Проблемы коммунальных отходов
В сентябре Минжилкомхоз Беларуси провел республиканский семинар "О выполнении Республиканской программы обращения с коммунальными отходами, внедрении раздельного сбора и утилизации вторичных ресурсов в г.Клецке, Несвиже Минской области и Лидском регионе Гродненской области". В работе семинара приняли участие представители Минжилкомхоза, Минприроды, облисполкомов, рай(гор)исполкомов, концерна "Белресурсы", Белорусского республиканского союза потребительских обществ, Борисовского завода пластмассовых изделий, завода "Коммаш" г.Осиповичи.
В 1998 году правительством Беларуси была одобрена "Республиканская программа обращения с коммунальными отходами", которая определила на период до 2005 года системный подход к решению проблемы обращения с коммунальными отходами - от поэтапного внедрения системы раздельного сбора отходов до их полной переработки и максимальной утилизации ценных вторичных ресурсов.
В соответствии с указанной программой разработаны областные и Минская городская программы обращения с коммунальными отходами на 1999 - 2005 гг., финансирование которых предусматривается за счет всех источников: средств производителей отходов, республиканского, областных и районных (городских) бюджетных фондов охраны природы, республиканского и местных бюджетов.
Минжилкомхозом совместно с облисполкомами и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства проведена работа по реализации заданий программы, обновлению и расчетам дифференцированных по городам и регионам тарифов в зависимости от объективных местных условий и технических уровней создаваемых комплексов саночистки.
В составе генеральных схем саночистки городов Гомеля и Витебска, Лидского, Мозырского, Полоцкого регионов выполнены необходимые расчеты-обоснования платежей производителей отходов, учитывающие все виды эксплуатационных и единовременных затрат по комплексному развитию региональных систем саночистки, включающих строительство промышленных или полупромышленных комплексов саночистки на 5-летний и прогнозный 25-летний периоды.
Наибольшую экологическую и экономическую эффективность показал опыт работы по раздельному сбору ТБО в г. Лида, где производственно-коммерческое предприятие "Анаско" обеспечивает раздельный сбор ТБО, сдачу макулатуры, металлолома, стекла и наладило из полимерных отходов производство черепицы.
Накоплен положительный опыт работы в Лидском регионе Гродненской области, городах Клецке, Несвиже Минской области по внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов и строительству станции сортировки и переработки ТБО.
Для активизации работы с отходами подготовлена Минприроды совместно с заинтересованными министерствами и принята Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в 1-ом чтении новая редакция проекта Закона Республики Беларусь "Об отходах", а также разработаны другие нормативные документы, которые регламентирует порядок обращения с отходами, в том числе коммунальными.
Вместе с тем облисполкомами и Мингорисполкомом, министерствами, концерном "Белресурсы", областными и Минскими городскими отраслевыми управлениями жилищно-коммунального хозяйства не приняты должные меры по реализации Республиканской программы обращения с коммунальными отходами, не обеспечен системный подход к решению вопроса поэтапного внедрения раздельного сбора твердых бытовых отходов, не организована должным образом сдача стеклобоя предприятиям Минстройархитектуры, а других видов вторичного сырья - предприятиям Белкоопсоюза.
Из-за недофинансирования в течение двух лет не выполнены задания Программы по строительству промышленных и полупромышленных комплексов саночистки в городах Минске, Солигорске, Лиде, Полоцке, Новополоцке, Орше, Гомеле, Мозыре, Калинковичах, Речице, Борисове, Жодино, Слуцке, Могилеве, Горках, Осиповичах.
Введенная в эксплуатацию по проектной документации УП "Техно-Ресурс" сортировочная станция твердых бытовых отходов в г.Несвиже Минской области имеет ряд технологических недоработок.
Не выполнены основные задания по приобретению и обновлению спецтехники. Имеются факты, когда предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства приобретают мусоровозы и другую коммунальную технику без согласования со службой маркетинга СПО "Коммунальник". В текущем году отсутствуют заказы от предприятий ЖКХ на изготовление мусоровозов, контейнеров различной модификации на заводе "Коммаш", г. Осиповичи, в то же время руководство завода не принимает должных мер по повышению качества изготавливаемой продукции, не изучает в республике на нее спрос.
Имеют место несогласованные действия проектных институтов отрасли, АНПО "Жилкоммунтехника" и УП "Техно-Ресурс" в решении актуальных вопросов проектного, конструкторско-технологического характера.
Из-за отсутствия финансовых средств не разработаны основные нормативно-технические документы (строительные нормы и стандарты. Справочно-методические пособия). По этой же причине практически не финансируются работы по созданию и совершенствованию конкурентоспособных технологий и оборудования.
Не организовано производство современных типов спецконтейнеров, хотя соответствующие производственные площади в республике для этого имеются.
Действующий в республике для всех городов и населенных пунктов тариф производителей твердых бытовых отходов остается практически единым, что не стимулирует развитие санитарной очистки, а в ряде населенных пунктов даже не покрывает минимальных затрат на их сбор и захоронение на технически несовершенных и экологически опасных полигонах и свалках.
За 1-ое полугодие 2000 г. уровень возмещения населением затрат на вывоз и обезвреживание ТБО составил 33,2%.
По причине отсутствия утвержденных дифференцированных тарифов платежей производителей отходов, рассчитанных в составе генеральных схем саночистки ряда городов и регионов (гг. Гомель, Витебск, Лидский, Мозырско-Калинковичский и Полоцко-Новополоцкий регионы), ни на один из промышленных комплексов по переработке и обезвреживанию ТБО не получен банковский кредит.
Это же сдерживает инвестирование важнейших проектов зарубежными кредитодателями.
В рекомендациях семинара предусматривается выполнение следующих мероприятий.
Повсеместно осуществлять поэтапное внедрение системы раздельного сбора твердых бытовых отходов. На заводе "Коммаш" г.Осиповичи по заявкам предприятий производить различные виды контейнеров. Заготовительным организациям Белкоопсоюза организовать своевременный прием различных видов вторсырья, Минстройархитектуры - стеклобоя. Концерну "Белресурсы" рассмотреть вопрос увеличения за счет более рационального использования мощностей перерабатывающих предприятий республики удельный вес вторсырья в выпускаемой продукции.
Признано целесообразным при соответствующем обосновании осуществить корректировку заданий республиканской программы обращения с коммунальными отходами на 1999-2000 годы с изменением сроков обновления парка спецтехники, создания промышленных и полупромышленных комплексов саночистки, комплексного развития систем саночистки городов и регионов республики с учетом ожидаемого финансирования.
Участники семинара считают необходимым установление дифференцированных тарифов платежей производителей отходов на основании прогнозных расчетов-обоснований в составе генеральных схем саночистки городов и регионов и с условием создания в них полномасштабных систем сбора, промышленной переработки, утилизации и обезвреживания коммунальных отходов.
С учетом решения Комиссии по финансированию государственных программ от 2.09.2000 г. о финансировании "Республиканской программы обращения с коммунальными отходами" без привлечения средств республиканского бюджета необходимо для обеспечения выполнения заданий указанной программы более широко привлекать средства местных бюджетов исполкомов, местных бюджетных фондов охраны природы и производителей отходов, а также при согласовании и утверждении на местах Положения о порядке образования и использования средств целевого сбора предусматривать финансирование расходов, связанных с содержанием жилищного фонда, в составе затрат расходы на проектирование, строительство, реконструкцию объектов санитарной очистки и приобретение спецтехники и спецконтейнеров.
Рекомендовано местным исполнительным и распорядительным органам и управлениям, объединениям и предприятиям жилищно-коммунального хозяйства получать банковские кредиты для создания промышленных комплексов саночистки городов и регионов под гарантии их возврата за счет введения с 2001 года расчетных дифференцированных тарифов платежей производителей отходов.
Первоочередным заданием принято считать в 2001 году изыскание средств из всех возможных источников финансирования на проектирование и строительство биомеханических заводов в городах Борисове, Могилеве и Гомеле.
При разработке генеральных схем саночистки городов и регионов предусматривается проводить широкий сопоставительный анализ различных по техническим, финансово-экономическим и санитарно-экологическим условиям методов переработки и обезвреживания коммунальных отходов.
Применять наиболее современные методы и системы обращения с коммунальными отходами, имея в виду их глубокую промышленную переработку с максимальной утилизацией вторичных ресурсов и производством на их основе продукции различного хозяйственно-бытового назначения (стройматериалы, топливо, биогумус и т.д.).
Практиковать привлечение к новейшим конструкторско-технологическим разработкам и их внедрению отраслевые, межотраслевые научно-технические и промышленные предприятия.
Необходимо обеспечить разработку строительных норм, стандартов и другой нужной научно-технической документации, предусмотренной "Республиканской программой обращения с коммунальным отходами", а также законодательно-правовые акты: по платежам производителей товаров народного потребления за упаковочную тару, подлежащую рециклингу или безвозвратному захоронению на полигонах ТБО с концентрацией средств на спецсчетах "саночистка" соответствующих городов или регионов; об административных нарушениях и штрафных санкциях, налагаемых на производителей отходов в случае ненормативного обращения с ними; о порядке заключения договоров производителей отходов с организациями (предприятиями), осуществляющими их сбор, переработку и обезвреживание, а также декларирование объемов накопления ТБО, в т.ч. отходов ремонтно-строительного производства.
Поддержана на семинаре инициатива по созданию в г. Лида акционерного общества по раздельному сбору и промышленной переработке ТБО на базе заинтересованных предприятий и организаций.
Признано целесообразным организовать изготовление контейнеров для раздельного сбора ТБО с использованием полимерных отходов на Борисовском заводе пластмассовых изделий.
Для активизации работы по созданию конкурсных "роликов" по агитации населения республики на внедрение раздельного сбора ТБО.
В рекомендациях семинара определены также другие меры по активизации работы с отходами.Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
В 1998 году правительством Беларуси была одобрена "Республиканская программа обращения с коммунальными отходами", которая определила на период до 2005 года системный подход к решению проблемы обращения с коммунальными отходами - от поэтапного внедрения системы раздельного сбора отходов до их полной переработки и максимальной утилизации ценных вторичных ресурсов.
В соответствии с указанной программой разработаны областные и Минская городская программы обращения с коммунальными отходами на 1999 - 2005 гг., финансирование которых предусматривается за счет всех источников: средств производителей отходов, республиканского, областных и районных (городских) бюджетных фондов охраны природы, республиканского и местных бюджетов.
Минжилкомхозом совместно с облисполкомами и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства проведена работа по реализации заданий программы, обновлению и расчетам дифференцированных по городам и регионам тарифов в зависимости от объективных местных условий и технических уровней создаваемых комплексов саночистки.
В составе генеральных схем саночистки городов Гомеля и Витебска, Лидского, Мозырского, Полоцкого регионов выполнены необходимые расчеты-обоснования платежей производителей отходов, учитывающие все виды эксплуатационных и единовременных затрат по комплексному развитию региональных систем саночистки, включающих строительство промышленных или полупромышленных комплексов саночистки на 5-летний и прогнозный 25-летний периоды.
Наибольшую экологическую и экономическую эффективность показал опыт работы по раздельному сбору ТБО в г. Лида, где производственно-коммерческое предприятие "Анаско" обеспечивает раздельный сбор ТБО, сдачу макулатуры, металлолома, стекла и наладило из полимерных отходов производство черепицы.
Накоплен положительный опыт работы в Лидском регионе Гродненской области, городах Клецке, Несвиже Минской области по внедрению раздельного сбора твердых бытовых отходов и строительству станции сортировки и переработки ТБО.
Для активизации работы с отходами подготовлена Минприроды совместно с заинтересованными министерствами и принята Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в 1-ом чтении новая редакция проекта Закона Республики Беларусь "Об отходах", а также разработаны другие нормативные документы, которые регламентирует порядок обращения с отходами, в том числе коммунальными.
Вместе с тем облисполкомами и Мингорисполкомом, министерствами, концерном "Белресурсы", областными и Минскими городскими отраслевыми управлениями жилищно-коммунального хозяйства не приняты должные меры по реализации Республиканской программы обращения с коммунальными отходами, не обеспечен системный подход к решению вопроса поэтапного внедрения раздельного сбора твердых бытовых отходов, не организована должным образом сдача стеклобоя предприятиям Минстройархитектуры, а других видов вторичного сырья - предприятиям Белкоопсоюза.
Из-за недофинансирования в течение двух лет не выполнены задания Программы по строительству промышленных и полупромышленных комплексов саночистки в городах Минске, Солигорске, Лиде, Полоцке, Новополоцке, Орше, Гомеле, Мозыре, Калинковичах, Речице, Борисове, Жодино, Слуцке, Могилеве, Горках, Осиповичах.
Введенная в эксплуатацию по проектной документации УП "Техно-Ресурс" сортировочная станция твердых бытовых отходов в г.Несвиже Минской области имеет ряд технологических недоработок.
Не выполнены основные задания по приобретению и обновлению спецтехники. Имеются факты, когда предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства приобретают мусоровозы и другую коммунальную технику без согласования со службой маркетинга СПО "Коммунальник". В текущем году отсутствуют заказы от предприятий ЖКХ на изготовление мусоровозов, контейнеров различной модификации на заводе "Коммаш", г. Осиповичи, в то же время руководство завода не принимает должных мер по повышению качества изготавливаемой продукции, не изучает в республике на нее спрос.
Имеют место несогласованные действия проектных институтов отрасли, АНПО "Жилкоммунтехника" и УП "Техно-Ресурс" в решении актуальных вопросов проектного, конструкторско-технологического характера.
Из-за отсутствия финансовых средств не разработаны основные нормативно-технические документы (строительные нормы и стандарты. Справочно-методические пособия). По этой же причине практически не финансируются работы по созданию и совершенствованию конкурентоспособных технологий и оборудования.
Не организовано производство современных типов спецконтейнеров, хотя соответствующие производственные площади в республике для этого имеются.
Действующий в республике для всех городов и населенных пунктов тариф производителей твердых бытовых отходов остается практически единым, что не стимулирует развитие санитарной очистки, а в ряде населенных пунктов даже не покрывает минимальных затрат на их сбор и захоронение на технически несовершенных и экологически опасных полигонах и свалках.
За 1-ое полугодие 2000 г. уровень возмещения населением затрат на вывоз и обезвреживание ТБО составил 33,2%.
По причине отсутствия утвержденных дифференцированных тарифов платежей производителей отходов, рассчитанных в составе генеральных схем саночистки ряда городов и регионов (гг. Гомель, Витебск, Лидский, Мозырско-Калинковичский и Полоцко-Новополоцкий регионы), ни на один из промышленных комплексов по переработке и обезвреживанию ТБО не получен банковский кредит.
Это же сдерживает инвестирование важнейших проектов зарубежными кредитодателями.
В рекомендациях семинара предусматривается выполнение следующих мероприятий.
Повсеместно осуществлять поэтапное внедрение системы раздельного сбора твердых бытовых отходов. На заводе "Коммаш" г.Осиповичи по заявкам предприятий производить различные виды контейнеров. Заготовительным организациям Белкоопсоюза организовать своевременный прием различных видов вторсырья, Минстройархитектуры - стеклобоя. Концерну "Белресурсы" рассмотреть вопрос увеличения за счет более рационального использования мощностей перерабатывающих предприятий республики удельный вес вторсырья в выпускаемой продукции.
Признано целесообразным при соответствующем обосновании осуществить корректировку заданий республиканской программы обращения с коммунальными отходами на 1999-2000 годы с изменением сроков обновления парка спецтехники, создания промышленных и полупромышленных комплексов саночистки, комплексного развития систем саночистки городов и регионов республики с учетом ожидаемого финансирования.
Участники семинара считают необходимым установление дифференцированных тарифов платежей производителей отходов на основании прогнозных расчетов-обоснований в составе генеральных схем саночистки городов и регионов и с условием создания в них полномасштабных систем сбора, промышленной переработки, утилизации и обезвреживания коммунальных отходов.
С учетом решения Комиссии по финансированию государственных программ от 2.09.2000 г. о финансировании "Республиканской программы обращения с коммунальными отходами" без привлечения средств республиканского бюджета необходимо для обеспечения выполнения заданий указанной программы более широко привлекать средства местных бюджетов исполкомов, местных бюджетных фондов охраны природы и производителей отходов, а также при согласовании и утверждении на местах Положения о порядке образования и использования средств целевого сбора предусматривать финансирование расходов, связанных с содержанием жилищного фонда, в составе затрат расходы на проектирование, строительство, реконструкцию объектов санитарной очистки и приобретение спецтехники и спецконтейнеров.
Рекомендовано местным исполнительным и распорядительным органам и управлениям, объединениям и предприятиям жилищно-коммунального хозяйства получать банковские кредиты для создания промышленных комплексов саночистки городов и регионов под гарантии их возврата за счет введения с 2001 года расчетных дифференцированных тарифов платежей производителей отходов.
Первоочередным заданием принято считать в 2001 году изыскание средств из всех возможных источников финансирования на проектирование и строительство биомеханических заводов в городах Борисове, Могилеве и Гомеле.
При разработке генеральных схем саночистки городов и регионов предусматривается проводить широкий сопоставительный анализ различных по техническим, финансово-экономическим и санитарно-экологическим условиям методов переработки и обезвреживания коммунальных отходов.
Применять наиболее современные методы и системы обращения с коммунальными отходами, имея в виду их глубокую промышленную переработку с максимальной утилизацией вторичных ресурсов и производством на их основе продукции различного хозяйственно-бытового назначения (стройматериалы, топливо, биогумус и т.д.).
Практиковать привлечение к новейшим конструкторско-технологическим разработкам и их внедрению отраслевые, межотраслевые научно-технические и промышленные предприятия.
Необходимо обеспечить разработку строительных норм, стандартов и другой нужной научно-технической документации, предусмотренной "Республиканской программой обращения с коммунальным отходами", а также законодательно-правовые акты: по платежам производителей товаров народного потребления за упаковочную тару, подлежащую рециклингу или безвозвратному захоронению на полигонах ТБО с концентрацией средств на спецсчетах "саночистка" соответствующих городов или регионов; об административных нарушениях и штрафных санкциях, налагаемых на производителей отходов в случае ненормативного обращения с ними; о порядке заключения договоров производителей отходов с организациями (предприятиями), осуществляющими их сбор, переработку и обезвреживание, а также декларирование объемов накопления ТБО, в т.ч. отходов ремонтно-строительного производства.
Поддержана на семинаре инициатива по созданию в г. Лида акционерного общества по раздельному сбору и промышленной переработке ТБО на базе заинтересованных предприятий и организаций.
Признано целесообразным организовать изготовление контейнеров для раздельного сбора ТБО с использованием полимерных отходов на Борисовском заводе пластмассовых изделий.
Для активизации работы по созданию конкурсных "роликов" по агитации населения республики на внедрение раздельного сбора ТБО.
В рекомендациях семинара определены также другие меры по активизации работы с отходами.Подготовил Владимир КИНЧИКОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 39 за 2000 год в рубрике жкх