Хорошо, когда правила игры известны
Строителям не обойтись сегодня без знания и применения стандартов. Соблюдение стандартов - один из факторов "непотопляемости" как для производителей стройматериалов, так и для подрядных организаций. Жесткость государственной политики, и прежде всего требовательность в отношении соблюдения критериев нормативной документации позволила предприятиям строительной отрасли сохранить свою конкурентоспособность. Поэтому сегодня наиболее ответственные подрядчики не только хорошо знают "правила игры", выражаемые нормами, правилами, стандартами, но и стремятся активно участвовать в их разработке.
Однако знакома и другая ситуация: руководители строительных организаций загружены работой, часто физически не имеют времени для повышения квалификации, не знают, к кому обратиться за квалифицированной консультацией. Цель нашей публикации - помочь читателям сориентироваться в положении дел с сертификацией, стандартизацией, а также вызвать их на разговор по этой проблемной теме. Наше издание обратилось за разъяснениями к компетентному собеседнику - главному инженеру ГП "Стройтехнорм" г-ну Юрию Викторовичу ФЕОФИЛОВУ, и он не отказал нам во внимании.
ГП "Стройтехнорм" - ведущее предприятие в системе Министерства архитектуры и строительства республики, в задачу которого входит: разработка новых документов по стандартизации в области строительства; гармонизация их требований с требованиями международных норм и норм стран СНГ; актуализация прежних СНиП и ГОСТ. Поэтому первый наш вопрос г-ну Феофилову касался существующей программы для достижения этих целей. Вот что ответил наш собеседник:
- Продиктованная новыми условиями хозяйствования необходимость реформирования строительного комплекса имеет целью повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой им строительной продукции. Это потребовало создания национальной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве. Ее главной задачей стала наработка и постоянное совершенствование технических нормативных документов, обеспечивающих безопасность для жизни и здоровья людей, устойчивость и долговечность зданий и сооружений и их пожарную безопасность, защиту природной среды, экономию энергоресурсов и ряд других потребительских качеств строительной продукции.
В совокупности все виды нормативно-технических документов в строительстве должны определять необходимое качество зданий и сооружений, инженерных систем обеспечения, строительных материалов и изделий, конструкций и технологических процессов, а также регламентировать взаимопонимание всех участников инвестиционного процесса.
Основные направления в осуществлении этой работы определены концепцией государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве, одобренной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №426 от 02 июля 1993 года.
На основании указанной концепции Министерством архитектуры и строительства была разработана Программа создания национальной нормативно-технической базы в строительстве, которая соответствует основным направлениям концепции, развивает и дополняет ее конкретным смыслом.
В настоящее время разработаны практически все основополагающие строительные нормы (СНБ), в частности, организационно-методические СНБ 1.01.01 "Национальный комплекс нормативно-технических документов. Основные положения", СНБ 1.01.03 "Строительные нормы Республики Беларусь и пособия к ним, руководящие документы в строительстве. Порядок разработки, правила оформления", СНБ 1.02.01 "Инженерные изыскания для строительства", СНБ 5.01.01 "Основания и фундаменты зданий и сооружений", СНБ 2.04.01 "Строительная теплотехника", СНБ 2.04.05 "Естественное и искусственное освещение", СНБ 4.03.01 "Газоснабжение" и ряд других.
Завершена полностью разработка стандартов группы "Номенклатура показателей". Разработаны национальные стандарты на большинство железобетонных конструкций, причем в указанных стандартах исключена имевшая ранее место жесткая регламентация размеров конструкций и изделий, что вызывало значительные неудобства как для проектировщиков, так и для производителей.
С целью ужесточения требований к качеству выполнения строительных работ разрабатывается группа стандартов "Контроль качества и приемка работ". В настоящее время в стадии завершения находится разработка указанных стандартов по блоку "Основания и фундаменты зданий и сооружений", разрабатываются стандарты по контролю качества и приемке отделочных работ и ряд других.
На сегодняшний день в рамках национального комплекса нормативно-технических документов в строительстве разработано 27 строительных норм Республики Беларусь и 14 пособий к ним, 65 стандартов Республики Беларусь, 9 руководящих документов в строительстве и введено в действие на территории республики 92 межгосударственных стандарта.
- Юрий Викторович, помогите, пожалуйста, разобраться в системе нормативно-технических документов, в строительстве, их взаимной увязке и подчиненности. Какие из документов носят обязательный, а какие - рекомендательный характер? Расшифруйте, пожалуйста, аббревиатуры.
- Следует отметить, что для действующей по настоящее время системы технического нормирования и стандартизации характерно большое количество нормативных документов, их видов, уровней утверждения и ведомственной подчиненности. Так, в области строительства продолжают действовать СНиП, ГОСТ, СН, ВСН, РСН, ТУ, РСТ, ОНТП, МУС, различные инструкции, положения и т.д. времен СССР, а также целый ряд ГОСТ на продукцию нефтехимии, машиностроения, деревообработки, которая используется в строительстве. Кроме того, в указанной системе строительные нормы и ГОСТ даже одного технического направления разрабатывались и совершенствовались различными организациями и зачастую плохо увязываются, а то и противоречат друг другу.
В целях исключения указанных недостатков в Программе создания национальной нормативно-технической базы в строительстве заложена новая структура построения комплекса НТД, состоящая из 36 блоков, охватывающих все направления технического нормирования и стандартизации в строительстве.
В рамках каждого блока предполагается разработать межгосударственные и национальные нормативно-технических документы. В состав межгосударственных документов входят: межгосударственные строительные нормы (MCH); пособия к межгосударственным строительным нормам; межгосударственные стандарты (ГОСТ); межгосударственные руководящие документы в строительстве (МДС). Эти документы разрабатываются Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве при Межправительственной комиссии по строительству (МНТКС).
В состав национального комплекса нормативно-технических документов входят: строительные нормы Республики Беларусь (СНБ); пособия к строительным нормам Республики Беларусь; стандарты Республики Беларусь (СТБ); руководящие документы в строительстве (РДС).
Концепция Государственной системы нормирования и стандартизации в строительстве предусматривает, что межгосударственные строительные нормы (если они введены в действие на территории Республики Беларусь) и строительные нормы Республики Беларусь содержат только требования, обязательные для всех участников инвестиционного процесса. Эти требования призваны обеспечить безопасность для жизни и здоровья людей, устойчивость и долговечность конструкций, зданий и сооружений и их пожарную безопасность, защиту окружающей среды, экономию ресурсов и ряд других потребительских показателей строительной продукции.
Пособия к МСН и к СНБ содержат правила, способы и технологии достижения обязательных требований, изложенных в МСН и СНБ, а также справочный и другой вспомогательный материал и носят рекомендательный характер. При этом требования пособий становятся обязательными, если это оговорено заказчиком в задании на разработку проектной документации или на них сделана ссылка в проектной документации.
ГОСТ и СТБ содержат как обязательные, так и рекомендуемые требования к строительным материалам, изделиям, конструкциям, правилам приемки и методам контроля. Обязательность требований оговаривается в стандартах номенклатуры показателей. Такое разграничение обязательных и рекомендательных требований позволяет освободить исполнителя от мелочной опеки и излишней регламентации, более рационально решать поставленные перед ним задачи, исходя из конкретных условий.
- Какова технология разработки нового нормативно-технического документа в области строительства?
- Для практической реализации подхода к разработке нормативно-технических документов по блокам в республике созданы технические комитеты по нормированию и стандартизации в строительстве (ТКС).
ТКС - это группа специалистов в определенной области строительства, которая включает представителей отраслевой науки, работников проектных организаций, производственных предприятий и при необходимости представителей государственных надзорных органов.
Председателем ТКС, как правило, является крупный ученый по направлению деятельности комитета или представитель проектной организации, имеющий большой практический опыт работы. Силами специалистов ТКС и разрабатывается весь комплекс нормативно-технических документов, входящих в блок или в несколько блоков по направлению деятельности ТКС.
Все ТКС созданы и осуществляют свою деятельность на базе ГП "Стройтехнорм". Всего создано 12 ТКС, охватывающих практически все направления строительной деятельности.
Специалистами ТКС не только разрабатываются национальные нормативно-технические документы, но и производится научно-техническая экспертиза предлагаемых к введению на территории республики межгосударственных норм.
Каждый разрабатываемый МНТКС документ рассматривается специалистами ТКС на стадии первых редакций, по ним даются заключения, которые должны учитываться разработчиками. На стадии окончательных редакций представитель республики в МНТКС голосует или не голосует за принятие данного документа. Здесь следует отметить, что факт голосования представителя республики за какой-либо нормативно-технический документ не является фактом введения этого документа на территории республики. Документ вводится в действие на территории республики только на основании приказа Минстройархитектуры, о чем в предисловии к данному документу учиняется соответствующая запись. Следует отметить, что межгосударственный нормативно-технический документ может быть принят в республике целиком. В таком случае в предисловии должна быть запись типа: СНБ такой-то (шифр документа) является аутентичным текстом МСН такого-то (шифр). Документ может приниматься с национальными дополнениями, в этом случае указывается, какие разделы являются аутентичными разделам МСН или ГОСТ. Следует также иметь в виду, что если в предисловии к межгосударственному стандарту нет записи о его введении на территории республики приказом Минстройархитектуры, значит, этот ГОСТ по тем или иным причинам не принят республикой в качестве нормативного документа.
Включение в национальный комплекс межгосударственных нормативно-технических документов связано в первую очередь с необходимостью устранения технических барьеров в торговле строительной продукцией и обмене услугами в области строительства между странами СНГ. Для нашей республики, имеющей избыточные мощности строительного комплекса, это очень актуально. Поэтому в определенные блоки национального комплекса включены как межгосударственные нормы, устанавливающие общие технические требования к объекту нормирования, единую терминологию и классификацию, так и стандарты, устанавливающие правила приемки, методы контроля и испытаний. Именно по этой причине блок "Размерная взаимозаменяемость " полностью состоит из межгосударственных нормативных документов. Ряд таких блоков, как " Надежность строительных сооружений", "Защита от опасных геофизических воздействий" и другие построены полностью или частично на межгосударственных нормативных документах.
Технология создания национальных нормативно-технических документов принята в соответствии с требованиями СНБ 1.01.03 и устанавливает следующие этапы разработки: организация разработки, составление, согласование и утверждение технического задания; разработка первой редакции проекта документа и рассылка ее на отзывы заинтересованным организациям и предприятиям строительной отрасли, которые определены техническим заданием; рассмотрение отзывов, подготовка сводки отзывов, разработка окончательной редакции проекта документа; согласование проекта документа организациями, которые определены техническим заданием, включая государственные надзорные органы, его техническое редактирование и проведение метрологической экспертизы; представление проекта документа на утверждение.
- Учитывается ли при создании отечественных документов международный опыт и в какой мере? Нормы какого государства в строительстве наиболее адекватны нашим условиям?
- Действующие в настоящее время нормативно-технические документы по ряду причин не всегда стыкуются с зарубежными стандартами и нормативными документами, что затрудняет сотрудничество, особенно сейчас, когда на рынке строительной продукции республики появилось большое количество импортных строительных материалов и изделий и возникает необходимость их сертификации или выдачи на них технических разрешений.
С целью ликвидации отмеченного недостатка в Программе создания национальной нормативно-технической базы в строительстве предусматриваются поиск аналогичных нормативных документов технически развитых стран, международных и региональных организаций, организация их перевода и гармонизация требований с вновь разрабатываемым комплексом межгосударственных и национальных нормативно-технических документов в строительстве. Эта работа осуществляется ГП "Стройтехнорм". В настоящее время база переведенных нормативных документов составляет около 250 единиц и состоит из стандартов Германии DIN, европейских стандартов EN, ISO, переведены также полностью или отдельные части норм "Еврокод". Эти переводы имеются в ГП "Стройтехнорм" как на бумажных носителях, так и в электронном варианте.
- Какие новые показатели обязательно должны присутствовать в современных стандартах (потребительские качества? показатели экологии? экономические преимущества внедрения? способы утилизации? другие)?
- Все вновь разрабатываемые стандарты Республики Беларусь (СТБ) в обязательном порядке должны содержать пожарно-технические характеристики материала, изделия или конструкции, также в обязательном порядке регламентируются требования по удельной эффективной активности естественных радионуклидов, раздел стандарта "Требования безопасности" должен содержать требования по предельно допустимым концентрациям вредных веществ в воздухе рабочей зоны, способы утилизации отходов, образующихся при производстве того или иного материала или изделия.
Еще одной особенностью разрабатываемых в республике СТБ является отказ от жесткой регламентации размеров строительных конструкций или изделий.
Ранее ГОСТ включали в себя во многих случаях чертежи с указанием всех размеров, и если по каким либо причинам изделие необходимо было изготовить других размеров, это было возможно сделать, только разработав ТУ на изделие с измененными размерами. Такая постановка вопроса привела к функционированию огромного количества ТУ, в настоящее время срок действия по многим из них закончился. Но решить вопрос о продлении срока их действия или внесении в них каких-либо изменений весьма затруднительно, так как определить сейчас держателя подлинника по союзным ТУ или ТУ бывших союзных республик практически невозможно. Это обстоятельство затрудняет работу предприятий, вызывает обоснованные претензии Госстандарта и, как правило, отражается на качестве выпускаемой продукции. Отмена в национальных стандартах жесткой регламентации размеров позволяет исключить эти трудности. Например, в СТБ на камни бетонные стеновые указано, что размеры камней по длине должны быть кратны модулю 100 мм, а по ширине и высоте модулю 50 мм, а ограничением "гигантомании" служит предельная масса камня 30 кг. Такая же система модульности размеров проводится и в других разрабатываемых стандартах.
- Обсуждаются ли проекты стандартов и других нормативных документов в области строительства в отраслевой прессе? Учитывается ли мнение различных участников строительного рынка - от инвесторов и заказчиков до подрядных организаций?
- Как уже отмечалось ранее, проекты первых редакций всех разрабатываемых нормативно-технических документов рассылаются на отзывы в организации и предприятия, определенные техническим заданием. Это проектные институты, производственные организации, подрядные строительные организации, органы государственного надзора, органы экспертизы и т.д.
Замечания и предложения этих организаций, представленные в виде отзыва на проект документа, самым тщательным образом анализируются разработчиками нормативно-технического документа. Какие-то замечания и предложения учитываются при разработке второй редакции нормативного документа, некоторые по тем или иным причинам отклоняются. Однако отклонение замечания должны быть согласовано разработчиками нормативного документа той организацией, чье замечание было отклонено. Если согласия по замечанию достигнуть не удалось, рассмотрение этого замечания выносится на заседание технического комитета (ТКС) с приглашением специалистов организации, дававшей отзыв. Если и на заседание ТКС не удается достигнуть согласованного решения, вопрос выносится на согласительное совещание в Министерстве архитектуры и строительства, где и принимается окончательное решение.
Публикация проектов нормативно-технических документов в отраслевой прессе пока не практиковалась, однако эта идея не лишена смысла и требует внимательной проработки.
- Известно, что сегодня в отрасли продолжают действовать СНиП и ГОСТ времен СССР. Не могли бы вы уточнить, какие именно?
- Перечисление всех действующих сегодня на территории республики нормативно-технических документов времен СССР заняло бы значительное время и объем газетной полосы.
Просто следует сказать, что ГП "Стройтехнорм" ежегодно формирует перечень нормативно-технических документов, действующих на территории республики. В этот перечень включены действующие СНиП, ВСН, СН, ОНТП и другие нормы бывшего СССР, а также национальные СНБ, Пособия, РДС, РСН. Что касается ГОСТ и СТБ, то существуют информационные указатели стандартов (ИУС), издаваемые как в нашей республике, так и в Российской Федерации, в которых приведены перечни всех действующих стандартов.
- Какие новые документы находятся в стадии разработки на 2000 год? Какие должны быть рассмотрены и утверждены в ближайшее время?
- Ежегодно ГП "Стройтехнорм" разрабатывает, а Министерство архитектуры и строительства утверждает Программу технического нормирования и стандартизации на текущий год. Программой на 2000 год предусмотрена разработка более 150 нормативно-технических документов по различным аспектам строительной деятельности. Среди наиболее значимых можно отметить СНБ "Строительная терминология", группу строительных норм и пособий к ним в области водоснабжения и водоотведения, ряд документов в области пожарной безопасности, группу стандартов, регламентирующих вопросы контроля качества и приемки строительно-монтажных работ.
Министерством архитектуры и строительства в настоящее время рассматриваются и готовятся к утверждению и изданию СНБ "Технический надзор в строительстве", СНБ "Приемка зданий законченных строительством, ремонтом, реконструкцией и реставрацией", СНБ "Авторский надзор", СНБ "Кровли", СНБ "Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре", Пособие по проектированию и устройству утепления ограждающих конструкций зданий и сооружений, группа пособий по различным аспектам проектирования и устройства оснований и фундаментов и ряд других нормативно-технических документов.
- Расскажите, пожалуйста, о роли, которую играют государственные нормативные документы в построении современных систем качества на предприятии.
- Как уже отмечалось выше, в настоящее время разработка и сертификация систем качества создает условия выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, дает возможность ее устойчивого экспорта. Унифицированные требования к системе качества изложены в стандартах ИСО серии 9000, которые рекомендованы для применения Госстандартом Республики Беларусь. Состав и содержание систем качества в производственно-хозяйственных структурах определяются требованиями СТБ ИСО 9000, СТБ ИСО 9001, СТБ ИСО 9002, СТБ ИСО 9003 и СТБ ИСО 9004.
Однако эти стандарты, являясь аутентичным переводом международных стандартов, несут в себе информацию в виде общих требований, предъявляемых к системе качества. А каждое предприятие имеет свои особенности и свою систему управления качеством выпускаемой продукции, которую необходимо привести в соответствие с требованиями стандартов ИСО серии 9000. И жизнь показала, что осуществить неизбежную структурную перестройку предприятия и документирование всех процессов и процедур в этом процессе без соответствующих методических документов очень сложно и болезненно. Поэтому в рамках Госстандарта был создан технический комитет "Качество", который взял на себя ответственность приспособить концепцию этих стандартов к нашей действительности и разработать серию методических документов, конкретизирующих необходимые, но недостаточные требования по каждому элементу системы качества и рекомендующих соответствующую реализацию этих требований.
Минстройархитектуры, учитывая специфику предприятий и организаций строительной отрасли, также принял участие в этой работе и разработал следующие нормативные документы: СНБ 1.01.04-99 Национальный комплекс нормативно-технических документов в строительстве. Всеобщее руководство качеством в строительстве. Основные положения.
Пособия: П1-99 к СНБ 1.01.04-99 Системы качества в строительно-монтажных организациях,
П2-99 к СНБ 1.01.04-99 Системы качества в проектных организациях,
П3-99 к СНБ 1.01.04-99 Системы качества в организациях промышленности строительных материалов и строительной индустрии.
Изучение опыта предприятий, построивших и сертифицировавших систему качества, изучение нормативных и методических документов, собственный творческий подход в этом сложном и долгом процессе, позволит каждому предприятию найти свой путь улучшения организации и управления производством, укрепить конкурентоспособность предприятия.
- Какую поддержку в обеспечении процесса построения систем качества на строительных предприятиях республики может оказать ГП "Стройтехнорм"?
- Наше предприятие, имея право осуществления консалтинговой деятельности (удостоверение Госстандарта №ВУ/112 К 025), штат квалифицированных специалистов и опыт работы в данной области, может оказать методическую помощь предприятиям и организациям строительной отрасли по созданию систем качества и подготовке их к сертификации.
- Есть ли на сегодняшний день предприятия в строительной отрасли, как производители стройматериалов, так и подрядные, которые сертифицировали свою систе му качества по стандартам ИСО 9000?
- На сегодняшний день сертифицированной системы качества производства строительных материалов и изделий и строительно-монтажных работ нет. На некоторых предприятиях работа по созданию систем качества начата, разработаны отдельные элементы системы, но законченных целостных систем, готовых к процессу сертификации, пока нет.
- Какие есть возможности у заинтересованных лиц повысить свою квалификацию в области знания стандартов, норм и правил, их практического применения? Возможно, у вас существует система проведения семинаров, консультаций?
- ГП "Стройтехнорм" под эгидой Минстройархитектуры республики Беларусь уже два года подряд проводит семинары по вопросам стандартизации и сертификации в строительстве. В них принимали участие специалисты строительных организаций и предприятий, проектных институтов, предприятий стройиндустрии и промышленности строительных материалов, в основном подведомственных Минстройархитектуры. Нашей недоработкой, видимо, является недостаточная информация о проведении таких семинаров, в том числе и слабое использование возможностей отраслевой прессы.
Следует отметить, что специалисты строительных предприятий, организаций негосударственной формы собственности, частные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в области строительства, всегда могут рассчитывать на помощь и консультации наших специалистов по вопросам технического нормирования и стандартизации.
Ведущие специалисты нашего предприятия читают курс лекций по вопросам стандартизации и сертификации для специалистов служб технического надзора, работников экспертиз, других специалистов-строителей. Эти лекции читаются на факультете повышения квалификации БГПА.
- Каким образом должна использовать в своей работе государственные нормативно-технические документы частная строительная фирма? Небольшое подрядное предприятие? Специализированная фирма?
- Соблюдение требований государственных нормативно-технических документов обязательно для всех участников инвестиционного процесса в строительстве вне зависимости от форм собственности, размеров предприятия и его специализации. Конечно, направление деятельности предприятия и его специализация влияет на группу нормативно-технических документов, являющихся приоритетными для данного предприятия.
Если предприятие специализируется на выпуске строительных материалов или конструкций, то основными в его деятельности будут стандарты на соответствующие материалы или конструкции, а также стандарты, регламентирующие методы контроля и методики испытаний технических показателей выпускаемой продукции. Должны также использоваться нормативные документы, устанавливающие общие требования безопасности при производстве продукции, правила пожарной безопасности и требования промышленной санитарии.
Если речь идет о предприятии, выполняющем строительно-монтажные работы, то приоритетными для него будут являться действующие СНиП часть 3 или заменяющие их постепенно Пособия по производству работ.
Для проектной организации основными документами будут являться действующие СНиП часть 2 или СНБ по проектированию того или иного вида зданий или сооружений.
- Оказываете ли вы услуги предприятиям по обоснованию необходимой для их работы НТД, по комплектации необходимой НТД?
- Да, такие услуги оказываются. В основном для специалистов организаций и предприятий негосударственной формы собственности, которые готовят комплект документов для получения лицензии на определенный вид строительной деятельности. Наши специалисты осуществляют подборку нормативно-технических документов, необходимых для осуществления того вида деятельности, по которому предприятие предполагает получить лицензию.
В части обеспечения субъектов хозяйствования нормативно-техническими документами можно отметить следующее: отдел технической информации ГП "Стройтехнорм" осуществляет оперативное информирование субъектов хозяйствования республики по вопросам ввода в действие, издания и применения нормативно-технических документов строительной номенклатуры, а также обеспечение организаций и предприятий строительного комплекса указанными документами и принятыми к ним поправками и изменениями.
Сегодня перечень массово распространяемых ГП "Стройтехнорм" нормативно-технических документов (РДС, СНБ, МСН, Пособия к СНиП, СТБ, ГОСТ) составляет более 270 наименований. Общий реализационный фонд НТД составляет 80 тыс. экземпляров документов национальной базы, введенных в действие в 1993 - 1999 гг. и действующих СНиП бывшего СССР, тиражируемых в связи с большим количеством заявок.
Только в течение 1999 г. отделом технической информации ГП "Стройтехнорм" на учет с целью обеспечения нормативно-техническими документами в области строительства было принято 244 новых абонента. При этом общее количество организаций, предприятий, частных предпринимателей, состоящих на абонентном обслуживании, превышает 3100 единиц.
Всего за 1999 г. поступило 4500 заявок на приобретение НТД, реализовано около 40 тыс. экземпляров нормативных документов.
- Существует ли сегодня база данных НТД в строительстве (в том числе в компьютерном варианте)? Можно ли ее приобрести, взять в аренду отдельным предприятиям? Если "да", то сколько это стоит?
- Такая база в компьютерном варианте существует, это информационно-поисковая система (ИПС) "СтройДОКУМЕНТ-2". Она представляет собой прикладной программный продукт, включающий банк данных с нормативно-техническими документами по строительству и современные средства поиска и обработки информации. Информационно-поисковая система обеспечивает оперативное, качественное и полное обеспечение информацией по НТД. Банк данных ИПС включает все изданные национальные нормативно-технические документы, а также стандарты и СНиП бывшего СССР, действующие на территории республики.
По состоянию на 01.01.2000 года автоматизированный банк данных содержит библиографические сведения и полные тексты более 550 нормативно-технических документов, в том числе: строительных норм - 112; пособий к строительным нормам - 5, межгосударственных стандартов, СТБ и ГОСТ бывшего СССР - 384; руководящих документов в строительстве - 11; положений, инструкций, приказов Минстройархитектуры - 28 документов.
Информационно-поисковая система "СтройДОКУМЕНТ-2" уже реализована 97 субъектам хозяйствования строительного комплекса. Постоянно проводятся работы по актуализации НТД в банке данных ИПС, а также техническое и информационное сопровождение реализованных ИПС. Система реализовывается на лазерном диске, в комплект входит также подробное руководство пользователя системой. Всем заказчикам специалисты ГП "Стройтехнорм" осуществляют демонстрационный сеанс работы системы, при необходимости обучают персонал абонента работе с системой в режиме пользователей.
Стоимость системы составляет 128,7 тыс. руб. (локальная версия), 194,0 тыс. руб. - сетевой вариант. Стоимость годичного обслуживания абонентов по актуализации базы, информационному обеспечению и техническому обслуживанию составляет 60 тыс. руб.
- Ваше обращение к участникам отечественного строительного рынка.
- Я бы хотел отметить, что кроме вопросов, связанных с разработкой нормативно-технических документов и обеспечения ими субъектов хозяйствования, ГП "Стройтехнорм" решает еще ряд актуальных задач в области строительства, в частности: осуществляет координацию работ и методическое руководство службами стандартизации предприятий; выполняет разработку и отбор единых методик испытаний строительных материалов, изделий и конструкций; как аккредитованный центр выполняет комплекс работ по сертификации строительных материалов, изделий и конструкций; осуществляет организацию государственных испытаний строительных материалов, конструкций и изделий, метрологическое обеспечение и аттестацию испытательных лабораторий строительных организаций и промышленных предприятий; проводит ведомственный контроль соблюдения требований действующих нормативно-технических документов на предприятиях промышленности строительных материалов и строительной индустрии; осуществляет подготовку комплекта документов для выдачи Технических свидетельств на применение в строительстве новых или ввозимых из-за пределов государства строительных материалов, изделий и конструкций; в соответствии с имеющимися лицензиями выполняет проектные работы, осуществляет обследование строительных конструкций, включая дымовые трубы, градирни, другие высотные сооружения.
Наши специалисты дадут квалифицированные консультации по всем аспектам деятельности предприятия, окажут техническую и методическую помощь организациям и предприятиям вне зависимости от ведомственной подчиненности и формы собственности. Мы всегда рады видеть у себя представителей строительных организаций и предприятий, с благодарностью воспримем замечания по вопросам нашей деятельности и предложения по ее совершенствованию.
Беседовала Светлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2000 год в рубрике экономика