Проблемы экспорта строительных материалов
Смещение акцентов в жилищном строительстве в сторону внебюджетных источников финансирования заставляет предприятия стройиндустрии активизировать работу по экспорту своей продукции.
Белорусский экспорт строительных материалов в страны СНГ приведен в таблице. Основным рынком сбыта по цементу и стеновым материалам являются Россия, Литва; по стеклу полированному и плитке керамической - Россия и Украина; по строительным металлоконструкциям и листам гипсокартонным - Россия. Экспорт строительной продукции за два месяца текущего года составил $12,4 млн, что составляет 149% к соответствующему периода прошлого года. Импорт достиг $5,7 млн, что составляет 80,6% к уровню прошлого года.
Белорусскими подрядными организациями за два месяца текущего года за рубежом выполнено работ на $2,2 млн, что составляет 94% к уровню прошлого года.
Наметилась тенденция увеличения экспорта строительной продукции. Но вместе с тем в торговых отношениях со странами СНГ имеются проблемы, которые не позволяют белорусским производителям строительной продукции активно присутствовать на этом рынке.
Параметры роста экспорта по основным товарным позициям
Наименование | Ед. измерения | Прогноз на 1999 г. | Прогноз на 2000 г. | ||
Физ. объем | Млн. у.е. | Физ. объем | Млн. у.е. | ||
Цемент | тыс. тн | 68,8 | 2,1 | 70 | 2,2 |
Плитка керамическая | млн. м2 | 5,7 | 23,8 | 5,77 | 24,1 |
Стекло полированное | млн. м2 | 4,9 | 8,5 | 5 | 8,7 |
Листы гипсокартонные | тыс. м2 | 921 | 1 | 1000 | 1,1 |
Строительные металлоконструкции | тыс. тн | 15,3 | 9,6 | 15,5 | 9,7 |
Стеновые материалы | млн. шт. у.к. | 156,4 | 4,6 | 159,8 | 4,7 |
Рост стоимости железнодорожных перевозок экспортных грузов также влияет на экспорт продукции. Железнодорожные тарифы на перевозку строительных материалов по российской территории гораздо выше, чем при перевозке по территории Беларуси. При провозе строительных грузов по территории РБ Белорусская железная дорога использует коэффициент межгосударственного сообщения, который постоянно растет.
Скажется также отрицательно на экспорте белорусских строительных материалов решение Белорусской железной дороги от 29.10.99 года №21-01-13.3920. "Об изменении с 1.01.2000 года порядка расчетов грузоотправителей". Согласно этому письму оплата провозных платежей за территорию Белорусской железной дороги по вышеуказанным перевозкам должна производиться в СКВ. Оплата перевозок грузов из России и в Россию допускается в российских рублях или в твердой валюте (СКВ). Указанное решение может полностью парализовать экспорт белорусских стройматериалов в Россию.
Влияют на торговые отношения высокие экологические сборы при перевозке белорусской продукции автотранспортом по дорогам России. Величина экологического сбора достигает 25% от стоимости перевозимого груза.
Одним из наиболее актуальных вопросов для экспортеров был разрыв между официальным курсом Национального банка и курсом Межбанковской валютной биржи, который достигал 40%. В отдельные месяцы 1999 года этот разрыв по курсу американского доллара достигал 200 000 белорусских рублей, что приводило к сокращению у предприятий оборотного капитала. По сути это является дополнительным налогом на экспорт (равнозначно как бы 30%-му налогу на экспортную выручку).
Доля бартера в выручке предприятий составляет от 40% до 95%. Основной причиной сохранения бартерных операций является административное регулирование обменного курса рубля, при котором предприятиям невыгодно продавать экспортную выручку в иностранной валюте по нереально установленному (заниженному) Национальным банком курсу. В процессе импорта ресурсов и сырья белорусским предприятиям при расчетах приходится сталкиваться с проблемами конвертации белорусских рублей, что заставляет прибегать к использованию бартера во внешней торговле, а это ведет к непоступлению валютных средств.
Сырье поставляется белорусским предприятиям по реальным рыночным ценам, а бухгалтерский учет ведется по официальному курсу доллара, т.е. фактические издержки растут, а в белорусских рублях образуется виртуальная прибыль, что приводит к росту налоговых выплат.
В министерстве считают, что существование нескольких обменных курсов, увеличение разницы между официальным и рыночным курсами, необходимость продажи части валютной выручки по завышенному официальному курсу, трудности с конвертацией денежных средств привели к невозврату и утечке капитала из страны, росту бартеризации внешней торговли, непоступления большой части валютных средств в республику. Все это влияет на снижение объемов экспорта строительных материалов.
Отрицательно отразилось на финансовом положении предприятий поддержание практически стабильного официального обменного курса при высокой внутренней инфляции, что привело к снижению рентабельности экспорта и росту конкуренции со стороны импорта.
В последние годы российским регионам удалось привлечь инвестиции и за счет этого организовать на местах производство строительных материалов, что способствует вытеснению с рынка СНГ отдельные белорусские строительные товары.
Как известно, на себестоимости продукции сказываются дополнительные расходы предприятий по содержанию социальных объектов, перекрестному субсидированию затрат в жилищно-коммунальном секторе и населения в части потребления электро- и теплоэнергии, природного газа, воды, услуг городского и железнодорожного транспорта.
Эти затраты также влияют на конкурентоспособность белорусских строительных материалов в ценовом отношении.
Инфляция в Беларуси приводит к тому, что себестоимость продукции растет, а цена, по которой продается местная продукция в России, стабилизировалась. Таким образом, из-за роста затрат за одни и те же суммы российской валюты предприятие вынуждено реализовывать все большие объемы своей продукции в натуральных измерителях. Если указанное положение и дальше будет усугубляться, то у предприятий не хватит мощностей для получения тех же валютных сумм на покрытие собственных издержек.
Минстройархитектуры проводит работу по совершенствованию предприятиями технологий выпускаемой продукции, повышению ее качества, расширению ассортимента. При этом предприятия целенаправленно работают над снижением себестоимости продукции, стараются поддерживать приемлемые цены и на российских рынках. Они активно ищут новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта в страны дальнего зарубежья.
Однако без решения со стороны государства вопросов, связанных со стабилизацией денежно-кредитной политики (снижения инфляции, выравнивания официального и реального курсов белорусского рубля), совершенствованием железнодорожной тарифной политики, наращивание экспорта будет проблематичным.
По материалам Минстройархитектуры Республики Беларусь
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 16 за 2000 год в рубрике экономика