Строительный рынок: состояние и проблемы


Несмотря на то, что строительный экспорт за пять месяцев несколько увеличился, руководителей Минстройархитектуры Республики Беларусь волнуют проблемы, которые трудно решить в рамках отрасли.

За первые пять месяцев 2000 года общий объем экспорта строительных материалов, изделий и конструкций предприятиями Минстройархитектуры Республики Беларусь составил 36 049,4 тысячи долларов США, что за 31,06% больше, чем за тот же период 1999 года. Объем экспортных поставок в регионы Российской Федерации за 5 месяцев 2000 года составил 28 830,1 тысячи долларов США, что на 43,26% больше, чем за 5 месяцев 1999 года.

За 5 месяцев 2000 года выросли объемы экспорта в Россию следующих материалов, изделий и конструкций: цемент на 8,0%; плитка керамическая на 24,3%; строительные металлоконструкции на 1,5%; кирпич керамический в 6,2 раза; кирпич силикатный на 27,7%; листы гипсокартонные на 14,3%; линолеум на 45,3%; стеклоблоки в 5,2 раза; бутылки на 23,5%; стеклотара в 4 раза; сортовая посуда на 2,3%; дверные блоки в 2,3 раза; нерудные стройматериалы в 18,2 раза По остальным позициям объем экспорта в Россию за 5 месяцев 2000 года сократился и составил: по рулонным кровельным материалам 41,1%; по сборным железобетонным изделиям и конструкциям - 47,5%; по извести - 89; минеральной вате и изделиям из нее - 44; по стеклу полированному - 22,5, оконным блокам - 11,2% от уровня 5 месяцев 1999 года.

В министерстве считают, что снижение экспортных поставок по различным группам товаров объясняется рядом субъективных и объективных причин.

Так, объем производства цемента снизился из-за уменьшения потребности в вяжущих материалах в связи с падением объемов подрядных работ из-за сокращения бюджетного финансирования (объем подрядных работ, выполненных в I квартале к аналогичному периоду 1999 г, составил 97,6%). Кроме того, снижение объема производства и экспорта произошло из-за возросшей конкуренции производителей цемента в Российской Федерации. Цементная промышленности России в настоящее время находится на подъеме. Выпуск этой продукции в I квартале возрос на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошедшего года. Снижение экспорта цемента также произошло в связи с ростом стоимости 1 т белорусского цемента (из-за удорожания импортного сырья и энергоносителей, транспортных железнодорожных тарифов при перевозке продукции в Россию, разности валютных курсов, необходимости продажи части валютной выручки по заниженному курсу, рентного сбора с бартерных операций и т.д). Средняя цена его в I квартале с перевозкой до г.Москвы достигла почти 42 доллара США, в то время как стоимость российского цемента в этом регионе не превышает 20,5 доллара за 1 т. Это делает белорусский цемент неконкурентоспособным на рынке Российской Федерации.

Нехватает белорусского битума и макулатуры под полную программу производства мягких кровельных материалов. Покупка сырья проблематична из-за отсутствия валюты. Курсовая разница, высокий удельный вес стоимости топливно-энергетических ресурсов в себестоимости мягких кровельных материалов обуславливают относительно высокую стоимость продукции. Цена 1 м 2 рубероида РКП-350 с доставкой в московский регион составляет 0,23 доллара США.

В Российской Федерации на новом качественном уровне осуществлена модернизация кирпичного производства. В результате обольский кирпич теряет конкурентные позиции. Отрицательно сказалось на экспортные поставки введение в феврале текущего года положения об обязательном статистическом декларировании товаров, вывозимых из Республики Беларусь. Представители завода констатируют, что в результате сложного и длительного оформления каждого автомобиля на вновь восстановленных белорусских таможнях при экспорте кирпича в Россию с заводом перестали работать большое количество коммерческих структур. Это резко уменьшило количество продаж продукции за рубеж.

При экспорте извести в Литву железнодорожным (или автомобильным) транспортом оплачивается НДС в размере 18% и таможенный сбор, который с начала года литовской стороной увеличен до 15% (в 7,5 раза) в виде меры по защите национального рынка. В настоящее время литовская сторона начала антидемпинговую кампанию против целого ряда строительных материалов, в частности по цементу, извести, шиферным листам. На белорусские предприятия поступили анкеты-опросники, на основании которых литовская сторона должна принять окончательное решение о введении дополнительных таможенных пошлин на вышеперечисленную продукцию.

Неритмичное поступление сырья от Новомосковского завода "Гипс Кнауф маркетинг" срывает поставки на экспорт гипсокартонных листов. Фирма "Кнауф", приватизировав в СНГ практически все гипсовые заводы и карьеры, выделяет Минскому гипсовому заводу, не вошедшему в его систему, сырье самого низкого качества.

Снижение производства и экспорта линолеума, по мнению специалистов предприятия, произошло из-за следующих основных причин: введение положения о вводе в эксплуатацию жилья без выполнения отделочных работ вызвало отказ строителей от закупки линолеума предприятия. жильцы, завершая отделочные работы самостоятельно, приобретают более привлекательный, качественный, хотя и более дорогой зарубежный, в том числе и российский, линолеум, в результате гомельский линолеум не находит сбыта); сокращение бюджетного финансирования жилищного строительства; опережающие темпы роста отпускной цены на линолеум в Республике Беларусь по сравнению с Российской Федерацией; износ активной части основных фондов, устаревшая технология, отсутствие финансовых средств на модернизацию и обновление производства привели к потере качества продукции и спроса на нее. Предприятие поставлено перед необходимостью закрытия этого производства.

Падение производства листового стекла в конце 1999 г и в I квартале 2000 г произошло из-за аварии на печи (оборудование футеровочного слоя). С середины ноября выпуск стекла был полностью прекращен. Экспорт стекла в 1999 г возрос за счет реализации накопленных складских запасов и сокращения продаж на внутреннем рынке.

После восстановления печи в апреле т.г. в мае экспортировано стекла на сумму 350 тыс. долларов США против 56,5 тыс. долларов в I квартале. В настоящее время география экспорта предприятия включает 14 стран. Среди них - Россия и Украина, Литва и Латвия, Англия, Франция, Германия, Голландия, Болгария, Польша. Поставки в Россию и на Украину производятся в основном по бартеру за сырье. Маркетинговая служба предприятия ведет переговоры по освоению рынков Италии, Испании и Греции. Одновременно акционерное общество намерено значительно увеличить сбыт продукции на внутреннем рынке.

В 1999 г и I квартале т.г. предприятие (Микашевичи) находилось в тяжелом финансовом положении. Значительно повысились отпускные цены предприятия с доставкой в регионы России из-за роста стоимости топливно-энергетических ресурсов, запасных частей, необходимости платы значительных процентов под полученные банковские кредиты. Так, стоимость 1 м 3 щебня с доставкой до г. Москвы в I квартале достигла 467,2 RUR, в то время как стоимость российского щебня ниже в 3,2 раза (145 RUR за м 3). Хроническое отсутствие оборотных средств лишает предприятие возможности приобретать дизтопливо, шины для автомашин БелАЗ. Отсутствие валюты не позволяет закупать в России взрывчатые вещества для проведения горных работ. В 1999 г они приобретались в Российской Федерации по бартеру, однако в настоящее время в соответствии с требованиями правительства Российской Федерации бартерные операции сворачиваются.

На повышение стоимости и снижение конкурентоспособности экспортной продукции предприятий строительных материалов и стройиндустрии республики в значительной степени влияет постоянное завышение курса белорусского рубля по отношению к другим валютам. Отрицательно влияет на внешнеэкономическую деятельность, сдерживая ее развитие, и обязательная продажа валюты по официальному, заниженному курсу Национального банка. При разнице официального и коммерческого курсов валют более чем в 2 раза обязательная продажа превращается по существу в дополнительный налог для экспортеров в размере 15-20% (в зависимости от величины отклонения "курсов валют"), повышая тем самым стоимость продукции и снижая ее конкурентоспособность на зарубежных рынках. Такое положение не может не сказываться на снижении экспорта предприятий в целом.

Причинами, влияющими на падение ценовой конкурентоспособности белорусских строительных материалов и изделий на российских рынках, в первую очередь на московском, по мнению министерства, является прежде всего - резкий рост стоимости топливно-энергетических ресурсов, поставляемых белорусским предприятиям из России (например, за российский природный газ белорусские предприятия вынуждены платить 70 долларов за 1 тысячу кубометров, в то время как российские потребители платят только 13-18 долларов за 1 тысячу кубометров газа); рост стоимости железнодорожных перевозок экспортных грузов (железнодорожные тарифы на перевозку строительных материалов по российской территории более чем в 10 раз выше, чем при перевозке по территории Беларуси).

Подписанное недавно соглашение между Белорусской железной дорогой и Министерством путей сообщения России о грузовых тарифах в сообщении между странами позволит как-то уменьшить эту проблему. Отрицательно влияют на экспорт высокие экологические сборы при перевозке белорусской продукции автотранспортом по дорогам России. Величина экологического сбора достигает 25% от стоимости перевозимого груза. Экспорт строительных услуг за 5 месяцев 2000 года составил 5,826 млн долларов США, что составляет 84% от объема экспорта строительных услуг за соответствующий период 1999 года.

Основными причинами уменьшения экспорта строительных услуг являются ухудшение платежеспособности российских заказчиков, куда в основном, как и в прошлые годы, сориентирован экспорт услуг подрядных организаций министерства. В практике работы с российскими заказчиками усиливается тенденция, когда российская сторона заинтересована в приглашении белорусских строителей для выполнения работ без заключения контракта с отечественными подрядными организациями.

Из-за резко возросших затрат на оплату энергетических ресурсов и перевозку грузов стала неконкурентоспособной работа отечественных строительных организаций с использованием белорусских материалов.

Наличие нескольких курсов белорусского рубля приводит к убыточной деятельности подрядных организаций министерства, выполняющих работы в Российской Федерации в счет погашения задолженности за поставляемый в республику природный газ.

Как видно из вышеизложенного, решение этих и ряда других вопросов выходит за рамки компетенции министерства и требует решение на более высоком уровне.

По материалам Минстройархитектуры Республики Беларусь


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 27 за 2000 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость