К вопросу о присуждении Государственных премий в области литературы, искусства и архитектуры

Поиск истины не есть поиск желательного.Альбер Камю

Присуждение государственных премий в сфере художественной культуры всегда было и остается значительным событием не только для лауреатов, но прежде всего - для нации в целом в плане ее культурного самоопределения и самооценки, той самооценки, в свете которой ее будут воспринимать в дальнейшем остальные нации. Вот почему так важно, чтобы, с одной стороны, конкурс на получение премий носил не формальный характер, и в каждом виде творчества круг соискателей был как можно шире, а с другой стороны, нельзя ошибиться в выборе лучших произведений: это, вне всякого сомнения, должны быть действительно высшие достижения художественной мысли не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом. Таким образом национальные премии могут стать мощным инструментом утверждения нашей страны на международной арене как современной высококультурной державы.

Каково же было наше удивление, когда в списке подкомитета по Государственным премиям Республики Беларусь в области литературы, искусства и архитектуры мы обнаружили одну-единственную работу по архитектуре, отобранную на конкурс 2000 года... "за ўнiверсальную адкрытую архiтэктурна-будаўнiчую сiстэму шматпавярховых жылых i грамадскiх будынкаў новага пакалення". Простите, но причем здесь искусство? Ведь существуют премии в сфере науки и техники. Не отбирайте же у зодчих их единственный шанс утвердиться в области гуманитарной культуры. Нас и так уже на протяжении последних 40 лет настойчиво вытесняют из нее, отводя роль молчаливых технических исполнителей. Нас и так уже давно путают со строителями. После происхождения ТАКОЙ премии нас перестанут уважать совсем не только работники художественной культуры, не только наши зарубежные коллеги, но и рядовые потребители нашей "продукции" (назвать это искусством язык не поворачивается). Не прибавит это, поверьте, авторитета и нашей стране.

Что же касается технической новизны системы безригельного каркасного домостроения (а речь идет именно о ней), то в разрезе мирового опыта она более, чем сомнительна. Французский инженер Франсуа Геннебик запатентовал подобную систему в 1892 году. Парижский архитектор и строитель Огюст Перре реализовал в ней в самом начале ХХ столетия ряд известных построек, а великий Корбюзье в начале 20-х годов соединил с этой системой ряд своих объемно-планировочных принципов, блестяще реализовав их в своих загородных виллах, известных каждому студенту-архитектору. В последние годы аналогичные конструкции в сборно-монолитном варианте нашли широкое применение в Российской Федерации. Как же посмотрят на нас цивилизованные народы, если мы сегодня будем выдавать за художественное откровение заимствованную и еще очень несовершенную у нас строительную систему, конкретные реализации которой пока очень далеки от архитектурных шедевров?

Все это тем более достойно сожаления, если учесть, что в последние годы, несмотря на сложнейшую экономическую ситуацию, нашими зодчими все же реализован ряд работ, способных представлять страну на международной арене. Очень хотелось бы, чтобы на них обратил свое внимание подкомитет по Государственным премиям Республики Беларусь в области литературы, искусства и архитектуры.Архитекторы ГП "Институт Минскпроект",всего 13 подписей


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2000 год в рубрике архитектура

©1995-2024 Строительство и недвижимость