О польской отрасли строительного машиностроения

Отрасль промышленности, касающаяся производства строительных машин и оборудования, стала развиваться в Польше после 1945 г. В определенной степени новорожденная отрасль использовала потенциал польских предприятий, которые успешно работали в предвоенный период - "Huta Stalowa Wola", "Zaklady Mechaniczne Labedy" (Гливице"), "Parowoz" (ныне "Warynski", Варшава), - и были расширены и модернизированы.

После 1970 г. благодаря значительным инвестициям, в частности, приобретению лицензий более 20 зарубежных фирм, а также развитию соответствующей польской научной и технической базы, в стране было отмечено стремительное развитие промышленности строительных машин и оборудования.

Между 1965 и 1981 гг. отрасль развивалась в форме так называемых федераций, таких, как "Bumar", "Zremb" и "Madro", которые включали в общей сложности около 70 предприятий.

Продукция всех этих предприятий охватывала все ассортиментные группы - от строительных и землеройных машин до внутризаводского транспорта. Помимо производителей машин и готового оборудования отрасль сотрудничала с рядом предприятий, изготавливавших специальные виды узлов - части гидросистем, гидроцилиндры, узлы трансмиссий, а также электронные системы управления и защиты. Польская отрасль строительного машиностроения заняла достаточно значимую позицию среди мировых лидеров данного бизнеса. Установлено, что между 1979 и 1989 гг. отрасль находилась на 10-12 месте по объему производства и экспорта, а также по ассортименту предложений. В 1989 г. предприятиями отрасли было выпущено в общей сложности около 7 тыс. машин мощностью более 30 кВт, в том числе примерно 500 колесных кранов, 1500 экскаваторов, 400 гусеничных бульдозеров, 2200 колесных погрузчиков. Примерно 60% всей этой техники конструировалось в экспортном варианте и предназначалось для поставок в страны бывших СССР и СЭВ.

После 1989 г. данный сектор польской экономики пережил кризис, который был связан с потерей восточных рынков с одной стороны и привлекательности для инвесторов собственно польского рынка - с другой. Между 1991 и 1996 гг. объем производства готовых машин уменьшился на 30-40% по сравнению с показателем 1989 г. Только в 1995 г. удалось выйти на показатель, составляющий 3 тыс. готовых машин мощностью 30 кВт.

В то же время ведущие специалисты отрасли развивали сотрудничество с западными производителями строительных машин - как из США, так и из стран Евросоюза (преимуществено в области поставки сварных конструкций). Благодаря этому развивалась сама отрасль, был сохранен базовый производственный потенциал. По имеющимся данным, из действовавших в 1989 г. 70 фирм удалось сохранить около 40. На этих предприятиях занято 25 тыс. работников, причем на крупнейших из них - 15 тыс.

В соответствии с данными Главного статистического управления (GUS) страны сегодня в Польше зарегистрировано более 1000 фирм, имеющих отношение к машиностроению, численность персонала 229 из которых превышает 20 человек.

Наиболее слабые фирмы были ликвидированы, часть заводов перепрофилирована. Все без исключения предприятия подверглись серьезной реструктуризации. В итоге их производственные мощности, уровень занятости и менеджмент были приведены в соответствие с новыми требованиями. Большинство фирм сделалось совместными предприятиями и обществами с ограниченной ответственностью, а некоторые - холдингами. На текущий момент выжившие предприятия обладают значительным потенциалом, продажная же их цена составляет 10% суммарной цены всего машиностроительного сектора.

Итак, сегодня польская промышленность строительного машиностроения предлагает гусеничные и колесные экскаваторы, гусеничные и колесные погрузчики, гусеничные бульдозеры, колесные краны, мобильные подъемники, сборные транспортеры, бетономешалки, в том числе мобильные, бетононасосы, вибраторы для бетона, сваебойное и буровое оборудование, бетоноломы, трэйлеры специального назначения, думпкары, инструменты и оборудование для производства отделочных работ, компрессоры, инструменты и оборудование для дорожного строительства.

Ряд предприятий изготавливает узлы специального назначения - гидроцилиндры, части гидросистем, электрифицированные коробки переключения передач, ведущие оси, а также электронные системы управления и защиты.

Коротко о продукции, изготавливаемой наиболее крупными производителями отрасли.

"Huta Stalowa Wola SA", что в Сталевой Воле, производит в основном технику для разработки, перемещения и погрузки грунта. Конструирование машин осуществляется в сотрудничестве с американо-японским консорциумом "Komatsu-Dresser", специалисты которого помогают "HSW" в достижении высокого мирового уровня. В настоящее время продукция предприятия реализуется через дистрибьюторскую сеть "Ko-matsu-Dresser". Это гусеничные бульдозеры мощностью от 52 до 388 кВт, гусеничные погрузчики мощностью 106 кВт и объемом ковша 1,72 м3, колесные погрузчики мощностью от 69 до 309 кВт и объемом ковша от 1,15 м3 до 6,5 м3, трубоукладчики мощностью от 130 до 238 кВт и грузоподъемностью от 33 до 100 т, а также два типа машин для разрушения - барабанные и челюстные (последние - с гидроприводом, позволяющим развивать усилие от 80 до 150 т).

Механический завод "Bumar Labedy SA", что в Лабендах, также изготавливает в основном оборудование для разработки, перемещения и погрузки грунта, а также подъемно-транспортное оборудование. Думпкары изготавливаются совместно с международным холдингом "Euclid-Hitachi Heavy Equipment", а экскаваторы с гидроприводом и колесные краны - на основе польских разработок. Грузоподъемность колесных кранов мощностью 200 кВт - 50 т, радиус действия стрелы - 3 м. Мощность двигателя гусеничного экскаватора Brawal 1611 - 175 кВт, объем ковша - 1,6 м3, вес - 32 т. Для экскаватора Brawal 4011 эти цифры составляют соответственно 2х132 кВт, 4,0 м3 и 65 т (возможно оснащение сменными ковшами объемом 5,0 и 7,0 м3). Мощность двигателя думпкара Euclid R-32 - 295 кВт, грузоподъемность 33 т, Euclid R-36 - соответственно 320 кВт и 37 т.

Варшавская холдинговая группа "Bumar-Warynski SA" предлагает широкий ассортимент колесных и гусеничных экскаваторов. Модернизацию экскаваторов с меньшим объемом ковша специалисты завода произвели самостоятельно, а с большим - в рамках сотрудничества с коллегами из немецкой фирмы "Fuchs". Мощность двигателя экскаватора-погрузчика весом 6,5 т - 51,4 кВт, объем ковша погрузчика - 0,9 м3, экскаватора - 0,21 м3. У аналога весом 7,65 т, оснащенного электрифицированной коробкой переключения передач трансмиссии, объем ковша погрузчика - 1,1 м3, мощность двигателя - 56 кВт. Объем ковша колесных экскаваторов - 0,5 и 0,8 м3, мощность двигателя - 56,5 и 80 кВт, для гусеничных экскаваторов эти цифры составляют 0,5, 0,8 и 1,25 м3 и 56,5, 100 и 112 кВт соответственно. Вроцлавский механический завод "Fadroma SA" - известный польский производитель колесных экскаваторов, используемых как в строительстве, так и в горнодобывающей промышленности. Модернизацию машин осуществили специалисты предприятия. Производственная программа "Fadroma" включает строительные экскаваторы объемом ковша 1,5 и 1,8 м3 и горные экскаваторы объемом ковша 1,6, 2,5 и 3,5 м3.

Завод строительных машин и двигателей "Fablok SA", что в Хржанове, изготавливает колесные краны грузоподъемностью 28 т, конструкция которых была разработана польскими инженерами и техниками. Другие базовые технологические параметры кранов: мощность двигателя - 178 кВт, радиус действия - 3 м.

Завод строительных машин "Famaba", что в Глогуве, выпускает различные типы колесных кранов на базе шасси массовых серий. Мощность двигателей этих машин, сконструированных польскими инженерами и техниками, - от 110 до 179 кВт, грузоподъемность - от 8 до 40 т, радиус действия - 3 м.

Завод строительных машин "Bumar Koszalin" находится, как это следует из названия, в Кошалине и специализируется на изготовлении бетономешалок, пожарных лестниц и монтажных подъемников грузоподъемностью от 1,9 т и максимальной высотой подъема от 10 до 40 м. Вся техника сконструирована специалистами предприятия.

Завод строительных машин "Bumar-Proma" находится в Лохуве. Здесь выпускаются экскаваторы, погрузчики и саморазгружающиеся тележки на основе базовых моделей, разработанных специалистами завода. Мощность двигателя экскаватора-погрузчика на базе трактора - 44,5 кВт, объем ковша экскаватора - 0,16 м3, погрузчика - 0,6 м3. Мощность двигателя тележки - 13,2 кВт, объем думпкара - 0,65 м3, грузоподъемность - 1,6 т.

Машиностроительный завод "Lezajsk" в Лежайске же и находится. Здесь делают питающиеся от аккумуляторов электрокары и мобильные бетономешалки на базе технологической документации фирмы "Stetter".

Стжижувский машиностроительный завод так и называется "Strzyzow". Данное предприятие предлагает обширную гамму стационарных и мобильных компрессоров с электрическими и дизельными двигателями.

Механический завод "Legmet Sp. z o. o.", что в Легнице, - предприятие холдинговой группы "Польская медь". Здесь изготавливается оборудование для оснащения медных рудников. Недавно предприятие приступило к выпуску специализированного строительного оборудования - сваебойного и рисайклингового, то бишь бетоноломов.

Еще одно предприятие, входящее в "Польскую медь", - нижнесилезский машиностроительный завод "Zanam Sp. z o. o.", что в Польковице. Здесь, помимо основной продукции, предназначенной для горнодобывающей промышленности, начали изготавливать колесные погрузчики (объем ковша - 1,6 м3, мощность двигателя - 88 кВт).

Предприятия бывшей федерации "Zremb" выпускают бетононасосы, сваебойное и буровое оборудование, трейлеры, бетоноломы, башенные краны.

Некоторые предприятия бывшей федерации "Madro" - дорожную технику (асфальтоукладчики, катки), а также бетономешалки.

Наконец, самое простое строительное оборудование изготавливается множеством малых предприятий Польши.По материалам "Poznan Fair Magazine" подготовил Сергей ЗОЛОТОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2000 год в рубрике del - машины и механизмы

©1995-2024 Строительство и недвижимость