Законодательное регулирование отношений в области обеспечения населения питьевой водой
При открытии в Минске научно-технического семинара, проведенного 12 апреля в ходе выставки "Вода", заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Валерий НОВАК посвятил свое выступление законодательной и нормативной базе в сфере водоснабжения.
Проблема качества питьевой воды является в настоящее время предметом особого внимания общественности, законодательных и исполнительных органов во всех цивилизованных странах.
Необходимость и неотложность ее решения обусловлены повсеместным ухудшением состояния водоисточников, трудностями обеспечения в этих условиях соответствия питьевой воды санитарно-гигиеническим требованиям, что несет в себе угрозу массовых заболеваний, повышенной смертности (особенно детской), способствует обострению социальной обстановки.
Согласно статистическим данным и публикациям международных организаций, ущерб здоровью населения от потребления недоброкачественной питьевой воды соразмерен с потерями от стихийных бедствий, неблагоприятных экологических ситуаций, голода и других глобальных факторов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), свыше 500 млн человек в мире ежегодно болеет от потребления некачественной воды, 80% кишечных инфекционных заболеваний обусловлено контактами с инфицированной водой. Проведенные в США расчеты материального ущерба от несоответствия воды в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения установленным требованиям свидетельствуют, что размеры этого ущерба достигают 20 млрд долларов в год вследствие заболеваний и других неблагоприятных факторов.
В Беларуси в последние годы также наметилась тенденция к ухудшению качества поверхностных и подземных вод, особенно в городах и районах с высокой концентрацией промышленных предприятий, а также в населенных пунктах, расположенных вблизи крупных животноводческих комплексов и ферм, навозохранилищ, складов минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов. В большинстве зон санитарной охраны имеют место факты нарушения установленного режима (строительство коттеджей, других сооружений).
Не в полной мере выполнялось Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.88 г. №47 "О первоочередных мерах по улучшению использования водных ресурсов республики" в части приведения в надлежащее санитарное состояние территорий всех водозаборов подземных и поверхностных вод.
Ослаблен контроль за соблюдением правил проведения агрохимических работ в водоохранных зонах.
Оснащение лабораторий, контролирующих качество питьевой воды, не везде соответствует современному уровню развития науки и не обеспечивает проведение необходимых анализов для полной и объективной оценки доброкачественности потребляемой воды.
Международный опыт свидетельствует, что эффективное решение проблемы улучшения питьевого водоснабжения и качества питьевой воды может быть достигнуто только на базе комплексного подхода, с использованием законодательного и нормативно-технического регулирования, охватывающего все аспекты деятельности в области нормирования и контроля качества воды, ее очистки и обеззараживания, экономического симулирования, материального обеспечения и т.п.
В Беларуси законодательное регулирование вопросов водопользования осуществляется Водным кодексом, который регулирует отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами.
Основные положения кодекса направлены на создание условий для рационального использования, охраны вод, восстановления и сохранения водных объектов. Однако вопросы питьевого водоснабжения декларированы в кодексе в самом общем виде.
В Законе Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" установлены общие положения о необходимости обеспечения населения питьевой водой, соответствующей санитарным нормам, об обязанностях предприятий и организаций осуществлять мероприятия по обеспечению населения питьевой водой и установлению зон санитарной охраны в целях предотвращения загрязнения водоисточников.
Вместе с тем в действующих в Беларуси законодательных актах до недавнего времени не находили отражения вопросы, предусмотренные международными рекомендациями для законодательного регулирования, обеспечения качества питьевой воды, отсутствовали необходимые положения, устанавливающие приоритеты обеспечения деятельности предприятий водоснабжения, ответственность за загрязнение водоисточников.
Отсутствие правового регулирования в области питьевого водоснабжения, законодательно установленных гарантий приоритетного обеспечения питьевой водой населения и хозяйствующих субъектов вело к ущемлению интересов граждан, а также к нерациональному использованию воды, истощению природных ресурсов водоснабжения.
Зарубежный опыт законодательного обеспечения требований к качеству питьевой воды и обеспечения потребностей населения в питьевой воде свидетельствует о высокой эффективности действующих законов.
Так, Законом США "О безопасности питьевой воды", принятом в 1974 году и пересмотренном в 1986 г., установлены государственные органы, осуществляющие основные организационные, управленческие и научно-методические функции в целях обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, определены основные положения об общественных системах водоснабжения, регламентах качества питьевой воды, ответственности властей отдельных штатов за выполнение этих регламентов, защите источников водоснабжения, о всех видах обеспечения деятельности предприятий водоснабжения, включая государственные субсидии.
Аналогичное законодательство действует в ряде европейских стран, в частности, во Франции, Дании.
В первом чтении принят такой закон Государственной Думой России.
Учитывая изложенное, Минжилкомхоз Республики Беларусь выступил инициатором разработки проекта Закона "О питьевом водоснабжении", который позволил установить правовые, хозяйственно-экономические отношения в этой области с целью создания необходимых условий для обеспечения населения и иных потребителей питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения жизненных потребностей.
Указанный Закон является первым практическим шагом перехода от ведомственного инструктивно-нормативного к законодательному государственному регулированию деятельности в одной из важнейших социальных сфер - обеспечения населения Беларуси питьевой водой.
Он призван не только регулировать использование и охрану воды как одного из природных ресурсов, но и обеспечивать создание и функционирование сложных водохозяйственных систем в новых условиях рыночной экономики. Закон направлен прежде всего на регулирование отношений собственников систем водоснабжения, организаций, осуществляющих связанную с этим деятельность, пользователей и потребителей питьевой воды, он четко определяет: государственные гарантии обеспечения граждан и юридических лиц питьевой водой в соответствии с нормами ее качества и нормами потребления, включая чрезвычайные ситуации, и при нарушениях функционирования систем; хозяйственно-экономические основы деятельности, виды собственности на системы питьевого водоснабжения, системы тарифов и экономического стимулирования, сертификации и лицензирования, учета и платности, государственного контроля и надзора; права и обязанности субъектов правоотношений в области питьевого водоснабжения, ответственность за причинение вреда здоровью граждан при подаче питьевой воды, не отвечающей нормативным требованиям.
Тем самым по отношению к воде защищаются права потребителей, как и по отношению к другим видам продукции.
Принятие этого Закона позволило активизировать структурную перестройку в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения, обеспечило экономическое стимулирование деятельности водопроводных мероприятий.
Во исполнение плана основных мероприятий по приведению законодательства в соответствие с Законом Республики Беларусь "О питьевом водоснабжении" Минжилкомхоз внес в правительство проект постановления Совета Министров об утверждении разработанного министерством "Положения о государственном контроле и надзоре в области питьевого водоснабжения".
В положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.99 г. №1738 внесены соответствующие изменения.
Министерством разработано Положение о порядке выдачи разрешений (лицензий) на осуществление деятельности по эксплуатации сетей, сооружений и инженерного оборудования систем водоснабжения и водоотведения, которое согласовано с соответствующими министерствами и внесено в Минюст для регистрации. Совместно с Госстандартом разработан Государственный стандарт республики Беларусь "Вода питьевая. Общие требования к организации и методам контроля качества".
Действующим Кодексом Республики Беларусь "Об административных правонарушениях" (ст. 60-61) определена ответственность за нарушения правил водопользования, повреждения водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации, которая на начало реализации Закона " 0 питьевом водоснабжении" удовлетворяет предприятия водопроводно-канализационного хозяйства. Кроме того, "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках Республики Беларусь 1995 г." предусмотрены порядок и ответственность за нарушения при эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 2000 год в рубрике вода