответственности за качество и взаимопонимания в совместной деятельности, а также для расширения числа приверженцев идей менеджмента качества создан "Клуб качества".
Во многом благодаря созданию системы качества на основе международных стандартов институту удалось в непростой рыночной ситуации достичь определенных позитивных результатов, в частности:
- обеспечить постоянный рост объемов проектных работ;
- сформировать состав высококвалифицированных специалистов;
- повысить качество разрабатываемой документации (только за период внедрения системы на 24% снизилось количество ошибок в проектах);
- подойти к непрерывной технологии компьютерного проектирования и довести уровень оснащенности специалистов ПЭВМ до 77%;
- первыми в строительном комплексе Республики Беларусь приступить к созданию системы электронного документооборота;
- участвовать в конкурсе на соискание премии Совета Министров Республики Беларусь за достижения в области качества.
Кстати, участие института в конкурсе на соискание премии позволило выявить сильные и слабые стороны производственной деятельности и сопоставить их с уровнем победителей. Реализация принципов самооценки, заложенных в основе конкурса, явилась стимулом к совершенствованию работы института. Постоянное повышение эффективности всех процессов стало принципом деятельности нашей проектной организации.Александр КОПИЛОВСКИЙ, руководитель разработки системы управления качеством, начальник технического отдела ОАО "Институт "Гомельпроект"
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 46 за 2000 год в рубрике экономика