Как выжить заказчику?


Существует достаточно проблем в строительном комплексе республики. О многих из них говорят, обсуждают, ищут и нередко находят нужные решения, однако о проблемах одного из основных участников строительства - заказчика - никто и никогда на страницах печати, на радио и телевидении не говорит.

А проблемы настолько серьезны и остросоциальны, что, не наш взгляд, могут привести к разрушению всей стройной на сегодняшний день и дееспособной системы управления строительством в республике.

Немного об управлениях капительного строительства. Эта структура была созвана в республике более 30 лет назад и показала за это время свой высокий профессионализм. Управления капитального строительства являлись и являются частью исполнительной власти, одним из управлений исполкомов и наряду с финансовым, культуры, образования и другими управлениями отвечают всем требованиям госаппарата.

В работе УКС руководствуются законом о госслужбе, поставлены в конкретные рамки по штатной дисциплине и системе оплаты труда, их работники являются госслужащими. По общему мнению, такая структура на сегодняшний день является наиболее оптимальной. В ней собрано все лучшее, что присуще государственным централизованным системам - абсолютная управляемость, оперативность, прозрачность финансовых действий, полная подконтрольность и т.п. По мнению подавляющего большинства строителей, работа УКС обл-, гор-, райисполкомов в профессиональном плане на порядок выше всех остальных имеющихся у нас структур по линии заказчика (ОКС заводов, ОАО, ООО и т.п.). Более 90% всего что построено в республике, построено и строится УКС.

В течение всего периода своего существования УКС, как и другие органы госуправления, подлежали льготному налогообложению. А содержались они за счет процентных отчислений, заложенных в смете объекта, причем величина этих отчислений определялась еще Госстроем БССР.

Отчисления тогда и устанавливались с учетом льготного налогообложения, уплату налогов они не предусматривали, то есть доходы соответствовали расходам. Кто хоть немного работал в строительном производстве, знает, как жили УКС, не бедствовали, но и не шиковали - по уровню зарплаты и другим благам (ведь госслужащие) хуже, чем строительные управления, но и, как говорится, с голоду не умирали. Такой порядок существовал, как я уже говорил, 30 лет и за это время ни разу ни у партийных, ни у советских органов не возникла мысль что-либо здесь менять.

Вообще, на мой взгляд, УКС для государства - механизм идеальный: работают и подчиняются как госслужащие, а денег на свое содержание не просят, зарабатывают их сами.

Если бы все госслужащие работали по такой системе, то затрат на содержание госаппарата не было бы вообще.

Но, как пишут, перестройка разбудила неистребимое желание реформ. В хорошо отлаженный, десятилетиями работающий механизм вторглись со скальпелем и€ хотели как лучше, а получилось то, что получилось.

Судите сами. Государственный налоговый комитет РБ 4 июня 1999 года издает приказ о том, что с сего дня налоги УКС обл-, гор-, райисполкомов должны платить, как и все другие субъекты хозяйствования, в полном объеме. Все! Механизм завертелся...

Расходы по налогам возросли сразу в 4 раза, а так как доходов, то есть процентных отчислений стало не хватать, нарушился тот самый баланс, о котором мы уже говорили.

У УКС мгновенно появились карточки, задолженности по зарплате, невозможность проплатить самое необходимое для работы и отсутствие финансового резерва, короче вдруг все оказались на грани банкротства. Крупные городские УКС, имеющие большие объемы работ, еще держались, а вот районные, мелкие, каких большинство, оказались на мели.

Как следствие, с целью достижения прежнего баланса, начали обращаться с просьбами: раз им увеличили расходы, увеличьте и доходы! Но как оказалось, в республике нет организации, которая считала бы УКС своими и стала на самом высоком уровне защищать их интересы. Вот и стали УКС обращаться в налоговый комитет, Минфин, Минюст, Мин-экономики, Минстройархитектуры, Совмин с просьбами войти в положение, разобраться. Но для разговора с такими "великанами" нужен был и соответствующий вес, куда тут УКС с их обращениями.

Кстати, в аналогичную ситуацию пошла и служба Госстройнадзора, но у них есть республиканская структура - Комитет госстройнадзора РБ, которую возглавляет энергичный и грамотный руководитель - В. В. Сыс. Он смог подготовить Указ Президента о льготном налогообложении служб Госстройнадзора, и все у них вернулось в первоначальное состояние. В системе же УКС нет республиканского органа, и они находятся в положении пасынков. А так как работу с УКС продолжали спрашивать и спрашивать серьезно - объемы доводимых планов росли, рос уровень требований по качеству и т.д., они продолжали обращаться к вышестоящим организациям и пытались объяснить, что денег для осуществления возложенных на них государством функций катастрофически не хватает. В ответ же Минстройархитектуры заказано РНТД разработать методику расчета затрат заказчика, и работа закипела€

В результате после полугода напряженной работы 28 декабря 1999 года вышел "Временный порядок определения средств на содержание службы заказчика".

Этот труд представляет собой методические указания на 12 страницах с массой формул и таблиц. Ну представьте себе, если раньше УКС для расчета технадзора надо было от выполнения за месяц просто взять определенный процент, то теперь объем технадзора в ценах 1991 года надо разбивать по наименованию затрат и удельному весу, умножать на индексы ежемесячных изменений этих затрат, производить расчет всех имеющихся налогов. Короче, далеко не каждому экономисту это легко сделать. Особенно это относится к маломощным УКС, в Чернобыльской зоне, где остро стоит проблема квалифицированных кадров.

Кроме того, что эта методика крайне неудобна, она еще имеет ряд серьезных недоработок.

Так, компенсация по налогам составляет лишь 14%, а УКС платят 35. Удельный вес затрат при расчете индекса не учитывает специфику работы УКС как территориального заказчика по области и фактический удельный вес затрат, который у каждого УКС свой.

Например, по транспортным затратам: если у городского УКС все объекты находятся в пределах города, то УКС областей вынуждены регулярно бывать на объектах по всей области и, как правило, 2-3 раза в неделю в вышестоящих организациях в Минске.

По индексации зарплаты не учитывается, что работники УКС должны иметь высокий разряд (в частности, инженеры по технадзору должны иметь стаж не менее 5-летнего линейного стажа), и приравнивается к зарплате рабочих-строителей с низким разрядом.

Содержание легкового транспорта соответствует тарифам на грузовые автомобильные перевозки. Материальные затраты - индексам на строительные материалы и изделия и т.д.

Все это доводилось до разработчиков, УКС не согласились с таким порядком расчета, но их мнение в расчет не было взято.

А большой круг обязанностей в этой методике вообще не обсчитывается.

А именно: планирование строительства в регионе; сбор исходных данных и техусловий; выбор стройплощадок и необходимые согласования; работа с проектными институтами и экспертизой; работа по освоению площадок, сносу домовладений; работа с документами, поступающими из министерств и ведомств; работа по инженерным сетям к индивидуальной застройке; вопросы стройиндустрии и т.п.

Нужно также понимать, что у исполнительной власти кроме УКС нет другого органа, занимающегося строительством, потому любой документ, поступающий в исполком, от жалобы рядового жителя, связанного со строительством, до директивы Совмина и Указа Президента в части реализации государственной политики в области строительной деятельности, проходит через УКС и требует времени, внимательного к себе отношения, квалифицированного подхода, зачастую командировочные расходы. А все многообразие работы, связанной со строительством на селе?

На УКС возложен контроль не только за объектами, на которых они выступают заказчиками сами, но и за вводом жилья по району в целом.

Все УКС вот уже много лет настаивают: научно обоснуйте, какой объем капвложений должен освоить инженер по технадзору? Зная это, можно будет рассчитать, сколько вообще в УКС должно быть ИТР. Но вот ответить на этот вопрос никто пока не может.

Весь круг наших обязанностей в данной статье трудно и оговорить, а ведь отчисления УКС получают лишь за строительно-монтажные работы по конкретным объектам, да и то сейчас, как мы уже говорили, в значительно урезанном виде.

Минфин и Минстройархитектуры вроде бы и не против рассмотреть эти затраты, но€ при их обосновании. А как это возможно сделать, как положить на бумагу и осметить, не знает никто.

В результате - невозможность создать в УКС серьезную материальную базу, произвести закуп современной вычислительной техники, нормативной литературы и компьютерных программ. Возникают проблемы с выплатой заработной платы. Почему-то наличие в УКС на счетах заработанных средств, для осуществления финансового маневра, рассматривается контролирующими органами как недостаток.

Известно противоречие: "Что лучше: чтобы не было богатых или не стало бедных?". Почему-то даже при жестком контроле за расходованием средств со стороны исполкома какие-то средства на счетах УКС воспринимаются как личное оскорбление.

Характерный пример - при строительстве Дворца спорта в г. Гомеле заказчику для закупа крайне необходимого для пуска объекта и копеечного по стоимости инвентаря, не заложенного в смету, пришлось неоднократно обращаться к городскому бюджету, спонсорам, вместо того, чтобы просто оплатить со своего счета.

В результате, как бывает, - потянули за кончик нити, а размотали целый клубок проблем, который сейчас уже не знают, как разрешить, а цена этому - 0,5% экономии сметной стоимости.

Какой же выход? Раздаются голоса о переходе всех УКС на хозрасчет, но, на наш взгляд, это ничего не дает. Средств это не прибавит, правда, будет возможность увеличить штаты и повысить уровень зарплаты, но как их увеличить, если мы и эти штаты при нынешнем уровне зарплаты не можем обеспечить.

А вот исполкомам управлять организацией, которая стала самостоятельной и находится на полном хозрасчете, юридически вроде бы и не совсем удобно. Здесь возможно разрушение всей существующей вертикали службы заказчика и, как следствие, потеря рычагов влияния и управляемости государством за развитием строительства в республике. Ведь при самостоятельности каждой отдельно взятой единицы управлять УКС будет невозможно.

На данном этапе развития общества, при усилении роли государства, на наш взгляд необходимо: повысить роль УКС как службы единого заказчика; увеличить отчисления на их содержание, хотя бы до прежнего уровня; ввести для них, как для органов госуправления, льготное налогообложение.

Без решения этих вопросов будет происходить нищание УКС и, как следствие, отток грамотных специалистов, полная разбалансировка ранее хорошо отлаженного государственного механизма.

Ю. В. КОЛЕСНИКОВ, гл. инженер УКС Гомельского облисполкома


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 20 за 2000 год в рубрике экономика

©1995-2024 Строительство и недвижимость