Прогноз научно-технического развития строительной отрасли Республики Беларусь
Документ разработан во исполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 июня 1998 года N№945 "Об организации прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь и определения приоритетных направлений научно-технической деятельности в республике".
При разработке отраслевого прогноза были использованы Методические Указания по разработке комплексного прогноза НТП Республики Беларусь и прогноза НТР отраслевой экономики на 2001-2020 годы, (с более подробным обоснованием на 2001-2005 годы); проект концепции комплексного прогноза НТП Республики Беларусь на 2001-2020 годы, разработанный в текущем году ГКНТ, Минэкономики, институтом экономики Республики Беларусь, а также рабочий план по разработке КП НТП. Формы представления обязательной информации соисполнителями головной организации утверждены директором института экономики НАН Беларуси член-коррекспондентом НАН Беларуси Никитенко П. Г. 26 мая 1999 г.
В основу отраслевого прогноза на 2001-2020 годы были положены "основные направления развития материально-технической базы строительства Республики Беларусь на период 1998-2015 годы", одобренные коллегией Министерства строительства и архитектуры в 1998 году и утвержденные первым заместителем министра А.И.Шатило.
Отраслевой прогноз на 2001-2020 годы разработан ГП "НИПТИС", ГП "НИИСМ", ГП "БелНИИС", НИАП "Стройэкономика" при участии ведущих специалистов Министерства архитектуры и строительства.
По просьбе Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь мы начинаем публиковать материалы прогноза.
Введение
Переход от плановой социалистической экономики к рыночной, вызванный сменой общественной формации, повлек за собой существенные изменения во всех сферах жизни общества. Строительный комплекс, ориентированный на экстенсивное развитие народного хозяйства, формировался при условиях постоянного роста объемов с приоритетом промышленного строительства. Перестройка экономики не только вызвала спад объемов в строительстве, но и изменила структуру и направления инвестиционных потоков. Рыночные отношения востребовали продукцию с более высокими потребительскими качествами. Резко сократились объемы промышленного производства, но возросла потребность в инвестировании жилищного строительства и социальной сферы.
Инфляционные процессы, присущие экономике в целом, отрицательно сказались и на строительном комплексе. В последние годы резко сократился объем выполняемых строительных работ, например, в 1996 г. он составил лишь 29% от уровня 1990 г. Велик объем незавершенного строительства, который на 1 января 1999 г. составил в жилищном строительстве около 4031 тыс. м 2.
Если в 1991 г. мощности по выпуску ряда основных видов строительных материалов использовались: по цементу на 97%, стеновым материалам - 93%, сборным железобетонным конструкциям - 85%, нерудным материалам - 97%, шиферу - 99,3%; то в 1996 г. эти величины составили соответственно - 66, 47, 11, 33 и 38%.
О проблемах строительной отрасли красноречиво свидетельствуют и такие данные.
Среднегодовая численность работников, занятых в строительстве, в 1990 году составляла 523,7 тыс. чел. или 10,5% от общей численности работников в народном хозяйстве, причем непосредственно строительными работами было занято 409,9 тыс. чел. В 1996 г. число работников сократилось соответственно до 281,4 тыс. чел., 7,1% и 204,3 тыс. чел. Таким образом количество людей в строительной отрасли уменьшилось на весьма значительную величину - 46%. При этом потеряны в основном квалифицированные и работоспособные кадры.
В строительных предприятиях велик удельный вес строительных машин с истекшим сроком службы, например, в 1996г. у экскаваторов эта величина - 36%, бульдозеров и автогрейдеров - 35%, башенных кранов - 40%, гусеничных кранов - 45%, пневмоколесных - 44%.
Можно отметить и значительный износ основных фондов строительных предприятий, который в 1996 г. составлял 36,9%,а производственных и того более - 38,5%.
Причем ситуация ныне не меняется в лучшую сторону.
Негативно сказываются на деятельности строительного комплекса несвоевременные платежи за фактически выполненные работы. Задолженность по строительным предприятиям за выполненные работы в 1998 г. составила 8088 млрд руб. или 10% общего объема. Задолженность по платежам в бюджет за 9 месяцев 1999 г. составила 3,8 трлн руб., в т.ч. в строительстве 2,4 трлн руб. За этот же период долг заказчиков составил 3,5 трлн руб.
Рентабельность подрядных предприятий, составлявшая 18,6% в 1994 г. сократилась за последние годы. Такое положение приводит к увеличению сроков строительства, ухудшению качества работ, задержкам в выплате заработной платы и во многом парализует строительную деятельность.
В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, одобренной Президиумом Совета Министров в марте 1997 г. отмечено следующее: в целом строительный комплекс должен обеспечить технологическую реконструкцию и перевооружение народного хозяйства, модернизацию или создание заново основных фондов, которые бы соответствовали современному уровню; строители призваны обеспечить потребности населения и в целом народного хозяйства в эффективной строительной продукции; обеспечить снижение стоимости, энергоемкости и материалоемкости строительства, использовать безопасные и безотходные технологии в строительстве и промышленном производстве, а также увеличить экспертный потенциал. В связи с тем, что крупнопанельное домостроение, существующее ныне, не отвечает современному уровню и не позволяет создавать жилье с высокими потребительскими качествами, следует провести диверсификацию как заводов КПД, так и домостроительных комбинатов, а высвободившиеся мощности модернизировать и перепрофилировать на создание жилых зданий нового поколения или иной продукции.
Развитие строительной отрасли в целом во многом зависит от состояния материально-технической базы. Необходимо иметь четкое представление о возможностях предприятий промышленности строительных материалов и стройиндустрии и при необходимости своевременно принять меры по их совершенствованию, техническому перевооружению, реконструкции, а возможно, по перепрофилированию. Все это должно выполняться с учетом перспективных направлений развития отрасли. Наряду с повышением экспортного потенциала предприятий следует организовать производство материалов и изделий, которые ныне импортируются в Беларусь. В связи с этим необходимо выделить приоритеты в строительстве и определить необходимые ресурсы для их осуществления.
В связи с этим появилась необходимость в разработке Основных направлений развития материально-технической базы на период 1999-2020 гг.
Стратегической целью разработки Основных направлений является создание материально-технической базы, соответствующей новым условиям и способной при наличии конкурентной среды быстро перестраиваться и удовлетворять потребности общества в строительной продукции. Нынешнее состояние базы сформировано для потребности прошлого и не рассчитано на изменяющиеся рыночные условия.
Целью разработки настоящего раздела является выявление приоритетных социально-экономических факторов, влияющих на развитие строительной отрасли. Среди них особый акцент сделан на жилищное строительство. Это вызвано в первую очередь политикой государства, определяющей жилье одним из основных приоритетов экономического развития народного хозяйства республики. Кроме того, в общем объеме инвестиции жилищное строительство занимает примерно 25%, а в объеме строительных работ более 50%. При этом надо иметь в виду, что жилищное строительство тесно связано с развитием инженерно - транспортной и социальной инфраструктур, которые в общей массе инвестиций составляют примерно 17%.
В основу подготовки этого важного документа положены социально - экономические факторы, обуславливающие развитие отрасли.
В рамках данной научно-исследовательской работы, проанализирована деятельность строительного комплекса за ряд лет, выполнено распределение населения республики на группы по критериям реальных доходов и определены их инвестиционные возможности. Для каждой из таких групп определен тип жилья, который бы удовлетворял их потребности. В работе выявлена видовая структура строительства с учетом тенденций развития инвестиционных возможностей. Представлен прогноз развития жилищного строительства и связанной с ним инфраструктуры, а также и других видов строительства.
Целью разработки второго раздела является определение эффективности предлагаемых мер по развитию материально-технической базы строительного комплекса. Рассмотрено влияние предложенных мер на насыщение рынка жилья и трансформацию производственных мощностей к условиям перехода от нового строительства на капитальный ремонт, модернизацию и реконструкцию существующего жилого фонда; повышение конкурентоспособности, импортозамещение и экспортные возможности предприятий отрасли; создание новых рабочих мест и расширение рынка подрядных работ. Намечена стратегия строительного комплекса в связи с перепрофилированием отрасли на новые виды строительства и меры по снижению энергопотребления в народном хозяйстве.
В зависимости от поставленных задач при выполнении настоящей работы применялись методы научного анализа - факторный, системный, сравнительный и др., а также прогнозирования - интуитивный индивидуальных и коллективных экспертных оценок, простейшие формализованные аналитические, статистико-математические и т.д.
В работе были использованы следующие данные и документы: Министерства статистики и анализа - состояние жилищной сферы; показатели деятельности народного хозяйства; сведения о доходах населения; Министерство экономики - технологическая структура инвестиций; Министерство архитектуры и строительства - показатели деятельности строительного комплекса; Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., утвержденные Указом Президента Республики Беларусь №464 от 14 ноября 1996 г.; Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, одобренная Президиумом Совета Министров 25 марта 1997 года; Национальная жилищная программа, утвержденная Постановлением Совета Министров республики Беларусь 3 мая 1999 г. №640; проекты концепции и программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь; ряда нормативных документов и других материалов, опубликованных в открытой печати.
1. Социально-экономические факторы, обуславливающие развитие строительной отрасли до 2020 года
1.1. Современное состояние жилищной сферы
К началу 1998 г. жилищный фонд Беларуси составлял 203,6 млн м 2 общей площади, из которых на долю городских поселений приходится 127,3 млн м 2 (63,2%), а сельской местности - 76,3 млн м 2 (36,8%). В 1996 г. на одного жителя республики приходилось 19,7 м 2, при этом на горожанина - 17,6 м 2, а сельского жителя - 24,3 м 2.
В жилищном фонде 28,7% принадлежит государству, 5,1% - общественным организациям и предприятиям коллективной и смешанной собственности, 5,4 - жилищно-строительным кооперативам и 60,8% - гражданам. На 1000 жителей республики в 1996 г. приходилось 363 квартиры, а общее их количество составило 3711,4 тысяч (табл.1.1). Из общего количества квартир в городских поселениях, которых насчитывалось 2443,5 тыс., однокомнатные составляют - 17,5%, двухкомнатные - 40,3%, трехкомнатные - 32,3%, четырехкомнатные - 8,8%, а пятикомнатные и более лишь - 1,1%. В это количество квартир не входят жилые дома, являющиеся собственностью сельских жителей. На селе государству принадлежит 9,9% жилья, а собственное жилье сельчан - 82,2%.
Достаточно высок уровень оснащения жилья в городах инженерным оборудованием - водопровод, канализация и др., который составляет от 75 до 83%. В сельской местности этот уровень значительно ниже и находится в пределах 9-21%.
В целом уровень обеспеченности жильем в Беларуси выше, чем в России и приближается к странам со средними доходами населения по экспертной оценке ООН. Вместе с тем нужно отметить, что по среднедушевым доходам республика достигла лишь нижнего предела этой группы стран (Федеральная целевая программа "Свой дом", Москва, 1996 г.).
Как видно из табл. 1.1 средняя площадь квартир в республике составляет 52,4 м 2. В девяностые годы во введенном в эксплуатацию жилье площадь квартир возросла и составила уже более 60 м 2. Несколько изменилась и структура квартир в домах. В среднем однокомнатные составляют 14%, двухкомнатные - 31%, трехкомнатные - 41%, четырех - и более комнатные - 14%. Таким образом, сокращается число одно- и двухкомнатных квартир и увеличивается количество трех - и более комнатных.
По экспертной оценке ООН к их числу относятся страны со среднегодовым душевым доходом 1260-2450 долл. США.
Тем не менее, потребность в жилье в республике еще велика, об этом можно судить по данным табл. 1.2.
Количество семей, состоящих на учете на получение жилья, составляет на 1.01.1998 г. 609,9 тыс. семей, а это значит, что в улучшении жилищных условий нуждается примерно 1950 тыс. человек, или 19,1% ко всему населению республики. При этом доля сельских жителей составляет более 4% от общего количества или 26,9 тыс. семей. В г. Минске число очередников составляет 154,3 тыс. семей, то есть четвертую часть общего количества.
Как видно, в последние годы наметилась тенденция к сокращению количества лиц, состоящих на учете для получения жилья. Так, на начало 1998 года по сравнению с 1992 годом, оно сократилось на 13,3%, на что в основном повлияла неблагополучная демографическая ситуация в республике.
До 1995 года население республики ежегодно увеличивалось и достигало в 1994 году 10319,4 тыс. чел. В последующие годы оно начало сокращаться. Естественный прирост населения прекратился уже в 1992 году, а в 1993 году убыль составила 11,2 тыс. чел., в 1994 году - 19,4 чел., а в 1995 году - 32,7 тыс. чел. В 1997 году население сократилось по сравнению с предыдущим более чем на 30 тыс. чел. или на 0,3% и составило 10203 тыс. чел. По предварительным данным последней переписи население республики 10037 тыс. человек.
На протяжении многих лет происходит сокращение сельского населения и рост городского. Если в 1959 году сельское население составляло 69,2% от общего количества, то к 1997 году оно уменьшилось более чем в два раза и достигло величины - 31,1%, а по данным переписи - 30%.
В табл. 1.3 представлены данные о вводе в действие жилых домов за ряд лет.
С 1975 года по 1988 год темпы жилищного строительства возрастали из года в год. Начиная с 1988 года начался спад, когда объем введенного в эксплуатацию жилья в 1995 году составил только 33% от объема 1987 года.
В табл. 1.4 приведены данные о вводе в эксплуатацию жилых домов за 1992-1998 гг. с указанием источников финансирования.
В 1996 году ситуацию удалось изменить в лучшую сторону: объем введенного жилья составил 135% к уровню предыдущего года, в 1997 году возрос еще почти на 27%, прирост в 1998 г. к предыдущему году составил 8,3%. Однако из-за недостаточного поступления средств в бюджет было ограничено льготное кредитование жилищного строительства и выдача субсидий. Это привело к сокращению ввода в эксплуатацию жилых зданий.
Учитывая важность проблемы обеспечения населения жильем, была разработана новая "Национальная жилищная программа". При всех трудностях в экономике государство, тем не менее, пытается решать вопросы обеспечения жильем той части граждан, перед которыми у него есть определенные обязательства. Примерно 21% очередников имеют право на внеочередное или первоочередное улучшение своих жилищных условий. К ним относятся в первую очередь: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны; военнослужащие, уволенные в запас (отставку).
Часть населения, которая не имеет возможности обеспечить себя жильем даже с помощью субсидий и льготных кредитов, должна иметь возможность получить его по договору срочного найма. Такое жилье может строиться не только за счет средств бюджета, но и физических и юридических лиц негосударственной формы собственности, ему придается статус социального жилья. Этот статус предполагает недопустимость его приватизации и установление государством размера оплаты за пользование им. Инвесторам при строительстве социального жилья государством создаются определенные льготы, которые компенсируют недополученную прибыль при его эксплуатации. Принято, что социальное жилье - жилье с типовыми потребительскими качествами, отвечающее требованиям строительных норм и правил "Жилые здания" (выпуски 1971,1985 и 1989 годов).
При современном социально-экономическом развитии получить социальное жилье могут малоимущие граждане, состоящие на учете нуждающихся и имеющие доход менее одного минимального потребительского бюджета (МПБ) или имеющие право на льготное улучшение жилищных условий. Срок найма определяется соглашением между собственником жилья и нанимателем, но не менее срока, установленного органом местной власти. По истечении срока договор может быть продлен. Фонд социального жилья должен пополняться не только за счет нового строительства, но и существующего жилого фонда при его освобождении после проведения необходимого ремонта.
Значительное внимание уделяется вопросам развития в республике индивидуального строительства. Индивидуальное жилье должно стать основным видом жилищного строительства в силу следующих обстоятельств: более низкая стоимость по сравнению с квартирами в многоэтажных домах при рациональной застройке и экономичных проектах; содержание после ввода ложится целиком на владельца, а бережное отношение к собственности продлит срок службы дома; гражданин сам может определить параметры своего жилья. В основном индивидуальные дома будут строиться в сельской местности.
Государство для поощрения строительства индивидуальных домов обеспечит дифференцированную поддержку, причем это будет касаться как граждан, состоящих на учете , так и тех, которые на нем не числятся. Предполагается, что граждане с доходом менее одного МПБ получат субсидию на реконструкцию (модернизацию) собственного дома; при доходе один - два МПБ - льготный кредит или субсидию на строительство, реконструкцию или покупку дома, при доходе свыше двух МПБ будет оказана лишь косвенная поддержка (в основном налоговые льготы).
Развитию индивидуального строительства мешает отсутствие необходимой инфраструктуры, как инженерной, так и социальной. Забота об этом ложится в основном на местную администрацию.
Как было указано выше, на 1000 жителей республики приходится 363 квартиры и складывается впечатление, что имеется избыток квартир, так как их больше чем семей, в то время, как в улучшении жилищных условий нуждается треть населения, как это указано в Основных направлениях социально-экономического развития на 1996-2000 гг.
При ежегодном улучшении жилищных условий значительного количества семей, доля семей, состоящих на учете для получения жилья, при этом, не велика (табл. 1.5).
Распределение семей в целом по республике характеризуется следующими данными: в сельской местности - 37,7%, в г. Минске - 15,2%, больших городах - 25,8% и малых городах - 21,3%. По количеству членов семьи ситуация ныне такова: из двух человек -26,4%, пяти и более - 8,2%, а из одного, трех и четырех по 21-22%. Таким образом семьи из 1-2 человек составляют почти половину семей в республике.
В сельской местности в 1995 году было 77,3 тыс. индивидуальных незаселенных жилых домов, или 3200 тыс. м 2 общей площади.
По отношению к общему жилищному фонду это составляло 1,6%, а к фонду в сельской местности - 4,2%. Количество такого жилья возрастает из года в год и за 15 лет увеличилось в 3,6 раза.
В этот же период 14 тыс. квартир, или 722,6 тыс. м 2 находились в ветхом и аварийном состоянии, где проживало 47,6 тыс. человек.
Ежегодно из жилищного фонда происходит выбытие по разным причинам (снос, пожары и др.) части домов, а, соответственно, квартир. Заряд последних лет ежегодно исключалось 0,39% от общего фонда. Исходя из этого, за прогнозируемый период будет исключено из жилищного фонда примерно 8,6%.
Часть жилья в республике, особенно в сельской местности, не соответствует современным требованиям по комфортности и другим параметрам, и часть граждан, живущих в нем, пожелает улучшить свои условия, реконструировав его или построив новое.
Вместе с тем, имеется в республике пока еще небольшая категория граждан, которая при наличии приемлемого по площади жилья, готова вложить свои средства в строительство более комфортного, отвечающего европейским стандартам. Об этом свидетельствуют некоторые элитные жилые дома, возводимые в последние годы в Минске и крупных городах Беларуси.
Все изложенное свидетельствует о том, что строительство нового жилья еще ряд лет будет весьма актуальным для страны.
Об инвестициях в жилищное строительство, а также и в другие его виды можно судить по данным на диаграммах (рис. 2-10).
Вопросам жилищного строительства уделено столь серьезное внимание не только по тому, что оно признано одним из приоритетов в экономике, но и в связи с тем, что его доля в строительстве велика. Если от общего объема инвестиций на эти цели направляется до 25%, а с учетом инженерной инфраструктуры до 34%, то доля строительных работ в общей их массе составляет около 50%.
Вопросы инвестирования других видов строительства рассматриваются в следующей главе.
1.2 Видовая структура строительства
Наряду с жилищным строительством в республике ведется строительство и других объектов. Возводятся общественные здания, больницы, учебные заведения, строятся дороги, ведется капитальный ремонт зданий и сооружений. Строится и некоторое количество зданий производственного назначения, ведется реконструкция объектов промышленности.
В 1990г. инвестиции в основной капитал по объектам непроизводственного назначения составляли 31,4% и производственного - 68,6% в общем объеме. В 1998 г. размер их составил соответственно 44,7% и 55,3%.
При этом, можно отметить, что доля стоимости строительных работ увеличилась с 48 до 51%; оборудования, инструмента и инвентаря снизилась с 41% до 38%, а прочих работ и затрат осталась на уровне 11%.
Если в 1990г. в объеме инвестиций, вкладываемых в производственное строительство, доля затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий составляла 74,8%, а нового строительства 21,8%, то в 1996 г. эти величины составили 80% и 14,8%.
В 1996 году в общем объеме инвестиций жилищное строительство составило 20%, 25% в 1997 г., а в 1998 г. - 27%. Инженерно-транспортная инфраструктура составляет 35% от затрат на жилищное строительство, то есть примерно 9%.
На долю объектов социальной сферы - школы, больницы, клубы и др. приходится около 8% инвестиций.
В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы намечено на период 1998-2000 гг. ежегодный прирост ВВП на 4-6%, а капитальных вложений за счет всех источников финансирования на 10-13%.
Национальной стратегией устойчивого развития Беларуси до 2010 г. предполагается, что реальный среднедушевой доход увеличится на 46-55%, при этом минимальный потребительский бюджет составит 3730-3750 тыс. руб., а прожиточный минимум 2240 тыс. руб.
Темпы роста строительных работ составят 146,6-161,7%, а капитальных вложений в целом 176,1-192,5%, при этом в производственном строительстве - 190,3-210%, а не производственном - 146-153,3%.
Вместе с тем будет происходить рост потребительских цен. Основными направлениями предусмотрено, что предполагаемая инфляция в 1998-2000 гг. ежемесячно должна находиться в пределах 0,5-1,5%. Реально же в последние годы эта величина была значительно выше.
В 1998 г. объем инвестиций в основной капитал возрос на 16% по отношению к 1997 г.
Данные о вводе в эксплуатацию объектов социально-культурного назначения, дорог и инженерных сетей за ряд лет приведен в табл. 1.6-1.7.
Планировочная организация города должна рассматриваться в первую очередь с позиций социальной организации в совокупности с требованиями размещения промышленности и транспортной сети, а также природными условиями.
Общественные здания являются одной из четырех сфер материально-пространственной среды, создаваемой человеком для своего бытия (производство, жилище, транспорт, общественные учреждения).
Принципиальные черты массовых общественных зданий: соответствие требованиям градостроительной организации; уровень функциональных и объемно-планировочных решений, применительно к современным условиям и перспективы организации культурно-бытового обслуживания; технико-экономические показатели и архитектурно-художественные качества.
В целом серьезное внимание должно быть уделено комплексному устройству, рациональному использованию социального и экономического потенциала территории и гармоничному созданию среды жизнедеятельности человека, а также условиям для сохранения, улучшения и воспроизводства ее.
Потребности в объектах социально-культурного назначения в республике еще велика. Есть необходимость в реконструкции или техническом перевооружении многих производственных зданий. Ограниченность финансовых ресурсов у предприятий и государства не позволяет еще в должной мере инвестировать эти сферы.
Таблица 1.1 Количество квартир, в жилищном фонде и их средняя площадь
Показатели | Годы | |||||
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | |
Количество квартир, тыс. шт. | 3550,4 | 3607,3 | 3674,3 | 3679,6 | 3683,9 | 3711,4 |
Среднестатистическая площадь квартир, м2 | 50,8 | 51,7 | 51,8 | 52,1 | 52,2 | 52,4 |
По состоянию на конец года | Количество | |
тысяч | процент по отношению к 1992г. | |
1991 | 685,4 | 97,4 |
1992 | 703,6 | 100 |
1993 | 687,1 | 97,7 |
1994 | 651,8 | 92,6 ' |
1995 | 623,8 | 88.7 |
1996 | 612,5 | 87,4 |
1997 | 609,9 | 86,7 |
Годы | Всего | В том числе | ||||||||
государственными предприятиями и организациями | жилищно-строительными кооперативами | индивидуальными застройщиками | колхозами | другими юридическими лицами | ||||||
1970 | 4238 | 2186 | 388 | 1587 | 150 | 17 | ||||
1971 | 4213 | 2346 | 408 | 1270 | 159 | 30 | ||||
1972 | 4268 | 2342 | 461 | 1264 | 176 | 25 | ||||
1973 | 4619 | 2683 | 435 | 1283 | 199 | 19 | ||||
1974 | 4439 | 2537 | 393 | 1230 | 245 | 34 | ||||
1975 | 4346 | 2556 | 344 | 1141 | 281 | 24 | ||||
1976 | 4032 | 2443 | 368 | 930 | 263 | 28 | ||||
1977 | 4219 | 2734 | 370 | 807 | 277 | 31 | ||||
1978 | 4220 | 2793 | 405 | 725 | 275 | 22 | ||||
1979 | 4219 | 2815 ' | 356 | 693 | 341 | 14 | ||||
1980 | 4291 | 2962 | 374 | 564 | 356 | 35 | ||||
1981 | 4545 | 3134 | 474 | 514 | 396 | 27 | ||||
1982 | 4452 | 3072 | 426 | 490 | 446 | 18 | ||||
1983 | 4646 | 3161 | 558 | 458 | 445 | 24 | ||||
1984 | 4956 | 3322 | 597 | 441 | 571 | 19 | ||||
1985 | 5106 | 3371 | 663 | 399 | 639 | 34 | ||||
1986 | 5396 | 3395 | 696 | 441 | 834 | 30] | ||||
1987 | 5878 | 3974 | 814 | 416 | о49 | 25 | ||||
1988 | 5589 | 3821 | 675 | 483 | 593 | 17 | ||||
1989 | 5650 | 3956 | 720 | 443 | 502 | 29 | ||||
1990 | 5282 | 3731 | 649 | 399 | 429 | 74 | ||||
1991 | 5392 | 4125 | 444 | 371 | 324 | 128 | ||||
1992 | 4444 | 3153 | 418 | 347 | 275 | 251 | ||||
1993 | 3823 | 2203 | 677 | 412 | 249 | 282 | ||||
1994 | 3403 | 1898 | 501 | 569 | 140 | 295 | ||||
1995 | 1949 | 968 | 209 | 541 | 81 | 150 | ||||
1996 | 2627 | 819 | 932 | 626 | 52 | 198 | ||||
1997 | 3360 | 972 | 955 | 990 | 149 | 294 | ||||
1998 | 3640 | 830 | 1003 | 1401 | 166 | 240 |
Годы | Всего, тыс. м2 | В том числе за счет средств, тыс. м2/% | ||||
Республиканского бюджета | Местных бюджете в | инвестиционных фондов | Предприятий и организаций | Населения | ||
1992 | 4444 | 995/22,4 | 261/5,9 | — | 2246/50,5 | 765/17,2 |
1993 | 3823 | 569/14,9 | 205/5,4 | 43/1,1 | 1854/48,5 | 1089/28,5 |
1994 | 3403 | 400/11,8 | 125/3,7 | 49/1.4 | 1696/49,8 | 1070/31,4 |
1995 | 1949 | 244/12,5 | 55/2,8 | 69/3,5 | 783/40,2 | 770/39,5 |
1996 | 2627 | 222/8,5 | 38/1.4 | 7/0,3 | 51/1,9 | 1609/61,2 |
1997 | 3360 | 244/7,3 | 50/1,5 | 24/0,7 | 965/28,7 | 2067/61,5 |
1998 | 3640 | 196/5,4 | 72/2 | 6/0,2 | 775/21,3 | 2585/71 |
Показатели | Годы | ||||||||
1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | ||
Улучшили жилищные условия, тыс. семей | в городах | 73,1 | 68,4 | 64,5 | 57,1 | 48,9 | 27,4 | 27,5 | 31,5 |
в сельской местности | 16,0 | 11,5 | 10,7 | 9,6 | 6,9 | 4,6 | 3,7 | 5,3 | |
В т.ч., стоящие на учете, % | в городах | 11 | 10 | 10 | 8 | 7 | 4 | 5 | 5 |
в сельской местности | 45 | 32 | 29 | 28 | 21 | 16 | 14 | 15 |
Наименование объектов | Ед. измерения | Годы | |||||||||||
1980 | 1985 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |||
Общеобразовательные школы | тыс. уч. мест | 53,3 | 39,3 | 44,5 | 37,7 | 42,1 | 23,3 | 18,5 | 7,8 | 9,3 | 14,2 | 8,8 | |
Дошкольные учреждения | тыс. мест | 26,2 | 31,3 | 19,1 | 15,3 | 13,9 | 7,2 | 5,9 | 1,8 | 1,3 | 1,4 | 2,0 | |
Высшие учебные заведения | тыс. м2 | 56,3 | 39,1 | 42,8 | 18,0 | — | 4,3 | — | 13,2 | — | 5,8 | 24,1 | |
Средние специальные учебные заведения | тыс. м2 | 51,9 | 2,6 \ | 5,5 | — | 8,4 | 4,9 | 4,1 | — | — | — | 10,0 | |
Профессионально-технические учебные заведения | тыс. мест | 7,4 | 1,2 | 1,1 | 0,8 | — | 1,3 | 0,7 | — | — | — | — | |
Дома и интернаты для престарелых и инвалидов | мест | — | — | 100 | 400 | 838 | 100 | 185 | 200 | 416 | 60 | — | |
Санатории | коек | — | 883 | 674 | 210 | 706 | 648 | 160 | 154 | 503 | 336 | — | |
Дома отдыха | Мест | — | — | 144 | 329 | 50 | — | 100 | — | — | 60 | — | |
Больницы | тыс. коек | 2,6 | 3,1 | 1,6 | 2,4 | 1,3 | 1,4 | 0,8 | 1,1 | 0,6 | 1,9 | 0,78 | |
Амбулаторно-клинические учреждения | тыс. посещ. в смену | 6,2 | 9,1 | 8,3 | 7,1 | 5,1 | 5,4 | 7,5 | 2,8 | 4,2 | 3,9 | 2,1 | |
Клубы и дома культуры | тыс. мест | 11,9 | 11,0 | 9,0 | 8,6 | 8,4 | 6,7 | 3,6 | 2,5 | 1,6 | 1,2 | 0,4 | |
Кинотеатры | тыс. мест | 1,8 | 1,8 | 0,3 | 0,2 | — | — | 0,3 | 0,3 | — | — | — | |
Комбинаты бытового обслуживания и дома быта | раб. мест | 1107 | 258 | 589 | 132 | 33 | 342 | — | — | — | — | — | |
Бани | число мест | 1132 | 1417 | 1062 | 904 | 597 | 644 | 375 | 220 | 298 | 423 | — | |
Прачечные | тонн белья в смену | 1,9 | 9,1 | 2,6 | 3,9 | 2,0 | 0,9 | 0,1 | — | — | — | — | |
Банно-прачечные комбинаты | тонн белья в смену/мест | — | 1,1/100 | 4,8/475 | 3,4/225 | 1,0/150 | 0,9/185 | 0,3/44 | 0,4/25 | 0,8/100 | — | — |
Годы | Сети | Дороги | |||
водопроводные | канализационные | тепловые | газовые | ||
1980 | 271,0 | 51,8 | 181,6 | 75,2 | — |
1985 | 258,4 | 189,1 | 82,4 | 228,6 | — |
1990 | 700,0 | 200,9 | 157,9 | 625.1 | 6094,0 |
1991 | 771,1 | 218.5 | 183,5 | 619,3 | 2466,9 |
1992 | 586,3 | 105,7 | 88,2 | 626,3 | 4272.5 |
1993 | 439,5 | 117,7 | 114,8 | 801,4 | 1498,1 |
1994 | 329,1 | 120,3 | 76,2 | 793.1 | 363.5 |
1995 | 135,1 | 28,3 | 44,8 | 883,1 | 517,8 |
1996 | 141,4 | 55,6 | 64,2 | 713,8 | 106,8 |
1997 | 137,5 | 54,8 | 35,3 | 685,7 | 78,5 |
1998 | 143,4 | 56,1 | 33,0 | 152,2 | 232,4 |
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 23 за 2000 год в рубрике экономика