Авторский дизайн белорусской мебели возможен, но не востребован

Белорусская мебель в принципе может обрести собственный узнаваемый стиль. Но для этого необходимы свежие творческие кадры и современные технологии. Ежегодно для удовлетворения потребностей республики Белорусская академия искусств выпускает шестерых дизайнеров интерьера, которые, впрочем, не затребованы отечественными предприятиями. А новые технологические линии им просто не по средствам.

О непростой ситуации, сложившейся в области дизайна отечественной мебели, корреспондент СиН беседует с членами Белорусского союза дизайнеров член-корреспондентом Белорусской академии архитектуры, профессором БГТУ и БАИ Александром Барташевичем и доцентом БАИ Олегом Кривенком.

- Возможно ли в принципе создание собственного узнаваемого белорусского стиля мебельного дизайна?

А.Б. - Национальные особенности можно, конечно, выразить в мебельном дизайне и это находит свое отражение в этнографическом его направлении. Но такая задача перед мебельщиками не ставится - наша мебель продается в разных странах мира, поэтому предлагать зарубежному потребителю чисто белорусское, наверное, не следует.

Фирменный стиль наших дизайнеров в принципе возможен, но он не слишком проявляется. У нас скорее можно говорить о том стиле, который приняло для себя конкретное предприятие - Гомельдрев, Пинскдрев и другие, причем выраженных стилей у наших производителей не наблюдается.

- Существует мнение, что отечественные производители просто копируют западные образцы, не создавая собственных узнаваемых почерков в стилевом решении мебельного дизайна.

А.Б.: - Во-первых, мебель - это индустриальное, массовое производство. И здесь в первую очередь требуется функциональность, экономичность, эстетика.

О.К.: - Кроме того, какие-либо новаторские дизайнерские образно-пластические решения также обусловлены технологическими возможностями. То есть какие-то дизайнерские новшества "закодированы" возможностями технологии. Также для того, чтобы появились принципиальные отличия в мебельном дизайне, должны быть традиции в системе проектирования и философии жизни, явно отличные от всех остальных. А для того чтобы стать родоначальником новой технологии, нужно, чтобы промышленность заработала на должном уровне - с новыми станками с расширенными технологическими возможностями. Вот тогда могла бы проявиться и проработка новых технологических решений.

С другой стороны, чтобы отработать личностное направление в дизайне, дизайнеру тоже необходимо время. До тех пор, пока мы будем технологию закупать за рубежом, заявить о себе как о полноценных дизайнерах, по крайней мере, самонадеянно.

А.Б.: - Тем не менее собственное направление в мебельном дизайне искать нужно. Дизайн имеет много направлений, мы в Беларуси говорим о шести: утилитарное (чисто функциональная, не требующая эстетики мебель); этнографическое (куда можно отнести стиль кантри); демократичное (подразумевающее простые функциональные конструкции и формы); авангардное (пока слабо проявляется у нас в Беларуси); художественное (представлено очень широко и разнообразно, включает множество подстилей, например, на "Мозырьдреве" - рустикальный стиль, "Гомельдреве" - стилизованное барокко); элитное (мебель для состоятельных людей из дорогостоящих пород дерева, причем элитность достигается разработкой не просто мебели, а полного дизайна интерьера).

Мебель отличает функция, эстетика, материал, уровень. При этом стол может стоить $ 20 и $12 тысяч, в этом отразятся различные уровни этих столов, но оба должны быть качественными.

О.К.: - Хотелось бы добавить, что если мы говорим о распространенной у нас щитовой мебели - рациональной, технологичной и соответственно дешевой, - следует говорить не столько о демократичном дизайне, сколько о демократичном кармане покупателя такой мебели.

- В Беларуси сосна составляет около 56% лесофонда, возможно, используя эту породу дерева, мы могли бы создать собственный узнаваемый стиль?

А.Б.: - Совершенно верно, и эта работа уже проводится. В январе 2000 года Беларусь участвовала в крупнейшей мебельной выставке в Париже, где представила исключительно мебель из сосны. На Западе сосну любят, это благородный, экологически чистый материал, это простой стиль - из сосны не сделают барокко, рококо.

- На мой взгляд, на Западе уже несколько лет держится мода на минимализм...

А.Б.: - Да, вот поэтому белорусская мебель из сосны пользуется спросом в европейских странах. В связи с этим специалисты института "Минскпроектмебель" намерены исследовать спрос на сосновую мебель и возможности расширения ее экспорта.

О.К.: - А сумеем ли мы перещеголять по сосновой мебели тех же финнов?

А.Б.: - Сосна как материал имеет меньшую плотность и твердость, чем, скажем, дуб, и на сосне невозможно выработать острую грань - ее непременно нужно закруглить. В то же время сосна не требует сложных форм - это красивая гладкая поверхность, чистая столярная работа. Сегодня по дизайну сосны мы можем соревноваться со всей Европой. Предприятия, которые делают мебель из сосны, имеют наиболее высокие показатели по экспорту.

- А все ли европейские стили способны прижиться в Беларуси?

А.Б.: - В Европе стилевой диапазон, несомненно, более широкий, чем у нас. Мебельный дизайн начинается с минимализма (эстетически организованная функциональная мебель). Также присутствует кубизм - мебель в виде прямоугольных ящиков. Между тем в Беларуси такая мебель спроса не находит - в этом отношении мы отстаем от Европы, этакий эстетический консерватизм.

Популярный в европейских странах минимализм у нас ассоциируется с ящичным стилем 60-ых годов. А мы еще не выбросили всю мебель тех лет. Европейцы избавились от такой мебели раньше и забыли ее, а теперь устали от вычурного барокко, популярного в 80-х, захотелось простоты и они снова вернулись к минимализму.

А белорусы еще не натешились художественной формой. При этом показателен парадокс - барочная мебель, как правило, дорогая, а подавляющее большинство населения небогато. Однако человеку, воспитанному на щитовой мебели она изрядно поднадоела, а теперь, имея возможность заработать, он предпочитает изощренную барочную.

При этом следует отметить, что в Европе присутствует и художественная мебель, однако здесь это не стилизованные подделки, а настоящие исторические стили - римейки VI-VIII веков. Ручная работа и цены соответственные.

Если же взять шкалу стилей европейской мебели от 0 до 100, то Беларусь находится в середине - мы не идем на минимализм (еще не дозрели) и не дотягиваем до исторических стилей (не по карману).

- На ваш взгляд, почему на отечественном рынке продается столько итальянской мебели?

А.Б.: - Большинство той мебели, которую привозят из Италии, как правило, дешевка. Ее делают в стиле барокко - то, на что есть спрос в Беларуси, и, например, спальный набор продают здесь за $ 3-5 тысяч. При этом в таком гарнитуре нет ни кусочка дерева. Это барокко отливается за 10 минут из пенополиуретана.

- Но не могут же в магазине этот пенополиуретан продавать как натуральное дерево?

А.Б.: - А о материале в этом случае не вспоминают, говорят - какая изысканная форма...

Тут уместно вспомнить историческую аналогию, когда после войны советские моряки привозили из Америки удивительно дешевые костюмы и туфли. Очень красивые, но костюмы бумажные, а обувь из картона - как оказалось, для покойников. Так и здесь, говорят, ну это же итальянская мебель, это же красиво, это такого-то дизайнера, приобщая нашего покупателя к мировой элите. А на самом деле мы уподобляемся папуасам, которые меняли золото на стеклянные бусы.

- Но нельзя же всю импортируемую итальянскую мебель стричь под одну гребенку?

А.Б.: - Конечно, да я и не говорю, что мебель из полиуретана совсем плоха, но цены на нее в Беларуси неимоверно завышены, вы не увидите эту мебель ни на одной приличной мебельной выставке, она дешевая, но в красивой обертке. При этом эксплуатационные качества "пенной" мебели ненамного отличаются от картонных ботинок - если тех хватало до первого дождя, то такой гарнитур может прослужить лет пять, а потом может рассыпаться.

- Насколько целесообразно делать мебель из натурального дерева?

А.Б.: - Ничего лучше для мебели как натуральная древесина за всю историю цивилизации не придумано. Пластмассы используются в принципе только несколько десятилетий и уступают дереву в прочности, долговечности, по эстетическим характеристикам.

О.К.: - Невозможно свести мебельное производство к какому-то одному материалу. Специализация может быть, предприятие может специализироваться на каком-то материале, технологии. Если говорить о нашей республике, то всегда будет большое разнообразие материалов. Так, сегодня на первом месте по-прежнему щит из древесностружечной плиты (ДСП), а на второе уже выходит щит из натуральной сосны. Это два основных типов щитов, они достаточно долго будут сосуществовать, причем производство щитов из ДСП будет оставаться постоянным - новых заводов строить не будут, а производство сосны будет развиваться. Также в далеком будущем возможно производство плит MDF.

- Плиты MDF относят к натуральному дереву или же это "химия"?

А.Б.: - Это "химия", но с более высокими экологическими и физико-механическими характеристиками, чем ДСП. Она не уступает натуральному дереву, но нуждается в отделке эмалью или облицовке. Однако производства плит MDF у нас нет, их закупают.

- Возможно тогда рациональнее применять стружечные плиты, чем вырубать лес?

А.Б.: - Плиты также делают из леса, правда, из отходов. ДСП мы выпускаем в достаточном количестве. Для того же, чтобы выпускать плиты MDF, нужно построить завод, а в республике предприятий, которым было бы по силам такое строительство, на сегодняшний день нет.

- Существует мнение, что ДСП содержат много форм-альдегида?

А.Б.: - Действительно, древесностружечные плиты содержат формальдегид, однако из плит MDF свободный формальдегид не выделяется, а ДСП, будучи пористой, выделяет его. Это является главным недостатком этих плит. Существуют плиты двух классов эмиссии Е1 (10 мг свободного формальдегида на 100 г сухой массы плиты) и Е2 (30 мг). Плиты класса Е2 запрещено использовать в производстве детских комнат, а иностранцы не хотят иметь с ними дела вообще. Поэтому область применения их ограничена.

- Может быть наши стандарты более мягкие?

А.Б.: - Нет, стандарты сопоставимые, но Европа переходит на преимущественное использование плит MDF. А ДСП для них уже вчерашний день.

- На ваш взгляд, что нам следовало бы заимствовать у европейских дизайнеров мебели?

А.Б.: - Дизайн мы у них заимствуем, пусть с опозданием, но все-таки в этом ничего страшного нет. Вот что действительно беспокоит - у нас мало дизайнеров на предприятиях мебельной промышленности. Например, в институте "Минскпроектмебель", организации, которая проектирует мебель на всю республику, работают 6 дизайнеров. А за рубежом на одном частном предприятии может работать их с десяток. В Германии в год подготавливают и выпускают 5000 дизайнеров, а в Беларуси - только 6 человек. Но и эти дизайнеры норовят убежать в частный бизнес. Сегодня из бывших выпускников БАИ на государственных предприятиях работают только 4 дизайнера.

- Введено обязательное распределение, оно касается дизайнеров?

- А.Б.: - В этом году поступила одна заявка на специалиста-дизайнера и туда распределили студента. Других заявок просто нет, никому дизайнеры не нужны.

- Насколько высок творческий потенциал выпускников Белорусской академии искусств в области дизайна?

А.Б.: - Достаточно высок, чтобы предложить предприятию что-то новаторское. Ранее крупное мебельное предприятие выпускало 2-3 вида изделий, ассортимент изменялся раз в 10 лет. Теперь все иначе, малое предприятие, например, может изготавливать до 100 видов мебельной продукции. Также более высокими темпами пошло обновление ассортимента - иногда на 100 и 200%.Беседовала Ольга МИКША


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 41 за 2000 год в рубрике интерьер

©1995-2024 Строительство и недвижимость