Электронный каркас предприятия


Для того, чтобы персональный компьютер, украшающий рабочий стол руководителя предприятия (и почти любого из ведущих специалистов), на деле представлял собой эффективный и универсальный инструмент, он должен быть снабжен необходимым программным обеспечением - системным, без которого он просто не сможет работать, и прикладным - соответствующим профилю работы специалиста, службы, предприятия.

Компания "Центр информационных технологий - СИТ" была основана в 1992 г. на базе научно-исследовательской лаборатории "Информационные системы и технологии" Минского радиотехнического института (теперь Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). Руководителем СИТ является профессор А. М. Суходольский, который в 1976 г. вместе со студентами сформировал лабораторию, занимавшуюся научными исследованиями в области автоматизации технологических процессов в микроэлектронной промышленности. Полученные научные результаты были внедрены на крупнейших предприятиях бывшего СССР в Москве, Киеве и Минске.

В настоящее время СИТ является головным исполнителем проектов создания автоматизированных информационных систем органов государственного управления РБ.

Компания активно участвует в международном научно-техническом сотрудничестве в области информационных технологий (проекты программ INTAS и Copernicus Европейской комиссии, проекты Европейского комитета по Стандартизации) и является "точкой фокуса" в СНГ (CIS Focal point) программ Еврокомиссии по информационным технологиям (программы ESPRIT и "Технологии информационного общества").

В конце 1998г. такая разработка СИТ, как DWARF (Document & Work Activity Repository & Framework) стала победителем всероссийского конкурса Centura Soft в категории "самый интересный информационный проект".

Система управления документами DWARW представляет собой многопользовательскую систему, которая позволяет автоматизировать работу канцелярии, создавать архивы и информационно-поисковые системы различного назначения и организовывать электронный документооборот территориально-распределенных подразделений организации.

Основное назначение системы - создание общего информационного пространства учреждений, ведомств, предприятий и фирм и организация электронного документооборота на базе современных информационных технологий.

Составными частями DWARF являются готовые решения: Электронный документооборот, Канцелярия, Кадры, Архив, Библиотека НТД.

DWARF - это универсальная система, позволяющая в короткие сроки создавать специализированные информационные системы. Кроме того, это масштабируемая система - возможна поставка однопользовательского или многопользовательского варианта.

Использование SQL-технологии (Oracle, SQLBase) в сочетании с технологией INTRANET/INTERNET позволяет создавать пользовательские базы данных произвольной структуры. Возможны поддержка в системе сложного составного документа, состоящего из атрибутивной части документа в виде регистрационной карточки и содержимого документа в виде файлов любых типов с поддержкой версий документов, обеспечение эффективных механизмов поиска как по атрибутивной части документа (название, аннотация, дата регистрации), так и по содержанию, использование оригинальных алгоритмов создания, представления и обработки маршрутов движения документов или бизнес-процедур, использование различных алгоритмов защиты информации (RSA, DES), ограничение доступа к документам и процедурам их обработки, поддержка HTML-документов, автоматическое формирование текста документа из регистрационной карточки, автоматическая регистрация входящих документов, обеспечение поддержки бумажного, электронного или смешанного документооборота, в том числе и автоматического взаимодействия с электронной почтой, а также организация территориально-распределенного документооборота за счет интеграции нескольких систем DWARF, внедренных в нескольких учреждениях, в единую систему.

В состав системы DWARF входят DWARF Repository - информационно-поисковая подсистема, DWARF FlowDoc - подсистема организации электронного документооборота, DWARF Administrator - подсистема администрирования ресурсов системы, DWARF Creator - дизайнер информационных объектов и DWARF INTERNET - подсистема взаимодействия с Internet.

Основными функциями подсистемы DWARF Repository являются создание ссылок на документ с целью привязки одного и того же документа к разным тематическим рубрикам, поддержка возможности просмотра и редактирования составных частей документа приложениями Windows, с помощью которых они были созданы. Новая составная часть документа может быть создана из файла или из ранее подготовленных шаблонов содержимого документов, хранящихся в базе данных.

Реализованы функции построения пользователем сложных запросов на поиск документов с возможностью сохранения этих запросов для последующего использования, формирования пользовательских списков документов с возможностью их сохранения по результатам поиска информации, для ускорения выборки документов в будущем, поддержки сортировки документов как в полном списке, так и в подмножестве выделенных документов; а также получения различных отчетов в виде файлов MSWord 97. Форма отчетов определяется пользователем.

Подсистема DWARF FlowDoc состоит из: FlowDoc User - приложения для рядового участника документооборота и FlowDoc Administrator - приложения для организации и управления маршрутами движения документов.

FlowDoc Administrator предоставляет пользователю возможность создания, просмотра и редактирования маршрутов обработки документов (при этом могут использоваться предварительно созданные шаблоны маршрутов движения документа и шаблоны узлов), создания новых составных документов для последующей их обработки в рамках документооборота (полный набор функций для работы с документами), а также составления, просмотра, удаления и редактирования заданий.

Приложение FlowDoc User выполняет следующие функции: автоматический подбор заданий, которые необходимо выполнить конкретному пользователю, и выдача их в виде списка, сортировку заданий по времени (будущие, текущие и просроченные), подключение программных модулей для автоматической обработки документов в соответствии с заданным алгоритмом, передачу документа после обработки его пользователем на следующий уровень в соответствии с маршрутом, а также динамическое изменение маршрута документа при наличии у пользователя соответствующих прав.

Приложение DWARF Administrator позволяет формировать структуру хранения информации, создавать и удалять пользователей системы, формировать разнообразные отчеты об информационном пространстве DWARF, сохранять в системе шаблоны документов, добавлять новые типы документов.

Приложение DWARF Creator представляет собой визуальную среду для создания и редактирования пользователем новых типов информационных объектов. Для каждого типа объектов пользователь может сам определить форму отчетов.

DWARF Internet - подсистема для получения доступа к корпоративной базе документов из сети Internet при наличии соответствующих прав. Реализованы функции поиска документов по различным критериям, просмотр списка найденных документов, просмотр содержимого документов.

Приложение "Библиотека НТД", построенное на базе системы управления документами DWARF, со встроенным в него объектами "Научно-техническая документация", "Типовая проектная документация" и "Инструктивно-нормативный документ" представляет собой многопользовательскую систему, которая позволяет автоматизировать хранение и поиск научно-технической информации. Использование автоматизированной системы для работы с научно-технической документацией поможет значительно сэкономить время, затрачиваемое на поиск нужной информации в "бумажных" источниках.

Основное назначение системы - максимальное упрощение для пользователя доступа к научно-технической документации. В результате предварительной работы по созданию и наполнению научно-технической библиотеки информацией пользователь получает возможность доступа к любой хранящейся в базе информации за считанные секунды, при этом получая всю имеющуюся информацию по интересующему его вопросу.

Для хранения научно-технической информации используется рубрикатор, который пользователь может спроектировать самостоятельно. Система DWARF позволяет ограничивать доступ пользователей к определенным папкам рубрикатора и документам в системе, что позволит хранить всю информацию в единой информационной базе, соблюдая при этом возможно необходимую секретность.

Для регистрации объектов "НТД", "ИНД" и "ТПД" в системе используются простые формы, позволяющие ввести необходимую информацию для описания информационного источника (например, для ГОСТа - дата ввода в действие, принятые изменения, дата отмены).

Система позволяет хранить не только информацию в объектах, но и присоединенный к объекту файл с текстом документа, который будет являться фактическим источником информации для пользователя системы. Файл может быть получен простым сканированием первоисточника с последующим распознаванием текста (это и есть стадия подготовки информации для научно-технической библиотеки). Полученные в результате распознавания файлы присоединяются к регистрационной карточке объекта и индексируются. Впоследствии пользователь может осуществлять поиск документов в электронной библиотеке по любому слову, когда-либо встречавшемуся в тексте документа или в его описании, то есть в реквизитах объекта.

Система функционирует под управлением Windows 95/NT, поддерживает СУБД Oracle и SQLBase.

Безусловный интерес представляет автоматизированная информационная система учета и анализа потребления природного газа и его оплаты, которая предназначена для сбора, накопления и обработки информации о потреблении природного газа и о расчетах за него министерствами, ведомствами и предприятиями РБ в системе концерна "Белтопгаз".

Информация передается в концерн из областных предприятий газовых хозяйств (ОПГХ). Еженедельно отчеты об оплате природного газа представляются в СМ РБ.

Автоматизированная система построена по SQL-технологии на базе ведомственной электронной почты и представляет собой сложный программно-аппаратный, территориально-распределенный комплекс технических и программных средств, в состав которого входит несколько локальных вычислительных сетей, средства электронных коммуникаций, современное системное и прикладное программное обеспечение. Ядром системы является локальная вычислительная сеть концерна "Белтопгаз", объединяющая рабочие станции, файловый сервер, коммуникационный сервер и сервер баз данных. В качестве сетевого программного обеспечения используются системы Windows NT и Novell Netware. Для хранения данных в концерне установлен 32-разрядный сервер баз данных SQLBase 7 фирмы "Centura Software Corporation". Ведомственная электронная почта организована на базе программных продуктов cc-Mail фирмы "Lotus Development Corporation". Абонентами почты, кроме концерна "Белтопгаз" и семи ОПГХ, являются "Белтрансгаз", "Белгипрогаз", Минстройархитектуры РБ.

Автоматизированная система работает в круглосуточном режиме.

В состав прикладного программного обеспечения (ПО) информационной системы входит ПО ОПГХ для подготовки и отправки данных по учету оплаты природного газа, ПО ОПГХ для подготовки и отправки данных по потреблению природного газа, ПО для организации взаимодействия с сс-Mail в ОПГХ и концерне, ПО концерна по учету и анализу оплаты природного газа, ПО концерна по учету потребления природного газа, ПО концерна по анализу и прогнозу потребления природного газа, а также ПО концерна по подготовке планов потребления природного газа (годовых, квартальных, в условиях аварий, ограничений).

Автоматизированная система построена таким образом, чтобы максимально облегчить и упростить работу пользователей системы. Диспетчер в ОПГХ заполняет соответствующие формы для подготовки данных и при их готовности дает команду программе отправить данные. Все остальное программный комплекс берет на себя: данные за определенную дату компонуются в отдельные файлы и затем осуществляется их автоматическая передача по электронной почте в концерн. Запуск почты, создание сообщения, присоединение к нему файлов, отправку сообщения выполняет программное обеспечение для организации взаимодействия с cc-Mail в ОПГХ. В концерне отправленное сообщение принимает коммуникационный сервер и записывает его в почтовое отделение. Сотрудник концерна, отвечающий за обработку информации, запускает программу учета и принимает присланную информацию, то есть приложение автоматически забирает присланное сообщение, отсоединяет от него файлы с данными и записывает их в указанный каталог, затем информация импортируются в базу данных концерна. При приемке файлов, перед записью в базу данных, информация проходит автоматическую проверку на корректность. По данным, накапливаемым в базе данных, формируется различная отчетная информация, проводится анализ потребления газа и его оплаты. На основе данных о потреблении природного газа и прогнозов его потребления в будущем строятся планы поставки природного газа. В системе ведется централизованный классификатор потребителей природного газа, обновление которого осуществляется по запросам из ОПГХ.

Автоматизированная информационная система концерна "Белтопгаз" и его ведомственная электронная почта постоянно развивается и совершенствуется. Одним из направлений является подключение новых абонентов и установка программного обеспечения для предоставления в электронном виде информации об оплате природного газа заинтересованным министерствам и ведомствам. Подключившись к системе, сотрудники министерства или ведомства, отвечающие за оплату потребляемого природного газа, получают информацию об оплате дважды в неделю, не покидая собственного кабинета.

Наконец, еще одно предложение СИТ - система оптимизации размещения товаров при грузоперевозках и в складском хозяйстве. Данная система предназначена для решения задачи оптимального размещения товаров, имеющих прямоугольную форму, в некотором объеме (транспортное средство, тара для упаковки, складское помещение). Задача решается на базе современных математических методов, позволяющих максимизировать количество товара при его перевозках либо при заполнении складских помещений. Система может быть установлена как на отдельный персональный компьютер, так и на несколько компьютеров, объединенных в сеть и работающих с единой базой данных. Основными входными параметрами являются габариты заполняемого пространства, а также размеры и желаемое количество размещаемых объектов.

На основании представленной информации программа по различным критериям оптимальности рассчитывает возможные схемы размещения и предлагает последовательность загрузки данного объема. Вся информация, в виде плана размещения, выводится на экран компьютера и может быть распечатана на принтере. Оригинальные алгоритмы позволяют выполнять расчет сразу на нескольких компьютерах при сетевой поставке системы (параллельные алгоритмы), что снижает требования к техническим характеристикам компьютеров.

И заказы на размещение, и найденные решения в виде схем размещения хранятся в централизованной базе данных (используется технология "клиент/сервер") и могут быть вызваны в любое время. Программа предлагает удобный интерфейс для работы с базой данных заказов (схем размещений) и формирования заказа на размещение, а также позволяет осуществлять ручное редактирование схемы размещения. При необходимости программное обеспечение может быть интегрировано в систему управления документами DWARF.

За дополнительной информацией можно обращаться по электронному адресу nes@cit.org.by.

Владимир НЕСЕЛОВСКИЙ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 17 за 2000 год в рубрике технологии

©1995-2022 Строительство и недвижимость