О проблемах сертификации в области питьевого водоснабжения


Проводимая в Беларуси работа по сертификации в области питьевого водоснабжения вызвала большой интерес у участников научно-технического семинара 12 апреля. Для уточнения возникших вопросов сегодня публикуем статью специалистов, участвующих в разработке документов по сертификации.

Вода - естественное природное достояние человека, необходимое условие его жизнедеятельности, важнейший фактор здоровья. Обеспечение населения качественной питьевой водой способствует достижению главной цели - улучшению и сохранению здоровья населения и в целом безопасности нации. Поэтому поиск способов обеспечения безопасности и качества питьевой воды стоит в числе первоочередных задач, решаемых самыми разными направлениями научной и практической деятельности. Важное значение при этом имеет закрепление требований к качеству питьевой воды на уровне государственных стандартов при наличии эффективных форм реализации контрольно-надзорных функций государства за выполнением требований этих стандартов.

Международный стандарт ИСО 8402-94 определяет понятие "качество" как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При таком определении возникает необходимость иметь инструмент, с помощью которого объективно может быть подтверждена эта способность объекта. Таким инструментом является сертификация, то есть деятельность по подтверждению соответствия объекта (продукции) установленным требованиям.

В Законе Республики Беларусь "О питьевом водоснабжении" государство устанавливает правовые гарантии обеспечения потребителей качественной питьевой водой. Сертификация в области питьевого водоснабжения является важнейшим фактором, способствующим реализации этих гарантий. Организация деятельности по решению проблемы обеспечения населения республики питьевой водой стандартного качества в настоящее время имеет характер общегосударственной целевой программы с выполнением ее на системной основе.

Согласно Законам Республики Беларусь "О сертификации продукции, работ и услуг" (1995 г.) и "О питьевом водоснабжении" (1999 г.) питьевая вода как разновидность товарной продукции, производимой специализированными предприятиями в соответствии с требованиями государственного стандарта, подлежит обязательной сертификации. Основной целью сертификации в области питьевого водоснабжения является содействие методами и средствами стандартизации, метрологии и сертификации комплексному решению задач улучшения качества питьевой воды путем: достоверной оценки ее соответствия требованиям безопасности, безвредности и органолептическим показателям; оценки эффективности водоочистных устройств, оборудования и технологий в отношении обеспечения требуемой полноты очистки и обеззараживания воды в соответствии с их назначением; анализа и оценки производств и систем качества на предприятиях водоснабжения; оценки качества реагентов и материалов, используемых в системах питьевого водоснабжения.

В соответствии с указанной целью и задачами номенклатурно-объектовая основа сертификации в области питьевого водоснабжения охватывает следующие группы однородной продукции и процессов: питьевая вода систем питьевого водоснабжения; питьевая вода, разлитая в тару (бутыли или другие емкости) и предназначенная для реализации потребителям; технологические процессы, оборудование, материалы и химические вещества для очистки и обеззараживания питьевой воды; индивидуальные и групповые средства очистки и обеззараживания воды.

Дальнейшее расширение области распространения сертификации в сфере питьевого водоснабжения возможно осуществлять по мере разработки и введения новых государственных стандартов, пополняющих нормативную базу для целей сертификации, а также по результатам практической апробации методологических основ сертификации различных групп объектов.

Сертификация в области питьевого водоснабжения осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь, то есть в рамках Национальной системы сертификации (системы БелСТ) и, следовательно, имеет как законодательно регулируемую (обязательную), так и добровольную области сертификации. В перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, Постановлением Госстандарта №25 от 22 ноября 1999 г. включены питьевая вода, разлитая в тару и предназначенная для реализации потребителям (с 1 апреля 2000 г.), и питьевая вода систем питьевого водоснабжения (с 1 ноября 2000 г.).

Основополагающим этапом создания полноценной системы сертификации в любой области является разработка ее структуры, к работе над которой в настоящее время приступили Госстандарт и Минжилкомхоз. В процессе разработки структуры сертификации в области питьевого водоснабжения будут: определены основные принципы ее создания (например, системного единства, объективности, развития, превентивности, ответственности и др.), отражающие полноту представления и последовательность решения основных задач сертификации; разработаны общие требования к структуре сертификации как к организационно-технической системе, состоящей из соответствующего комплекса средств обеспечения; определены основные компоненты этого комплекса (правовое, нормативное, организационное, методическое, кадровое, информационное, техническое, ресурсное обеспечение и др.) и конкретные документы, составляющие его содержание.

Нормативное обеспечение сертификации в области питьевого водоснабжения основывается на целом ряде документов, которые можно разделить на две группы: технические требования к объектам сертификации и методы их испытаний.

Первую группу составляют требования к качеству источников водоснабжения и питьевой воды, установленные ГОСТ 2761-84, ГОСТ 2874-82, СанПиН 4630-88, СанПиН 8-83-98 РБ 98, СанПиН 10-124 РБ 99, РДУ-99. В совокупности указанные нормативные документы охватывают практически все возможные виды загрязнений воды опасных для здоровья человека и устанавливают соответствующие значения предельно допустимых концентраций для каждого загрязнителя. Однако введение новых санитарных правил и норм в области питьевого водоснабжения требует выполнения ряда подготовительных работ, в том числе разработки вспомогательных и взаимоувязанных нормативных документов, касающихся нормирования качества воды и мероприятий по введению и применению новых требований к питьевой воде.

Вторую группу составляет комплекс нормативных документов на соответствующие методы контроля качества питьевой воды. Многие действующие стандарты на методы контроля существенно устарели, базируются на устаревшем приборном обеспечении, не имеют необходимых метрологических характеристик и часто не позволяют получить достоверные и воспроизводимые результаты анализов. Необходимость пересмотра действующих и разработки новых отечественных стандартов на методы контроля качества питьевой воды и воды водоисточников определяется в первую очередь расширением круга нормируемых и соответственно подлежащих контролю показателей, в том числе по значительному количеству органических компонентов, расширенному перечню неорганических токсикантов, введению новых показателей биологического контроля, а также новых показателей радиоактивности и, безусловно, здесь в ближайшее время должны определиться Госстандарт и Минздрав.

Конкретный состав и содержание работ по разработке и пересмотру нормативных документов в области контроля качества питьевой воды и воды источников водоснабжения должны быть обоснованы в составе комплексной программы стандартизации и метрологического обеспечения сертификации в области питьевого водоснабжения.

Разработчики документов по организационному обеспечению сертификации в области питьевого водоснабжения должны предусмотреть в них обязательные требования и положения о видах, этапах и процедурах работ по сертификации, составе участников работ и их взаимодействии, перечнях и формах изготовляемых документов, установить общие положения в отношении объектов сертификации и сертифицируемых видов продукции и процессов, порядок выдачи гигиенического заключения на объекты сертификации, порядок сертификации продукции с учетом документов БелСТ, применение схем сертификации и т.д., то есть обеспечивать организацию работ, единые принципы и согласованность действий в деятельности по сертификации в области питьевого водоснабжения.

Документы по организационному обеспечению сертификации в области питьевого водоснабжения могут быть формализованы в виде правил, порядков, положений, руководящих документов, например:

- Положение о сертификации в области питьевого водоснабжения;

- Правила сертификации питьевой воды, систем качества и производств в системах питьевого водоснабжения;

- Правила сертификации питьевой воды, разлитой в тару и предназначенной для реализации потребителям;

- Правила сертификации индивидуальных и групповых средств очистки и обеззараживания воды;

- Правила сертификации реагентов, используемых в питьевом водоснабжении;

- Правила сертификации фильтрующих и сорбирующих материалов, используемых в питьевом водоснабжении;

- Правила сертификации труб, арматуры, емкостей и другого оборудования, используемого в питьевом водоснабжении и др.

Система сертификации в области питьевого водоснабжения должна также предусматривать создание рационально построенной территориально распределенной сети органов по сертификации и соответствующую испытательную базу с элементами децентрализованного регулирования. Сфера деятельности органов по сертификации в области питьевого водоснабжения должна определяться, исходя из географического расположения зональных водных бассейнов и водоисточников, используемых в питьевом водоснабжении, с учетом районирования, однородности состава природной воды и особенностей санитарно-эпидемиологической и экологической обстановок. Органы по сертификации должны будут иметь возможность проведения работ по всей номенклатуре объектов сертификации в области питьевого водоснабжения.

Кадровое обеспечение сертификации в области питьевого водоснабжения формируется на принципах, установленных в СТБ 5.1.06-96. С их учетом должны быть разработаны и утверждены квалификационные требования к экспертам по сертификации в области питьевого водоснабжения и их специализациям, программы их подготовки и стажировки. Подготовка экспертов, чья деятельность непосредственно связана с оценкой соответствия объектов сертификации, является одним из важнейших мероприятий, направленных на создание и устойчивое функционирование сертификации в области питьевого водоснабжения. От уровня подготовки экспертов непосредственно зависят результаты реализации технической политики, проводимой органом по сертификации в области качества выполняемых им работ, объективность и достоверность информации о фактическом состоянии соответствия сертифицируемой продукции, поэтому в ближайшее время Госстандарту, Минжилкомхозу и ГК "Белводоканал" необходимо разработать и реализовать программы подготовки таких специалистов.

Основу информационного обеспечения сертификации в области питьевого водоснабжения составляют государственные реестры, ведение которых осуществляет Госстандарт РБ, в том числе: реестр сертифицированных объектов, реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий, реестр экспертов. Кроме того, так как процесс сертификации в области питьевого водоснабжения связан со значительным объемом обрабатываемой информации, большим количеством документов, участников работ и процедур их выполнения, необходимо создать автоматизированную систему обработки информации (АСОИ). Недооценка необходимости создания такой АСОИ может существенно снизить уровень работы всех участников сертификации и ее эффективность в целом.

Техническое и ресурсное обеспечения представляют собой совокупность технических средств, используемых при осуществлении процедуры сертификации, средства материально-технического обеспечения, финансовые ресурсы, используемые при создании, обеспечении функционирования и развития сертификации в области питьевого водоснабжения.

Развитие инфраструктуры сертификации в области питьевого водоснабжения может осуществляться путем создания ряда органов с соответствующей областью аккредитации либо путем включения отдельных объектов (в основном питьевой воды, разлитой в тару) в область аккредитации органов по сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, с аккредитацией имеющейся испытательной базы по правилам сертификации питьевой воды.

Основной трудноразрешимой пока проблемой при проведении сертификации в области питьевого водоснабжения является недостаточная разработка нормативной базы, инвариантность методов измерения и нестандартизированных, хотя и прошедших метрологическую аттестацию методик. Не решит проблемы и разработка различных разрешительных перечней методик. Только создание единого массива стандартизированных методов (методик) измерений позволит поднять испытательную базу в данной области на соответствующий уровень.

Устойчивость системы сертификации в области питьевого водоснабжения будет обеспечиваться прочностью взаимосвязей с уже действующими и вновь создаваемыми системами сертификации, в том числе системами сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, электрооборудования, химической продукции, системой аккредитации испытательных и поверочных лабораторий, подсистемой экологической сертификации и др.

Особое внимание при формировании номенклатуры объектов сертификации в области питьевого водоснабжения должно уделяться проблеме пересечения различных свойств (характеристик) одних и тех же объектов, попадающих в сферу действия различных систем сертификации, в первую очередь в законодательной сфере. Например, бытовые водоочистные устройства, работающие на принципе электрохимической очистки или ультрафиолетового облучения, промышленное оборудование предприятий водоснабжения подлежат обязательной сертификации в системе БелСТ по параметрам электробезопасности; материалы и реагенты также, в свою очередь, подлежат обязательной сертификации по параметрам гигиенической безопасности в системе БелСТ и т.д. В связи с этим в Правилах (Положении) о сертификации в области питьевого водоснабжения необходимо установить единую основу для проведения сертификации соответствия по совокупности сертифицируемых параметров и обеспечения комплексности свойств сертифицируемых объектов, применяемых в питьевом водоснабжении, исходя из их функционального назначения в технологических процессах водоочистки в интересах достижения конечного результата - получения питьевой воды нормативного качества. При этом неотъемлемым этапом сертификации является гигиеническая оценка (регламентация) объектов с точки зрения требований гигиенической безопасности для предотвращения их неблагоприятного влияния на человека.

Как бы ни трудна и объемна была задача создания и введения в действие сертификации в области питьевого водоснабжения, решать ее необходимо как можно быстрее, поскольку комплексное решение широкого круга актуальных задач в области законодательного и нормативного обеспечения проблемы питьевого водоснабжения населения и качества питьевой воды в сочетании с охватом сертификацией всей совокупности объектов, непосредственно связанных с решением этой проблемы, должны стать эффективным инструментом для выполнения важнейшей государственной обязанности по удовлетворению жизненных потребностей граждан Беларуси в доброкачественной питьевой воде.

Валерий НОВАК, заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь,Дмитрий МЯСОЕДОВ, главный инженер управления коммунального хозяйства и экологии Минжилкомхоза,Павел ЛОБОДЕНКО, старший научный сотрудник Центрального НИИ комплексного использования водных ресурсов Минприроды РБ


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 2000 год в рубрике вода

©1995-2024 Строительство и недвижимость