Рынок стройматериалов и строительных машин в Москве и Московской области

По информации отдела торгово-экономического сотрудничества с Москвой и Московской областью Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации публикуем прогнозно-аналитический материал о состоянии рынка керамической плитки, кирпича, шифера, а также строительных машин и механизмов.

Керамическая плитка

Емкость рынка керамической плитки в последние четыре года отличалась достаточной стабильностью.

Особенность заключается в том, что при увеличении емкости рынка произошло замещение существенной доли импорта продукцией российских производителей. В течение 2000 года ожидается дальнейший рост производства керамической плитки.

В общем объеме отечественного производства плитки для полов соотношение между глазурованной и неглазурованной плиткой ориентировочно составляет 55:45. То же соотношение в производстве фасадной плитки находится на уровне 90:10. С учетом этих соотношений емкость рынка глазурованной плитки примерно равна 39 000 тыс. кв. м, а емкость рынка неглазурованной плитки - 5 850 тыс. кв.

В первую очередь отмечается существенный рост в 1999 году производства как глазурованной облицовочной плитки, так и плитки для полов. По сравнению с небольшим ежегодным приростом производства в течение 3-х лет (по 4-5% в 1996-1998 гг.) прирост в 1999 году составил 40-50%.

Основной фактор этого роста - последствия финансового кризиса 1998 года, вызвавшего резкое подорожание импортной продукции. Кроме того, увеличился выпуск качественной продукции отечественных производителей, вполне удовлетворяющей потребности большей части российских потребителей.

Объем выпуска фасадной плитки, неуклонно сокращавшийся в последние три года, впервые вырос на 11%. Емкость рынка глазурованной керамической плитки за 1999 год немного возросла и составляет 39,0 млн кв. м, а емкость рынка неглазурованной плитки увеличилась более чем на 10% и равна 5,9 млн кв. м.

В 2000 году продолжается рост производства керамической плитки, что подтверждается результатами деятельности предприятий отрасли в первом полугодии 2000 года. Прирост производства плитки облицовочной составил примерно 17% по отношению к тому же периоду 1999 года.

Поставки плитки глазурованной в Россию в 1999 году составили 5 850,1 тыс. кв. м, а неглазурованной - 1 548,6 тыс. кв. м. На Европейскую часть приходится около 80% прямых поставок по импорту. В свою очередь, в Европейской части около 40% ввозимого объема приходится на Москву и Московскую область.

Реальное потребление импортной продукции в Московском регионе складывается в результате баланса транзитных поставок: часть ввозимого товара уходит в другие регионы, однако при этом дополнительно на местный рынок поступает продукция из других субъектов Российской Федерации (в частности, за счет Калининграда, Алтайского края и Ингушетии). Всего импортом керамической плитки занимаются: глазурованной плитки - около 1250 фирм и физических лиц; неглазурованной плитки - около 500 фирм и физических лиц.

На рынке импортной глазурованной плитки существенно усилились позиции Китая, поднявшегося с 7-го на 2-е место. В то же время Польша с третьей позиции в 1998 году переместилась на 8-ю.

В конце 1997-го - начале 1998 гг. объем импорта составлял 1200-1400 тыс. кв. м в месяц, в 1999 году - 400-600 тыс. кв. м в месяц. На протяжении 2000 года можно ожидать дальнейшего сокращения импорта из дальнего зарубежья.

При формировании уровня оптовых и розничных цен на российскую плитку базой являются отпускные цены заводов-изготовителей. Нижний предел цен на глазурованную плитку определяется заводами Европейской части России. Они выпускают плитку по традиционным технологиям, не имеют обязательств перед иностранными инвесторами и соответственно предлагают продукцию невысокого качества. Транспортная составляющая в цене на керамическую плитку принята на основе данных Госкомстата РФ за 1999 год в размере 10%.

Нижний уровень розничных цен в различных магазинах и торговых фирмах Москвы на керамическую плитку (как глазурованную, так и неглазурованную) - 120-150 руб. за кв. м. Розничная цена на импортную керамическую плитку в среднем в 2,5 раза превышает заявленную контрактную стоимость.

Анализируя абсолютные показатели, можно определить нижнюю границу диапазона розничных цен на неглазурованную плитку из Италии и Испании. Она находится в пределах 10-16 долл./кв. м.

Кирпич и шифер

Самый обширный сегмент рынка строительного кирпича - это жилищное строительство. Жилые дома от общего количества вновь возводимых зданий составляют 67%. Несмотря на падение объема инвестиций, в 1999 году в России сдано в эксплуатацию более 32 млн кв. м жилья, или 104,3% к 1998 году. Подобная тенденция наблюдается и в текущем году.

Наибольший рост объемов отмечен в индивидуальном строительстве, которое приобретает все большее распространение не только на селе, но и в городе. Рост доли индивидуального строительства идет практически по всем областям России. В 1999 году индивидуальными застройщиками построено 13,8 млн кв. м жилья. При этом рост ввода индивидуального жилья составил 114,6% к уровню 1998 года, а его доля в общем объеме ввода жилых домов достигла 43,3%.

Спрос на строительный кирпич в России удовлетворяется преимущественно за счет кирпича отечественного производства. Объемы экспорта и импорта кирпича незначительны, они составляют доли процента от общероссийского объема производства и не оказывают существенного влияния на внутренний рынок.

Кирпич в России производится на более чем 830 предприятиях, которые распределяются равномерно по всей территории страны. Нет в России ни одной области, республики или края, где бы не производился строительный кирпич. Большинство специализированных кирпичных заводов - это предприятия небольшой производственной мощности, использующие местное сырье и имеющие рынок сбыта своей продукции в радиусе 50 км от предприятия.

При общем увеличении объема выпуска кирпича в России в некоторых районах темпы роста производства были на 10% выше общероссийского уровня. В Центрально-Черноземном районе рост составил 18,3%; Северо-Кавказском - 16,2%; Поволжском - 15,8%; Центральном - 5,5%.

Наибольшие объемы производства в 1999 году отмечены в Краснодарском крае; республиках Башкортостан и Татарстан; в Московской, Самарской, Нижегородской и Ростовской областях.

В 2000 году, по оценкам экспертов, производство кирпича может увеличиться на 4-6% по сравнению с 1999 годом.

Вероятность роста спроса на строительный кирпич при улучшении общеэкономической ситуации в России весьма высока.

Шифер - традиционный кровельный материал для России. В структуре наличного фонда кровель жилого сектора, например, шифер, составляет, по экспертным оценкам, около 90% от суммарной площади всех скатных крыш. Около 60% ежегодно производимого шифера идет на удовлетворение потребностей нового жилищного строительства, а также на ремонт имеющихся шиферных кровель жилищного фонда.

По расчетам, в 2000 году производство шифера возрастает (в сравнении с 1999 годом) не менее чем на 5-8 %. Однако, как и в предыдущем году, проблемой отрасли остается невозможность полного удовлетворения постоянно растущего спроса на мелкоразмерные и окрашенные шиферные листы.

Наибольшие объемы продаж шифера приходятся на Уральский, Северо-Кавказский, Поволжский и Центральный районы.

Цены на шифер значительно ниже цен на другие виды кровельных материалов, что в нынешней экономической ситуации является одним из самых существенных преимуществ. Так, цена кровельного железа примерно в 5 раз выше цены на шифер. Цена керамической и цементно-песчаной черепицы превышает цену шифера в 79 раз (в зависимости от вида и производителя). Металлочерепица дороже шифера более чем в 20 раз.

При сопоставлении с другими видами кровельных материалов самым существенным недостатком шифера часто считают то, что одним из сырьевых компонентов для его производства является асбест.

В последние десятилетия в странах Западной Европы была развернута активная антиасбестовая кампания, объявившая асбест вредным для здоровья.

Сегодня рынок шифера - это устойчивый сегмент сбыта для отечественных предприятий-производителей. Благодаря ему они сохранили основные производственные мощности и имеют широкий круг покупателей.

Строительные машины и механизмы

Сложившаяся тенденция сокращения удельного веса крупного промышленного строительства обусловила рост спроса на технику средней и малой мощности.

По официальной статистике, в России функционирует более 150 тысяч строительных организаций, из которых 140 тысяч - предприятия малого бизнеса (с числом работников менее 50 человек). Общая численность работающих в строительстве составляет 6,5 млн человек.

За последние годы произошел существенный спад в производстве российских строительных машин и механизмов. Если в 1991 году было произведено 21,1 тысячи экскаваторов и 11,7 тысячи бульдозеров, то в 1999 году 2571 экскаватор и 2426 бульдозеров. Даже с учетом импорта (например, по тракторам объем импорта составляет порядка 30% от объема российского производства) действующий парк строительных машин и механизмов сократился на 35-40%.

Сокращение парка строительных машин сопровождалось его старением. В настоящее время удельный вес машин с истекшим сроком службы составляет: экскаваторы - 38%; бульдозеры - 47%; скреперы - 48%; передвижные краны - 45%. В результате износ основных фондов достиг критической величины, превысив 50-процентный рубеж.

По экспертным оценкам, парк машин и механизмов современных строительных организаций должен состоять на 60% из мобильной техники малой мощности. Тогда как в действительности ее сейчас не более 30%.По материалам Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации подготовил Владимир КИНЧИКОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 43 за 2000 год в рубрике новости

©1995-2024 Строительство и недвижимость