О польских строительных машинах и польском законодательстве

Какое значение имеют сегодня строительные и дорожные машины производства польских фирм для развития как строительной отрасли Восточной Европы, так и польской экономики? Положительным ответом на эти вопросы можно считать итоги прошедшей с 12 по 16 июня 2000 г. в Познани Международной выставки строительного оборудования "Bumasz". СиН посвятит современному состоянию польского строительного машиностроения ряд статей. Вниманию читателей предлагается перавая из них.

Не секрет, что в преддверии вступления Польши в Евросоюз польская экономика должна претерпеть ряд изменений. Большинство секторов национальной экономики должны быть модернизированы, а целый ряд их должен быть создан заново.

Что же касается такого достаточно широко истолковываемого понятия, как строительный сектор, то в данном случае речь идет о строительстве автомагистралей, общественных центров, больших товарных складов, систем водоснабжения и канализации, телекоммуникации и экологической защиты. В конце концов, никто не снимает с повестки дня вопроса домостроения. Очевидно, сущность всех названных сфер предпринимательства такова, что успех в каждой из них зависит от потенциала польской стройиндустрии, в том числе развития автоматизации и технологий.

Польскому строительному машиностроению более 50 лет. Данная отрасль процветала в 79-е и 80-е гг. Тогда среди производителей строительных машин мира Польша была на восьмом месте.

Технику, произведенную на таких предприятиях, как "Huta Stalowa Wola", "Warynski", "Fadroma", "Labendy" и "Zremb", можно было видеть на строительных площадках не только Польши, но ряда других стран Европы и мира, в том числе стран достаточно экзотических. И, разумеется, СССР и страны СЭВ представляли собой первоочередную зону зарубежного рынка польских строительных машин.

Начало 1990-х гг. ознаменовалось падением производства строительных машин и оборудования, обусловленного как потерей рынков бывших соцстран, так и трудностями национального строительного рынка. Наиболее низкая отметка производительности соответствует 1992 г. Однако в дальнейшем последовал постоянный рост. Тем не менее, как свидетельствуют различные источники, для польского машиностроения в течение первой половины 1990-х гг. был характерен 40%-ный спад производства строительных машин по сравнению с 1989 г. Все же, начиная с 1996 г., был зафиксирован рекордный рост этого показателя - добиться точного выполнения современных требований технологии строительства, не располагая парком инструментов, машин и оборудования надлежащего класса, было невозможно. И сегодня в Польше, находящейся на 11 в мире месте среди производителей и экспортеров строительных машин, изготавливается 3% всей мировой продукции данного сектора машиностроения.

Наблюдающийся в Польше строительный бум последних лет постоянно стимулирует количественный, качественный и ассортиментный спрос на строительные машины и оборудование. Понятно, что в первую очередь предложить и то, и другое, и третье одновременно смогли многочисленные зарубежные производители. Поэтому их присутствие на польском рынке строительных машин выразилось не только в инвестировании в польскую промышленность строительного машиностроения, но и в непосредственной поставке своей продукции. К услугам известных зарубежных фирм стали охотно прибегать как заказчики, так и подрядчики Польши. Разумеется, процесс этот не содействовал развитию национального строительного машиностроения, однако красноречиво свидетельствовал о том, что кризис позади и что данный сектор польской экономики развивается в соответствии с нормальными рыночными условиями производства и соперничества.

Имеет ли польская промышленность строительного машиностроения шанс вступления в новый этап своего развития?

Перспектива использования современного технологического потенциала представляется вполне очевидной.

Развитие сотрудничества с западной промышленностью строительного машиностроения, начавшегося несколько лет назад, в особенности немецкой (впрочем, и других стран Евросоюза, а также США - говоря о Штатах, следует в первую очередь отметить активность контактов в области оборудования для производства сварных конструкций), помогло национальной промышленности выжить и сохранить базовый производственный потенциал. В это время были ликвидированы небольшие и экономически слабые фирмы строительного машиностроения. Оставшиеся претерпели глубокую реструктуризацию (сильные изменения коснулись как структуры, так и форм собственности). Они стали совместными предприятиями, обществами с ограниченной ответственностью либо холдингами. Уровень занятости на этих предприятиях резко снизился.

Заслуживает внимания тот факт, что многие польские производители строительных машин, несмотря на сложные рыночные условия, использовали этот период для решения следующих задач.

В первую очередь следует сказать, что предприятиями были усовершенствованы и модернизированы существующие конструкции строительной техники. В новых проектах были использованы высокотехнологичные узлы и детали, разработанные на Западе и изготавливаемые на этих предприятиях.

Во-вторых, знаменателен сам факт сотрудничества с известными зарубежными производителями.

В-третьих, не менее активно осуществляется сотрудничество с местными научно-исследовательскими и конструкторско-технологическими центрами, работающими в области строительного машиностроения. Результатом этого сотрудничества является модернизация уже изготовленного предприятиями оборудования.

В-четвертых, идет работа по приведению систем качества всех этих предприятий в соответствие со стандартами Евросоюза.

Какие объективные факторы можно считать залогом существенного роста востребованности польских строительных машин?

Во-первых, это реализация крупных национальных строительных программ (таких, как программы строительства и модернизации железных и автомобильных дорог, водных путей, развития жилищного строительства и местной инфраструктуры).

Во-вторых, параметры целого ряда типов производимых сегодня в Польше строительных машин (для производства земляных, бетонных, монтажных, отделочных работ) в основном удовлетворяют запросам клиентов.

В-третьих, не сегодня-завтра придется заменить часть используемой техники новой, рассчитанной на продолжительный период эксплуатации.

В-четвертых (а, может быть, во-первых?), это конкурентные цены на польскую строительную технику.

В-пятых, это хорошо организованный ремонтный сервис, доступность запчастей.

Что же касается адаптации польской промышленности строительной техники к требованиям Евросоюза, то директива Совета Евросоюза № 89/392/EEC от 14 июня 1989 г. (вместе с внесенными позже изменениями), известная как "машинная директива" и посвященная стандартизации требований к производимой в странах - членах Евросоюза строительной технике, представляет собой фундаментальный акт, устанавливающий принципы оценки качества продукции. В первую очередь речь идет о совместимости и взаимозаменяемости узлов машин. И не в последнюю - о безопасности (как для операторов машин, так и для окружающей среды). Не были забыты и вопросы аудита - для того чтобы меньше было препонов для распространения техники в каждой из стран союза по причине различия критериев оценки имущества.

Базовые требования в области охраны труда и техники безопасности изложены в приложении №1 к директиве. В начале приложения даны определения понятий "опасная зона", "лицо, подвергающееся опасности" и "оператор".

Далее содержатся требования к материалам и изделиям, применяемым при изготовлении машин, освещению, ходовой части, системам управления, защитным щиткам и другим защитным приспособлениям, мерам защиты от опасности, связанной с силовым оборудованием, от статического электричества, от опасности возгорания и взрыва, от механической вибрации, радиации, пыли, выхлопных газов. Предусмотрены меры против скольжения оператора, находящегося на мостике, а также в порядке исключения ситуации, когда оператор оказывается заперт внутри кабины.

Документ касается вопросов эксплуатации оборудования, в частности, определяет требования к инструкции по эксплуатации. Обращено внимание на технику безопасности и охрану труда для таких специальных случаев, как транспортировка оборудования и подземные работы.

В ряде случаев директива содержит ссылки на другие, более детальные директивы, а также на гармонизированные стандарты.

Национальные нормативы, содержащие детализированные требования к конкретному типу машины или оборудования, должны соответствовать базовым предписаниям "машинной директивы". Информация, касающаяся этих более подробных сведений о технике разных стран, должна публиковаться в Официальном бюллетене Евросоюза. Машины и оборудование, соответствующие базовым требованиям "машинной директивы" и описанные в детальных директивах или гармонизированных стандартах, должны считаться в каждой из стран - членов Евросоюза техникой, распространение которой в стране согласовано с установлениями союза.

Официальным документом, на основе которого осуществляется сбыт такой техники в странах Евросоюза, является декларация совместимости, которую издает производитель конкретной техники либо его представитель в Евросоюзе. В некоторых случаях (для особо опасных машин) помимо декларации требуется сертификат авторизации.

В Польше принципы допуска сбыта строительных машин и оборудования были установлены Законом об исследовании и сертификации от 3 апреля 1993 г., в который 22 июля 1999 г. были внесены изменения и дополнения с целью приведения данного закона в соответствие установлениям Евросоюза, с одной стороны, и статьям новой польской конституции - с другой.

Следующей стадией законотворческой работы является подготовка закона, который должен прийти на смену Закону об исследовании и сертификации - Закона об исследовании и оценке совместимости продуктов, предназначенных для сбыта. Проект этого закона был разработан правительством и направлен в Сейм. По мнению его авторов, закон будет способствовать окончательному приведению польской системы оценки евросоюзовской. Помимо всего прочего, проект закона предусматривает замену существующего сегодня Польского центра исследований и сертификации Польским аккредитационным центром. Этот последний будет облечен властью выдавать свидетельства об аккредитации продукции, участвующей в процессе оценки совместимости. При этом будет проверяться система качества на предприятии, производящем данную продукцию, в частности, работа лаборатории технического контроля. В соответствии с проектом закона польское правительство должно будет разрабатывать решения, которые впоследствии будут включаться в директивы нового подхода и решения Совета Евросоюза, регулирующие процедуры оценки совместимости и процессы присвоения товарных знаков.

Принятие Закона об оценке совместимости обязательно повлечет за собой внесение изменений в другие правовые акты, такие, как, например, Трудовой кодекс, Закон о технадзоре, Строительный закон, Закон об электроснабжении, Закон о стандартизации и Закон об измерениях.

Принимая во внимание оценку качества машин и оборудования для стройиндустрии и обеспечения безопасности строительного производства, следует заметить, что независимо от вышеназванных правовых актов Министерство внутренних дел и администрации разработало указ, касающийся безопасности труда и трудовой гигиены при строительных и монтажных работах, а также работах, связанных со сносом строений (во изменение указа Министерства промышленности и стройматериалов ПНР от 28 марта 1972 г.).

Можно надеяться, что польская оценочная система будет полностью приведена в соответствие с евросоюзовской к моменту вступления Польши в Евросоюз. В настоящее время Сейм работает над включеием в польское законодательство директив Совета Евросоюза № 92/59/ЕЕС (об общей безопасности продукции) и № 85/374/ЕЕС (о соответствии правовых актов страны - члена Евросоюза требованиям ответственности за выпуск негодной продукции).

К сожалению, медленно идет работа по включению в польское законодательство положений "машинной директивы", касающихся строительных машин и оборудования. Она должна быть ускорена, дабы после вступления Польши в Евросоюз работники польской строительной отрасли были надежно защищены от опасной для здоровья и жизни техники.

По материалам "Poznan Fair Magazine"Подготовил Владимир ДАНИЛОВ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2000 год в рубрике техника

©1995-2022 Строительство и недвижимость