Эмульсии способствуют экономии

Сообщение Игоря Петухова (институт "БелдорНИИ") "Битумные эмульсии в дорожном строительстве Республики Беларусь", сделанное им на научно-практической конференции в рамках выставки "Будпрагрэс-2000"

Битумно-катионные эмульсии в практическом аспекте впервые привлекли внимание дорожных специалистов БССР в 1971 г., когда инженерами дорожно-строительного района №12 и "БелдорНИИ" впервые в СССР были выполнены отдельные участки нижнего и верхнего слоев дорожных покрытий из холодных складируемых катионных асфальтобетонных смесей. Эти работы были проведены на автодороге "Минск-Витебск" в районе Плещениц.

В том же году институтом благодаря установлению прямых международных связей с рядом мировых лидеров в области эмульсионных технологий и оборудования в БССР была впервые создана нормативно-техническая база освоения технологий, базирующихся на катионных эмульсиях. При ее разработке "БелдорНИИ" опирался в первую очередь на результаты собственных исследований. Также широко привлекались результаты исследований, осуществленных Центральной лабораторией дорог и мостов Франции, ассоциацией "Сларри Сил", штаб-квартира которой находится в США, а также Транспортной лабораторией Великобритании.

В настоящее время по проектам и с постоянным инженерным сопровождением специалистов института в Беларуси создано и введено в эксплуатацию 5 эмульсионных заводов, суммарная годовая мощность которых составляет 90 тыс. т дорожных эмульсий.

Завершаются строительно-монтажные работы по созданию уникального завода Комитета по автодорогам в Молодечно годовой мощностью 25 тыс. т эмульсий и 10 тыс. т модифицированного битума. Скорее всего сегодня это крупнейший производитель подобной продукции в западных районах бывшего СССР.

В текущем году по проекту и при техническом руководстве специалистов института введен в эксплуатацию эмульсионный завод в Ноябрьске (Тюменская область) для АО "Ноябрьскдорстрой". Завершается создание двух заводов по производству дорожных эмульсий и модифицированных битумов в Украине для венгерской компании "ЭСАБ Текнолоджи". Проектируются два эмульсионных завода в западных областях Беларуси.

Сегодня институт "БелдорНИИ" располагает практическим опытом, знаниями, проектно-сметной, технологической, нормативно-технической документацией, необходимыми для создания эмульсионных заводов практически любой мощности. Работа заводов, о которых идет речь, опробована на практике. Заводы способны удовлетворять требованиям наиболее взыскательных заказчиков и функционируют с учетом любых местных особенностей применительно к качеству битумов, минеральных материалов, транспортным схемам, топливно-энергетическим и финансовым возможностям заказчика.

В течение последних пяти лет дорожно-эксплуатационные и подрядные организации Беларуси ежегодно строят от 1500 до 2000 км поверхностных обработок, десятки километров защитных проекционных слоев в соответствии с технологиями Сларри Сил, гранулоэмульсионных смесей, холодного рисайклинга старых асфальтобетонных покрытий.

Сегодня укладываются тысячи тонн ремонтного холодного асфальта на эмульсиях, многие из этих материалов используются для скоростного ямочного ремонта покрытий местной дорожной сети методами пропитки и точечного ремонта.

Уже сегодня в Беларуси эмульсионные технологии позволяют с минимальными финансовыми и топливно-энергетическими затратами поддерживать эксплуатируемую дорожную сеть приемлемого для потребителей технико-эксплуатационного состояния. Очень эффективными являются скоростные методы ямочного ремонта (особенно при подготовке дорожных покрытий к летней эксплуатации), профилактические слои из поверхностных обработок и Сларри Сил, применение технологии регенерации старых асфальтобетонных покрытий в установке, комбинированные мембранные технологии и холодные смеси для ямочного ремонта.

Сегодня в условиях Приполярья АО "Ноябрьскдорстрой" успешно применяет для основной сети с тяжелой транспортной нагрузкой, создаваемой тягачами типа "Ураган", дорожные конструкции с глубокой эмульсионной пропиткой и поверхностной обработкой, доводя конкурентоспособность этих конструкций с традиционными конструкциями и технологиями, использовавшимися ранее.

В качественном плане дорожная практика предприятий и организаций Беларуси, использующих технологии, основывающиеся на применении катионных эмульсий, полностью подтвердила следующие их преимущества.

Поверхностные обработки на катионных эмульсиях при вводе покрытий в эксплуатацию обладают коэффициентами сцепления в диапазоне от 0,6 до 0,7. Для сравнения: при работе на битуме этот коэффициент составляет 0,45-0,6. Вновь вводимые асфальтобетонные покрытия имеют коэффициент сцепления, равный 0,4-0,48.

Что касается приживаемости или удерживаемости щебня на поверхностных обработках в течение одного года эксплуатации (то есть после одной зимы), то опыт 5 лет практической эксплуатации показывает, что на катионных эмульсиях данная характеристика превышает 0,95 (на битуме - только 0,65-0,7).

До сего дня обсуждается вопрос фактически сложившейся стоимости. По отчетным данным подрядных организаций и заказчиков, которые осуществляли поверхностную обработку, стоимость одиночной поверхностной обработки, выполняемой с использованием щебня фракции 5-10 и эмульсий составляет сегодня от $0,31 до $0,37 по курсу Нацбанка Беларуси. На битуме - $0,51-0,76.

Несколько слов об имеющей внеконкурентную перспективу технологии холодного рисайклинга. При толщине укладываемого слоя холодного рисайклинга, равной 60 мм, и расходе смеси, составляющем 150 кг/м 2, расход эмульгированного битума составляет 3,6 кг/м 2. Для свежей смеси - 6,75 кг/м 2. На каждом квадратном метре, таким образом, экономится 3,1 кг битума (то есть примерно $0,5). Фактически сложившаяся цена тонны горячей асфальтобетонной смеси нижнего слоя, по отчетным данным Комитета по автодорогам за 1999 г., составила от $10 до $10,5. Фактически сложившаяся стоимость холодного рисайклинга в Беларуси (по работам ДСТ-2) составила от $6 до $6,5. (То есть это не себестоимость продукции, а цена подрядчика.) Таким образом, экономия составляет около 35-40%.

Это говорит о необходимости широкого внедрения холодного рисайклинга, тем более, что и подрядные, и эксплуатирующие организации комитета соответствующим образом технически вооружены.

Каковы фактически сложившиеся стоимостные характеристики технологии Сларри Сил за 1999 и 2000 гг.? При среднем расходе готовой смеси 20-24 кг/м 2 стоимость 1 м 2 слоя Сларри Сил составила $0,52-0,75 (в данном случае эти цифры зависят от того, насколько далеко от базы приходится работать.) Следует сказать, что стоимость 1 м 2 двойной горячей поверхностной обработки, в качественном плане примерно эквивалентной слою Сларри Сил, сегодня составляет $0,92-0,94. Таким образом, экономия средств составляет около 20-35%.

Коэффициент сцепления при вводе в эксплуатацию - 0,55-0,65, аналогичная характеристика для битума типа А - 0,49-0,55.

Опыт, накопленный РПРСО "Автомагистраль" и организациями, эксплуатирующими защитные слои типа Сларри Сил, позволяет сказать, что удалось полностью исключить случаи повреждения транспортных средств, связанные с отрывом щебня, прежде регулярно имевшие место на слоях поверхностной обработки.

В связи с эксплуатацией мембранных эмульсионных технологий, предусматривающих использование горячего асфальтобетона, следует сказать, что особенностью дорожной сети Беларуси является наличие большого количество цементобетонных покрытий (всего более 1770 км). Эти покрытия были построены в основном в период с 1978 по 1985 гг. Сегодня они требуют ремонта и восстановления слоя износа. Согласно действующим правилам, содержащимся в строительных нормах, единственым методом ремонта сегодня является укладка поверх существующего покрытия нового асфальтобетонного слоя оговоренной минимальной толщины (120 мм). Стоимость такого ремонта сегодня составляет $5,5-6,75 за квадратный метр.

Инженерами "БелдорНИИ" в течение последних 5 лет была разработана, а производственными структурами около 3 лет активно используется отлаженная технология, в соответствии с которой на мембрану из модифицированной эмульсии укладывается слой специальной матричной асфальтобетонной смеси толщиной всего 25-30 мм. При этом достигается высококачественное проклеивание в кипящем слое эмульсии старого цементобетонного покрытия и нового проекционного слоя.

При высоком качестве ремонта и высоких сцепных свойствах поверхности эта белорусская технология стоит всего $3,28 за квадратный метр. Прямая экономия на каждом квадратном метре составляет $2,2-3,47.


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2000 год в рубрике лкм

©1995-2022 Строительство и недвижимость