Седьмая архитектурная

25 июня 2000 г. в Венеции открылась VII Международная архитектурная биеннале. Под огромным белым шатром жюри раздавало награды - с этого, как ни странно, началась выставка. Первым к столику жюри вызвали Илью Уткина. 45-летний мастер бумажной архитектуры награжден за лучшие фотоработы. Но "Золотого льва", главный приз фестиваля, унес Жан Нувель, великий французский зодчий конца XX века.

Российский павильон на этой выставке выделялся своей необычностью. Начиная от самого здания, построенного в 1914 г. Щусевым в духе его же Казанского вокзала, и кончая тем, чем наполнили его кураторы Григорий Ревзин, Елена Гонзалес и Семен Михайловский.

В одном зале свою художественную инсталляцию на тему ордера (его обычная тема) показывал архитектор Михаил Филиппов. Конструкцию, вдохновленную сценой театра "Олимпико", построенного Андреа Палладио в соседской Виченце, он сопроводил своими тончайшими архитектурными акварелями-проектами. Вопрос, стоило ли ехать в Италию со своими колоннами, возникал немедленно. В другом зале фотосерию "Меланхолия" показывал Илья Уткин. Фотографии, запечатлевшие разные стадии разрушения и архитектурного распада, он разместил по сторонам квадратной комнаты, подвесив в центре "кресло созерцателя". Еще он показал отличную серию офортов и положил на пол огромную гранитную плиту с рельефом городского плана - то ли макет, то ли надгробие, то ли монументальный литографский камень. Материалы под русским флагом собрались самые натуральные: дерево, акварель, бумага, гравий и камень. Одним словом, море эстетики.

Вдруг, как это бывает на фестивалях, стало ясно, что назревает приз. Дополнительным аргументом стало то, что последние два раза Россия выступала в Венеции очень интересно.

Куратор прошлых показов Юрий Аввакумов успел приучить к тому, что павильон России следует осматривать очень внимательно. На решающем заседании жюри всерьез обсуждали возможность дать премию российскому павильону. Но формулировка главного приза "За лучшую интерпретацию выставочной темы" не оставила шансов работе Ревзина, Филиппова и Уткина. Воинствующая эстетика русских привлекла внимание, но не могла быть награждена по ясным политическим причинам. "Золотого льва" отдали Нувелю, учитывая и его работу, и его репутацию. Точно так же, за карьеру, получили награды равно знаменитые Паоло Солери, Йорн Уотцон и Ренцо Пиано.

Это понятно: биеннале награждает звезд, потому что без них выставка просто не существует. В этом контексте русский приз особенно поразителен ровно потому, что его дали не в корпоративных интересах. Западный архитектор не может строить в России. В этой стране нет ни международных конкурсов, ни заказов для международной архитектурной "мафии".

В российских специалистах никто не заинтересован. Россия может оставаться только поставщиком сырья, идей и истории.

Работы российских архитекторов как раз и произвели успокаивающе приятное впечатление не то чтобы неконкурентоспособности, а абсолютного конкурентонежелания.

И в этом смысле кураторская идея сработала отлично, еще раз показав, что Россия упорствует в поисках собственного пути и упрямо показывает вещи достаточно маргинальные. То, что больше показывать нечего, жюри просто не могло прийти в голову.

В заключение - дайджест прессы.

"The Times" , 27 июня 2000 г.: "...Консерватизм, как весьма часто бывает, оказался наиболее сильным жестом на выставке. У России колоссальный опыт Утопий... Ни одному архитектору Запада не снились такие возможности трансформации города. Одна Утопия крушила другую, волны этики и эстетики проносились над страной, не встречая ни малейшего сопротивления. Каждый Рай оставлял себе руины предыдущего. Павильон содержит фотографии, иллюстрирующие гниение прекрасного наследия и ошеломляющую серию акварелей и рисунков в духе Джона Соуна, авторство которой принадлежит архитектору Михаилу Филиппову, который в свои 45 лет обладает духовной свободой и энергией. Он строит романтическую классику с превосходным художественным качеством в огромных масштабах... "

"The Sunday Times" , 25 июня 2000 г.: "... Только русские в своем подлинно царском павильоне точно указывают на слабость существа всех мероприятий биеннале. Русские смеются усталым смехом. "Новые города"? "Больше этики, меньше эстетики"? Не хотите ли вместо этого "Руину рая"? Автор концепции Григорий Ревзин утомленно констатирует: "Вам нужна новая Утопия, но мы жили в Утопии 70 лет... "

"La Nuova" , 15 июня 2000 г.: "...Русские выходят на поле Утопии, предлагая двух молодых архитекторов-романтиков: Михаила Филиппова и Илью Уткина. Проект Филиппова - живая воплощенная руина - вызывает к жизни тень Пиранези... "

"La Gazettina" , 16 июня 2000 г.: "...А что русские? У них кажется, что время повернулось вспять. С удивительной тщательностью возрождается дух Пиранези: классическая руина, сделанная со вкусом старого времени. Царь Путин довольно улыбается... "По материалам московского архитектурно-строительного портала "Мосархинформ" подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2000 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость