О польском экспорте и импорте строительной техники
Группа продукции польских предприятий, включающая строительные машины, оборудование и инструменты, может быть подразделена на множество подгрупп по типам и функциям. Продолжает оставаться существенным польский производственный и экспортный потенциал в данной области. Тем не менее сегодня основные производственные фонды, базовые мощности и персонал компаний, производящих строительную технику, загружены не на 100%. Основная причина состоит в сворачивании в Польше крупных строительных проектов, в том числе транспортных и жилищных, а также в падении спроса на данную продукцию в ряде постсоветских стран.
В то же время в последние годы наблюдается рост импорта легкого строительного оборудования, инструментов и недорогих подержанных машин и механизмов из стран Евросоюза.
В течение первых 10 месяцев 1999 г. объем зарубежных торговых операций Польши в области строительных машин и оборудования составил $529,6 млн, в том числе экспорта - $231,2 млн и импорта - $298,4 млн. Несмотря на значительное (27,5%) падение импорта, торговый баланс оказался отрицательным (дефицит составил $67,2 млн). Экспорт также уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но падение его оказалось гораздо меньшим (4,2%).
Основную долю данного сектора экспорта составили собственно строительные машины и оборудование (41,1%), суммарный процент вывезенных бульдозеров, грейдеров и экскаваторов - 32,6%, подъемно-транспортных машин - 18,6%.
Внимания заслуживает достаточно высокий процент экспорта запчастей, необходимых для эксплуатации большого количества строительных машин, которые с 1989 г. определенным образом составляли специфику польского промышленного экспорта. Данная продукция направлялась преимущественно в страны бывших СССР и СЭВ, однако часть ее - и в развитые страны, например, в США.
Основную часть импортируемой строительной техники составляли бульдозеры, грейдеры и экскаваторы (31,5%), на долю подъемно-транспортного оборудования приходилось 30,8%, запчастей - 20,3%.
Примерно такую же картину составляла структура экспорта, разница же состояла в том, что запчастей импортировалось примерно вдвое меньше, чем экспортировалось.
Остальные виды строительных машин и оборудования включали спецтранспорт (автобетономешалки и автокраны).
Во всех случаях цифры импорта превышали цифры экспорта. И как среди импортируемых, так и среди экспортируемых продуктов количественным лидерами были различные виды ручного электроинструмента (который, как известно, находит применение не только в строительной отрасли). Дефицит торговли ПНР с зарубежными странами составлял $49,7 млн.
Основными торговыми партнерами Польши в области строительных машин и оборудования были следующие страны.
В группе бетономешалок - Германия (экспорт 70,8%, импорт 60%), электроинструментов - Германия (35,2% и 29,7%), США (экспорт 8,3%), Китай (импорт 14,8%), Великобритания (импорт 10,5%), автокранов - Германия (94,0% и 70,3%), автобетономешалок - Германия (100% и 82%), краскопультов и штукатурного оборудования - Германия (31,5% и 16,4%), СССР, позже Россия (экспорт 24,4%), Италия (импорт 15,8%) и Франция (импорт 13,9%). Очевидно, наиболее крупным партнером Польши являлась Германия.
Роль основных видов строительного оборудования во внешней торговле Польши
В соответствии со сложившейся уже достаточно давно спецификой польского строительного машиностроения основным производимым здесь строительным оборудованием было тяжелое - бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и запчасти к ним.
Экспорт многих из этих машин в СССР (а позже в СНГ) был обусловлен необходимостью реализации гигантских инвестиционных проектов. Распад СССР, изменение условий торговли с постсоветскими странами и экономический кризис вызвали прекращение многих экспортных контактов.
Сегодня наиболее существенными статьями экспорта являются фронтальные гусеничные бульдозеры ($58,1 млн) и самоходные фронтальные погрузчики ($15,3 млн).
Объем экспорта этих двух типов техники составляет 97,3% всего экспорта строительных машин. Основные статьи импорта в данной отрасли - самоходные фронтальные погрузчики ($31,8 млн), экскаваторы, в том числе с грейферными ковшами ($24,2 млн), а также роторные канавокопатели ($22,8 млн). Суммарный импорт этих трех типов машин составляет 83,8% всего импорта строительного оборудования.
В первые 10 месяцев 1999 г. основными рынками польского экспорта были США (57%) и Россия (7,3%). В 1999 г. Россия, в свое время представлявшая собой главный польский рынок внешней торговли строительной техникой, купила этой техники больше, чем в 1998 г., на 11,5% (признак выхода из кризиса 1998 г.). Третьим важным польским рынком был Казахстан (5,8%). Дальше шли Египет (5,7%) и Объединенные Арабские Эмираты (4,1%).
Основными поставщиками строительной техники в Польшу явились Германия (28,2% всего импорта), Великобритания (22,6%), Франция (9,5%), Бельгия (6,2%) и Финляндия (6,0%). Шестым значительным поставщиком были США (4,7%), однако объем американских поставок упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом 1998 г.
Вертикальные подъемники и погрузочно-разгрузочные машины
В данной группе лидируют подъемно-транспортные машины, коих в Германию было вывезено 26,6%, Чешскую Республику - 20,6%, Бельгию - 9,4%, Францию - 8,5% и Данию - 7,3%. Основными поставщиками этих машин в Польшу были Франция (24,4%), Германия (19,5%), Италия (17,1%), Чешская Республика (16,8%) и Испания (9,7%).
Вертикальные подъемники в основном вывозились в Германию (80,8%), Италию (5,0%), Болгарию (3,9%), Чешскую Республику (3,2%) и Австралию (1,7%). Болгария и Австралия - это совершенно новые польские рынки. Экспорт в Италию, который прежде был незначительным, в 1999 г. вырос в 25 раз.
Основными поставщиками вертикальных подъемников в Польшу явились Германия (34,9%), Франция (13,1%), Великобритания (9,7%), Голландия (8,6%) и Италия (5,0%).
Оборудование для разработки и перемещения грунта
В данной группе общий объем внешней торговли составил $9,6 млн, при этом импорт превысил экспорт на $1,8 млн. Несамоходные скреперы отправились в Австрию (46,2%), Великобританию (18,5%), Германию (11,6%). В импорте лидировало сваебойное оборудование (Германия, 51,8%), Голландия (21,2%) и Франция (15,3%).
Подъемное оборудование
В данную группу вошло много разновидностей подъемно-транспортных машин, хотя объем внешней торговли составил всего $26,5 млн - $4,9 млн в экспорте и $21,6 млн в импорте.
Лидирующую подгруппу составили самоходные подъемные системы ($2,0 млн) и другие виды подъемного оборудования ($2,0 млн). Две эти подгруппы обеспечили 81,6% экспорта в данной категории.
Среди импортируемой подъемной техники больше всего оказалось башенных кранов ($7,8 млн) и прочих подъемных систем ($5,7 млн), а также самоходных подъемников ($6,8 млн), в том числе на автомобильном ходу - $4,3 млн.
Суммарный объем импорта этих четырех видов машин составил 94,0% общего объема в данной категории ввезенной техники.
Главными экспортными рынками явились Финляндия (36,6%), Германия (32,7%), Югославия (11,6%), Голландия (5,2%) и Россия (2,8%).
Новым рынком в данном случае стала Югославия, экспорт в Финляндию возрос вдвое, а в Россию - упал аж на 64,7%.
Главные польские поставщики подъемного оборудования и систем - Германия (30,1%), Финляндия (20,4%), Швеция (19,3%), Франция (7,1%) и США (6,3%).
Удвоился и импорт из Финляндии. Импорт из США увеличился в 2,5 раз, а из прочих вышеназванных стран - упал на десятки процентов.
Запчасти
Экспорт данного типа изделий составляет большую часть польского экспорта, и реализация их Польшей переживает сегодня период ощутимого ускорения и роста.
Наибольшую (95%) долю здесь составляют запчасти для башенных кранов, деррик-кранов, бульдозеров, экскаваторов и прочих машин для разработки и погрузки грунта. (Доля импорта превысила 90%.)
Вот основные рынки польских запчастей для строительных машин и оборудования: Германия ($23,3 млн), Франция ($7,1 млн), Бельгия ($6,9 млн), Швеция ($5,2 млн), Великобритания ($4,8 млн), Голландия ($2,9 млн).
Очевидно, что они не совпадают с рынками готового оборудования. Так, большое количество поставок в Германию и Францию зависит от контрактов, связывающих производителей запчастей в Польше и производителей строительной техники в этих двух странах.
Главными зарубежными поставщиками Польши являются Германия ($8,3 млн), США ($2,4 млн), Швеция ($1,3 млн), Голландия ($1,2 млн), Великобритания ($1,1 млн) и Франция ($1,1 млн).
Заключение
Итак, такой сектор польской внешней торговли, как купля и продажа строительных машин, оборудования и инструментов, представляет собой постоянно развивающуюся торговую подотрасль. Ускорение экономического роста главных партнеров Польши - Евросоюза и России - в 2000 г. означает дальнейший рост активности в данной области. К тому же подъем польской экономики должен получить особенно сильное выражение в расширении строительного сектора (инвестиционные проекты, дорожное и жилищное строительство), что, в свою очередь, вызовет рост востребованности продукции, о которой идет речь, внутри страны. Поэтому движение как готовых машин, так и запчастей к ним в обе стороны неизбежно интенсифицируется.
В первую очередь эта интенсификация (и в первую очередь - импорта), разумеется, зависит от ускорения темпов жилищного строительства в Польше.По материалам "Poznan Fair Magazine" подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
В то же время в последние годы наблюдается рост импорта легкого строительного оборудования, инструментов и недорогих подержанных машин и механизмов из стран Евросоюза.
В течение первых 10 месяцев 1999 г. объем зарубежных торговых операций Польши в области строительных машин и оборудования составил $529,6 млн, в том числе экспорта - $231,2 млн и импорта - $298,4 млн. Несмотря на значительное (27,5%) падение импорта, торговый баланс оказался отрицательным (дефицит составил $67,2 млн). Экспорт также уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но падение его оказалось гораздо меньшим (4,2%).
Основную долю данного сектора экспорта составили собственно строительные машины и оборудование (41,1%), суммарный процент вывезенных бульдозеров, грейдеров и экскаваторов - 32,6%, подъемно-транспортных машин - 18,6%.
Внимания заслуживает достаточно высокий процент экспорта запчастей, необходимых для эксплуатации большого количества строительных машин, которые с 1989 г. определенным образом составляли специфику польского промышленного экспорта. Данная продукция направлялась преимущественно в страны бывших СССР и СЭВ, однако часть ее - и в развитые страны, например, в США.
Основную часть импортируемой строительной техники составляли бульдозеры, грейдеры и экскаваторы (31,5%), на долю подъемно-транспортного оборудования приходилось 30,8%, запчастей - 20,3%.
Примерно такую же картину составляла структура экспорта, разница же состояла в том, что запчастей импортировалось примерно вдвое меньше, чем экспортировалось.
Остальные виды строительных машин и оборудования включали спецтранспорт (автобетономешалки и автокраны).
Во всех случаях цифры импорта превышали цифры экспорта. И как среди импортируемых, так и среди экспортируемых продуктов количественным лидерами были различные виды ручного электроинструмента (который, как известно, находит применение не только в строительной отрасли). Дефицит торговли ПНР с зарубежными странами составлял $49,7 млн.
Основными торговыми партнерами Польши в области строительных машин и оборудования были следующие страны.
В группе бетономешалок - Германия (экспорт 70,8%, импорт 60%), электроинструментов - Германия (35,2% и 29,7%), США (экспорт 8,3%), Китай (импорт 14,8%), Великобритания (импорт 10,5%), автокранов - Германия (94,0% и 70,3%), автобетономешалок - Германия (100% и 82%), краскопультов и штукатурного оборудования - Германия (31,5% и 16,4%), СССР, позже Россия (экспорт 24,4%), Италия (импорт 15,8%) и Франция (импорт 13,9%). Очевидно, наиболее крупным партнером Польши являлась Германия.
Роль основных видов строительного оборудования во внешней торговле Польши
В соответствии со сложившейся уже достаточно давно спецификой польского строительного машиностроения основным производимым здесь строительным оборудованием было тяжелое - бульдозеры, экскаваторы, погрузчики и запчасти к ним.
Экспорт многих из этих машин в СССР (а позже в СНГ) был обусловлен необходимостью реализации гигантских инвестиционных проектов. Распад СССР, изменение условий торговли с постсоветскими странами и экономический кризис вызвали прекращение многих экспортных контактов.
Сегодня наиболее существенными статьями экспорта являются фронтальные гусеничные бульдозеры ($58,1 млн) и самоходные фронтальные погрузчики ($15,3 млн).
Объем экспорта этих двух типов техники составляет 97,3% всего экспорта строительных машин. Основные статьи импорта в данной отрасли - самоходные фронтальные погрузчики ($31,8 млн), экскаваторы, в том числе с грейферными ковшами ($24,2 млн), а также роторные канавокопатели ($22,8 млн). Суммарный импорт этих трех типов машин составляет 83,8% всего импорта строительного оборудования.
В первые 10 месяцев 1999 г. основными рынками польского экспорта были США (57%) и Россия (7,3%). В 1999 г. Россия, в свое время представлявшая собой главный польский рынок внешней торговли строительной техникой, купила этой техники больше, чем в 1998 г., на 11,5% (признак выхода из кризиса 1998 г.). Третьим важным польским рынком был Казахстан (5,8%). Дальше шли Египет (5,7%) и Объединенные Арабские Эмираты (4,1%).
Основными поставщиками строительной техники в Польшу явились Германия (28,2% всего импорта), Великобритания (22,6%), Франция (9,5%), Бельгия (6,2%) и Финляндия (6,0%). Шестым значительным поставщиком были США (4,7%), однако объем американских поставок упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом 1998 г.
Вертикальные подъемники и погрузочно-разгрузочные машины
В данной группе лидируют подъемно-транспортные машины, коих в Германию было вывезено 26,6%, Чешскую Республику - 20,6%, Бельгию - 9,4%, Францию - 8,5% и Данию - 7,3%. Основными поставщиками этих машин в Польшу были Франция (24,4%), Германия (19,5%), Италия (17,1%), Чешская Республика (16,8%) и Испания (9,7%).
Вертикальные подъемники в основном вывозились в Германию (80,8%), Италию (5,0%), Болгарию (3,9%), Чешскую Республику (3,2%) и Австралию (1,7%). Болгария и Австралия - это совершенно новые польские рынки. Экспорт в Италию, который прежде был незначительным, в 1999 г. вырос в 25 раз.
Основными поставщиками вертикальных подъемников в Польшу явились Германия (34,9%), Франция (13,1%), Великобритания (9,7%), Голландия (8,6%) и Италия (5,0%).
Оборудование для разработки и перемещения грунта
В данной группе общий объем внешней торговли составил $9,6 млн, при этом импорт превысил экспорт на $1,8 млн. Несамоходные скреперы отправились в Австрию (46,2%), Великобританию (18,5%), Германию (11,6%). В импорте лидировало сваебойное оборудование (Германия, 51,8%), Голландия (21,2%) и Франция (15,3%).
Подъемное оборудование
В данную группу вошло много разновидностей подъемно-транспортных машин, хотя объем внешней торговли составил всего $26,5 млн - $4,9 млн в экспорте и $21,6 млн в импорте.
Лидирующую подгруппу составили самоходные подъемные системы ($2,0 млн) и другие виды подъемного оборудования ($2,0 млн). Две эти подгруппы обеспечили 81,6% экспорта в данной категории.
Среди импортируемой подъемной техники больше всего оказалось башенных кранов ($7,8 млн) и прочих подъемных систем ($5,7 млн), а также самоходных подъемников ($6,8 млн), в том числе на автомобильном ходу - $4,3 млн.
Суммарный объем импорта этих четырех видов машин составил 94,0% общего объема в данной категории ввезенной техники.
Главными экспортными рынками явились Финляндия (36,6%), Германия (32,7%), Югославия (11,6%), Голландия (5,2%) и Россия (2,8%).
Новым рынком в данном случае стала Югославия, экспорт в Финляндию возрос вдвое, а в Россию - упал аж на 64,7%.
Главные польские поставщики подъемного оборудования и систем - Германия (30,1%), Финляндия (20,4%), Швеция (19,3%), Франция (7,1%) и США (6,3%).
Удвоился и импорт из Финляндии. Импорт из США увеличился в 2,5 раз, а из прочих вышеназванных стран - упал на десятки процентов.
Запчасти
Экспорт данного типа изделий составляет большую часть польского экспорта, и реализация их Польшей переживает сегодня период ощутимого ускорения и роста.
Наибольшую (95%) долю здесь составляют запчасти для башенных кранов, деррик-кранов, бульдозеров, экскаваторов и прочих машин для разработки и погрузки грунта. (Доля импорта превысила 90%.)
Вот основные рынки польских запчастей для строительных машин и оборудования: Германия ($23,3 млн), Франция ($7,1 млн), Бельгия ($6,9 млн), Швеция ($5,2 млн), Великобритания ($4,8 млн), Голландия ($2,9 млн).
Очевидно, что они не совпадают с рынками готового оборудования. Так, большое количество поставок в Германию и Францию зависит от контрактов, связывающих производителей запчастей в Польше и производителей строительной техники в этих двух странах.
Главными зарубежными поставщиками Польши являются Германия ($8,3 млн), США ($2,4 млн), Швеция ($1,3 млн), Голландия ($1,2 млн), Великобритания ($1,1 млн) и Франция ($1,1 млн).
Заключение
Итак, такой сектор польской внешней торговли, как купля и продажа строительных машин, оборудования и инструментов, представляет собой постоянно развивающуюся торговую подотрасль. Ускорение экономического роста главных партнеров Польши - Евросоюза и России - в 2000 г. означает дальнейший рост активности в данной области. К тому же подъем польской экономики должен получить особенно сильное выражение в расширении строительного сектора (инвестиционные проекты, дорожное и жилищное строительство), что, в свою очередь, вызовет рост востребованности продукции, о которой идет речь, внутри страны. Поэтому движение как готовых машин, так и запчастей к ним в обе стороны неизбежно интенсифицируется.
В первую очередь эта интенсификация (и в первую очередь - импорта), разумеется, зависит от ускорения темпов жилищного строительства в Польше.По материалам "Poznan Fair Magazine" подготовил Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 42 за 2000 год в рубрике техника