Denkmal-2000: Лейпциг ориентируется на специалистов

С 25 по 28 октября в Лейпциге в четвертый раз состоялась Европейская специализированная выставка “Памятник — 2000”. Это единственная в мире выставка, которая комплексно раскрывает темы реставрации памятников и обновления городов.

К сожалению, сегодня лишь немногие из белорусов могут позволить себе посещение профессиональных выставок в Германии, несмотря на то, что европейские выставки играют прежде всего роль внутриотраслевого интегратора профессионального опыта, несут в себе колоссальный информационный заряд и необходимы специалистам как воздух. Такая выставка, как “Памятник”, позволяет взглянуть на профессию строителя несколько более одухотворенно и возвышенно.
Реставраторы старинных домов, исторических улиц и площадей городов, замков и парков — романтики, но они же и строители. Они также имеют дело с инженерной подготовкой, кирпичами и известкой, красками и лаками. Профессия строителя — благородное занятие, но стремление сохранить лучшее из построенного руками человека, зачастую в конфликте с требованиями конъюнктуры, говорит уже о профессиональной зрелости строителя. По этому поводу у немцев есть притча. Молодой честолюбивый композитор в начале своего творчества восклицает: “Только я!”. Становясь старше, он констатирует “Я и Моцарт”. Будучи зрелым композитором он, с глубоким уважением говорит “Только Моцарт!”

Выставка “Denkmal” сегодня
Выставка “Памятник” — это прежде всего очень красивая выставка: цветные витражи, колонны, настенная роспись, макеты замков и городов. По ней можно гулять, как по экзотическому парку, в котором собраны жемчужины европейской архитектуры от античных древностей до наших дней.
Традиционно на этой выставке можно ознакомиться как с приемами реставрации отдельных элементов памятников, так и с концепциями проведения реставрации, охраны не только объектов, но даже целых городов. Ключевой темой “Памятника-2000” стали парки и сады, что нашло свое отражение не только в оформлении стендов выставки, но и в программе проведения конгрессов, организации выставочных экскурсий. Например, экскурсия в Верлицкий дворец предусматривала знакомство с парковым ансамблем дворца.
В рамках выставки состоялись конгрессы, коллоквиумы, семинары, вручение призов специалистам и организациям — всего около 50 мероприятий.
Среди прочих, 26 октября состоялся “День России” — семинар, на котором российские реставраторы и специалисты в инженерно-технической области рассказали об объектах, технике и технологиях охраны памятников культуры и архитектуры.
Это не первый подобный семинар. Первый состоялся в 1998 году. По словам директора Лейпцигер Мессе ГмбХ г-на Дорншайдта, российские организации и фирмы все активнее принимают участие в выставке (в 1998 году они занимали 110 кв.м. площади, а вэтом году — 300). Причем тон задают реставраторы из С.-Петербурга. Впервые приняли участие в выставке Управление по охране памятников Москвы и реставрационная фирма “Ресма”, которая занималась воссозданием храма Христа Спасителя в Москве. Наиболее крупными иностранными участником выставки были Австрия, Нидерланды, Венгрия. Белорусских экспонентов я на выставке не увидела.
В рамках выставки 1998 года стартовала биржа обучения и повышения квалификации специалистов по уходу и сохранению архитектурного наследия. В этом году биржа открылась во второй раз.
Кроме этого, составной частью “Памятника” с 1996 года является биржа памятников. На ней исторические здания, находящиеся в государственной или частной собственности, предлагаются на продажу или для использования под другие цели. В этом году в списке было предложено около 500 объектов. Новинкой программы этого года стала открытая дискуссия о роли государственной охраны памятников.
Параллельно с симпозиумом ЮНЕСКО “Мировое наследие и молодежь” на выставке проводился День молодежи.
Даже в последний перед закрытием день на выставке было множество народа. Не только потому, что она действительно была очень нарядной, яркой и будившей эмоции.
Посетители могли не только посмотреть, потрогать руками выставленные образцы и получить небольшой подарок на стендах, но и попробовать себя в качестве реставратора, высказать свободно свое мнение. Оживленность и заинтересованность посетителей — таковы первые поверхностные свидетельства того, что выставка удалась.

Шаг навстречу запросам рынка
Выставка “Памятник” в свое время была выделена из общей тематики строительной выставки Лейпцига (Baufach) благодаря своей оригинальной и актуальной концепции. И уже в первый год своего проведения (1994) была признана удавшейся. Интересно, что эту идею “подарили” лейпцигской выставочной компании польские экспоненты строительной выставки.
Лейпцигская строительная выставка, в лоне которой зародился “Памятник”, в свою очередь является одной из крупнейших строительных выставок в Европе. В концепции предстоящей “Baufach-2001” предусмотрено уделить особое внимание профессионалам и особенно — теме высоких технологий (хай тек) в строительстве. С целью создать лучшие условия для общения профессионалов и подачи специализированной информации посетителям будет предложена такая новинка в работе выставки, как введение дней только для посетителей-специалистов. С этой же целью по-новому будут организованы конгрессная программа и специальные показы. Основой для такой инновативной концепции выставки послужила информация: 84% посетителей “Baufach-1999” были именно специалистами в различных областях строительства.

Хочешь жить — умей вертеться, или почему лейпцигская ярмарка из универсальной стала специализированной
В заключение хотелось бы сказать немного о самой выставке. Лейпциг, через который в силу его географического расположения издревле проходили важнейшие торговые пути, традиционно считается центром ежегодных ярмарок, известным с 13 века. Ярмарка в те давние времена была средоточием купеческой торговли.
Конец 19 века расширил и изменил значение ярмарки. В 1895 году из площадных торгов она превратилась в выставку образцов. Тогда же был издан первый официальный каталог адресов участников выставки. Ежегодно весной и осенью в Лейпциге представлялось большое количество образцов промышленной и ремесленной европейской продукции: от техники и металлоизделий до игрушек и музыкальных инструментов. На основе этих образцов и заключались сделки. Ярмарка стала центром информационного обмена в Европе.
В конце 80-х — начале 90-х годов 20 столетия Лейпцигская ярмарка — совсем недавно гордость стран-членов СЭВ, — оказалась под угрозой исчезновения. После падения Берлинской стены выставка начала терять былую эксклюзивность в торговле между Востоком и Западом. Границы оказались открытыми для торговых сделок, и Лейпциг почувствовал жесткий напор международной конкуренции.
Но недаром саксонская способность к адаптации вошла в поговорку. Вместо двух универсальных ярмарок, проводившихся ежегодно весной и осенью, новое руководство выставочной компании разработало концепцию приблизительно 30 специализированных выставок в год.

“Хрустальный” дворец
Обидно. Ах как обидно, что наши строители-профессионалы не могут воочию увидеть совершенные в архитектурном, инженерном и дизайнерском отношении здания новой выставки в Лейпциге. Здесь вспоминаешь, что архитектура — это застывшая музыка. Входя под просторные ажурные своды, полные света, испытываешь чистую радость, которую я без смущения назвала бы духовной. Таково воздействие этого здания — распахнутых ворот в будущее.
В 1991 году было принято решение о строительстве нового ярмарочного комплекса. Городские власти поддержали инициативу и выделили землю на севере Лейпцига. Новый ярмарочный комплекс был построен в рекордно короткий срок. За неполных три года в Саксонии удалось создать самый современный экспоцентр в Европе. Инфраструктура и сервис комплекса включают в себя систему внутренних маршрутных автобусов, рестораны, почту, транспортное бюро, представительства авиакомпаний, сеть магазинов, бюро переводов, детские комнаты, места отдыха и многое другое.
Особое преимущество выставки — в оптимальной логистике транспортного обслуживания, в том числе организации парковок.
Кроме стеклянного холла, помещений для подписания контрактов и проведения конгрессов, лейпцигская выставка располагает пятью выставочными залами, что позволяет проводить одновременно несколько выставок и ярмарок. Так, например, в дни “Памятника-2000” проходили ярмарка недвижимости “Immobilien” и европейская выставка регионального развития “Euregia”. Причем последняя имела самое важное значение и заслуживает отдельного рассказа. Тематически все выставки связаны друг с другом. С точки зрения маркетинга выставочно-ярмарочной деятельности, это очень удачный подход: не только потому, что совпадение во времени выставок, имеющих отношение к проблемам одной отрасли, производит синергетический эффект в восприятии информации, а прежде всего потому, что позволяет привлечь наибольшее количество посетителей, которые просто экономят свое время, получая при этом максимум пользы.
Центральный входной холл нового комплекса — уникальная для Европы конструкция из стекла и металла. Прообразом проекта послужили характерные для 19 столетия “хрустальные дворцы” Лондона, Парижа и Мюнхена, использовавшиеся по большей части для проведения всемирных выставок.
Контрапунктом архитектуры стеклянного павильона является второй входной холл, соединенный с первым полусферическим переходом-галереей из стекла. Холл, называемый иначе форумом, представляет собой куб с красивыми коллонами и плоской прозрачной кровлей.
Когда вы вступаете из галереи на перекресток террас и с высоты можете обозреть все здание, первое, что вас поражает, — свобода и легкость пространства. Естественный световой поток позволяет расти аллеям из экзотических деревьев внутри помещения.
Наличие водоемов по ту сторону прозрачных стен еще больше усиливает ощущение свободы и совершенной простоты. Именно совершенная простота примененных материалов и конструкций помогает не отвлекаться вниманию от содержания экспозиций. Места хватает даже для тех посетителей, которые предпочитают путешествовать по выставке на легких серебристых роллерах (самокатах). Летящий шаг молодых людей — это ли не выражение динамичности будущего, которое всего лишь на шаг впереди нас?

Светлана ГЛАЗКОВА


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 44 за 2000 год в рубрике выставки

©1995-2024 Строительство и недвижимость