Прогноз научно-технического развития строительной отрасли Республики Беларусь на 2001-2020 годы
Продолжение. Начало в СиН №231.3. Прогноз развития жилищного строительства на 19992020 годы-
Анализ состояния жилищной сферы послужил основанием для прогнозирования дальнейшего развития жилищного строительства.
Результаты исследований, представленные в этом отчете, являются продуктом социально-экономического прогнозирования, которое позволяет разрабатывать экономические прогнозы, основанные на научных методах познания экономических явлений с использованием всей совокупности доступных методов, средств и способов современной экономической прогностики.
Технология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода учреждения, методов организации прогнозирования и т.д. Основополагающим критерием для нас в данном исследовании являлся проблемно-целевой. Поэтому все прогнозы, разработанные в данной работе, являются поисково-целевыми, сочетая в себе на ряду с принципом определения желаемого состояния объекта в будущем, принципы условного продолжения тенденций развития изучаемого явления. По масштабу прогнозирования - прогнозы отраслевые, а по времени учреждения являются долгосрочными.
В процессе прогнозирования нами использовались три взаимодополняющих источника информации о будущем: оценка перспектив развития будущего состояния, прогнозируемого явления на основе изученного опыта; условное продолжение в будущем (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны; модель будущего состояния того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым желательным изменениям условий, перспективы развития которых нами обосновываются.
В соответствии с этим нами были преимущественно использованы два дополняющих друг друга способа разработки прогнозов: экстраполирование - построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания и учреждения прогноза (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок); моделирование - построение поисково-целевых и нормативных моделей с учетом как вероятного, так и желаемого изменения прогнозируемого явления на период учреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. Причем необходимо отметить, что при разработке основных прогнозов эти способы использовались одновременно и дополняли друг друга, что позволило построить обоснованные прогнозные показатели.
Общая укрупненная логическая схема проведенного прогнозирования состоит из следующих этапов:
1. Предпрогнозная ориентация. На этом этапе производилось уточнение характера, масштабов, объекта, периодов основания и учреждения прогноза; формулировались цели и задачи, предмет, проблемы и рабочие гипотезы;
2. Построение исходной модели прогнозируемого явления;
3. Построение динамических рядов показателей, их обобщение;
4. Построение серии гипотетических поисковых и нормативных моделей явления;
5. Построение серии гипотетических целевых (желаемых) моделей явления с использованием знания поисковых и нормативных прогнозов;
6. Оценка достоверности и точности, а также обоснованности прогноза - уточнение гипотетических моделей методом опроса экспертов;
7. Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения. В качестве экспертов привлекались специалисты НИАП "Стройэкомика, Минстройархитектуры и других НИИ строительной отрасли;
8. Вновь предпрогнозная ориентация.
Восьмой этап в логической схеме прогнозирования не случаен. Это вызвано тем, что данные исследования содержат целую систему прогнозов, для которых выходная информация является исходной информацией для других.
В настоящее время государство не может выделять достаточные средства на развитие жилищного фонда и предоставлять населению бесплатное жилье. Следует рассчитывать в основном на привлечение внебюджетных источников финансирования, из которых наиболее существенными являются средства населения.
В 1998 году только 7,4% от общего количества жилья было введено за счет средств республиканского и местных бюджетов. На долю предприятий пришлось 21,3%, а населения - 71% (табл. 1.4). Нужно иметь в виду, что при этом население в основном использовало субсидии и льготные кредиты, то есть опять-таки бюджетные средства.
Для оценки инвестиционных возможностей населения на основании статистических данных были проведены расчеты и выявлены группы населения по уровню их реальных доходов.
Необходимость детального изучения реальных доходов населения в рамках этой работы вызвана всевозрастающей ролью внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, в основной массе представленных доходами конечных потребителей жилых помещений - домашних хозяйств Республики Беларусь.
В связи с трансформацией принципов государственной концепции финансирования жилищного строительства, заключающейся в переходе от доминированного строительства жилья за счет средств государственного бюджета к исключительному государственному финансированию системы строительства, так называемого социального жилья для малообеспеченных и социально-незащищенных граждан, а также систем дотирования, субсидирования и стимулирования населения к накоплению средств для использования в строительстве недвижимости, основными источниками финансирования жилищного строительства в республике должны стать личные средства граждан и другие возможные внебюджетные инвестиции.
Таким образом, возникает ряд вопросов, от ответов на которые в значительной степени зависит успешность дальнейших выводов и прогнозов, касающихся развития жилищно-строительного комплекса республики в целом.
В частности:
1) В какой зависимости находятся реальные доходы населения и стоимость строительства жилья различных категорий комфортности?
2) В какой мере реальные доходы населения обуславливают объемы строительства жилья той или иной категории комфортности?
3) Какая динамика инвестиционной активности населения предполагается в период до 2020 года и др.
Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы предусматривают создание условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать необходимые средства. При этом планируется повысить значение заработной платы в составе доходов населения, восстановить роль минимальной заработной платы (МЗП) как важнейшего социального норматива. Рост реальных доходов населения, в соответствии с этим программным документом, намечается в размере 4-6% в год. Для этого, в частности, предусматривалось: довести долю заработной платы в составе валового внутреннего продукта до 36-40%; приостановить нарастающую дифференциацию доходов между различными группами населения, одновременно освободив от налогообложения доходы граждан, направляемые на приобретение и строительство жилья, учебу, лечение, отдых, дополнительное социальное обеспечение; усовершенствовать практику бронирования средств на заработную плату в пределах 65-70% МПБ в расчете на одного работника; периодически пересматривать уровень минимальной заработной платы, исходя из экономических возможностей и необходимости приближения к размерам минимального потребительского бюджета; совершенствовать механизм договорного регулирования оплаты труда на предприятиях, в организациях и учреждениях; регулировать оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с динамикой оплаты труда работников реального сектора экономики; предусмотреть индексацию доходов населения в связи с инфляцией.
Наряду с этим планируется ряд мер, направленных на социальную защиту уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, безработных и др.). К сожалению, не все из намеченного удается осуществить. Вместе с тем эти и другие мероприятия, будем надеяться, приведут к увеличению инвестиционных возможностей белорусских граждан и вызовут увеличение реального спроса на жилые помещения, подкрепленного экономической состоятельностью и надежностью потенциальных потребителей жилых помещений.
Как вытекает из данных сборника "Республика Беларусь в цифрах" (Минск, 1997 г.), если реальные доходы населения в 1990 г. принять за 100%, то в 1991 г. они составили по отношению к нему - 83%, в 1993 г. - 94%, 1994 г. - 91%, 1995 - 66%, 1996 г. - 64%. По отношению к предыдущему году в процентах их величина была в 1991 г. - 103, 1992 г. - 81, 1993 - 112, 1994 - 97, 1995 - 73, 1996 - 112 и 1997 - 105.
Динамика роста реальных доходов свидетельствует, что еще не скоро большинство населения республики сможет решать свои жилищные проблемы самостоятельно. Для этого доходы должны значительно возрасти по сравнению с существующими.
Как было уже ранее указано, демографическая ситуация в Беларуси остается неблагополучной. Этот фактор влияет и на реальные доходы населения. Ведь в 1997 г. в 28,9% семей не было работающих, в 25,4% семей имелся один работник, по два работающих было в 38,5% семей и только в 7,2% количество работников составляло 3 и более человек. Лишь в 45% семей имеются дети, причем 90% от этого числа не могут обеспечить потребление на уровне минимального потребительского бюджета. ("Республика Беларусь в цифрах").
Согласно данным, основанным на выводах общеевропейской статистики, стоимость 1 м2 общей площади жилого помещения с типовыми потребительскими качествами не должна превышать двухмесячный доход застройщика, а стоимость жилого помещения в целом не должна превышать 4-5 годовых доходов среднеобеспеченной семьи. Таким образом, по европейским стандартам нормальный доход застройщика в Республике Беларусь должен составлять не менее 160 долл. США в месяц, что равноценно 0,5 м2 общей площади типового жилья (принимаем среднюю стоимость 1 м2 равной 300 долл. США). В соответствии с рекомендациями ООН, национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь рассмотрены различные уровни бедности, одним из которых является уровень низких доходов. Для Беларуси этот уровень характеризуется доходом на одного человека в размере 41 долл. США в месяц, что соответствует стоимости 0,14 м2 жилья.
Классификационные группы населения (потребителей жилых помещений), сформированные по критерию реальных доходов, представлены в табл. 1.8.
Таблица 1.8
Распределение населения по критерию реальных доходов
Население укрупненно делится на 4 группы.
Первая группа - "Домашние хозяйства с высокими доходами" - характеризуется уровнем доходов на одного члена семьи, равным стоимости 1 м 2 общей площади жилья с типовыми потребительскими качествами, или превышающими эту границу.
Вторая группа - "Домашние хозяйства с доходами по "среднеевропейскому стандарту" - характеризуется уровнем доходов, находящимся в пределах стоимости 0,5-1,0 м2 общей площади жилья с типовыми потребительскими качествами. Такой уровень доходов позволяет за счет собственных средств за 15 лет оплатить стоимость жилого помещения.
Третья группа - "Домашние хозяйства с невысокими доходами". Уровень дохода этих семей находится в пределах стоимости 0,14-0,5 м2 общей площади жилья с типовыми потребительскими качествами. Поскольку основная масса населения республики на сегодняшний день принадлежит к этой группе, из нее выделены три подгруппы:
1) 0,4-0,5 м2. Наиболее обеспеченная подгруппа, которая способна самостоятельно финансировать почти все расходы на строительство жилого помещения с наибольшей долей государственной поддержки в виде льготного возвратного государственного кредита;
2) 0,3-0,4 м 2. Семьи с таким уровнем дохода, наряду с несомненным использованием собственных средств, нуждаются в льготном возвратном государственном кредите в размере, обусловленном их реальной платежеспособностью в будущем, и безвозмездной государственной субсидии на строительство жилья.
3) 0,14-0,3 м 2. Подгруппа с самыми низкими доходами из этой группы. Семьи с таким уровнем доходов, наряду с использованием собственных средств, нуждаются в безвозмездной государственной поддержке в виде субсидии.
Четвертая группа - "Домашние хозяйства с низкими доходами". Верхняя граница уровня находится на отметке 0,14 м 2, что соответствует черте бедности, после которой человек не в состоянии тратить какую-либо часть своего дохода на жилищное строительство. Поэтому граждане, устойчиво принадлежащие к этой группе, могут рассчитывать только на социальное жилье.
Методологический подход к расчету инвестиционных возможностей населения каждой из названных групп приведен в табл. 1.9, на примере данных за 1997 г.
На основании статистических данных о доходах населения в 1996-1998 гг. выполнен прогноз распределения населения по уровню реальных доходов на период по 2020 года (табл. 1.10).
Рост доходов при прогнозах ежегодно принят в размере 5% исходя из Основных направлений социально-экономического развития на 1996-2000 гг.
Как видно из табл. 1.10, строить высококомфортное жилье может ныне лишь 0,63% населения. Еще 5,65% населения в состоянии участвовать в строительстве жилья с типовыми потребительскими качествами, но с улучшенной отделкой. Остальные граждане могут рассчитывать только на жилье с типовыми потребительскими качествами.
К концу прогнозируемого периода высококомфортное жилье сможет строить 1,76% населения, жилье с улучшенной отделкой - 13,71%. Одновременно должно сократиться число малоимущих граждан, которые не могут инвестировать средства в строительство или покупку собственного жилья.
Прогноз развития жилищного строительства основан в первую очередь на данных о потребности в жилье и инвестиционных возможностях различных групп населения. При этом также учтены данные стратегии устойчивого развития на период 2001-2010 годов.
В табл. 1.11 представлены фактические и прогнозные данные о количестве жилья по общей площади по республике в целом, а также для городских поселений и сельской местности. В табл. 1.12 приведены данные о количестве квартир, построенных в 1997-1998 гг., и прогноз до 2020 г.
Национальная стратегия устойчивого развития предусматривает, что в 2010 г. будет введено 6000-7000 тыс. м 2 жилых помещений.
Для того, чтобы в основном обеспечить жильем остро нуждающихся в нем граждан, объемы жилищного строительства, на наш взгляд, должны возрастать на 1% до 2003 г., значительно возрасти в 2003 г., а затем увеличиваться ежегодно на 5% вплоть до 2011 г., когда объем введенных в эксплуатацию жилых зданий должен быть около 6040 тыс. м 2. Достигнутый уровень может не меняться на протяжении еще пяти лет до 2016 г., а затем новое строительство должно быть сокращено.
Высвобождающиеся при этом средства могут быть направлены на развитие инженерной и социальной инфраструктур, а также на модернизацию и капитальный ремонт существующего жилого фонда.
Предполагается, что менее 30% от общего объема жилья, начиная с 1999 года, будет строиться в сельской местности, причем если с 2016 г. объемы в городах будут сокращаться, то на селе они уменьшаться не должны. Помимо решения проблемы жилья для сельчан, возможно удастся привлечь в село и какую-то часть городских жителей.
В табл. 1.12 и 1.13 приведены данные о вводе жилья по регионам страны - фактические и прогнозные в квадратных метрах общей площади и количестве квартир.
На рис. 14 показан прогноз инвестиции в жилищное строительство (включая инженерно-транспортную инфраструктуру) исходя из потребностей общества в жилье в ценах 1.01.1999 г.
Как видно, инвестиционные возможности граждан не велики, и их доля составляет только около 20% общего объема капиталовложений и лишь к концу рассматриваемого периода они достигнут примерно 35%.
Таким образом, между потребностями общества и возможностями в финансировании жилищного строительства наблюдается разрыв. Осуществление предлагаемой программы жилищного строительства будет зависеть от возможностей государственного и местных бюджетов, а так же предприятий.
Если говорить о типах жилья, которые будут строиться в период до 2020 г., можно отметить следующее.
Высококомфортное жилье в основном будет представлять из себя индивидуальные коттеджи (до 50%) и квартиры с числом комнат не менее 4-5, с кухней, столовой и холлом, в таком жилье следует предусматривать и большую степень инженерного обеспечения. Отличаться такие жилые помещения от обычных будут высококачественными материалами, отделочными и для устройства полов (паркет, ковровые покрытия). Часть элитных квартир может быть выполнена в двух уровнях.
Как уже отмечалось, основной проблемой в реализации программы развития отрасли является наличие инвестиций. Для привлечения инвестиций большую роль играет стоимость строительной продукции и, в частности, стоимость строящегося жилья.
В странах, где рыночная экономика развита высоко, вся инфраструктура рынка всегда готова быть полезной и приемлемой для потребителя. Это относится и к созданию наиболее благоприятного режима человека в решении его жилищных проблем.
Государство должно экономическими методами воздействовать на процесс обеспечения достаточными и достойными жилищными условиями своих граждан с целью реализации принципов социальной защиты и справедливости.
Реальный спрос на жилье будет расти с ростом дохода граждан, что, естественно, возможно только при росте валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП). Наряду с этим, поскольку жилье является специфически дорогим товаром, актуальной представляется проблема оптимизации использования средств населения, а также бюджетных ассигнований на его строительство.
Это возможно, с одной стороны, путем сокращения затрат на возведение жилых зданий, а с другой - создание системы рассрочки и кредитования строительства жилья для граждан. Такая система позволяет гражданину до накопления полной суммы, необходимой на строительство дома (квартиры), построить и пользоваться им, растянув режим накопления на достаточно длительный срок. Во многих странах такие системы успешно функционируют, а в основе их лежит немецкая система "Строительных сбережений" и американская система "Ипотечного кредитования" или их сочетание.
До широкого развития систем накопления-кредитования, адаптированных к нашим условиям, трудно рассчитывать на значительное привлечение средств населения в жилищную сферу. В Беларуси лишь начато внедрение таких систем - программа "Рациональный дом", жилищные сертификаты концерна "Минскстрой", жилищные облигации ЗАО "Инвест-систем". Причем очень важным при этом является создание систем, которые будут пользоваться доверием у населения, напуганного аферами типа печально известных "МММ", "Секай" и других.
Коренные изменения в жилищной сфере обуславливают новые требования к архитектурно-техническим характеристикам строящегося и реконструируемого жилья. В прошлом, когда подавляющее большинство жилых зданий строилось за счет государственных централизованных капитальных вложений и распределялось бесплатно, соответственно и требования к параметрам жилья устанавливались централизованно.
Теперь же и в дальнейшем, когда жилье строится в основном за счет внебюджетных средств и становится частной собственностью, требования к жилым помещениям в большей степени определяются его потребителями и инвесторами. При этом предъявляются более высокие требования к потребительским качествам, функциональным удобствам и комфортности для людей. Весомое значение приобретает учет природно-климатических особенностей района проживания, эстетические и экологические требования.
Важное значение в последние годы стали придавать проблеме экономии энергетических ресурсов, которые расходуются пока в жилищной сфере весьма нерационально, ведь ранее учитывались только гигиенические требования к теплозащите ограждающих конструкций. Задача заключается в снижении потребления энергии при эксплуатации зданий в два и более раза с тем, чтобы приблизиться к среднему мировому уровню.
Основными архитектурно-планировочными факторами, которые позволят обеспечить энергосбережение, является увеличение ширины зданий, ориентация по сторонам света с учетом влияния господствующих ветров, повышение компактности застройки и т.д.
К конструктивным факторам при этом можно отнести применение слоистых конструкций наружных стен на основе высокоэффективных теплоизоляционных материалов, трехслойное остекление окон, улучшение герметизации стыков дверных блоков с конструкцией стены, утепление кровель и полов первых этажей и проч.
Немаловажную роль при этом играют и организационно-технические факторы - установка контрольно-измерительных и регулирующих температуру и электроосвещение приборов.
С улучшением уровня жизни населения появятся и новые проблемы в жилищной сфере. В частности, мировой опыт свидетельствует, что центральная часть города не очень привлекательна для проживания. Однако процесс сокращения жильцов должен быть под контролем. Нельзя чтобы центральная часть городов после завершения рабочего времени становилась безлюдной. Бесспорно, первые этажи здания должны быть нежилыми. В них должны размещаться магазины, кафе, учреждения и т.д. Верхние же этажи существующих жилых зданий должны использоваться по назначению, в том числе частично и как социальное жилье. Ни в коем случае нельзя создавать социальное жилье только в отдаленных микрорайонах, образуя некие резервации для малообеспеченных граждан. Фонд социального жилья должен иметь объекты в разных районах городских поселений и размещение их должно быть продумано.
По мере увеличения городов возрастает значение пригородной зоны. Это связано с чрезмерной концентрацией производства и населения и, как следствие, с создающимися в них отрицательными санитарно-гигиеническими условиями, негативно влияющими на состояние и здоровье людей.
Определенная часть населения захочет жить в пригородной зоне, на лоне природы. Но это произойдет при совершенствовании транспортных связей и сокращении различий в уровне культурно-бытового обслуживания в городе и пригородах. Безусловным условием этого является развитие не только транспортной сети, но других видов инженерных сетей - водоснабжения, энергоснабжении, связи и др. При этом желательно широкое использование автономных систем жизнеобеспечение. Неизбежность этого подтверждается опытом зарубежных стран, где такая тенденция имеет место на протяжении последних 15-20 лет.
Сокращение объемов по строительству новых жилых зданий должно происходить плавно, а высвобождающиеся мощности должны быть направлены на расширение объемов реконструкции, модернизации и капитального ремонта жилых зданий и развитие инфраструктуры.
Новый этап развития в жилищной сфере будет связан с обеспечением сохранности и обновления уже существующих жилых зданий путем их капитального ремонта, реконструкции и модернизации. Это даст возможность получить значительный социально-градостроительный эффект обновления городской среды и качественного совершенствования жилья, отвечающего условиям рынка. Ведь при реконструкции нет необходимости в отводе новых земельных участков, есть возможность воспользоваться участками, подготовленными в инженерном отношении.
При этом возможно достичь экономии материальных ресурсов в размере 25-40%, а затраты на создание инженерной инфраструктуры снизить примерно в 1,5 раза. Одновременно будет производиться тепловая реабилитация зданий и ремонт существующих инженерных коммуникаций. Особая роль принадлежит здесь надстройке мансардных этажей. Ведь это помимо получения новых жилых площадей позволит сократить на 5-7% теплопотери и снизить стоимость жилья в 1,5-1,8 раза. Помимо того, появляется возможность создания нового жилья в обжитом районе с развитой социальной инфраструктурой.
Более высокие требования должны быть предъявлены к фасадам жилых здании, к их эстетике и повышению эксплуатационных качеств.
В рыночных условиях цены на строительство жилья определяются многими факторами, к числу которых можно отнести рост цен на энергоносители, увеличение тарифов на электроэнергию и транспортные услуги, переоценку основных фондов, рост заработной платы и др.
Можно отметить, что сегодня цена жилья в Беларуси неоправданно высока. В то же время сметная стоимость 1 м2 общей площади в крупнопанельных домах г. Минска составляет, с учетом затрат на инженерную инфраструктуру, примерно 200 долл. США, а в зданиях с кирпичными стенами - 230-250 долл. США. Сравнив эти величины с рыночными ценами (350-600 долл. США), можно сделать вывод о том, что предприятия-инвесторы имеют возможность чувствовать себя достаточно вольготно и не заботиться о снижении себестоимости своей продукции, возлагая на потребителей все свои необоснованные издержки производства и обеспечивая высокую прибыль.
О ценовом неблагополучии на рынке жилья свидетельствуют и следующие данные за прошедший год.
В 1998 г. средняя стоимость одного кв. метра общей площади жилья по республике составила 8522,7 тыс. руб. При этом в городах цена была 9305,7 тыс. руб., а в сельской местности - 6145,2 тыс. руб.
С учетом затрат на инженерно-транспортную инфраструктуру, средняя стоимость жилья в республике составила 11 506 тыс. руб.
Стоимость жилья в прогнозах принята по состоянию на 1.01.1999 г.
Наряду со строительством жилых зданий и сопутствующей им инфраструктуры осуществляются возведения зданий и сооружений для других отраслей народного хозяйства.
В настоящей работе иные виды строительства рассматриваются относительно жилищного строительства.
Таблица 1.9
Распределение населения на группы по критерию реальных доходов и их инвестиционные возможности по данным за 1997 год
Прогноз распределения населения по уровню реальных доходов на период до 2020 года
Прогноз ввода в эксплуатацию квартир до 2021 года
Прогноз развития жилищного строительства в республике до 2020 года
Таблица 13Прогноз ежегодного ввода в эксплуатацию жилых помещений по регионам республики (без учета общежитий)Тыс. квартир
Таблица 1.14 Прогноз ежегодного ввода в эксплуатацию жилых помещений по регионам республикиТыс. м2общей площади
Продолжение следует
Анализ состояния жилищной сферы послужил основанием для прогнозирования дальнейшего развития жилищного строительства.
Результаты исследований, представленные в этом отчете, являются продуктом социально-экономического прогнозирования, которое позволяет разрабатывать экономические прогнозы, основанные на научных методах познания экономических явлений с использованием всей совокупности доступных методов, средств и способов современной экономической прогностики.
Технология прогнозов может строиться по различным критериям в зависимости от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода учреждения, методов организации прогнозирования и т.д. Основополагающим критерием для нас в данном исследовании являлся проблемно-целевой. Поэтому все прогнозы, разработанные в данной работе, являются поисково-целевыми, сочетая в себе на ряду с принципом определения желаемого состояния объекта в будущем, принципы условного продолжения тенденций развития изучаемого явления. По масштабу прогнозирования - прогнозы отраслевые, а по времени учреждения являются долгосрочными.
В процессе прогнозирования нами использовались три взаимодополняющих источника информации о будущем: оценка перспектив развития будущего состояния, прогнозируемого явления на основе изученного опыта; условное продолжение в будущем (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны; модель будущего состояния того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым желательным изменениям условий, перспективы развития которых нами обосновываются.
В соответствии с этим нами были преимущественно использованы два дополняющих друг друга способа разработки прогнозов: экстраполирование - построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания и учреждения прогноза (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок); моделирование - построение поисково-целевых и нормативных моделей с учетом как вероятного, так и желаемого изменения прогнозируемого явления на период учреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. Причем необходимо отметить, что при разработке основных прогнозов эти способы использовались одновременно и дополняли друг друга, что позволило построить обоснованные прогнозные показатели.
Общая укрупненная логическая схема проведенного прогнозирования состоит из следующих этапов:
1. Предпрогнозная ориентация. На этом этапе производилось уточнение характера, масштабов, объекта, периодов основания и учреждения прогноза; формулировались цели и задачи, предмет, проблемы и рабочие гипотезы;
2. Построение исходной модели прогнозируемого явления;
3. Построение динамических рядов показателей, их обобщение;
4. Построение серии гипотетических поисковых и нормативных моделей явления;
5. Построение серии гипотетических целевых (желаемых) моделей явления с использованием знания поисковых и нормативных прогнозов;
6. Оценка достоверности и точности, а также обоснованности прогноза - уточнение гипотетических моделей методом опроса экспертов;
7. Экспертное обсуждение (экспертиза) прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения. В качестве экспертов привлекались специалисты НИАП "Стройэкомика, Минстройархитектуры и других НИИ строительной отрасли;
8. Вновь предпрогнозная ориентация.
Восьмой этап в логической схеме прогнозирования не случаен. Это вызвано тем, что данные исследования содержат целую систему прогнозов, для которых выходная информация является исходной информацией для других.
В настоящее время государство не может выделять достаточные средства на развитие жилищного фонда и предоставлять населению бесплатное жилье. Следует рассчитывать в основном на привлечение внебюджетных источников финансирования, из которых наиболее существенными являются средства населения.
В 1998 году только 7,4% от общего количества жилья было введено за счет средств республиканского и местных бюджетов. На долю предприятий пришлось 21,3%, а населения - 71% (табл. 1.4). Нужно иметь в виду, что при этом население в основном использовало субсидии и льготные кредиты, то есть опять-таки бюджетные средства.
Для оценки инвестиционных возможностей населения на основании статистических данных были проведены расчеты и выявлены группы населения по уровню их реальных доходов.
Необходимость детального изучения реальных доходов населения в рамках этой работы вызвана всевозрастающей ролью внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, в основной массе представленных доходами конечных потребителей жилых помещений - домашних хозяйств Республики Беларусь.
В связи с трансформацией принципов государственной концепции финансирования жилищного строительства, заключающейся в переходе от доминированного строительства жилья за счет средств государственного бюджета к исключительному государственному финансированию системы строительства, так называемого социального жилья для малообеспеченных и социально-незащищенных граждан, а также систем дотирования, субсидирования и стимулирования населения к накоплению средств для использования в строительстве недвижимости, основными источниками финансирования жилищного строительства в республике должны стать личные средства граждан и другие возможные внебюджетные инвестиции.
Таким образом, возникает ряд вопросов, от ответов на которые в значительной степени зависит успешность дальнейших выводов и прогнозов, касающихся развития жилищно-строительного комплекса республики в целом.
В частности:
1) В какой зависимости находятся реальные доходы населения и стоимость строительства жилья различных категорий комфортности?
2) В какой мере реальные доходы населения обуславливают объемы строительства жилья той или иной категории комфортности?
3) Какая динамика инвестиционной активности населения предполагается в период до 2020 года и др.
Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы предусматривают создание условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать необходимые средства. При этом планируется повысить значение заработной платы в составе доходов населения, восстановить роль минимальной заработной платы (МЗП) как важнейшего социального норматива. Рост реальных доходов населения, в соответствии с этим программным документом, намечается в размере 4-6% в год. Для этого, в частности, предусматривалось: довести долю заработной платы в составе валового внутреннего продукта до 36-40%; приостановить нарастающую дифференциацию доходов между различными группами населения, одновременно освободив от налогообложения доходы граждан, направляемые на приобретение и строительство жилья, учебу, лечение, отдых, дополнительное социальное обеспечение; усовершенствовать практику бронирования средств на заработную плату в пределах 65-70% МПБ в расчете на одного работника; периодически пересматривать уровень минимальной заработной платы, исходя из экономических возможностей и необходимости приближения к размерам минимального потребительского бюджета; совершенствовать механизм договорного регулирования оплаты труда на предприятиях, в организациях и учреждениях; регулировать оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с динамикой оплаты труда работников реального сектора экономики; предусмотреть индексацию доходов населения в связи с инфляцией.
Наряду с этим планируется ряд мер, направленных на социальную защиту уязвимых групп населения (пенсионеров, инвалидов, безработных и др.). К сожалению, не все из намеченного удается осуществить. Вместе с тем эти и другие мероприятия, будем надеяться, приведут к увеличению инвестиционных возможностей белорусских граждан и вызовут увеличение реального спроса на жилые помещения, подкрепленного экономической состоятельностью и надежностью потенциальных потребителей жилых помещений.
Как вытекает из данных сборника "Республика Беларусь в цифрах" (Минск, 1997 г.), если реальные доходы населения в 1990 г. принять за 100%, то в 1991 г. они составили по отношению к нему - 83%, в 1993 г. - 94%, 1994 г. - 91%, 1995 - 66%, 1996 г. - 64%. По отношению к предыдущему году в процентах их величина была в 1991 г. - 103, 1992 г. - 81, 1993 - 112, 1994 - 97, 1995 - 73, 1996 - 112 и 1997 - 105.
Динамика роста реальных доходов свидетельствует, что еще не скоро большинство населения республики сможет решать свои жилищные проблемы самостоятельно. Для этого доходы должны значительно возрасти по сравнению с существующими.
Как было уже ранее указано, демографическая ситуация в Беларуси остается неблагополучной. Этот фактор влияет и на реальные доходы населения. Ведь в 1997 г. в 28,9% семей не было работающих, в 25,4% семей имелся один работник, по два работающих было в 38,5% семей и только в 7,2% количество работников составляло 3 и более человек. Лишь в 45% семей имеются дети, причем 90% от этого числа не могут обеспечить потребление на уровне минимального потребительского бюджета. ("Республика Беларусь в цифрах").
Согласно данным, основанным на выводах общеевропейской статистики, стоимость 1 м2 общей площади жилого помещения с типовыми потребительскими качествами не должна превышать двухмесячный доход застройщика, а стоимость жилого помещения в целом не должна превышать 4-5 годовых доходов среднеобеспеченной семьи. Таким образом, по европейским стандартам нормальный доход застройщика в Республике Беларусь должен составлять не менее 160 долл. США в месяц, что равноценно 0,5 м2 общей площади типового жилья (принимаем среднюю стоимость 1 м2 равной 300 долл. США). В соответствии с рекомендациями ООН, национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь рассмотрены различные уровни бедности, одним из которых является уровень низких доходов. Для Беларуси этот уровень характеризуется доходом на одного человека в размере 41 долл. США в месяц, что соответствует стоимости 0,14 м2 жилья.
Классификационные группы населения (потребителей жилых помещений), сформированные по критерию реальных доходов, представлены в табл. 1.8.
Таблица 1.8
Распределение населения по критерию реальных доходов
Наименование групп населения | Диапазон доходов в расчете на 1 человека в месяц | Инвестиционная возможность | |
1. Домашние хозяйства с высокими доходами | Более 1м2общей площади жилья типовых потребительских качеств (включительно) | Строительство высококомфортного жилья со стоимостью 1 м2общей площади более 600 долл. США | |
2. Домашние хозяйства с доходами по “среднеевропейскому стандарту” | от 0,5 м2до 1 м2 | Строительство жилья с типовыми потребительскими качествами за счет собственных источников | |
3. Домашние хозяйства с невысокими доходами | 0,14-0,5 м2 | 0,4-0,5 | Собственные источники + государственный кредит |
0,3-0,4 | Собственные источники + государственный кредит + безвозмездная субсидия | ||
0,14-0,3 | Собственные источники +безвозмездная субсидия | ||
4. Домашние хозяйства с низкими доходами | менее 0,14 м2(включительно) | Социальное жилье |
Первая группа - "Домашние хозяйства с высокими доходами" - характеризуется уровнем доходов на одного члена семьи, равным стоимости 1 м 2 общей площади жилья с типовыми потребительскими качествами, или превышающими эту границу.
Вторая группа - "Домашние хозяйства с доходами по "среднеевропейскому стандарту" - характеризуется уровнем доходов, находящимся в пределах стоимости 0,5-1,0 м2 общей площади жилья с типовыми потребительскими качествами. Такой уровень доходов позволяет за счет собственных средств за 15 лет оплатить стоимость жилого помещения.
Третья группа - "Домашние хозяйства с невысокими доходами". Уровень дохода этих семей находится в пределах стоимости 0,14-0,5 м2 общей площади жилья с типовыми потребительскими качествами. Поскольку основная масса населения республики на сегодняшний день принадлежит к этой группе, из нее выделены три подгруппы:
1) 0,4-0,5 м2. Наиболее обеспеченная подгруппа, которая способна самостоятельно финансировать почти все расходы на строительство жилого помещения с наибольшей долей государственной поддержки в виде льготного возвратного государственного кредита;
2) 0,3-0,4 м 2. Семьи с таким уровнем дохода, наряду с несомненным использованием собственных средств, нуждаются в льготном возвратном государственном кредите в размере, обусловленном их реальной платежеспособностью в будущем, и безвозмездной государственной субсидии на строительство жилья.
3) 0,14-0,3 м 2. Подгруппа с самыми низкими доходами из этой группы. Семьи с таким уровнем доходов, наряду с использованием собственных средств, нуждаются в безвозмездной государственной поддержке в виде субсидии.
Четвертая группа - "Домашние хозяйства с низкими доходами". Верхняя граница уровня находится на отметке 0,14 м 2, что соответствует черте бедности, после которой человек не в состоянии тратить какую-либо часть своего дохода на жилищное строительство. Поэтому граждане, устойчиво принадлежащие к этой группе, могут рассчитывать только на социальное жилье.
Методологический подход к расчету инвестиционных возможностей населения каждой из названных групп приведен в табл. 1.9, на примере данных за 1997 г.
На основании статистических данных о доходах населения в 1996-1998 гг. выполнен прогноз распределения населения по уровню реальных доходов на период по 2020 года (табл. 1.10).
Рост доходов при прогнозах ежегодно принят в размере 5% исходя из Основных направлений социально-экономического развития на 1996-2000 гг.
Как видно из табл. 1.10, строить высококомфортное жилье может ныне лишь 0,63% населения. Еще 5,65% населения в состоянии участвовать в строительстве жилья с типовыми потребительскими качествами, но с улучшенной отделкой. Остальные граждане могут рассчитывать только на жилье с типовыми потребительскими качествами.
К концу прогнозируемого периода высококомфортное жилье сможет строить 1,76% населения, жилье с улучшенной отделкой - 13,71%. Одновременно должно сократиться число малоимущих граждан, которые не могут инвестировать средства в строительство или покупку собственного жилья.
Прогноз развития жилищного строительства основан в первую очередь на данных о потребности в жилье и инвестиционных возможностях различных групп населения. При этом также учтены данные стратегии устойчивого развития на период 2001-2010 годов.
В табл. 1.11 представлены фактические и прогнозные данные о количестве жилья по общей площади по республике в целом, а также для городских поселений и сельской местности. В табл. 1.12 приведены данные о количестве квартир, построенных в 1997-1998 гг., и прогноз до 2020 г.
Национальная стратегия устойчивого развития предусматривает, что в 2010 г. будет введено 6000-7000 тыс. м 2 жилых помещений.
Для того, чтобы в основном обеспечить жильем остро нуждающихся в нем граждан, объемы жилищного строительства, на наш взгляд, должны возрастать на 1% до 2003 г., значительно возрасти в 2003 г., а затем увеличиваться ежегодно на 5% вплоть до 2011 г., когда объем введенных в эксплуатацию жилых зданий должен быть около 6040 тыс. м 2. Достигнутый уровень может не меняться на протяжении еще пяти лет до 2016 г., а затем новое строительство должно быть сокращено.
Высвобождающиеся при этом средства могут быть направлены на развитие инженерной и социальной инфраструктур, а также на модернизацию и капитальный ремонт существующего жилого фонда.
Предполагается, что менее 30% от общего объема жилья, начиная с 1999 года, будет строиться в сельской местности, причем если с 2016 г. объемы в городах будут сокращаться, то на селе они уменьшаться не должны. Помимо решения проблемы жилья для сельчан, возможно удастся привлечь в село и какую-то часть городских жителей.
В табл. 1.12 и 1.13 приведены данные о вводе жилья по регионам страны - фактические и прогнозные в квадратных метрах общей площади и количестве квартир.
На рис. 14 показан прогноз инвестиции в жилищное строительство (включая инженерно-транспортную инфраструктуру) исходя из потребностей общества в жилье в ценах 1.01.1999 г.
Как видно, инвестиционные возможности граждан не велики, и их доля составляет только около 20% общего объема капиталовложений и лишь к концу рассматриваемого периода они достигнут примерно 35%.
Таким образом, между потребностями общества и возможностями в финансировании жилищного строительства наблюдается разрыв. Осуществление предлагаемой программы жилищного строительства будет зависеть от возможностей государственного и местных бюджетов, а так же предприятий.
Если говорить о типах жилья, которые будут строиться в период до 2020 г., можно отметить следующее.
Высококомфортное жилье в основном будет представлять из себя индивидуальные коттеджи (до 50%) и квартиры с числом комнат не менее 4-5, с кухней, столовой и холлом, в таком жилье следует предусматривать и большую степень инженерного обеспечения. Отличаться такие жилые помещения от обычных будут высококачественными материалами, отделочными и для устройства полов (паркет, ковровые покрытия). Часть элитных квартир может быть выполнена в двух уровнях.
Как уже отмечалось, основной проблемой в реализации программы развития отрасли является наличие инвестиций. Для привлечения инвестиций большую роль играет стоимость строительной продукции и, в частности, стоимость строящегося жилья.
В странах, где рыночная экономика развита высоко, вся инфраструктура рынка всегда готова быть полезной и приемлемой для потребителя. Это относится и к созданию наиболее благоприятного режима человека в решении его жилищных проблем.
Государство должно экономическими методами воздействовать на процесс обеспечения достаточными и достойными жилищными условиями своих граждан с целью реализации принципов социальной защиты и справедливости.
Реальный спрос на жилье будет расти с ростом дохода граждан, что, естественно, возможно только при росте валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП). Наряду с этим, поскольку жилье является специфически дорогим товаром, актуальной представляется проблема оптимизации использования средств населения, а также бюджетных ассигнований на его строительство.
Это возможно, с одной стороны, путем сокращения затрат на возведение жилых зданий, а с другой - создание системы рассрочки и кредитования строительства жилья для граждан. Такая система позволяет гражданину до накопления полной суммы, необходимой на строительство дома (квартиры), построить и пользоваться им, растянув режим накопления на достаточно длительный срок. Во многих странах такие системы успешно функционируют, а в основе их лежит немецкая система "Строительных сбережений" и американская система "Ипотечного кредитования" или их сочетание.
До широкого развития систем накопления-кредитования, адаптированных к нашим условиям, трудно рассчитывать на значительное привлечение средств населения в жилищную сферу. В Беларуси лишь начато внедрение таких систем - программа "Рациональный дом", жилищные сертификаты концерна "Минскстрой", жилищные облигации ЗАО "Инвест-систем". Причем очень важным при этом является создание систем, которые будут пользоваться доверием у населения, напуганного аферами типа печально известных "МММ", "Секай" и других.
Коренные изменения в жилищной сфере обуславливают новые требования к архитектурно-техническим характеристикам строящегося и реконструируемого жилья. В прошлом, когда подавляющее большинство жилых зданий строилось за счет государственных централизованных капитальных вложений и распределялось бесплатно, соответственно и требования к параметрам жилья устанавливались централизованно.
Теперь же и в дальнейшем, когда жилье строится в основном за счет внебюджетных средств и становится частной собственностью, требования к жилым помещениям в большей степени определяются его потребителями и инвесторами. При этом предъявляются более высокие требования к потребительским качествам, функциональным удобствам и комфортности для людей. Весомое значение приобретает учет природно-климатических особенностей района проживания, эстетические и экологические требования.
Важное значение в последние годы стали придавать проблеме экономии энергетических ресурсов, которые расходуются пока в жилищной сфере весьма нерационально, ведь ранее учитывались только гигиенические требования к теплозащите ограждающих конструкций. Задача заключается в снижении потребления энергии при эксплуатации зданий в два и более раза с тем, чтобы приблизиться к среднему мировому уровню.
Основными архитектурно-планировочными факторами, которые позволят обеспечить энергосбережение, является увеличение ширины зданий, ориентация по сторонам света с учетом влияния господствующих ветров, повышение компактности застройки и т.д.
К конструктивным факторам при этом можно отнести применение слоистых конструкций наружных стен на основе высокоэффективных теплоизоляционных материалов, трехслойное остекление окон, улучшение герметизации стыков дверных блоков с конструкцией стены, утепление кровель и полов первых этажей и проч.
Немаловажную роль при этом играют и организационно-технические факторы - установка контрольно-измерительных и регулирующих температуру и электроосвещение приборов.
С улучшением уровня жизни населения появятся и новые проблемы в жилищной сфере. В частности, мировой опыт свидетельствует, что центральная часть города не очень привлекательна для проживания. Однако процесс сокращения жильцов должен быть под контролем. Нельзя чтобы центральная часть городов после завершения рабочего времени становилась безлюдной. Бесспорно, первые этажи здания должны быть нежилыми. В них должны размещаться магазины, кафе, учреждения и т.д. Верхние же этажи существующих жилых зданий должны использоваться по назначению, в том числе частично и как социальное жилье. Ни в коем случае нельзя создавать социальное жилье только в отдаленных микрорайонах, образуя некие резервации для малообеспеченных граждан. Фонд социального жилья должен иметь объекты в разных районах городских поселений и размещение их должно быть продумано.
По мере увеличения городов возрастает значение пригородной зоны. Это связано с чрезмерной концентрацией производства и населения и, как следствие, с создающимися в них отрицательными санитарно-гигиеническими условиями, негативно влияющими на состояние и здоровье людей.
Определенная часть населения захочет жить в пригородной зоне, на лоне природы. Но это произойдет при совершенствовании транспортных связей и сокращении различий в уровне культурно-бытового обслуживания в городе и пригородах. Безусловным условием этого является развитие не только транспортной сети, но других видов инженерных сетей - водоснабжения, энергоснабжении, связи и др. При этом желательно широкое использование автономных систем жизнеобеспечение. Неизбежность этого подтверждается опытом зарубежных стран, где такая тенденция имеет место на протяжении последних 15-20 лет.
Сокращение объемов по строительству новых жилых зданий должно происходить плавно, а высвобождающиеся мощности должны быть направлены на расширение объемов реконструкции, модернизации и капитального ремонта жилых зданий и развитие инфраструктуры.
Новый этап развития в жилищной сфере будет связан с обеспечением сохранности и обновления уже существующих жилых зданий путем их капитального ремонта, реконструкции и модернизации. Это даст возможность получить значительный социально-градостроительный эффект обновления городской среды и качественного совершенствования жилья, отвечающего условиям рынка. Ведь при реконструкции нет необходимости в отводе новых земельных участков, есть возможность воспользоваться участками, подготовленными в инженерном отношении.
При этом возможно достичь экономии материальных ресурсов в размере 25-40%, а затраты на создание инженерной инфраструктуры снизить примерно в 1,5 раза. Одновременно будет производиться тепловая реабилитация зданий и ремонт существующих инженерных коммуникаций. Особая роль принадлежит здесь надстройке мансардных этажей. Ведь это помимо получения новых жилых площадей позволит сократить на 5-7% теплопотери и снизить стоимость жилья в 1,5-1,8 раза. Помимо того, появляется возможность создания нового жилья в обжитом районе с развитой социальной инфраструктурой.
Более высокие требования должны быть предъявлены к фасадам жилых здании, к их эстетике и повышению эксплуатационных качеств.
В рыночных условиях цены на строительство жилья определяются многими факторами, к числу которых можно отнести рост цен на энергоносители, увеличение тарифов на электроэнергию и транспортные услуги, переоценку основных фондов, рост заработной платы и др.
Можно отметить, что сегодня цена жилья в Беларуси неоправданно высока. В то же время сметная стоимость 1 м2 общей площади в крупнопанельных домах г. Минска составляет, с учетом затрат на инженерную инфраструктуру, примерно 200 долл. США, а в зданиях с кирпичными стенами - 230-250 долл. США. Сравнив эти величины с рыночными ценами (350-600 долл. США), можно сделать вывод о том, что предприятия-инвесторы имеют возможность чувствовать себя достаточно вольготно и не заботиться о снижении себестоимости своей продукции, возлагая на потребителей все свои необоснованные издержки производства и обеспечивая высокую прибыль.
О ценовом неблагополучии на рынке жилья свидетельствуют и следующие данные за прошедший год.
В 1998 г. средняя стоимость одного кв. метра общей площади жилья по республике составила 8522,7 тыс. руб. При этом в городах цена была 9305,7 тыс. руб., а в сельской местности - 6145,2 тыс. руб.
С учетом затрат на инженерно-транспортную инфраструктуру, средняя стоимость жилья в республике составила 11 506 тыс. руб.
Стоимость жилья в прогнозах принята по состоянию на 1.01.1999 г.
Наряду со строительством жилых зданий и сопутствующей им инфраструктуры осуществляются возведения зданий и сооружений для других отраслей народного хозяйства.
В настоящей работе иные виды строительства рассматриваются относительно жилищного строительства.
Таблица 1.9
Распределение населения на группы по критерию реальных доходов и их инвестиционные возможности по данным за 1997 год
Группа населения | Постоянные характеристики группы | Потребитель жилого помещения | Изменяемые характеристики группы в среднем за месяц 1997 года | Экспертная оценка реальной доли инвестиций, которые могут быть вложены в жил. стр-во (30% от инвестиц. возможн.) | Примечание | |||||||||
Диапазон доходов в расчете на 1 чел. м2общ. площ./мес. | Уровень потребления на 1 чел., МПБ/мес. | Стоимость м2общ. площ. типового жилья, тыс. руб./м2 | Диапазон доходов в расчете на 1 чел., тыс. руб./м2 | Уровень потребл. на 1 чел. тыс. руб./мес. | Инвестиционные возможн. на 1 чел. тыс. руб./мес. | Удельный вес группы | Коэф-т семейности | Инвестиционные возможн. группы млрд руб./мес. | ||||||
Процент семей | Процент населения | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
гр. 2 х гр. 5 | гр. 3 х МПБ (тек.) | гр. 6 – гр. 7 | F(гр. 9, 10) | гр. 8 х гр. 10 х 10,2 млн чел. | 0,3 х гр. 12 | |||||||||
1. Население с высокими доходами | 1 м2и более | 2 МПБ | Домашнее хозяйство | 5858 | 5858 и более | 3670 | Более 2188 | 0,85 | 0,6 | 2 | Более 179 | 53,7 | Стро-во высококомфортного жилья | |
2. население с доходами по среднеевропейскому стандарту | От 0,5 до 1 м2 | 1,5 МПБ | Домашнее хозяйство | 5858 | 2929/5858 | 2753 | 176/3105 | 5,65 | 4,26 | 2,13 | Около 318,2 | 95,46 | Строительство жилья с типовыми потреб. кач-ми с улучшенно отделкой | |
3. Население с невысокими доходами | От 0,4 до 0,5 м2 | 12 МПБ | Домашнее хозяйство | 5858 | 2343/2929 | 2202 | 141/727 | 8,06 | 6,53 | 2,29 | Около 75,3 | 22,59 | Строительство жилья с потреб.кач-ми | Собств-ср-ва + гос.кредит |
0/508 | 18,34 | 16,01 | 2,47 | Около 207,5 | 62,25 | Собств. ср-ва + гос. кредит + субсидия | ||||||||
0 | 56,82 | 59,36 | 2,96 | 0 | 0 | Собств. ср-ва + субсидия | ||||||||
От 0,3 до 0,4 м2 | 1 МПБ | 5858 | 1757/2343 | 1835 | ||||||||||
От 0,14 до 0,3 м2 | 1 МПБ | 5858 | 820/1757 | 1835 | ||||||||||
4. Население с низкими доходами | Менее 0,14 м2(включ. | 0,68 МПБ | Домашнее хозяйство | 5858 | Не более 820 | 820 | 0 | 10,28 | 13,34 | 3,67 | 0 | 0 | Социальное жилье |
Группа населения | Диапазон доходов в расчете на 1 чел., м2общ. площ./мес. | В среднем за месяц 1996 г. (ср. стоим. м23617 т.р.) | В средн. за 1 кв. 1997 г. (ср. стоим. м24424 т.р.) | В средн. за 4 кв. 1997 г. (ср. стоим. м27276 т.р.) | В средн. за месяц 1997 г. (ср. стоим. м25858 т.р.) | В средн. за месяц 1998 г. | В среднем за месяц | ||||||||||||
% семей | % населения | % семей | % населения | % семей | % населения | % семей | % населения | % семей | % населения | 1999 г. | 2000 г. | 2003 г. | 2006 г. | 2009 г. | 2012 г. | 2015 г. | 2020 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1. Население с высокими доходами | 1 м2и более | 0,85 | 0,6 | 0,85 | 0,6 | 0,85 | 0,6 | 0,85 | 0,6 | 0,89 | 0,63 | 0,63 | 0,66 | 0,69 | 0,8 | 0,93 | 1,08 | 1,25 | 1,76 |
2. население с доходами по среднеевропейскому стандарту | От 0,5 до 1 м2 | 3,05 | 2,5 | 7,55 | 5,73 | 6,2 | 4,36 | 5,65 | 4,26 | 7,5 | 5,65 | 5,65 | 5,17 | 5,98 | 6,92 | 8,02 | 9,28 | 10,75 | 13,71 |
3. Население с невысокими доходами | От 0,4 до 0,5 м2 | 5,05 | 4,12 | 8,33 | 6,81 | 6,95 | 5,74 | 8,06 | 6,53 | 8,41 | 6,84 | 6,84 | 7,18 | 8,31 | 9,62 | 11,14 | 12,9 | 14,9 | 19,05 |
От 0,3 до 0,4 м2 | 14,65 | 12,16 | 18,1 | 16,14 | 16,44 | 14,39 | 18,34 | 16,01 | 17,1 | 14,52 | 14,52 | 15,7 | 18,15 | 21,01 | 24,3 | 28,15 | 32,6 | 41,6 | |
От 0,14 до 0,3 м2 | 62,9 | 63,62 | 53,07 | 55,92 | 54,69 | 56,49 | 56,82 | 59,36 | 53,24 | 55,68 | 55,68 | 55,49 | 55,07 | 52,84 | 48,41 | 42,42 | 35,21 | 20 | |
4. Население с низкими доходами | Менее 0,14 м2(включ.) | 13,5 | 17 | 12,1 | 14,8 | 14,87 | 18,42 | 10,28 | 13,34 | 12,86 | 16,68 | 16,68 | 15,8 | 11,8 | 8,81 | 7,2 | 6,17 | 5,29 | 3,88 |
Показатель | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Объем жил.стр-ва, тыс. квартир | 38,8 | 38,8 | 39,2 | 39,6 | 51,8 | 54,4 | 57,1 | 59,9 | 64,2 | 67,4 | 70,8 | 74,4 | 78,2 | 78,2 | 78,2 | 78,2 | 78,2 | 74,4 | 70,8 | 67,4 | 64,2 | 59,9 |
Показатель | 1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Фактические данные | Прогнозные данные | ||||||||||||||||||||||||||||||
Объем жил.стр. в том числе: | 5282 | 5392 | 4444 | 3823 | 3403 | 1949 | 2627 | 3360 | 3639 | 3000 | 3000 | 3030 | 3060 | 4000 | 4200 | 4410 | 4630 | 4960 | 5120 | 5470 | 5750 | 6040 | 6040 | 6040 | 6040 | 6040 | 5750 | 5470 | 5210 | 4960 | 4630 |
в городах | 3970 | 3709 | 3517 | 2998 | 2832 | 1508 | 2242 | 2654 | 2749 | 2100 | 2100 | 2121 | 2142 | 2800 | 2940 | 3087 | 3241 | 3472 | 3647 | 3829 | 4025 | 4228 | 4228 | 4228 | 4228 | 4228 | 4025 | 3829 | 3647 | 3472 | 3241 |
в сельской местности | 1312 | 1683 | 927 | 825 | 571 | 441 | 385 | 706 | 890 | 900 | 900 | 909 | 918 | 1200 | 1260 | 1323 | 1389 | 1488 | 1563 | 1641 | 1725 | 1812 | 1812 | 1812 | 1812 | 1812 | 1725 | 1641 | 1573 | 1488 | 1389 |
Регионы | Фактические данные | Прогнозные данные | |||||||||||||||||||||||||
Годы | Годы | ||||||||||||||||||||||||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011-2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Всего по республике, в т. ч. по регионам | 86,1 | 83,9 | 71,0 | 59,1 | 50,9 | 27,3 | 38,2 | 45,6 | 47,1 | 38,8 | 38,8 | 39,2 | 39,6 | 51,8 | 54,4 | 57,1 | 59,9 | 64,2 | 67,4 | 70,8 | 74,4 | 78,2 | 74,4 | 70,8 | 67,4 | 64,2 | 59,9 |
Брестская область | 12,3 | 10,9 | 10,1 | 9,7 | 7,1 | 4,1 | 6,1 | 8,2 | 7,5 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,3 | 8,2 | 8,6 | 9,1 | 9,5 | 10,2 | 10,7 | 11,2 | 11,8 | 12,4 | 11,8 | 11,2 | 10,7 | 10,2 | 9,5 |
Витебская область | 10,3 | 10,3 | 8,8 | 8,3 | 7,6 | 3,9 | 4,5 | 5,2 | 6,1 | 5,0 | 5,0 | 5,1 | 5,1 | 6,7 | 7,0 | 7,4 | 7,8 | 8,3 | 8,7 | 9,2 | 9,6 | 10,1 | 9,6 | 9,2 | 8,7 | 8,3 | 7,8 |
Гомельская область | 14 | 13,9 | 11,7 | 8,3 | 8,6 | 4 | 5,2 | 5,2 | 6,4 | 53 | 5,3 | 5,3 | 5,4 | 7,0 | 7,4 | 7,8 | 8,1 | 8,7 | 9,2 | 9,6 | 10,1 | 10,6 | 10,1 | 9,6 | 9,2 | 8,7 | 8,1 |
Гродненская область | 9,4 | 9,1 | 8,3 | 6,1 | 6 | 3 | 4 | 5,3 | 6,1 | 5,1 | 5,1 | 5,1 | 5,2 | 6,8 | 7,1 | 7,4 | 7,8 | 8,4 | 8,8 | 9,2 | 9,7 | 10,2 | 9,7 | 9,2 | 8,8 | 8,4 | 7,8 |
г. Минск | 14,3 | 14,7 | 13 | 10,7 | 9,2 | 4,8 | 7,2 | 7,2 | 7,5 | 6,2 | 6,2 | 6,3 | 6,3 | 8,3 | 8,7 | 9,1 | 9,6 | 10,2 | 10,7 | 11,3 | 11,9 | 12,5 | 11,9 | 11,3 | 10,7 | 10,2 | 9,6 |
Минская область | 14 | 12,5 | 116 | 9,5 | 6,3 | 4,5 | 6,1 | 9,3 | 8,2 | 6,7 | 6,7 | 6,8 | 6,9 | 9,0 | 9,4 | 9,9 | 10,4 | 11,1 | 11,7 | 12,3 | 12,9 | 13,5 | 12,9 | 12,3 | 11,7 | 11,1 | 10,4 |
Могилевская область | 11,8 | 12,5 | 7,5 | 6,4 | 6,1 | 3 | 5,1 | 6,2 | 5,3 | 4,4 | 4,4 | 4,4 | 4,5 | 5,8 | 6,1 | 6,4 | 6,8 | 7,3 | 7,6 | 8,0 | 8,4 | 8,8 | 8,4 | 8,0 | 7,6 | 7,3 | 6,8 |
Регионы | Фактические данные, годы | Прогнозные данные, годы | |||||||||||||||||||||||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011-2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Всего по республике, в т.ч. по регионам | 5282 | 5392 | 4444 | 3823 | 3403 | 1949 | 2627 | 3360 | 3639 | 3000 | 3000 | 3030 | 3060 | 4000 | 4200 | 4410 | 4630 | 4960 | 5210 | 5470 | 5750 | 6040 | 5750 | 5470 | 5210 | 4960 | 4630 |
Брестская область | 796 | 763 | 677 | 660 | 512 | 327 | 458 | 552 | 578 | 476,4 | 476,4 | 481,2 | 485,9 | 635,2 | 667 | 700,3 | 735,2 | 787,6 | 827,3 | 868,6 | 913,1 | 959,2 | 913,1 | 868,6 | 827,3 | 787,6 | 735,2 |
Витебская область | 633 | 668 | 551 | 531 | 500 | 273 | 296 | 408 | 471 | 388,2 | 388,2 | 392,1 | 396 | 517,6 | 543,5 | 570,7 | 599,1 | 641,8 | 674,2 | 707,8 | 744,1 | 781,6 | 744,1 | 707,8 | 674,2 | 641,8 | 599,1 |
Гомельская область | 820 | 833 | 713 | 536 | 557 | 265 | 340 | 429 | 494 | 407,4 | 407,4 | 411,5 | 415,5 | 543,2 | 570,4 | 598,9 | 628,8 | 673,6 | 707,5 | 742,8 | 780,9 | 820,2 | 780,9 | 742,8 | 707,5 | 673,6 | 628,8 |
Гродненская область | 599 | 600 | 547 | 410 | 432 | 236 | 298 | 384 | 475 | 391,5 | 391,5 | 395,4 | 399,3 | 522 | 548,1 | 575,5 | 604,2 | 647,3 | 679,9 | 713,8 | 750,4 | 788,2 | 750,4 | 713,8 | 678,9 | 647,3 | 604,2 |
г Минск | 838 | 841 | 731 | 626 | 539 | 295 | 435 | 554 | 580 | 478,2 | 478,2 | 483 | 4878 | 6376 | 669,5 | 703 | 738 | 790 | 830,5 | 871,9 | 916,6 | 962,8 | 916,6 | 871,9 | 830,5 | 790,6 | 738 |
Минская область | 8Ь | 843 | 742 | 645 | 466 | 362 | 469 | 582 | 6ЗО | 519,3 | 519,3 | 524,5 | 5297 | 6924 | 727 | 763,4 | 801,5 | 858,6 | 901,9 | 94,9 | 995,3 | 1045,5 | 995,3 | 946,9 | 901,9 | 858,6 | 801,5 |
Могилевская область | 729 | 844 | 483 | 411 | 397 | 198 | 331 | 451 | 4111 | 339 | 339 | 342,4 | 3458 | 452 | 474,6 | 498,3 | 523,2 | 560,5 | 588,7 | 618,1 | 649,8 | 682,5 | 649,8 | 618,1 | 588,7 | 560,5 | 523,2 |
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 24 за 2000 год в рубрике экономика