О том, как соотносятся право и инвестиционный процесс
Правовые предписания в большей степени, чем какие бы то ни было другие (экономические, этические, моральные) регламентируют нашу жизнь, проникая в различные ее сферы. Строительство не является исключением: в нем наряду с собственно строительными нормами действуют и правовые.
Белорусские города в последнее время испытывают определенные трудности с выделением земельных площадей для размещения новостроек. Однако потребность в новых помещениях не отпадает и приходится искать выход из создавшегося положения.
Одним из путей решения этой проблемы является переход от экстенсивного освоения городских территорий к интенсивному, то есть максимальное использование уже имеющихся построек.
Перед Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь поставлена конкретная задача: после 2000 года стремиться к тому, чтобы 20 - 30 % нового жилья вводилось за счет уплотнения уже существующей застройки.
Самым перспективным видом уплотнения застройки является мансардное строительство.
Поэтому речь в данной статье пойдет именно о его правовом регулировании. Коснусь основных нормативно-правовых документов, регламентирующих эту сферу.
Реконструкция как часть градостроительной политики
Основы законодательного регулирования градостроительной деятельности в нашем государстве установлены Законом Республики Беларусь "Об основах архитектурной и градостроительной деятельности", принятым Верховным Советом РБ 26 ноября 1993 г., с учетом изменений, внесенных в него Законом РБ от 31 декабря 1997 г.
А что же такое градостроительная политика?
Это деятельность государственных органов республиканского и местного управления, целями которой являются создание благоприятной среды жизнедеятельности населения городов и сельских населенных пунктов посредством рациональной планировки, застройки, благоустройства территорий, развитие социальной, производственной и транспортной инфраструктуры, стимулирование бережного природопользования, а также сохранение историко-культурного наследия.
Одним из путей реализации градостроительной политики нашего государства является реконструкция жилой застройки. Мероприятия по ее проведению осуществляются с целью поддержания долговечности жилищного фонда, приведения его в соответствие с требованиями современных нормативно-технических документов, повышения качества среды обитания и архитектурного облика населенных пунктов. Реконструкция жилой застройки может быть комплексной и выборочной.
Комплексная реконструкция включает в себя мероприятия по улучшению функциональных, эстетических, технических, энергетических, санитарно-гигиенических характеристик жилой среды и зданий, повышению их пожарной безопасности, преобразованию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в соответствии с действующими нормативами РБ.
Выборочная же реконструкция отдельных жилых и общественных зданий, как правило, не требует осуществления всего состава мероприятий по преобразованию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры территории.
При комплексной и выборочной реконструкции может происходить уплотнение застройки жилых территорий, которое осуществляется за счет повышения этажности существующих зданий, устройства в подкровельных пространствах существующих домов жилых и нежилых помещений (мансард), возведения объемов, соединяющих существующие здания, расширения корпуса существующих зданий за счет пристроек, размещения новых жилых зданий на существующих застроенных территориях, преобразования застройки усадебного типа в блокированную застройку и высокоплотную застройку, а также размещения нежилых зданий в жилой застройке.
Правовое обеспечение мансардного строительства
СМ РБ 2 мая 1997 г. принял Постановление № 432 "О мерах по организации мансардного строительства". Этот документ не только конкретизировал цели мансардного строительства, но и регламентировал некоторые его моменты. Цели мансардного строительства были обозначены следующие: увеличение объемов и снижение стоимости строительства жилья, улучшение архитектурного облика городов республики, а также повышение эффективности использования капитальных вложений.
В том же году 31 июля Минстройархитектуры РБ своим приказом № 317 утвердило Инструкцию об организации строительства жилых помещений за счет надстройки мансардных этажей над существующими домами без отселения их жильцов. Инструкция была разработана в целях регулирования взаимоотношений участников мансардного строительства и обеспечения защиты их законных прав и интересов. В разработке этого документа принимали участие НИАП "Стройэкономика", НИЭПГП "БелНИИС", ГУВПС МВД, Минжилкомхоз РБ и Минздрав РБ. Работа проводилась по заказу Минстройархитектуры РБ. Несколько позже было принято Изменение № 2 СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания", содержание которого нормирует требования к проектированию мансард.
В. Гропиус, немецкий архитектор конца XIX - первой четверти XX в., сказал: "Если стандарты не контролировать и не обновлять, они закостеневают". Положение вещей показывает, что это высказывание актуально и сейчас и останется таковым, пока существуют эти самые стандарты. Не прошло и двух лет, как на основе Инструкции было разработано Положение о реконструкции жилой застройки в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденное приказом Минстройархитектуры РБ № 124 от 14 мая 1999 г.
Разработкой Положения занимался институт НИПТИС по заказу Минстройархитектуры РБ. В его подготовке участвовали специалисты институтов "БелНИИПградостроитель-ства", "БелНИИС", "Белжилпроект", а также ГУВПС МЧС РБ. При разработке документа специалистами были использованы теоретические и практические наработки всех вышеперечисленных организаций, а также датские нормативы, предоставленные фирмой "Velux".
Положение о реконструкции жилой застройки в населенных пунктах Республики Беларусь касается не только мансардного строительства. Оно касается реконструкции жилой застройки вообще. Однако исходя из того, что документ этот был принят в целях создания условий для реализации "Программы мансардного строительства", "Государственной программы модернизации и тепловой реабилитации жилых домов на 1997-2000 гг.", а также Постановления СМ РБ "О мерах по организации мансардного строительства" №432 от 2 мая 1997 г. (с учетом изменений, внесенных постановлением СМ РБ от 15 апреля 1999 г. N 525), можно сделать вывод - максимум внимания в этом документе уделяется мансардному строительству.
Данное Положение распространяется на реконструкцию жилой застройки всех типов - усадебной, многоэтажной, смешанной, в том числе на строительство мансард над эксплуатируемыми жилыми домами (высотой 6 этажей с учетом мансарды) и регламентирует направления и выбор объектов комплексной реконструкции жилой застройки, вопросы правового регулирования реконструкции жилой застройки, порядок осуществления инвестиционной деятельности при реконструкции жилой застройки, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации и выполнения ремонтно-строительных работ, а также порядок ввода объектов реконструкции в эксплуатацию.
В заключение можно сказать, несколько перефразировав Д. Свифта, что каждый, кто способен построить два квадратных метра жилья на месте, где раньше был построен только один, заслуживает высшей похвалы человечества; для своей страны он делает гораздо больше, чем все политики вместе взятые.
Илья ЛАТЫШЕВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2000 год в рубрике экономика